РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

А. БЛОК

Лирика

      В личности поэта Блока современники отмечали такие качества, как гражданственность, высокая культура, бескомпромиссность, принципиальность. М. Горький писал: «Блоку — верьте, это настоящий — волею Божией — поэт и человек бесстрашной искренности». Как вы понимаете это высказывание?
      Ранняя лирика поэта была связана с символизмом, мистицизмом, верой в идеальный мир. Такой она осталась и в дальнейшем, но сущность символизма в творчестве Блока углубилась и наполнилась трагическим содержанием. Впоследствии в автобиографии Блок скажет: «Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, З. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым...» Далее поэт вспоминает свои поездки, впечатления, оставившие большой след в его сердце.
      Познакомим девятиклассников со «Стихами о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом», «Россия», «Русь», «Скифы».
      Пусть вслушаются школьники в музыку блоковских стихотворений:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
Я каждый день издалека
Следил за ней, на все готовый.
  «Стихи о Прекрасной Даме»
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла...
             «На поле Куликовом»

 
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
«О, я хочу безумно жить...»
 
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
                                        «Русь»

 
...Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
С раскосыми и жадными очами!
 
«Скифы»

 
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
 
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею,
         И крест свой бережно несу...
  Какому хочешь чародею
  Отдай разбойную красу!
                                         «Россия»

      Рассказ о жизни и творчестве А. Блока также может быть распределен между учащимися и учителем. При этом можно прочитать или пересказать автобиографию поэта (см. энциклопедические справочники, книгу «Русская литература. XX век» (М., 1995).
      Пусть школьники поразмышляют над стихотворениями и их отдельными фрагментами. Как развивается тема родины в стихотворениях Блока? Как понимают школьники строчки:

О, весна без конца и без краю — 
Без конца и без краю мечта! 
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!  
И приветствую звоном щита!

      Что в личности поэта, его творческой жизни и стихотворениях вам показалось особенно значительным? Современен ли поэт? Какие его стихотворения кажутся наиболее близкими сегодня? Чем?
      Подготовьте рассказ о поэте или чтение одного из стихотворений наизусть, рассуждение о значении А. А. Блока в русской литературе.
      Александр Блок — один из самых значительных поэтов XX века, эпохи русского символизма. Стихотворения Блока в программу для учащихся младших и средних классов были включены в минимальном количестве, следовательно, знание Блока и его поэзии возможно только при достаточно полном рассказе учителя, который впервые познакомит школьников с выдающимся русским поэтом, расскажет о его жизни и судьбе, заинтересует звучанием его поэзии, вдохновит на самостоятельное чтение.
      Если 9 класс для них будет завершающим, то важно привить тягу к самостоятельному чтению стихотворных шедевров Блока.
      Преподаватель расскажет о семье и детстве, в котором будущего поэта опекали женщины — мать, бабушка, прабабушка, няня, тетя, что с семи лет он начал писать стихи. Сначала — не понравившаяся поэту гимназия, затем — «театр, флирт, стихи...», университет. С 18 лет начинается, по словам Блока, «серьезное писание». Внимание к нему проявляют Михаил и Ольга Соловьевы, В. Брюсов.
      Первый сборник стихов — «Стихи о Прекрасной Даме». Встреча с Л. Д. Менделеевой. Женитьба. Блок и Белый. Символисты. Учителю предстоит просто и кратко охарактеризовать сложную эпоху начала века, символизм и его черты в поэзии Блока.
      В раннем творчестве Блок мечтает об идеальном, цельном человеке, тесно соединенном с миром. Увлечение Менделеевой, будущей женой поэта, вызвало к жизни «Стихи о Прекрасной Даме», для которых характерны искренность, нравственная чистота, возвышенность чувств.
      В дальнейшем Блок отражает в своих стихах трагизм «страшных лет России», глубину переживаний. Литературоведы подчеркивают, что все его творчество — о России. «Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или гибель» («Россия», «О, весна, без конца и без краю...», «На поле Куликовом», «Родина»). Поговорим об этих стихотворениях на уроке подробнее — прочитаем, подумаем, обсудим...
      Трагическое ощущение жизни не уходит из поэзии Блока («Ночь, улица, фонарь, аптека...»). В январе 1918 года была написана поэма «Двенадцать». Девятиклассникам пока рано знакомиться с ней подробно, но надо знать о ее существовании, об отражении в ней революционных событий и вместе с тем о символических образах вьюги, метели, пурги, ветра, снега, помогающих представить смятенность, трагичность. Пусть в классе прозвучат такие шедевры, как «Соловьиный сад», «Ямбы», «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе...», «На поле Куликовом» и др.
      Литературовед Л. К. Долгополов в книге «Александр Блок» (Л., 1978) пишет: «...Блок с возможной лирической полнотой и экспрессией выразил кризис человеческой личности. В этом и состоит непреходящее значение его творчества и его самого как неповторимой человеческой индивидуальности. Поэтому, может быть, не так уж была не права Анна Ахматова, когда она написала на листке бумаги: «Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти XX века, но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени...»
      Желательно, чтобы учащиеся ответили на вопросы, например:
      — Как взаимодействуют реализм и символика в стихотворениях и поэмах Блока? (Приведите примеры.)
      — Чем интересен вам поэт и человек А. Блок?
      — Назовите стихотворения поэта о России, родной природе и любви, которые нашли отклик в вашем сердце.
      — Вспомните высказывания А. Блока о поэзии. Какие из них особенно близки вам?

Советуем прочитать

      Тимофеев Л. Творчество Александра Блока. — М., 1978.
      Долгополов Л. Александр Блок: Личность и творчество. — Л., 1978.
      Бекетова М. Воспоминания об Александре Блоке. — М., 1991.
      Лесневский Ст. Путь, открытый взорам: Московская земля в жизни Александра Блока. — М., 1980.
      Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — Л., 1978.


 

МАКСИМ ГОРЬКИЙ
(Алексей Максимович Пешков)

«Макар Чудра»

