назад

И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ

      В самом раннем детстве и в начальной школе дети уже встречались с баснями И. А. Крылова, С. В. Михалкова и другими авторами произведений этого жанра.

      В 5-м классе учащимся важно получить общую картину жизни И. А. Крылова в Твери, в Петербурге. Например, школьникам полезно узнать, что жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной, ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Итак, все-таки будущий писатель получил скудное образование, но в нем жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти в губернский магистрат переписывать бумаги, заботиться о матери и брате. Его писательская деятельность началась с написания трагедий, но они были раскритикованы. Крылов начинает писать комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпускает журналы («Почта духов», «Зритель»), появляются комедии «Модная лавка», «Урок дочкам». В 1806 г. появились первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор его басни встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Школьники услышат из уст учителя, что такое басня, когда она появилась и какой стала в творчестве Крылова. На первый план выдвинулся образ рассказчика, который повествует об увиденном, он прикрывает моральную оценку, говоря лишь об общем мнении («Уж сколько раз твердили миру...», «Мне хочется, невеждам не во гнев, Весьма старинное напомнить мненье...», «У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим...»). Баснописец откликается на важнейшие в истории страны события (например, война 1812 г.). В 1838 г. Петербург торжественно отпраздновал 70-летие И. А. Крылова и 50-летие его творческой деятельности.

      На похоронах великого баснописца (по его завещанию) друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. В 1855 г. скульптором Клодтом был воздвигнут памятник Крылову в Летнем саду в Петербурге.

      Рассказ учителя школьники могут закрепить чтением в классе и дома статьи учебника, беседой по вопросам: где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? Какие события предшествовали этому? Как он получил образование? С написания каких произведений началась его писательская деятельность? Что такое басня? Когда она появилась? Какой она стала в творчестве И. А. Крылова? Какие его басни вам известны? Какие из них вы могли бы прочитать наизусть?

      Школьники составляют план своего рассказа в классе об И. А. Крылове. Во многих школах наряду с устным повествованием школьники составляли план и рассказ в письменном виде, например:

      1. Родился И. А. Крылов в Москве в 1769 г.
      2. Отставка отца, отъезд в Тверь.
      3. Мать составляет план образования сына.
      4. Смерть отца и служба в губернском магистрате.
      5. Неудача первых пьес (трагедий).
      6. Появление комедий («Бешеная семья» и др.). Известность.
      7. Журналы, выпускаемые И. А. Крыловым («Почта духов», «Зритель» и др.).
      8. 1806 г. Петербург. Первые басни («Дуб и Трость» и др.).
      9. 200 басен И. А. Крылова. Успех, слава великого баснописца.
      10. Празднование юбилея (70-летие жизненного пути и 50-летие творческой деятельности).
      11. Смерть И. А. Крылова в 1844 г. и памятник Клодта баснописцу в Летнем саду.

      Следующий этап работы на уроке — чтение учителем басни «Ворона и Лисица». Беседа по вопросам: о чем басня? В каких словах сосредоточена ее мораль? Кого осуждает басня?

      Школьники под руководством педагога учатся читать басню выразительно.

      Дома ребята готовят рассказ о Крылове и выразительное чтение басни наизусть; разыскивают иллюстрации к басням, создают собственные.

      Второй урок целиком посвящается осмыслению жанра басни, рассказам о Крылове и выразительному чтению басен (индивидуальному и по ролям). Далее школьники готовятся к уроку внеклассного чтения, развития речи (выставка иллюстраций различных художников и рисунков своих товарищей, инсценированное чтение басен, викторина на лучшее знание крыловских басен, вечер или утренник «Басни И. А. Крылова»).

      Басни «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» также внимательно рассматриваются на уроке, готовится их выразительное чтение наизусть.

      Многие учителя организуют на уроках по Крылову как бы зачетные семинарские занятия, когда отдельные группы отчитываются о работе над той или иной басней (выразительное чтение, инсценированное чтение, анализ, комментированное чтение, рисунки, объяснение отдельных выражений, понимание общей интонации басни, ее смысла). Первые сообщения об Эзопе и Лафонтене также важны учащимся.

