Федор Михайлович Достоевский
УРОК 101. «Человек, который весь борьба»1. Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя
Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:
Мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения.
Поведение Раскольникова после убийства.
Поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны.
Встреча Раскольникова с Мармеладовым.
Вопрос для обсуждения в классе. Что
можно сказать о
Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.
С этих позиций идет обсуждение первого романа Достоевского «Бедные люди»
Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.
Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности Достоевского
в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича
Вопросы для обсуждения
Почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?
Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?
Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?
Сообщение об аресте петрашевцев. В 1849 году 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорены к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 году Достоевский возвращается в Петербург.
Чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома». Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?
«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.
Чтение заключительных страниц из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых» даст ответ на вопросы:
Какой путь изменения предлагает Достоевский?
Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)
Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите:
Каково основное направление его творчества?
Как оно меняется в
«Бедные люди» —
«Записки из мертвого дома» —
«Униженные и оскорбленные» — 1861 год.
«Преступление и наказание» — 1866 год.
«Идиот» — 1868 год.
«Бесы» — 1870 год.
(Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)
УРОК 102. «Город полусумасшедших». Петербург Достоевского
Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.
Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить человека от этого мира.)
Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?
Работа проводится в группах:
Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть.
Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино
реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский
проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего
нереального символа —
И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник
увидел
У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных»
и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия
и бесчеловечности, это и
УРОКИ
Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».
Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую
в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать
преимущественно о событиях действительных! Но вот в
Вопросы для обсуждения
Развитие замысла:
Как в романе «Преступление к наказание» соединились прежние замыслы?
Как мог быть встречен роман, опубликованный а такое время?
Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.
Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово защиты.
Как он появляется в романе?
Какое впечатление вызывает у окружающих?
Как видит его Раскольников?
Внешность Мармеладова.
Речь Мармеладова.
Рассказ Мармеладова о своей семье.
Судьба Сонечки.
Как появляется в романе Екатерина Ивановна?
Рассказ о ее судьбе (прошлое).
Внешность Екатерины Ивановны.
Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.
Кто виноват в судьбе героев?
Вывод. Двойственность
героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда
больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива,
но внутренне трагична
Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.
Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?
Отношения между членами семьи.
Рассказ о матери Раскольникова.
Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.
Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.
Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?
На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?
УРОКИ
Урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.
Причины, побудившие Раскольникова к убийству:
взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;
идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре,
состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
Следует обратить внимание учащихся на:
говорящую фамилию героя;
часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;
нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание);
то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.
В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Развитие идеи
|
Состояние Раскольникова
|
Первая встреча с Аленой Ивановной | Отвращение |
Разговор в трактире студента и офицера | Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия |
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук | «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения» |
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее | Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?» |
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре | Ужас. «Да разве то будет?» |
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе | Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи |
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной | Час пробил |
Вопросы для обсуждения
Вывод. Достоевский
писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 году Поль
Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса
Доде «Борьба за существование». В пьесе — впечатления от процесса
УРОК 107. «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова
«В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова.
Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение:
убить
взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
на эти деньги сделать много хороших дел.
В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?
Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова?
Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
В связи с чем появляется он в романе?
Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?
Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
Почему Лужин боится полиции?
Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова?
Вывод. Лужин ближе
к Раскольникову, чем
В чем сложность и противоречивость этого образа?
Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.)
В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?
Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?
Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
Зачем дано прошлое героя, как меняется он?
Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?
Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)?
Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова — это нежелание жить
УРОК 108. «Вечная Сонечка».
Значение образа
Сони Мармеладовой в романе
В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.
Соня
|
Раскольников
|
Кроткая, добрая | Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие |
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица | Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? |
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке | Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий |
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий | Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни |
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие | Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик |
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа | В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя |
У нее есть смысл жизни: любовь, вера | У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт |
Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4).
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Соня
|
Раскольников
|
Преступили нравственные законы общества ради других:
|
|
конкретных людей, «убив себя» |
абстрактного человечества, «убив других» |
Соня — нравственный ориентир автора |
Анализ
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?
Раскольников в этой сцене выступает как
Раскольников — Соне:
Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
«А с вами что будет?»
«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
«А коли вы теперь заболеете».
«Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
«С Полечкой, наверно, то же самое будет».
Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.
В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?
Анализ
Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.
Раскольников начинает с проверки своей теории:
Раскольников — Соне | Соня — Раскольникову |
«Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну»? «Зачем только Признание. |
«И кто меня тут судьей поставил?» «Ох, как вы мучаетесь!» «Нет тебя несчастнее никого». |
Результат — слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же время: «Я в
Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.
УРОК 109. «Их воскресила любовь». Эпилог романа
Роль эпилога очень важна. В центре урока анализ «Эпилога»
это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории;
это воплощение Достоевским библейской темы смирения.
«Смирись, гордый человек!»;
это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.
Основные вопросы урока:
УРОКИ
Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот».
Роман создавался в Швейцарии и в Италии в
Две редакции:
Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты Дон Кихота:
Смешной, невпопад действующий рыцарь.
Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет.
Черты Иисуса Христа:
Внешность, поведение (не от мира сего).
Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).
Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.
Лишен плотского начала.
Произносит проповеди.
Вопросы и задания для обсуждения
Дон Кихот |
→
|
мир
|
→
|
его высмеяли |
Иисус Христос |
→
|
мир
|
→
|
его распяли |
Князь Мышкин |
→
|
мир
|
→
|
сходит с ума |
Вывод. Главные проблемы романа — это:
Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе человека.
Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности.
Эгоизм и самопожертвование.
Жизненное призвание человека.
Страдание и протест.
В романе изображены «все глубины души человеческой».
УРОКИ