      А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье «Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий чинный, вполне приличный порядок размечтался о бродягах, ворах... цыганах, контрабандистах?» Пусть на этот вопрос ответят сами школьники.
      — Так какое же волшебное слово сказал Горький в таких произведениях, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»?
      А. Толстой писал, что первый рассказ Максима Горького («Макар Чудра») в первой его книге был чистейшей романтикой: «Чехов и Бунин изображали жизнь с неповторимым мастерством и правдивостью, но тем отвратительнее было для жизни глядеть в это зеркало. И Горький выдумал жизнь — сильную, свободную, радостную, полную волнующих предчувствий... И в этом была правда большая, чем правда обыденности».
      Этот характер правды Горького очень точно определил В. Г. Короленко: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их мыслей, игру чувств, это не каждому дается. А самое хорошее в этом то, что Вы цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — Но, подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»
      Конечно, тогда и в этих произведениях Горький был романтиком, поскольку считал, что «...надо показать людей так, чтобы они видели себя преображенными, лучшими, такими, какими они могут быть, такими, какими они хотят быть... это не романтика лжи, возвышающего обмана; это — романтика будущего».
      После такого вступительного слова учителя, естественно, возникают вопросы к классу:
      — Что вы знаете о романтизме? Когда сформировался романтизм в русской литературе? Назовите известные вам романтические произведения.
      — Что можно добавить к такому определению романтизма: «Романтизм, если определить его в самой общей форме, — это художественный метод, основанный на стремлении... найти необыкновенное в обыкновенном, воссоздать жизнь в ее самых острых и драматических моментах»?
      — Обратите внимание на такую особенность творческого метода романтизма, как принцип романтического противопоставления двух миров: окружающей действительности и мира героя-романтика. Приведите примеры из знакомых вам произведений, в которых резко противопоставляются идеалы героя и окружающее общество.
      — Покажите на примере героев рассказа Горького «Макар Чудра», что автор изображает исключительных героев, резко отличающихся от окружающих их людей. Чем вызвано явное одиночество романтических героев?
      — В чем выразилась в рассказе связь с фольклором? Какие особенности народных легенд и сказаний определили своеобразие ранних романтических произведений Горького?
      — Какую роль играет пейзаж в романтических произведениях Горького? Почему их героям более близки природа, стихия, а не другие люди?
      — Как вы понимаете слова Макара Чудры: «...Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»? Что считает Макар Чудра самым ценным для человека?
      — Зобару всего дороже свобода, Радда более всего ценит гордость, которую не может сломить даже любовь. Чем может разрешиться такое противоречие? Согласны ли вы с Макаром, что разрешение такого противоречия смертью естественно?
      — Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? Кто из них, по вашему мнению, мог бы поступиться своими принципами? Как сформулировать требования к жизни Макара Чудры, Лойко Зобара, Радды? Радда говорит перед своей смертью: она знала, что Лойко так сделает. Почему же она на это пошла?
      — Каково авторское отношение к сильным и слабым сторонам характеров героев? Чем восхищается рассказчик, а с чем он явно не согласен? Как на вопрос о позиции автора отвечает концовка рассказа?
      — Почему не может Зобар сравняться с гордою Раддой даже после ее смерти? Почему остался одиноким Макар Чудра?
      — Покажите на примерах из рассказа «Макар Чудра», как Горький использует поэтический язык, ритмику речи, афористичность высказываний, образность и лиризм повествования.
      — Если вы видели кинофильм «Табор уходит в небо», то сопоставьте его с рассказом «Макар Чудра». Считаете ли вы эту экранизацию удачной? Обоснуйте вашу оценку.
      (Использованы материалы Н. Гердзей-Капицы, М. Голубкова, Н. Жегалова, В. Короленко, А. Луначарского, А. Н. Толстого и др.)

      Приведем примеры отзывов на это произведение учащихся школы № 1666 (учитель Н. В. Филимонова):
      «Произведение М. Горького особенно важно для молодежи. Рассказ учит нас любви к жизни, борьбе с неудачами и невзгодами. Автор противопоставляет свободного, гордого человека людям безвольным, рабам...»
      «Наиболее ценно для меня в рассказе — это стремление человека к свободе. Я прочитал этот рассказ с удовольствием...»
      «Мне понравился Макар Чудра. Я открыла в нем мудрого, рассудительного героя, ведь недаром он рассказал эту удивительную историю. Произведение современно в наши дни, ведь нравы людей, по-моему, почти не меняются...»


 

С. А. ЕСЕНИН

Лирика

      Лишь немногие стихотворения из есенинского наследия в рубрике «Стихотворения о родной природе» вошли в программу средних классов. Однако все-таки повторить и, может быть, перечитать стихотворения Есенина, известные девятиклассникам, следует в самом начале урока в процессе учительского рассказа о жизни и творчестве поэта.
      Путь Сергея Есенина был сложным. Учитель начнет рассказ с рождения и детства, с истоков, которые питали его творчество, например:
      — 1895 год. Родился в Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. «Его любили за прямоту и веселый нрав» (из воспоминаний товарищей).
      — Школа. Мастер на выдумки. Читал стихи Некрасова, Кольцова, Пушкина.
      — В 15 лет — уже тетрадь стихов. Мать Есенина, Татьяна Федоровна, слушает первые поэтические пробы поэта.
      Учащиеся читают отдельные стихотворения, заранее подготовившись к этой беседе: «Сыплет черемуха снегом..», «С добрым утром», «Задремали звезды золотые...».
      Москва. Работа в типографии.
      Петроград.
      — Публикация в журналах. Встреча с Блоком.
      «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная».
      Роль Александра Блока в судьбе Есенина.
      — Поэт принимает революцию. «Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли...»
      — Ощущение неизбежной беды, желание уйти из жизни. 
      «Письмо к женщине».
      — Поездки за границу. Он пишет оттуда: «В страшной моде Господин Доллар, а на искусство начихать...»
      «Я иду долиной. На затылке кепи». «Неуютная жидкая лунность...»
      Рассказать о заграничных поездках поэта.
      — Поэт о любви («Заметался пожар голубой...», «Я спросил сегодня у менялы...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Спит ковыль…», «Мелколесье. Степь и дали...», «Письмо к матери»).
      — Пушкинская тема («Пушкину», «Несказанное, синее, нежное...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...»).

      Задание: прочитать наиболее любимое есенинское стихотворение. Подготовить рассказ о поэте. Каково отношение Есенина к Пушкину?
      Рассказывая о Есенине, школьники описывают его облик, атмосферу, в которой рос поэт, приметы окружающей его деревенской жизни (рыбная ловля, ночное, ясные березовые дали, труд крестьянина, сенокос), впоследствии широко отразившиеся в его поэзии. Обратим внимание, что именно поэтому стихотворения поэта песенны, напевны, как протяжна и напевна русская речь, и неизбывно грустны, как российская действительность. Есенинская муза как бы жалеет и крестьян с их тяжелой долей, и животных, и даже природу, окружающую весь этот мир («Гой ты, Русь моя родная...», «Корова», «Песнь о собаке», «Я последний поэт деревни...»).
      Учащиеся расскажут о первых шагах Есенина в городе, о восприятии романтического пафоса революции, о драматической поэме «Пугачев», прослушают запись удивительного авторского чтения.
      Другая группа школьников, наиболее подготовленных, расскажет о группе имажинистов, с которой сближается поэт. Совершая поездки по Германии, Франции, Бельгии, Италии, США, Есенин знакомится с западной цивилизацией и одновременно убеждается в духовном преимуществе России, в то же время негодует против ее нищеты.
      Вот почему преобразования, начавшиеся в России с революцией, вызывают у поэта сочувствие и симпатию. В 9 классе необходимо, чтобы учащиеся услышали как можно больше стихотворений, доступных их возрасту, в чтении учителя, товарищей, учащихся, автора и актеров (в записи). Благодаря рассказам о поэте, чтению воспоминаний и, главное, текстов есенинских произведений важно показать девятиклассникам оригинальность, органичность поэтических шедевров Сергея Есенина.
      Целую гамму переживаний вызывает у нас поэт в цикле стихотворений о любви и о родине:

...Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому...
 («Заметался пожар голубой...»)

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет...
...Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь,
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть...
                       («Письмо к матери»)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
 («Отговорила роща золотая...»)

      Обратим внимание на их песенность, особенности лексики, подбор метафор и пр.: например, на такие слова, как «цветь», «рань», «бредь», просторечные слова «шибко», «пожитки» и пр.
      Метафоры, олицетворения, сравнения... Настроим учащихся на то, чтобы они подумали, какие картины создаются благодаря используемым поэтом тропам. Как они понимают строки, картины? Что хочет сказать поэт?

