Лев Николаевич Толстой
УРОК 84. «Какой художник и какой психолог!»1 Личность и судьба Толстого
«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.
Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно проводить с помощью составления подробного плана.
Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков.
«Утро помещика» (1856).
Ощущение надвигающейся крестьянской революции.
Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.
Мировоззренческий кризис писателя.
Попытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие вопросы. «Люцерн» (1857).
Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» (1872) и книг для детей.
Отношение к реформе. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.
Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л. Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:
— К Толстому, в Ясную Поляну! —
Велеть бы кучеру:
Вези.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
…Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Но, будто встречными опознан,
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
А. Бодренко
УРОК 85. «Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Изучение «Севастопольских рассказов»
«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так писатель Лев Николаевич Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».
Урок можно организовать, распределив задания по группам.
Справка историков:
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова.
Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба
Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло
ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин
с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения
организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду
Справка историков:
В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.
Следует остановиться на таких моментах рассказа:
описание фурштатского солдата;
посещение госпиталя и операционной;
описание
авторский вывод: «…убежденность в невозможности… поколебать где бы то ни было силу русского народа».
Выводы. Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.
Справка художников:
На
Справка историков:
В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.
Следует остановиться на таких моментах рассказа:
рассуждения о пехотных офицерах;
сцена, когда офицер укоряет солдата;
описание раненых;
сцена перемирия;
описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;
авторский вывод: «И эти люди… не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»
Выводы. Мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное — правдивое изображение войны в крови и страданиях.
Справка историков:
Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Эпизоды рассказа, на которых следует остановиться:
описание солдат;
описание места битвы;
рассуждения о природе подвига;
описание батареи;
рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых;
поведение людей;
страницы описания штурма;
авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Выводы. Размышления о природе подвига. Убежденность в героизме русского народа. Мысль о жестокости любой войны.
Итоговые вопросы. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь.)
Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?
Справка биографов:
Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.
В 1857 году в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны «Две песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года» — злая сатира на бесталанных военачальников:
Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы отбирать…
Собирались на советы
Все большие эполеты,
Даже
Долго думали, гадали,
Топографы все писали
На большом листу.
Гладко вписано в бумаги,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить.
Вторая песня еще злее, она посвящена Альминскому и Инкерманскому сражениям.
Выводы. Главный герой
Севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Л. Н. Толстым.
В рассказах только один исторический деятель —
Война в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз.
Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности.
По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».
УРОК 86. «Как эпический писатель Толстой — наш общий учитель»2. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра
«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака
можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел
добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для
Поэтому, когда в середине
Формирование замысла определил сам автор:
1856 год — начало замысла.
«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».
1825 год — восстание декабристов.
«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812 год — война.
«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Проблемы начала века:
Проблемы середины века:
В романе 4 тома и эпилог:
I том — 1805 год.
II том —
III том — 1812 год.
IV том —
Эпилог — 1820 год.
Работа с классом по выявлению специфики жанра
Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).
События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
Огромное количество человеческих характеров.
Большая протяженность во времени (15 лет).
Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».
Итоговые вопросы по определению авторского своеобразия романа «Война и мир»:
Как начинается роман?
В чем своеобразие такого начала?
Какова интонация первых глав? Оправданна ли она?
Как меняется мир романа от одной сцены к другой?
Вывод. Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это:
1. Прием сопоставления и противопоставления.
2. «Срывание всех и всяческих масок».
3. Психологизм повествования — внутренний монолог.
УРОКИ
В начале урока — отрывок из письма Л. Н. Толстого, объясняющий его жизненную позицию:
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (Из письма Л. Н. Толстого от 18 октября 1857 года.)
Работа на уроке может проводиться в 4 группах:
В ходе работы с классом можно записать основные положения в решении проблемы урока в виде таблицы.
Общие выводы уроков. Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
УРОК 89. «Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»
Поэт XX века Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:
…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
хранительницу очага, основу семьи;
нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность;
связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);
естественность;
движение души.
С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.
Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?
Любимые
|
Нелюбимые
|
Сложно определить
|
Наташа Ростова Марья Болконская |
А. П. Шерер Элен Курагина Жюли Карагина |
Соня Вера А. М. Друбецкая Лиза Болконская |
Словарная работа. Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.
Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
Следует остановиться на одном образе, рассмотрев его подробно, а остальные дать в сопоставлении с ним.
Например, Наташа Ростова. «Сущность ее жизни — любовь».
Сравните портреты Наташи, Сони и Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная».
Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой?
«Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».
В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно».
Понаблюдайте, как улыбаются героини:
Наташа: «смеялась
Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку».
Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор».
Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».
Элен: «что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо».
Сравните объяснение Сони и Николая, Наташи и Бориса.
Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах
у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл.
Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего (т. 1, ч. 1,
гл.
Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — «кошечка», Лиза — «зверское, беличье выражение»?
Вспомните вечер у А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?
Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. 12)?
Наблюдая за глаголами в эпизоде «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. 15).
Сравните поведение Сони и Наташи.
Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
Чем привлекла Наташа князя Андрея?
Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер
(т. 2, ч. 4, гл.
Как меняется Наташа под влиянием Элен?
О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
Что помогает ей вернуться к жизни? (Молитва.)
Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. 16)?
Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл.
Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. 2)?
Вывод. Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Урок по этой теме может завершиться одной из письменных работ:
красота;
состояние души, умение переживать, верность, отзывчивость, любовь, естественность.
УРОК 90. «Ум ума» и «ум сердца». Семья Ростовых и семья Болконских
Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что:
они участники исторических событий, патриоты;
их не привлекает карьеризм и выгода;
они близки к русскому народу.
Характерные черты
|
Ростовы
|
Болконские
|
1. Старшее поколение. Вечер у А. П. Шерер. Сравните: — отношения между гостями; — причины прихода (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы) |
Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты,
доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня,
воспитывающиеся в их семье). Отношения между родителями — взаимоуважение, почтение(обращения). Положение матери — положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины) |
Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый
и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Главное — честь |
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми | Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи
матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное в отношениях — любовь, жизнь по законам сердца |
Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый
авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был
резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал
к себе страх и почтительность». Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье). Главное — жизнь по законам ума |
3. Дети, отношения между ними. Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова |
Искренность, естественность, любовь, уважение друг
к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях — душа |
Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем
поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой) |
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах | Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь
в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы |
Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь
с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное) |
5. Отношение к народу | Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи) | Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами |
6. Патриотизм. Отношение к войнам. Сравните: — отношение к войне на вечере у А. П. Шерер; — поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля |
Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается
на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году
с согласия родителей и погибает в первом же бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители |
Глубокий патриотизм и отца, и детей. Андрей сражается во время войны Старый Болконский сам пытается защищать свою землю. Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы |
7. Недостатки | Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость (Николай по отношению к крестьянам). Непрактичность, мотовство отца Ростова |
Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен) |
8. Отношение автора к героиням | Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье | Княжна Марья — тоже идеал женщины, по мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага |
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность | Автор любит эту семью, изображая ее реалистически,
но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя |
Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания
не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень
высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед
по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что
мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает |
Урок может быть проведен и в форме семинара по проблеме «Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?». Во внеурочной работе по литературе эта проблема может быть рассмотрена шире, с обсуждением воспитания вообще, с выяснением причин конфликтов отцов и детей, которая всегда стоит особенно остро.
УРОКИ
Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать
историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр
«Войны и мира» —
Толстой хотел показать:
народ, влияющий на историю.
Главная задача писателя могла быть решена именно в
судьбы народа,
сам исторический процесс,
широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира, раздумья над судьбами мира и людей.
Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.
Развитие темы народа в романе «Война и мир»
I
|
II
|
III
|
||
Война
Австрийские походы Завязка |
1812 год
Бородино Кульминация |
Партизанская война
Развязка |
||
Со стороны России — это захватническая война, ее цели
непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой
войны:
|
Это освободительная война, цель которой — защита своей
земли, поэтому здесь единение всего народа, вылившееся в партизанскую
войну, т. е. «движение самих масс». Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк князя Андрея) |
Работа с текстом. Анализ эпизодов
Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
Сравните сцены «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?
Почему сценой «Смотр под Браунау» Толстой вводит тему народа?
В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора к этой сцене и о высоком духе русской армии.
Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?
Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и отличное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?
Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры — Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у А. П. Шерер. Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и восхищается духовной силой народа.
3. Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.
Шенграбенское сражение
|
Аустерлицкое сражение
|
Решающее сражение в кампании |
Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его —
закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение
стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных
людей и торжества |
Цель сражения благородна и понятна солдатам. | Цель сражения не понята солдатами. |
Героизм, подвиги. | Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея. |
Победа | Поражение |
Трагические и героические страницы истории русской армии:
1) от Немана до Смоленска;
2) Смоленское сражение;
3) Бородинское сражение.
Поэт Яков Полонский начало войны 1812 года описал в стихотворении «Переправа через Неман».
Вопросы и задания для работы с классом
Главное для писателей:
возвеличить русский народ;
показать, что он — победитель и вершитель исторических событий;
показать его патриотизм и героизм — «Да, были люди в наше время».
Этому подчинена и композиция романа:
Вначале широкий план — позиция русских и французов;
затем сужение — настроение русских;
еще у́же — Кутузов противопоставлен Наполеону.
Опять широкий план — ход сражения;
сужение — поведение русских и Кутузова, полк князя Андрея;
еще у́же — ранение Андрея.
Выводы. Толстой показывает войну двояко:
«Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах».
«На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью».
«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь.
Что вы делаете?»
Развитие партизанского движения: войска оставляют Смоленск (жители поджигают дома и уходят); войска оставляют Москву (жители уходят и поджигают Москву); Наполеон входит в пустой город; рождение партизанских отрядов.
Задания классу
Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах Шерер, Элен, Ростопчина с поведением простого народа.
Опишите военные действия двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).
Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ?
Какие черты русского народа показаны в нем?
Как бойцы отряда относятся к пленным? Почему жалеют французского барабанщика?
Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?
Вывод. Партизанское движение — это суть патриотизма русского народа.
Урок можно завершить строками из стихотворения В. Жуковского «Бородинская годовщина».
УРОК 93. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Кутузов и Наполеон
Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом. Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона. Рассматривать эти образы лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение с образом Александра I.
Вопросы и задания для обсуждения
Вывод. Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов — народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем — величие, простота, добро и правда.
Наполеона отличают лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность,
неумение думать о других. Это все сближает Наполеона с высшим светом России
(сравните вечер у А. П. Шерер — та же театральность) и с русским императором
Александром.
УРОК 94. «Какая сила управляет всем?» Истинное и ложное в романе «Война и мир»
Урок может быть проведен в форме семинара.
Роман «Война и мир» — это
I. Народ — источник нравственности. Отсюда своеобразие толстовского взгляда на простого человека, противоречивое изображение мужицкого мира | Сравните: крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарове. Богучаровский бунт. Тихон Щербатый и Платон Каратаев | |||||||||||||||||||||
II. Проверка основных взглядов на народ войной, т. е.
событием, требующим особой нравственной силы. Теория войны: истинный и ложный патриотизм; природа подвига; «движение самих масс» — партизанская война — решение судьбы страны самим народом |
Сравните: поведение в Шенграбенской битве Тимохина,
Тушина, Долохова, Жеркова, Сравните поведение героев во время Бородинской битвы с их поведением на вечере у А. П. Шерер (защитники кургана Раевского, Андрей, Пьер, Берг, Друбецкой) |
|||||||||||||||||||||
III. Взгляд Толстого на войну как на ужасное,
противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться
без войны. Показ войны со временем менялся. Толстой вносит |
Сравните: поле боя после сражений (Аустерлиц, Бородино),
разговор русских и французских солдат. Сравните: А. Пушкин. «Полтавский бой»; М. Лермонтов. «Бородино», «Валерик»; Л. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир» |
|||||||||||||||||||||
IV. Вопрос о движущей силе истории: воля народа и воля истории. Как растет единство народа? | Сравните: смоленские сцены и Бородинскую битву. (Рост единения народа.) Вспомните путь Пьера от Можайска, что он видел и слышал.(«Всем народом навалиться хотят».) | |||||||||||||||||||||
V. Роль личности в истории. При каких условиях великие
личности могут влиять на ход истории? Кутузов и Наполеон. Александр и Наполеон
|
|
Выводы
УРОКИ
Особенности романа «Война и мир» определяются жанром произведения.
исторический — обращение к реальным историческим событиям;
философский — раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
нравственный — глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.
Исходя из этого, можно выделить особенности романа:
Документы
|
Роман
|
От Немана до Смоленска
|
|
Русское командование знало о скоплении французских
войск на берегу Немана Наполеон вечером 9 (21) июня посылает
приказ — выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась
на корпус Даву. «Россия, — писал Наполеон, — увлекается роком!
Судьба ее должна исполниться… Перейдем Неман, внесем войну в русские
пределы». Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя. Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено сообщение о начавшейся переправе французов. Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Балашова. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы |
В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильне, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашова, и отход русских войск тремя колоннами. Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды |
Смоленское сражение
|
|
Отступлению от Смоленска предшествовало крупное
столкновение отряда русских войск с передовыми кавалерийскими
корпусами французов под селом Красным. Русскими командовал
Неверовский Русские смогли задержать французов на целые сутки, сорвав замысел внезапного выхода к Смоленску. В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа Городские жители и крестьяне губернии начали формировать ополчение. В короткое время удалось собрать более 12 тыс. человек. Сражение началось 4 (16) августа около 7 часов утра. «Два раза, — писал Наполеон, — храбрые войска Нея достигали цитадели и два раза, не поддержанные свежими силами, были оттесняемы удачно направленными русскими резервами». Вечером Ней сделал еще одну попытку овладеть городом, но был отбит. Все атаки французов в этот день были отбиты. Обстрел города из 150 французских орудий также не дал результатов. В Смоленске 5(17) августа оставалось 20 тыс. войск при 180 орудиях против 185 тыс. французов при 300 орудиях. Французы решили брать город штурмом, но атаки Нея в 3 часа, Даву — в 5 часов были отбиты. Наполеон приказал открыть огонь из 200 орудий, чтобы сжечь город. За два дня русские потеряли 9,6 тыс. человек, французы — 20 тыс. человек. Продолжать оборону было опасно, и |
Французы натыкаются на дивизию Неверовского
и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное
сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается.
Убиты тысячи людей с той и с другой стороны, Смоленск оставлен
вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен своими
жителями, обманутыми своим губернатором… Наполеон идет дальше,
мы отступаем. Мы видим и слышим в романе оборону Смоленска. То гул артиллерии, то обстрел самого города, то раненых — все это говорит о жестоком сражении и о силе русских. Мы видим, как войска покидают город и как жители уходят с ними, сжигая свои дома. Алпатыч приехал в Смоленск 4 (16) августа, по дороге «встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы». «Всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска». «С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба». «С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышимыми за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу». Толстой считает, что сражение могло быть выиграно, если бы не предубеждение некоторых военачальников. Свое мнение он вложил в слова и мысли Андрея Болконского |
Бородинское сражение
|
|
24 августа (5 сентября) в 12 часов дня французы
подошли к Бородинской позиции, Наполеон увидел невыгодную сторону
позиции. Решено было захватить плацдарм с Шевардинским редутом, где
было 12 батарейных орудий, еще 24 стояли возле, а также 8 тыс.
человек пехоты и 4 тыс. — конницы. Редут был захвачен, потом отбит, и те и другие потеряли около 6 тыс. человек. С наступлением темноты необходимость оборонять редут отпала и Кутузов приказал оставить его. Но сражение за редут помогло понять замысел Наполеона — ударить по левому флангу. 25 августа (6 сентября) шла энергичная перестрелка. 26 августа (7 сентября) с 5 часов начались военные действия. Сражение шло за Бородино у Семеновских флешей (8 атак). Большую роль сыграли казаки Платова и Уварова. На первый взгляд исход сражения как будто не был решен, так как обе стороны сохранили свое положение, но Кутузов вырвал у Наполеона инициативу и вынудил отказаться от поставленной цели |
В романе читаем: «Двадцать четвертого было сражение
при Шевардинском редуте, двадцать пятого не было пущено ни одного
выстрела ни с той, ни с другой стороны, двадцать шестого произошло
Бородинское сражение». Л. Н. Толстой считает, что Бородинское сражение произошло совсем |
Можно сравнить исторические личности, выведенные в романе. Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе показаны под другими фамилиями, но узнаваемы. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Здесь Толстой точно передает характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни. Кто это — Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах.
Вот стихотворение Дениса Давыдова:
Но, Аглая, как идет к тебе
Быть лукавой и обманчивой!