      Приведем пример работы на одном из уроков, посвященных И. А. Крылову, учительницы московской школы № 1666 Е. В. К л ю ч н и к о в о й.
 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ
«И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ»

      На доске — портрет И. А. Крылова, название басен, крылатые выражения из крыловских басен, иллюстрации к басням, рисунки учащихся, слова Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

      Итак, баснописец под видом животных, птиц, растений имел в виду людей... На предыдущих уроках мы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти даже на клинописных таблицах — древнегреческий поэт и мудрец Эзоп был родоначальником басенного жанра; в России баснописцами были Майков и Сумароков, Хемницер и Ломоносов, во Франции — Лафонтен, в Германии — Лессинг. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И. А. Крылова. Каждый в детстве слышал и учил басню «Стрекоза и Муравей». Дружно смеялись дети и взрослые над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы в басне «Ворона и Лисица». Басни помогают нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки.

      Повторим необходимые для нашей темы слова. На доске кроссворды, где надо отгадать следующие слова: Эзоп, баснописец, мораль, аллегория, Крылов, басня, плутовство, невежество, наглость, жестокость, легкомыслие, иносказание, олицетворение. Дети быстро разгадывают кроссворды, объясняют названные слова.

      Пятиклассники сидят по шесть человек за столами, над которыми небольшой флажок; на флажках названия групп:«Теоретики», «Рассказчики», «Басня „Ворона и Лисица“, «Басня „Волк и Ягненок“», «Басня „Свинья под Дубом“». На столах — книги с баснями Крылова, иллюстрации к басням.

      Вопросы к «теоретикам»: как мы назовем писателя, создающего басни? (Б а с н о п и с е ц.) Как мы назовем нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни? (М о р а л ь.)

      Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл? Как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (О л и ц е т в о р е н и е.) И т. д.

      «Рассказчики» читают индивидуально, инсценируют басни. Остальные оценивают чтение, инсценировки, дают отзывы.

      Группы, которые читают или инсценируют «свои» басни, рассказывают, как они понимают басню. «В о р о н а   и   Л и с и ц а» — «баснописец высмеивает ограниченность умственных способностей, несообразительность, глупость, но одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость» (из ответов учащихся).

      «В о л к   и   Я г н е н о к» — «мы видим, что здесь осуждается бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор, как нам кажется, жалеет Ягненка...».

      «Басня состоит из рассказа и морального вывода. Мораль иногда стоит перед рассказом, иногда в конце рассказа. Так у Крылова и у других баснописцев»...

      «В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? Нет, Ягненок находит в себе силы вступить с Волком в разговор, в спор, пытается оправдаться, доказать свою невиновность, но в конце концов понимает, что напрасно доказывает ее, и уже безнадежно произносит: „Ах, чем я виноват?..“»

      «Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? Волк заведомо знал, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок прав. Волк это знает, поэтому раздражение и нетерпение Волка растет, поэтому он, наконец, произносит: „Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...“»

      «Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила. Вот почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках».

      Далее учительница открывает «Аукцион пословиц». Кто больше подберет пословиц, в которых упоминался бы волк? Пятиклассники называют пословицы и поговорки (дано без изменений):

      — Волк коню не товарищ.
      — Волка ноги кормят.
      — Волков бояться — в лес не ходить.
      — Работа не волк — в лес не убежит.
      — И волки сыты, и овцы целы.
      — Сколько волка ни корми, все в лес смотрит.
      — Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
      — Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву.
      — С волками жить — по-волчьи выть.
      — Отольются волку овечьи слезки.

      Затем школьники объясняют пословицы (выборочно). Называют те, которые близки басне Крылова.

      Все группы рассказывают о своих баснях, читают их, анализируют...

      Учительница предлагает продемонстрировать рассказы о баснописцах. Школьники рассказывают об Эзопе, о Крылове, Хемницере, Дмитриеве, Сумарокове...

      В конце урока учительница приглашает показать инсценировки других басен и ответить на вопросы викторины:

      1. Из каких басен эти строки?
      2. Кто из героев басен так поступил?
      3. Откуда мораль?
      4. В каких баснях действуют Волк, Ягненок, Лисица, Ворона?

      Мы предложили лишь фрагменты урока. На самом деле урок отличался многообразием форм и приемов, инсценировки были необыкновенно интересны, выразительное чтение басен отличалось хорошей подготовкой. Дети были не только активны, сообразительны, но и заинтересованы уроком, довольны своими выступлениями и работой своих товарищей.
 

БАСНИ  И. А. КРЫЛОВА
И  УРОКИ  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  В  ШКОЛЕ

      Басни Крылова приходят к детям довольно рано: им читают взрослые в дошкольные годы, а сами они начинают читать их в начальной школе.

      В среднем возрасте ребятам предстоит впервые изучать их на уроке литературы, читать самостоятельно. В дальнейшем в самых различных житейских ситуациях вновь и вновь вспоминаются басни целиком или фрагменты из них, герои и их поведение, поступки, отдельные строки, ситуации, мораль, которая заключена в басне.

      Личность И. А. Крылова до сих пор недостаточно известна школьникам, не очень много дошло до нас сведений об этой широкой, необычайно своеобычной, неординарной личности гражданина и баснописца, образованнейшего человека, автора пьес.

      В. Г. Белинский подчеркивал, что Крылов не только баснописец, но и мыслитель, философ, сатирик, драматург и прозаик. Рассказывая о Крылове, учитель поведает о том, что Крылов прошел большой путь писателя: издавал журналы «Почта духов», «Зритель» и др., написал пьесы «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам», которые с успехом шли на сцене, а басни стал писать уже будучи зрелым писателем.

      Если такой разговор не произошел на уроке литературы, его можно провести на уроке развития речи, максимально привлекая к нему заранее прочитавших дополнительные материалы учащихся.

      Выразительное чтение басен на уроках развития речи может сопровождаться предварительным рассказом школьников о том, на что обращает наше внимание баснописец, что высмеивает (например, неприглядные черты противника и решительность, талантливость народного характера в баснях на тему войны 1812 г.) и как в связи с этим предполагается прочитать каждую из них. Басни о добре и зле, о хитрости и коварстве, о бедности и богатстве показывают бытующие в обществе взаимоотношения людей из разных слоев населения, нравственную оценку этих взаимоотношений автором.

      Многие басни говорят не только об отношении к народу, трудящимся людям, их бесправному положению, но и свидетельствуют об отношении баснописца к социальному устройству общества, к государственной системе, к неблагополучию социальных устоев («Листы и Корни»).

      Художественные особенности басен — присутствие рассказчика, диалога между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц, несомненно, должны проявиться в чтении и беседах с учащимися. В свою очередь, это создает психологические речевые ситуации для рождения монологической речи учащихся, диалога, небольших высказываний типа рассуждений, выразительного чтения и т. д.

      Нам кажется важным то, чтобы уроки литературы и связанные с ними уроки развития устной и письменной речи, внеклассные мероприятия и занятия (кружки, клубы, конкурсы, вечера, утренники и т. д.) помогли школьникам еще больше узнать о замечательном русском баснописце, оценили его огромную роль в развитии литературы вообще и в развитии литературного языка в частности, в просвещении широких народных кругов. «Его притчи, — писал Н. В. Гоголь, — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Знание басен и умение использовать пословицы, поговорки, афоризмы из басен Крылова в процессе обычной разговорной речи придет к школьникам лишь в том случае, если они больше узнают об их авторе, поймут и полюбят басни.

      Урок развития устной речи можно провести после изучения темы «И. А. Крылов. „Волк и Ягненок“, „Волк на псарне“ и др.» на материале хорошо изученной темы и самостоятельно прочитанного о Крылове, Эзопе, Лафонтене, Михалкове и их басен.

      Оформление урока будет заключаться в том, что дети сделают выставку различных детских изданий крыловских басен, басен Михалкова, Лафонтена, Эзопа, иллюстраций к басням (Лаптев, Кукрыниксы и другие художники); заранее напишут на плакате или просто на доске высказывания о Крылове, Михалкове, о баснях; подберут пословицы и поговорки из басен, отдельные строки, которые будут использованы в словарной работе. Разумеется, интересны и портреты баснописцев (если позволят возможности, можно взять и портреты других русских баснописцев, Дмитриева например).

      Разумеется, такая подготовительная работа ведется под руководством учителя и при его участии. Так, отбор книг в библиотеке или подготовка школьного библиотекаря к подобной работе со школьниками необходимы. Нужны консультации и при подготовке материалов к чтению и рассказу о биографиях баснописцев.

      Инсценирование басен также потребует серьезной подготовки к такому конкурсу. Может не быть костюмов, но подготовка масок, которые сделают дети, вполне возможна и допустима для каждого класса, для каждой школы.

      Кроме того, возможна анкета:

      — Когда и при каких обстоятельствах впервые вы познакомились с баснями?
      — Что вам понравилось в баснях?
      — Пробовали ли вы сами вслух читать басни (в классе, дома, в библиотеке, на утреннике)?
      — О чем бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке развития речи, посвященном басням?