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс...
 («Гой ты, Русь моя родная...»)

 
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста...
 («Не бродить, не мять в кустах багряных...»)

 
...И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож...
 («Я покинул родимый дом...»)

...Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
 («Закружилась листва золотая...»)

      Почему перед памятником Пушкину Есенин стоит как перед причастием?
      Научиться читать, по-настоящему оценивать особую музыку есенинских стихотворений, понимать поэтические образы настолько, чтобы уметь радоваться и восхищаться поэтическим находкам, шедеврам, — вот главное.
      Литературовед В. Перцов во вступительной статье к есенинским стихам в книге «Русские поэты» (М.: Детская литература, 1968. — Т. IV) писал: «Поэзия Есенина, грустная и размашистая, щемящая и озорная, давно нашла свое место в душе современника, закалившейся в суровых невзгодах и бурях века».
      Пусть радуют каждого молодого человека удивительная напевность стиха, верно и точно найденные звуки, образы и краски, ведь это есенинские строки всплывают в памяти, когда мы говорим — «тот вечерний несказанный свет», «неуютная жидкая лунность...», «в саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть». Эти и многие другие строки помогают Есенину не только создать образ, характер картины, но и передать напряжение чувств, состояние души — «Все пройдет, как с белых яблонь дым...», позволяют и читателю выразить многие свои чувства через стихотворные строчки Есенина.

Советуем прочитать

      Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин — поэт, человек. — М., 1973.
      С. А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. — М., 1986.
      Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. — Л., 1982.
      В мире Есенина: Сб. статей — М., 1986.
      Марченко А. Поэтический мир Есенина. — М., 1989.
      Михайлов А. Пути развития новокрестьянской поэзии.— Л., 1990.
      Зуев Н. Н. Поэзия С. А. Есенина. Народные истоки. Философия мира и человека // Русская литература. XX век. — М., 1995.

 

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Лирика. Поэмы

      Громкий голос трибуна-оратора, безоговорочно принявшего революцию, но беспощадно критиковавшего бюрократов, разгильдяев, бездельников. Каков он, этот поэт? Чем интересен? Множество точек зрения, критических статей и книг о поэте: от восторженных отзывов до почти полного отрицания. Рассказы учителя и учащихся о Маяковском — поэте, человеке, сыне, брате, любящем человеке (по книгам о нем, воспоминаниям...): детство, учение, участие в революционных событиях, творчество — лирика, поэмы, пьесы, «Окна РОСТа», поездки по стране, судьба поэта...
      Возьмем для обсуждения стихотворение «Послушайте!».

Послушайте!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загорелась хоть одна звезда?!

 

      О чем это стихотворение? Что беспокоит героя этого стихотворения? Кто он?
      О В. В. Маяковском школьники уже знают по нескольким стихотворениям — «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение...», может быть, «Прозаседавшиеся», по текстам, прочитанным в начальной школе и самостоятельно.
      В 9 классе учащихся заинтересует в большей степени необычная судьба и личность поэта. Как он выглядел? Чем интересны его поездки по различным странам? Почему так часто он выступал перед большими аудиториями рабочих, служащих, студентов? Причины самоубийства? Каково отношение девятиклассников, их родственников или товарищей по школе к Маяковскому?
      Девятиклассники получают индивидуальные задания — подготовить рассказ о жизни или отдельном периоде биографии, выразительное чтение одного из стихотворений данного периода.
      И вновь напоминаем учителю — это не монографическое, подробное изучение жизни и творчества поэта (как это будет в 11 классе).
      В данном случае это обзорное знакомство с личностью поэта, его необычной судьбой, различным отношением к творчеству Маяковского его и наших современников, с огромной заслугой поэта в его просветительской деятельности во время поездок по городам страны, с некоторыми новыми для учащихся стихотворениями.
      На следующем уроке каждый школьник рассказывает порученную ему часть материала. Самые сложные моменты жизни и творчества поэта комментируются педагогом.
      Детство и юность. Багдади. Семья лесничего. Учеба сестры в Москве и знакомство через нее с русскими прокламациями. Смерть отца. Переезд семьи в Москву. Сближение с революционно настроенными студентами. Аресты. Тяга к поэтическому творчеству.
      Учение. Московское училище живописи. Футуризм. Проповедь искусства будущего, абсолютная свобода творчества («сбросить с парохода современности» наследие классиков), словотворчество — неологизмы.
      Статьи о театре, кино, живописи, поэзии. «Чувствую мастерство». Отход от футуризма. Знакомство с А. Блоком, М. Горьким, А. Куприным, В. Брюсовым, И. Репиным, К. Чуковским.
      — Поэма «Облако в штанах».
      — Четыре крика четырех частей — «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию».
      — Сатирические гимны — «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн взятке» (близость к традициям щедринских и некрасовских произведений).
      — Гуманистические мотивы — «Человек», «Война и мир».
      — Первые послеоктябрьские годы («Моя революция», «Мистерия-буфф», участие в фильме «Иван Нов», «150 000 000»).
      — Стихотворения-марши: «Наш марш», «Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Левый марш».
      Дни и ночи РОСТа.
      — Сатирические стихи «О дряни», «Прозаседавшиеся».
      — Лирика 20-х годов. Поездки по стране. Выступления. Поэмы.
      — Стихи о загранице, стихи об Америке.
      — Стихи о любви.
      — Жизнь, любовь, творчество.
      Школьники обратят внимание на особое чувство и источники творчества (громадность чувства).

Любить —
это с простынь,           
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,        
считая
           своим
 
соперником...                    

 

      — Поэма «Хорошо!», стихи о стране, республике, родине...

И я,
      как весну человечества,
рожденную
                  в трудах и в бою,
пою
      мое отечество,
республику мою!

      — Пьесы «Клоп», «Баня», поэма «Во весь голос».
      — В чем новаторство Маяковского?
      — В чем трагизм последних лет и последних дней поэта?
      Школьники обсуждают подготовленные товарищами сообщения, размышляют над этапами жизни и творчества поэта, читают стихотворения, отрывки из поэм, приводят высказывания литературоведов, например:

      Метченко А.  Маяковский: Очерк творчества. — М., 1964.
      Маяковская Л. О Владимире Маяковском: Из воспоминаний сестры. — М., 1965. 
      См. также работы З. Паперного, О. Смолы, П. Лавута, Ю. Карабчиевского.

      Разумеется, важно обсудить своеобразие стиля и лексики поэта, проанализировать его собственные рассуждения по этому поводу (почему нужна «лесенка»?). В чем смысл неологизмов? Каковы основные мотивы раннего творчества?
      Сравним стихотворения о революции, родине, любви различных поэтов (Есенин, Блок, Маяковский). В чем разница, в чем сходство?
      Вместе можно обсудить темы докладов и сочинений.
      — Как вы понимаете слова: «Поэзия — та же добыча радия...»? Или:

Поэзия
                  — вся! —
                                    езда в незнаемое...
      («Разговор с фининспектором о поэзии»)

      Или:

В этой жизни
                    помереть
                                    не трудно.
Сделать жизнь
                        значительно трудней
                        («Сергею Есенину»)
      Или:
 
Я волком бы
                      выгрыз
                                    бюрократизм.
К мандатам
                   почтения нету...
      («Стихи о советском паспорте»)
       
      — В чем смысл и особенности работы Маяковского в «Окнах РОСТа»?
      — Против чего направлены его сатирические стихи?
      — В каких стихотворениях выразилось отношение поэтов XX века к поэзии Маяковского?
      — Как вы объясняете такие факты биографии поэта:
      • отношение Маяковского к революции;
      • рождение таких пьес, как «Баня», «Клоп»;
      • печальные обстоятельства (игнорирование выставки поэта);
      • несложившаяся личная жизнь;
      • трагическая смерть?

 

Советуем прочитать

      В. Маяковский. Громада любовь. — М., 1977.
      Паперный З. О мастерстве Маяковского. — M., 1957.
      Лавут П. Маяковский едет по Союзу. — М., 1969.
      Семья Маяковского в письмах. — М., 1978.
      Станчек Н. Изучение лирики и поэм В. В. Маяковского в школе. — М., 1972.
      Карабчиевский Юрий. Воскресение Маяковского. — М., 1990.

 


 

М. И. ЦВЕТАЕВА

Лирика

      Поэзия Марины Цветаевой, ее жизнь и судьба мало знакомы девятиклассникам. Именно поэтому живой, основанный на документах, воспоминаниях, стихотворениях рассказ учителя скорее приведет учащихся к пониманию и активному восприятию творчества поэта.
      Трагической во всем была жизнь Цветаевой: в СССР ее считали «белой», за границей — «большевичкой». Ее отец подарил Москве замечательный музей изобразительных искусств, но Марине Цветаевой не находится места в столице, она погибает одинокой и обездоленной в Елабуге, где даже могила ее не сохранилась.
      Детство (1896—1906). Мать — музыкантша, отец занимается делами музея. Сестра Анастасия читает стихи. Однако в семье, по воспоминаниям, не было гармонии. Характеры сестер различны.
      Отрочество. Оно начинается, по свидетельству изучавших жизнь и творчество Цветаевой, со дня смерти ее матери — с лета 1906 года. Далее — смена различных гимназий. По отзывам подруг, Марина «...увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове...». «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее...»
      В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков. Она поражала своих соучениц отсутствующим взглядом, неучастием в общих делах. В 1912 году обе сестры вышли замуж.
      Юность. Среди знакомых — Мандельштам, Блок. В Париже Цветаева переводила стихи Маяковского, когда он их читал, высоко ценила его поэзию. Семья мужа увлекалась театром, Марина подружилась со многими актерами. Муж Сергей Эфрон играл в Свободном театре. В 1922 году вслед за мужем Марина уезжает в Прагу.
      Эмиграция. В Праге и пригородах, где они жили, Марину Цветаеву окружала студенческая молодежь. По воспоминаниям, это было хоть и небогатое житье, но очень веселое для семьи Марины и Сергея Эфрона.
      Стихи — «Поэма горы», «Попытка ревности».
      Первые семь лет в Париже. Старые и новые знакомства (Рильке, Пастернак, Слоним). Теперь Марина в совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями.
      Семейная жизнь. Знакомая рассказывала: когда вторая дочь Цветаевой умерла, то мать две недели никому не рассказывала — ей казалось, если никому не говорить, то это окажется неправдой. Детей Алю и Мура не учили — на это не хватало денег. Дети были от природы одаренны. Свидетельства об увлечениях Цветаевой различны: одни говорят о многочисленных романах, другие — о том, что ее «бурная» жизнь сильно преувеличена, что это все мифы...
      В 1937 году дочь и муж уезжают в СССР. Марина остается во Франции с сыном. Жили они в деревне — лес, пляж, прогулки. Материальное положение тяжелое. «Я вся в мыльной посудной пене, из нее не выхожу с 17-го года и за нее всех сужу и всем грожу». Одно из стихотворений другого периода, но характерное для настроений этих лет:

За этот ад, за этот бред
Пошли мне сад на старость лет...

      В 1968 году ее дочь писала о Цветаевой: «Мама была мужественна в невзгодах и беспомощна в мелочах. Щедра. Все в ней было в меру. Внешне и внутренне — подтянута, ненавидела расплывчатость, рыхлость, вялость, приблизительность. Всякое дело доводила до конца. В своей стихотворной работе была точна: видимая сложность многих ее вещей лишь от предельной точности выражения. Была человеком долга. Действительно любила собак и кошек. И действительно не любила моря, о чем не раз писала. Была человеком бескомпромиссным и благородным, никогда ничего никому в главном не уступившая ни на йоту...»
      Поэт. Непреклонность, мужество поэта, чье творчество выпало на сложный исторический период. Цветаева говорила: «Меня грызут, но это нормально, ведь я же поэт, а поэтов ненавидят и преследуют». Она считала, что есть три поэта — Пастернак, Маяковский и она сама и что они равносильные, ни на кого не похожие и вперед смотрящие новаторы. Вообще же она была щедра и готова к помощи, возилась без конца с молодыми литераторами и питала настоящее уважение к людям одного с ней ремесла. Она никогда не обижалась, если ее не понимали... М. Л. Слоним считал, что она убеждена в своем ремесле и в своем долге поэта, что форма стихов ее оттачивалась ею долгим трудом («Она из слова исходила. В этом отношении она очень современна. Она верила в слово. Конечно, у нее были „муки“ слова. Она тогда ходила и что-то навязчиво бормотала. Она всегда хотела найти форму, а форма приходила не сразу... Черновики ее все исчерканы, она подыскивала и рифмы, и слова... Самый последний вариант был для нее всегда самым лучшим...»).
      Возвращение в СССР. Цветаева вернулась летом 1939 года, и до октября вся семья жила в Болшево под Москвой на даче. И вдруг — арестована дочь Ариадна, а затем муж Сергей Эфрон, Марина с сыном некоторое время жила в Москве у сестер мужа. В августе 1941 года расстрелян муж. Марина Цветаева была эвакуирована в Елабугу как литератор. Сын погиб на фронте в 1944 году. Цветаева была абсолютно одинока в последние месяцы жизни.
      Школьникам будет интересно ознакомиться с некоторыми публикациями о Цветаевой, например:
      Вокальные сочинения на стихи Марины Цветаевой // Московский фонд культуры. Дом Марины Цветаевой — М., 1991; Посвящается Марине Цветаевой: Сб. стихов. — М., 1991.
      Цветаева не объясняла своих стихов, но множество раз повторяла их в чтении, добиваясь понимания. В работе с учащимися можно применить ее метод. В большой серии «Библиотека поэта» есть книга «Марина Цветаева. Избранные произведения» с вступительной статьей Вл. Орлова, которая начинается с пророческих строчек самой Марины:

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед...

      «Черед» этот настал.
      Прочтем вместе с учащимися как можно больше стихотворных произведений Цветаевой, вдумаемся в их смысл, постараемся перечитать их вновь и вновь...

Идешь на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!..
Бабушке

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?..

* * *

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами...

      Много стихотворений посвятила Цветаева Москве, все они необычны. Попытаемся понять строки:

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем...