Ты изменишь — и прекраснее!
И уста твои румяные
Еще более румянятся
Новой клятвой, новой выдумкой!
Голос, взор твой привлекательней,
И, богами вдохновенная,
Ты улыбкою небесною
Разрушаешь всем намеренья
Разлюбить неразлюбимую…
А вот Василий Денисов и его стихотворение «Волшебница», которое он спел Наташе под свою же музыку:
Волшебница, скажи, какая сила.
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлила по перстам!
Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает своего героя более лиричным и душевным. Денисов — это обобщенный образ гусара, а Давыдов — это жизненное воплощение обобщенного образа гусара.
Давыдов пишет:
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской…
Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая Чудотворца». Так же одевался и Давыдов.
Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным. (В романе сцена с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: «С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства».
Таких параллелей, указывающих верность Толстого историческим деталям, можно найти великое множество.
Можно сравнить и самую загадочную страницу истории — масонство —
в романе и в реальной жизни. Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает
с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи
масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель
становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом
Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог
«не постигается умом, а постигается жизнью». Это не сочетается с
Противопоставляются:
Два состояния: мир и война.
Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем противопоставление это и в мирное, и в военное время.
Передовое дворянство и светская аристократия.
Отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и Долохов.
Полководцы: Кутузов — Наполеон.
Кутузов и Александр I.
События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.
Поведение на войне: Тушина, Тимохина — Долохова, Жеркова.
Сопоставляются:
Образ жизни: Ростовых и Болконских.
Герои: Андрей и Пьер.
Правители: Александр I и Наполеон и др.
В плане сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена — вечер у А. П. Шерер. Эта та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).
А. |
Портрет. Он показан в развитии, изменчив, и это говорит о формировании личности. Можно проследить по тексту, как меняется портрет Андрея Болконского или Наташи Ростовой. Практическая работа. Проследите, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа и какой смысл при этом выявляется. Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, ХVII). Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I). Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII). Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV). В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II). В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI). Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. ХХII). Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII). После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII). Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл.
После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл.
Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. По тому, как меняется портрет, можно сказать о характере и внутреннем состоянии героя. |
Б. |
Деталь. При работе с портретом очень важно уяснить роль детали. Например, у княжны Марьи — необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской — короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера — неуклюжесть и растерянность. |
В. |
Внутренний монолог. |
А. |
Своеобразие показа природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. |
Б. |
Связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III). Можно найти такие фрагменты и у других героев, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:
Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II);
в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл.
Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную
ночь (т. 2, ч. 4, гл. Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI). |
В. |
Природа и война. Во время Аустерлица — мешает, войска не могут
ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Сцена дается
в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. |
Г. |
Показ природы в движении. Природа связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, изображается реалистически. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение этого мира. |
УРОК 97. «Так что же нам
делать?» Позднее творчество Толстого. «Воскресение», «Анна Каренина», «
После романа «Война и мир» Толстой идет дорогой тревожных раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается вопрос «Что делать?».
Он пробует ответить следующим образом:
В январе 1872 года Толстой пишет: «Пишу я эти последние годы азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно… Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».
Азбука, четыре книги в помощь начальной школе; открытая Толстым в Ясной Поляне школа — вот педагогическая деятельность писателя.
В 1873 году начинает писать роман о современной жизни — «Анну Каренину».
Вопросы, поставленные в романе:
о смысле жизни;
о судьбах дворянства и народа;
о семье и браке;
о жизни, о смерти, о любви.
В романе дан широкий показ русского общества:
высшая знать (Щербацкие, Облонские, Вронские, Тверские);
чиновники высшего класса (Каренин, Стремов);
крупные капиталисты (Мальтус, Рябинин, Бомаринов);
представители интеллигенции (доктор, художник, адвокат);
крестьяне, слуги.
Но в центре образ Анны Карениной, давший название роману.
Развитие сюжета — в столкновении Анны с окружающим миром.