      Урок начинается словарной работой. В баснях редко встречаются слова, трудные для произнесения, гораздо чаще встречаются слова, смысл которых учащимся непонятен или труден для объяснения. Среди слов и словосочетаний, связанных с басней, есть такие, которые объяснялись на уроке, но требуют повторной работы с ними, например: эзопов язык, мораль, аллегория, басня.

      Разумеется, некоторая подготовительная работа перед уроком велась и дома: учащиеся повторили статью учебника о басне, заглянули в словари, объясняющие значение этих слов, в классе они объясняют избранные учителем слова, вводят их в собственные предложения, приводят примеры морали из знакомых им басен.

      Вслед за словарной работой можно перейти к беседе, а затем к рассказам о баснописцах. Рассказы готовят учащиеся с помощью учителя. Причем о Крылове готовят рассказ все по материалам из статей учебника и из книг, которые им удалось достать самостоятельно. Некоторым ученикам дается индивидуальное задание по принципу очередности: на предыдущем уроке одни учащиеся рассказывали о сказке, пословицах, загадках, на этом уроке другие учащиеся расскажут о баснописцах, баснях. Важно, чтобы каждый ученик имел возможность выступить с монологической речью на уроках развития речи.

      Вот как прозвучали рассказы учащихся в заречной школе № 2 Белоярского района на уроке у В. В. Бакаловой: «Эзоп — один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но все-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.

      Я расскажу вам басню, она немного похожа на басню Крылова, которую все мы знаем. Это басня Эзопа, и называется она „Ворон и лисица“ (басня рассказывается наизусть). Сравните ее с басней Крылова. В чем сходство, в чем разница?
 

Ворон и лисица

      Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: „Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать“. Басня уместна против человека неразумного».

      Рассказ о Лафонтене прозвучал в классе также близко к тексту, который дал учитель; был хорошо понят рассказчиком, поэтому прозвучал убедительно, как самостоятельно составленный. Для слушателей-учащихся оказался интересным:

      «При дворе Людовика XIV, во Франции, жил Жан Лафонтен. Он ничем не отличался от других, кроме того, что в особой иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстит, как две капли воды похожи на королевскую челядь.

      Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Лафонтен знал басни Эзопа. Я расскажу вам басню Лафонтена о дровосеке, она так и называется:
 

Дровосек и смерть

      Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовет смерть. Когда она приходит, он отказывается от ее услуг и просит ее взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдерживает испытание».

      Об И. А. Крылове учащиеся знают гораздо больше, поэтому помощь школьникам потребуется значительно меньшая. Желательно, чтобы на этом уроке прозвучали рассказы о Крылове и Михалкове, их басни.

      После прослушивания рассказов о баснописцах начинается инсценированное чтение басен.

      Для этого целесообразно взять знакомые басни, которые легко инсценируются и хорошо воспринимаются учащимися, например: «Свинья под Дубом», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица».

      Инсценированное чтение учащиеся любят, такая работа, естественно, проводилась и на уроках литературы во время изучения басен.

      Важно провести и викторину «Из какой басни эта мораль?».

— «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать  пирожник».

— «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом...»

— «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»

— «А Васька слушает, да ест».

— «Услужливый дурак опаснее врага...»

— «Слона-то я и не приметил».

— «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...»

— «Щука и Кот».
 

— «Осел и Соловей».

— «Слон и Моська».

— «Кот и Повар».

— «Пустынник и Медведь».

— «Любопытный».

— «Лебедь, Щука и Рак».

      Эта викторина может быть заменена или продолжена на несколько ином материале — рассматривание иллюстраций к басням и ответы на вопросы: к какой басне иллюстрация? Какой эпизод проиллюстрирован? Прочитайте наизусть фрагмент из этой басни. В конце урока, если останется время, внимание учащихся можно переключить на актерское чтение басен Крылова с последующим обсуждением, например, басни «Квартет» в исполнении народного артиста СССР А. Грибова.

      В конце каждого урока развития устной речи полезно проводить занимательные пятиминутки, на которых учащиеся могут рассказать классу самые различные сведения о разговорном языке, сопоставлениях, открытиях, просто интересных сообщениях; например, прочитайте интересную публикацию о языке.

САМЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ЯЗЫК

      Интересные результаты исследований опубликовали недавно британские ученые. Исследовав множество языков мира, они пришли к выводу, что самым вежливым из них является язык эскимосов из Гренландии. В нем нет не только ни одного ругательного слова, но даже и обидного не встретишь. (Советская Россия. — 1987. — 4 февраля.)
 

Hosted by uCoz