      Прочитайте стихотворение, начинающееся словами «Полюбил богатый — бедную, / Полюбил ученый — глупую...», подумайте, что хотела сказать Цветаева этими строками. А также стихотворения: «Вчера еще в глаза глядел...», «Маяковскому».
      Хочется обратить внимание учителя, что это лишь первое, как и в других поэтических страницах учебника, знакомство с личностью и особенностями поэтического творчества Цветаевой. Именно поэтому предполагается небольшой, но хорошо подготовленный и проникновенный рассказ учителя или учащихся о поэте, затем — чтение, чтение и еще раз ознакомительное чтение замечательных стихотворений, включенных в учебник и избранных самостоятельно девятиклассниками.
      Наряду с вопросами и заданиями, которые обратит к учащимся учитель в конце знакомства с некоторыми стихотворениями Цветаевой, возможны и небольшие сочинения-эссе: «Мое любимое стихотворение Цветаевой»; «Что меня привлекает в поэзии Цветаевой?» и др.

      Советуем прочитать

      Саакянц Анна. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. — М., 1986. 
      Павловский Алексей. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. — Л., 1989.
      Эфрон Ариадна. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. — М., 1989.
      Воспоминания о Марине Цветаевой. — М., 1992.
      Максимова Т. Ю. Поэзия М. Цветаевой: Путь от личных переживаний // Русская литература. XX век. — М., 1995.


 

А. А. АХМАТОВА

Лирика

      Вступительную статью в сборнике «Русские поэты» (М., 1968. — Т. 4) А. Т. Твардовский назвал «Достоинство таланта». В самом деле, литературоведы, писатели, художники — все, кто в той или иной мере соприкасался с жизнью и творчеством Анны Ахматовой, писали и говорили об особой манере держаться, жить, страдать, терпеть горе и невзгоды, создавать великие свои произведения, и во всем было необыкновенное ее человеческое достоинство. «Литературная и жизненная судьба Ахматовой была на редкость нелегкой, и через все ее испытания она прошла с выдержкой и достоинством, которые не могут не вызывать уважения», — читаем мы в этой статье Твардовского.
      Лишь немногие стихотворения Анны Ахматовой знакомы школьникам (по учебникам литературы — «Мужество», «Перед весной бывают дни такие...», другие прочитаны учащимися самостоятельно) до 9 класса. Им еще неизвестна главная тема поэта — тема любви в различных ее проявлениях. Предчувствия, испытания, утраты, раскаяние, страсти, память о пережитых чувствах, душевные переживания и многие другие состояния и оттенки чувств передаются в поэтических строках ахматовской поэзии.

Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку...

      Твардовский в своей статье отразил лишь некоторые вехи жизни и творчества Ахматовой:
      1917 год — когда она для себя отринула возможность эмиграции — «Мне голос был...».
      1942 год — год труднейшего периода войны и ее стихотворение «Мужество».

1944 год — Белым камнем тот день отмечу,
                     Когда я о победе пела.
                     Когда я победе навстречу,
                     Обгоняя солнце, летела...
                                            («С самолета»)

1946 год — ...Еще на всем печать лежала
                      Великих бед; недавних гроз, —
                      И я свой город увидала
                      Сквозь радугу последних слез...
                                   («Вторая годовщина»)

      Тяжелые времена коснулись жизни поэтессы: сына арестовали, поэзия ее осуждалась. И вот тогда в рукописях, в памяти близких друзей зазвучал гражданский голос Ахматовой.
      Как колокол, звучащий для сердец всех живущих на земле, будет жить во все века ахматовский «Реквием», напоминая о гражданском мужестве...
      Как приступить в 9 классе к этой теме?
      Очевидно, самый подходящий способ подачи материала — это хорошо подготовленный, яркий рассказ учителя о жизни, судьбе и творчестве А. Ахматовой. В этом рассказе найдут свое место основные этапы жизненного и творческого пути поэта, воспоминания самых разных друзей и знакомых Ахматовой, отрывки из стихотворений и поэм.
      Важно показать, что истоки творчества Ахматовой — в классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и Некрасова, Пушкина и Лермонтова.
      Рассказ о поэте Ахматовой можно начать с ее же собственных слов о том, как ее «уничтожали» в Одессе, в Москве, в Ленинграде, как ее десятилетиями не разрешали печатать. «Между 1925—1939 годами меня перестали печатать совершенно».
      Сообщение о жизни и творчестве будет особенно интересным и значительным для учащихся, если будут прочитаны высказывания Ахматовой: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в „Царскосельскую оду“».
      Короткий рассказ о том, что читать она училась по азбуке Льва Толстого, что первое стихотворение было написано в одиннадцатилетнем возрасте, что стихи начались с Державина и Некрасова, со стихов, которые наизусть читала ей мама, что училась в гимназии (Царскосельской, Евпаторийской, Киевской), затем на женских курсах в Киеве, потом на Высших историко-литературных курсах в Петербурге. Прочитаем стихи, посвященные А. С. Пушкину, вошедшие в первую книгу ее стихов:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов... —

и другие стихотворения: «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...», «Настоящую нежность не спутаешь...» и др.
      «Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом — я сделалась акмеисткой». Поездки в Париж, Италию, выход сборника «Вечер».

Сад

Он весь сверкает и хрустит,
Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,
Но нет пути назад...

      Появляется вторая книга — «Четки»:

Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает,
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает...

      Следующая книга — «Белая стая» — вышла, по словам Ахматовой, когда голод и разруха росли с каждым днем, книга разошлась в Петрограде («Молитва», «Песня о песне» и др.). В 20-е годы появляются книги «Подорожник», «Anno Domini» («Мне голос был. Он звал утешно...», «Что ты бродишь неприкаянный...», «Сказка о черном кольце» и др.).
      Великая Отечественная война. Ленинград, затем Ташкент («Мужество»), в 1944-м — Москва, Ленинград, в 1962-м — «Поэма без героя», Рим, Париж. Ахматовой принадлежат и многие прозаические сочинения — о Пушкине, Блоке, Модильяни, Лозинском, переводы иностранных текстов.
      И конечно, одна из самых трагических вещей Ахматовой — «Реквием».
      Прочитаем школьникам текст «Вместо предисловия» к «Реквиему»:
      «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то „опознал“ меня. Когда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
      — А это вы можете описать?
      И я сказала:
      — Могу.
      Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». 1 апреля 1957 года, г. Ленинград.

...Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь...

...Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.

      Общее впечатление о самых страшных событиях передано Ахматовой с необычайно точной и щемящей нотой.

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»
Хотелось бы всех поименно назвать.
Да отняли список, и негде узнать...
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего погребального дня...

Вопросы к учащимся:

      — В чем сила стихотворений и поэм Анны Ахматовой? В чем величие духа этого необыкновенного человека? Почему мы называем поэтические страницы этого поэта шедеврами?
      — Какой личностью вам представляется Анна Андреевна Ахматова? Что в ее поэзии и жизни кажется вам особенно привлекательным?
      — Какие чувства рождают у вас стихи и «Реквием» Ахматовой?
      — Какие ее стихотворения вы знаете наизусть?
      — Какие газеты, журналы вам удалось перечитать, готовя рассказы об Ахматовой?
      — Как Ахматова относилась к Маяковскому? к Блоку? к Пушкину?
      В качестве сочинений или докладов можно предложить «Письма к Ахматовой из школы конца XX века», «Мое восприятие „Реквиема“», «Мое отношение к стихам Ахматовой», «Воспоминания об Ахматовой», «Штрихи к портрету Ахматовой» и др.
      Чтение и изучение «Реквиема» еще предстоит школьникам в 11 классе. В 9 классе учащимся важно через обзор жизни и творчества А. А. Ахматовой лишь приобщиться к поэзии выдающегося поэта, заинтересоваться ее стихотворениями и судьбой, а затем самостоятельно искать ее книги в библиотеках, магазинах, у друзей. Учитель литературы собственным рассказом о жизни, личности Ахматовой, чтением ее стихотворных произведений поможет в этом девятиклассникам.
      Кроме того, при таком обзорном изучении жизни и творчества А. А. Ахматовой учащимся необходимо предварительно прочитать стихотворения и некоторые материалы, воспоминания, с тем чтобы все школьники заинтересованно и активно восприняли новый материал.

Советуем прочитать

      Жирмунский В. Анна Ахматова. — Л., 1975.
      Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой // Нева. — 1989. — № 6.
      Литературное обозрение. — 1989. — № 5.
      Литературная газета. — 1989. — № 43. — 25 окт.
      Поэзия Анны Ахматовой // Русская литература. XX век. — М., 1995.


 

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Лирика

      Некоторые произведения Н. А. Заболоцкого вошли в программу средних классов, знакомы школьникам по классному и внеклассному чтению. В 9 классе предстоит познакомить учащихся с поэтом «углубленного раздумья», автором замечательных стихотворений, в равной степени интересных взрослым и молодым людям, обучающимся в старших классах. В этом же году школьники прочитают «Слово о полку Игореве» в его переводе. Статья в учебнике, составленная по книге А. Македонова, высказывания литературоведа Н. Степанова, писателей К. Чуковского и А. Фадеева раскрывают характер, особенности творчества Николая Алексеевича Заболоцкого.
      Девятиклассники прослушают рассказ учителя, прочитают очерк А. Македонова, высказывания о поэте, наконец, ответят на вопросы, поставленные после статьи, вспомнят стихотворения Заболоцкого, которые были известны им ранее. Учитель, кроме того, заранее познакомит учащихся с рассказами книги «Воспоминания о Заболоцком» или прочитает сам некоторые из них вслух, с тем чтобы создать с самого начала особую атмосферу внимания к поэзии Заболоцкого.
      Следующим этапом работы будет непосредственное знакомство со стихотворениями. Может быть, лучше учителю прочитать все пять включенных в учебник стихотворений, пояснить, что каждое из них содержит в себе целое мировоззрение, позицию, отношение к жизни талантливого поэта XX столетия.
      Обратите внимание, что Ираклий Андроников говорит о нем как о колоссальном даровании, а поэт Лев Озеров советует учиться у него по произведениям, так как в них запечатлена его жизнь, натура, мудрость, судьба.
      Беседа в связи с рассказами, воспоминаниями, стихотворениями, которые будут сначала прочитаны учителем, затем учащимися, переходит в комментирование текста.
      Школьники рассматривают портреты поэта, читают стихотворения, затем дома готовят к чтению наизусть одно из понравившихся стихотворений и его комментирование.
      Можно рассказать и о грустных страницах биографии — тогда творчество Заболоцкого станет ближе и понятнее школьникам.
      Поэт в годы репрессий работал в районе Байкала то чертежником, то на лесоповале («История моего заключения»).
      Его стихотворение, как трагический вздох, воспоминание, — «Где-то в поле возле Магадана...». Он, несмотря ни на что, верит:

...Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу...
...И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
(«Завещание»)

      Девятиклассники с помощью учителя выберут наиболее понравившееся стихотворение Заболоцкого и выучат его наизусть. Важно, чтобы школьники осознали, оценили красоту и значительность его поэтического дара, захотели узнать о поэте и его творчестве больше, а главное — захотели читать его стихи самостоятельно.
      Таков путь, по нашему мнению, ознакомительного чтения стихотворений Н. А. Заболоцкого.

Советуем прочитать

      Воспоминания о Н. Заболоцком. — М., 1984.
      Македонов А. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. — М., 1968.


 

М. А. БУЛГАКОВ

«Собачье сердце»

      Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» по известным всем причинам не имеет длительной традиции школьного изучения. Даже ее конкретное «место» в школьной программе постоянно изменяется: повесть изучали в 8, затем в 11 классе, а ныне она в программе 9 класса. Учителям следует обратить внимание на методические рекомендации С. Леонова, опубликованные в «Методических советах к учебнику-практикуму для 9 класса. Литература» (М., 1998).
      Предлагаем примерный план изучения повести М. Булгакова «Собачье сердце».
      1-й урок. Слово о Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». Краткий обзор ее содержания. Обсуждение опережающих вопросов: в чем состоял эксперимент профессора Преображенского? В чем, по мнению автора, состоял эксперимент большевиков?
      2-й урок. Комментирование и анализ фрагментов, показывающих процессы «очеловечивания» собаки и «расчеловечивания» человека. Приемы сатирического разоблачения персонажей в повести Булгакова. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести шариковых и швондеров.
      3-й урок. Система образов в повести: интеллигенты, представители класса-гегемона, демагоги-злодеи и демагоги-простаки. Символическая звезда над Пречистенкой. Смысл названия повести. Гоголевские традиции сатирического гротеска в повести. Жанровые особенности «Собачьего сердца»: фантастика, утопия и антиутопия, сатира как средство раскрытия темы «нового человека».
      Вступительное слово о писателе может опираться на справку о жизни и творчестве М. А. Булгакова. Учитель имеет возможность дополнить ее материалами, характеризующими личность Булгакова, выделив такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжелых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.
      Юмор не оставлял писателя даже в смертельных обстоятельствах. Булгаков был врачом, поэтому он, как и Чехов, знал, чем болен. Своего друга он предупредил обо всем, что будет с ним происходить, и о том, что жена не должна знать о наступающей трагедии (а Булгакова ожидала слепота и мучительные боли). С женой же в это время Булгаков разговаривал так: «...Я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы, а тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье, с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: „Отлетел мой сокол...“» Оба хохотали, настолько это казалось нелепым.
      Он обладал даром предчувствия. Умирая в 1940 году, предсказал Вторую мировую войну: «Я этого уже, конечно, не узнаю, но вы узнаете. Помяните мое слово: война наделает в мире много бед».
      Практический опыт изучения данной темы невелик, но разнообразен. Так, учительница из Чебоксар Т. В. Васильева после вступительного слова о Булгакове организовала ролевую игру «Встреча с героями повести». Инсценированная беседа с героями писателя завершалась обобщающими вопросами, некоторые из которых предлагаем общему вниманию, включая их в композицию уроков:
      — Почему так опасен Шариков? Есть ли сейчас люди, подобные Шарикову?
      — В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наше время? Что же может спасти наше общество от засилия шариковых?
      —Какие основные научные и социальные проблемы ставит в своей повести Булгаков?
      А. Трунин заметил, что герой Булгакова Шариков удивительным образом совмещает в себе как типичные черты новой эпохи, так и атрибуты далекой истории, например опричнины.
      Связь между ними даже в том, что опричники привязывали к седлу собачью голову. Интересны и другие наблюдения автора (Литература. — 1999. — № 6), позволяющие организовать в классе беседу на основе возможных вопросов и заданий:
      — Какими средствами отстаивает Шариков свои «права»? Приведите примеры его наглости, демагогии, доносительства.
      — Чем заслужил Шариков должность, кожаную комиссарскую куртку, оружие, почему его привозят «домой» в автомобиле?
      — Как вы объясняете цветовые определения в словах профессора Преображенского: «Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, каков бы он ни был: белый, красный и даже коричневый»?
      — Почему профессор Преображенский называет главным дураком Швондера?
      — Какие именно события предсказал Булгаков, предупреждавший, что воспитанный Швондером Шариков когда-нибудь оставит от самого Швондера рожки да ножки?
      — Борясь с наглостью и безответственностью революционных демагогов, профессор Преображенский возлагает надежду на то, что рядом с каждым человеком будет поставлен городовой. Определите свое и авторское отношение к этой идее.
      — Что общего находите вы в сатирических образах Чехова и Булгакова: в унтере Пришибееве, Очумелове, Беликове и Шарикове, Швондере? (А. Трунин находит общее в том, что у обоих писателей ярко проявляется абсолютное неприятие репрессивных методов воздействия на людей.)
      С. А. Леонов предлагает вопросы:
      — Почему Шариков не испытывает облагораживающего влияния своих создателей и в то же время воспринимает наставления Швондера и его команды?
      — Что, на ваш взгляд, делает сатирические повести 20-х годов актуальными в наше время? (Следует определить вместе с учащимися свое отношение к утверждению ученого: «Время создания „Собачьего сердца“ и наше сходны в том, что они переломные для страны...») Какие именно реальные обстоятельства человеческих отношений, представления о жизни сходны у двух этапов истории нашей страны в XX веке?
      Развитию аналитического мышления школьников помогут и такие вопросы:
      — Можно ли сопоставить эксперимент доктора Преображенского с тем социальным экспериментом, который проводили большевики в 1917 году? Почему оба эксперимента не удались? О чем говорит фамилия Преображенский (Л. Савина)?
      — Как вы оцениваете следующее утверждение: «Безусловно, эпоха революционных преобразований породила Павла Корчагина (Н. Островский. „Как закалялась сталь“), Веньку Малышева (П. Нилин. „Жестокость“), Сашу Дванова (А. Платонов. „Чевенгур“), но нашел себя в ней именно Шариков. Он обустроился, почувствовал себя как дома, вольготно» (Г. Лазаренко)?
      Завершением обсуждения повести могут быть вопросы и задания:
      — Что понял профессор Преображенский в результате своего эксперимента? Совпадает ли позиция профессора с мнением автора?
      — Почему, казалось бы, счастливый финал повести «Собачье сердце» не производит на читателей оптимистического впечатления?
      — По телевидению неоднократно демонстрировался фильм «Собачье сердце». Сопоставьте повесть с ее экранизацией. Что удалось создателям фильма, а что показалось вам не вполне соответствующим произведению Булгакова?
      Закрепить изучение повести Булгакова могут письменные сочинения по следующим темам:
      1. Портрет эпохи в повести «Собачье сердце».
      2. Реальное и фантастическое в повести «Собачье сердце».
      3. «Новый человек» в изображении М. Булгакова (в повести «Собачье сердце»).
      (Использованы материалы Л. Белосельской-Булгаковой, В. Боборыкина, Е. Булгаковой, Т. Васильевой, С. Ермолинского, О. Кучкиной, Г. Лазаренко, С. Леонова, В. Маранцмана, И. Михайловой, Л. Савиной, А. Трунина и др.)


 

М. А. ШОЛОХОВ

«Судьба человека»

      Примерный план изучения рассказа Шолохова «Судьба человека».
      1-й урок. Слово о М. А. Шолохове. Творческая история рассказа «Судьба человека». Обмен впечатлениями после самостоятельного предварительного чтения рассказа. Краткий обзор содержания рассказа и выразительное чтение или художественный пересказ избранных фрагментов. Можно рекомендовать такие отрывки для чтения в классе: 1) от слов «попал я в плен» до слов «на всю железку»; 2) от слов «тяжело мне» до слов «прочее дерево»; 3) от слов «два осиротевших человека» до слов «позовет родина».
      2-й урок. Путь испытаний Андрея Соколова. Образ человека, воина и труженика. Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Мастерство портретной и пейзажной живописи. Смысл заглавия рассказа. Судьба родины и судьба человека. От судьбы человека — к судьбе человечества. Гуманизм рассказа. Война и дети.
      Вступительное слово дополняет материал справки о жизни и творчестве писателя из учебника краткими сообщениями о времени создания рассказа и отношении Шолохова к проблеме «человек и война», например: «Однажды во время войны группа писателей обсуждала состояние и снаряжение гитлеровской армии. Евгений Петров сказал, что главное у немцев — это танки.
      — Только не это главное... — отозвался Шолохов. — Ты пленных видел?.. Какие там для них высокие материи, идейность... Надрессированные машины... А столкнутся с войной, получат по зубам, и просыпается из всего человеческого только одно желание — жить... Только зачем же до этого доходить через войну...»
      В первые дни Великой Отечественной войны фашисты называли наших солдат «русскими Иванами», вкладывая в эти слова оскорбительный смысл. Ответил им писатель в одной из своих статей: «Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища... человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».
      Важно отметить особенность шолоховского мастерства — умение передавать самые сложные душевные переживания человека, переносящего лишения и невзгоды, через внешние, подчас еле заметные проявления — жест, мимику, короткое слово...
      Так, волнение героя рассказа «Судьба человека» Андрея Соколова, которое он пытается скрыть, прорывается в дрожании рук, губ, в безуспешной попытке свернуть самокрутку.
      Следует воспроизвести в классе эпизоды, в которых герои Шолохова в самых тяжелых обстоятельствах сохраняют человеческое достоинство, например, когда обессилевшие пленные солдаты поднимаются при виде врага: лежа не хотели умирать. Характерно и поведение Андрея Соколова, когда немец снимает с него сапоги.
      Существует мнение, что «Судьба человека» принадлежит к той традиции русской прозы, которую представляют такие произведения, как «Станционный смотритель», «Шинель», «Бедные люди». Можно ли назвать обделенного счастьем Андрея Соколова «маленьким человеком»?
      Многие отмечали некоторое сходство рассказа Шолохова с рассказом Хемингуэя «Старик и море». Объединяет их, казалось бы, общая судьба героев-одиночек. Но сам Шолохов сказал, что «ему судьба человека представляется иначе, чем Хемингуэю». Как бы в ответ на эти слова Шолохова одна из рецензий на рассказ «Судьба человека» носит неожиданное название — «Слово о счастье». Автор пишет: «И это очень страшный рассказ, хотя кажется, что он с благополучным концом...
      Это человек, отягощенный несчастьями, но это человек не несчастливый. Он — вне „категории счастья“. Его жизнь так страшна, что он не думает о выгоде и счастье... Он приходит, рассказывает свою историю и уходит куда-то. Поэтому „Судьба человека“ больше, чем просто отпечатанный текст».
      Аналитическая беседа по содержанию рассказа определяется вопросами и заданиями из учебника и приведенными ниже:
      — Какие качества воина и труженика раскрываются в судьбе Человека — Андрея Соколова? Назовите эпизоды, в которых особенно ярко проявились его мужество и стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, умение любить и дружить.
      — Когда фашист-мародер отбирает у раненого Андрея сапоги, почему тот протягивает ему и портянки? В какой еще сцене герой рассказа демонстрирует врагу силу своей ненависти и презрения?
      — Что помогло Андрею Соколову не ожесточиться, обрести высокий человеческий смысл жизни в безнадежных, казалось бы, обстоятельствах?
      — Какой символический смысл несет образ первой послевоенной бурливой и многоводной весны?
      — Почему историю своей горестной судьбы рассказывает сам герой? Какую при этом роль играют авторские комментарии, например лирический финал рассказа?
      — Почему Андрей Соколов так доверителен в разговоре с рассказчиком? Чем именно расположил его к себе автор?
      — Как речь Андрея выражает его характер, образование, профессию, душевное состояние? Каким предстает в словах Андрея образ его жены Ирины?
      — Приведите примеры контрастного изображения жизни, событий, людей в рассказе. В каких эпизодах противопоставлены друг другу тихое счастье, мирный труд и разрушительная война, человечность и жестокость, товарищество, патриотизм и предательство? Найдите противостояние в рассказе Шолохова сил жизни, природы, нравственности, любви и разрушения всех основ жизни, бесчеловечности, цинизма.
      — Кинофильм С. Бондарчука «Судьба человека» получил всенародное признание. Если вы видели его, то попробуйте определить достоинства этой экранизации рассказа. Рассказывают, что во время съемок расстрела пленных раздался душераздирающий крик женщины. Оказалось, что создатели фильма, стремясь достичь полной достоверности, проводили съемку на месте подлинных событий, описанных в рассказе. На этом месте гитлеровцы расстреляли сына кричавшей женщины. Правда описанной писателем жизни совпала с правдой искусства.
      Справедливо замечено, что этот рассказ назван весомо и значительно — «Судьба человека». Не «Судьба Андрея Соколова», как можно было бы ожидать, а судьба человека вообще.
      Но это произведение можно было бы назвать и «Наука любви» (вспомним, что у Шолохова был военный очерк под названием «Наука ненависти»). «Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу... — писала И. С. Грачева. — Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело».
      Один из иностранных исследователей назвал манеру Шолохова «свирепым реализмом». При чтении шолоховских произведений возникает ощущение жестокой правды, почти беспощадности. Но это одновременно правда полноты жизни и мечты, рождающая способность мужественно принять мир таким, какой он есть.
      (Использованы материалы Г. Беленького, В. Березина. Ф. Бирюкова, А. Власова, И. Грачевой, В. Гуры, Л. Зуевой, М. Кокты, Ю. Лукина, А. Млодика, В. Огнева, В. Петелина и др.)

      В девятых классах московской школы № 1666 проведены опросы и собраны отзывы учащихся о рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Приведем некоторые фрагменты из оценок.
      «Это очень грустное произведение, оно показывает все ужасы войны, горечь разлук и потерь. Читая и перечитывая его, я не смогла сдержать слез, особенно когда Ваня радовался, что нашел отца».
      «Мне кажется, что этот рассказ обязательно должен быть в школьной программе, потому что учит жизни, учит любить мир и мирную жизнь, ненавидеть войну. Мне очень нравится все произведение, его название...»
      «Я хотел бы, чтобы это произведение входило в школьную программу, оно современно, полезно каждому и поучительно».
      «Мне понравилась эта трагическая повесть. Меня привлекла жизненная стойкость Андрея Соколова. Жизнь была жестокой к этому человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Само название рассказа напоминает нам, что судьба человека — это судьба целого народа в годы жестокой войны и в послевоенное время. Это произведение важно для нас, как важна сама история...»
      «Мое мнение такое, что это произведение просто необходимо в школьной программе. Дети, которые не видели войны (и дай Бог им никогда не увидеть и не пережить ее), должны узнать о правде этого тяжелейшего времени... Это особенно важно и потому, что и сейчас кругом идут войны, гибнут люди...»


 

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

Лирика

      Твардовский — один из поэтов XX века, показавший жизнь, боль и радости, горе и разруху, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. Стихотворения и поэмы, работа в журнале «Новый мир» — все это примеры высокого служения поэта правде и справедливости.
      Учащимся 9 класса вполне доступны произведения Твардовского. Однако их чтение важно дополнять рассказами, чтением статей, касающихся исторических событий того или иного периода.
      Можно поручить школьникам подготовить заранее рассказы о жизни и творчестве Твардовского, например:
      — Детство поэта. Смоленский край. Мать. Отец. Братья. (Напомним и о стихотворении «Братья», которое включено в программу 7 класса.) Чтение в семье. «Заветная книга» (Некрасов).
      — Юность. Первые заметки в смоленские газеты. Близость к поэзии Исаковского, Некрасова, Кольцова, Никитина. Смоленский пединститут. Ссылка родных.
      — Творчество. Первые пробы — несовершенные поэмы. Знакомство с произведениями Бунина, Ходасевича, Мандельштама. «Страна Муравия». Что в этой поэме сказочного, что реального? Проанализируем описание пляски:

...Эх, дай на свободе
Разойтись сгоряча!.. —
Гармонист гармонь разводит
От плеча и до плеча.
Паренек чечетку точит,
Ходит задом наперед,
То присядет,
То подскочит,
То ладонью, между прочим,
По подметке попадет
И поднесет ладонь к груди:
— Ходи, ходи!
— Ходи, ходи!

      — Великая Отечественная война. Поэмы о войне «Василий Теркин», «Дом у дороги» и позднее «Теркин на том свете».
      Рассказы автора о том, как создавался «Василий Теркин», рассказы бойцов об их отношении к поэме (ее находили на груди убитых солдат, бойцы писали продолжения и «узнавали» Теркина в своих друзьях и пр.).
      Эстрадное исполнение «Василия Теркина» и «Теркина на том свете», спектакль Театра сатиры. Стихотворение «Я убит подо Ржевом».
      — Поэма «За далью — даль». Близость к Пушкину, по словам С. Я. Маршака, наметилась уже в этой поэме. Образ дороги. Размышления поэта о прошлом, о стройках, о культе личности.
      — Значение творчества Твардовского — поэта и главного редактора журнала «Новый мир».
      — Воспоминания друзей, родных, товарищей по работе о личности А. Т. Твардовского (С. Маршак, В. Лакшин, П. Выходцев, Л. Озеров).
      Беседы, чтение стихотворений Твардовского, сочинения на темы: «В лаборатории поэта Твардовского», «Моя любимая поэма Твардовского», «Твардовский и журнал „Новый мир“».

Советуем прочитать

      Лакшин В. Открытая книга. — М., 1989.
      Воспоминания об А. Твардовском. — М., 1978.
      Твардовский А. Василий Теркин. — М., 1978.
      Македонов А. Творческий путь Твардовского. — М., 1981.
      Творчество А. Твардовского. — М., 1989.
      Гришунин А. Л. «Василий Теркин» Александра Твардовского. — М., 1987.

      И снова подчеркнем — тема дана для обзорного изучения.

Hosted by uCoz