Анна
|
Общество
|
Прекрасная женщина, с тонкой душой, не понимающая пустую светскую жизнь. Главное для Анны — искренность, настоящая любовь. Встреча с Вронским — пробуждение. Она жертвует всем: мужем, сыном, блестящим положением в обществе. Охлаждение Вронского — смерть для Анны. «Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено… Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что» | Общество, окружающее Анну, не принимает ее любви, открытой любви. Здесь можно поступать, как хочется, но тайно, скрытно. Внешнее приличие, но внутренняя безнравственность. Каренин, муж Анны, — один из «столпов» высшего дворянства |
Нельзя отнести к этому холодному светскому обществу Алексея Вронского.
«Страшно богат, красив, большие связи,
Противостоит этому миру и Константин Левин, проповедующий патриархальный уклад жизни, отрицающий городскую культуру и цивилизацию, столичную жизнь с ее ложью, суетой и развратом. Цель Левина — жизнь в деревне, сближение с крестьянами. В этом он находит удовлетворение, хотя остается барином. (Автобиографичность Левина.)
Выводы. Автор осуждает Анну за то, что она разрушила семью.
Образ Левина — призыв к дворянству изменить свою жизнь. Отрицание дворянского общества, погрязшего в пороках.
«Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, искусством; одно дело для него важно и одно только дело оно делает: оно уясняет себе нравственные законы, которыми оно живет. Но это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества» (трактат «Так что же нам делать?»).
Отказ писать вызывает тревожные отклики других писателей. И. С. Тургенев пишет Толстому: «Друг мой, вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»
В романе показаны политические ссыльные, но автор явно не на стороне революционеров.
Но не это гнетет Толстого. Трагедия в нем самом, в его разочаровании
в человеке. В «
УРОК 98. «Ах, война, что ты сделала, подлая!»4 Урок внеклассного чтения. Тема войны в современной литературе
Поэт Н. И.
Эта рана — всегда болит.
Это горе — всегда с тобой.
Поэтому урок внеклассного чтения по книгам о войне можно начать, опираясь на Толстого. Именно Толстым были заложены принципы и особенности изображения войны. Вся последующая литература — это развитие толстовских традиций. Поэтому закономерно и урок по современной литературе о последних войнах провести именно после изучения творчества Толстого. Война у Толстого представлена многопланово и разнообразно:
Отдельные сражения (Шенграбен, Аустерлиц, Смоленск).
Поворотные битвы (Бородино).
Поведение человека на войне (Ростов, Тушин, Тимохин, Долохов).
Жизнь в тылу (партизанские отряды Денисова и Долохова).
Плен (Пьер и Платон Каратаев).
В современной литературе мы находим те же направления:
Отдельные сражения (А. Ананьев. «Танки идут ромбом»).
Поворотные битвы (А. Чаковский. «Блокада»).
Поведение человека на войне (В. Быков. «Дожить до рассвета»; Б. Васильев. «В списках не значился»).
Жизнь в тылу (В. Закруткин. «Матерь человеческая»).
Плен (В. Логинов. «В подполье Бухенвальда»).
На уроке можно взять один из аспектов и рассмотреть те произведения, которые прочитаны учащимися, сопроводив урок чтением стихов о войне и военными песнями.
На уроке можно обсудить проблемы повести Б. Васильева «В списках не значился»
Традиции Толстого в изображении войны у современных авторов — это:
О войне надо писать правду.
Война — это ужас, кровь, страдания и смерть. Она противоестественна.
Изображение внутреннего состояния человека на войне.
Воспоминания, сопоставление настоящего и прошлого.
Эти направления можно изучить, обращаясь к различным произведениям:
Как показана правда о войне в этом произведении?
В чем, по мысли автора, самая ужасная сторона войны?
Как показана противоестественность войны?
В чем особенности изображения героев повести?
Как в повести показан внешний и внутренний героизм?
Как показывает автор поведение на войне?
Почему в повести мало чисто военных событий?
Зачем в повести используются разные временные аспекты: прошлое — настоящее?
Можно также обсудить произведения о войнах последних лет в Афганистане
и Чечне, например повесть С. Алексиевич «Цинковые мальчики», и подумать над
вопросами, как помогает документальность острее раскрыть проблемы этой войны
и что глубже видит
В заключение могут прозвучать песни и стихи о войнах наших дней. Эмоциональный итог урока в словах А. Злобина из книги «Самый далекий берег»:
«Много людей на земле, и брат разлучился с братом, сын — с отцом, жена — с мужем, и я — с тобой; оттого и плачет земля, и сердце раскрылось для боли».
УРОКИ