Примерный план анализа лирического произведения
1.
Кем и когда написано стихотворение?
2.
Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема
стихотворения. Многоплановость.
3.
Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т
д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная,
философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
4.
Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5.
Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения
автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ –
переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты
людей определенного времени, класса, их идеалы).
6.
Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического
героя.
7.
Особенности построения: единое целое,
деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией,
мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического
героя.
8.
Средства поэтического языка ( изобразительные
средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация
лирического текста, с помощью которых создаются
картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего
повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая,
торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ,
диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность,
традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания,
риторические вопросы, способ стихосложения.
9.
Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если
возможно – идея стихотворения
10.
Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего
читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения