Изучение рассказа «Муму» в средних классах традиционно и накопило такой обширный материал, что, казалось бы, не представляет для учителя никакой сложности. Еще в конце XIX века (1891) Ц. П. Балталон в своем «Пособии для литературных бесед и письменных работ» предлагал в качестве одного из основных способов руководства серьезным чтением учащихся коллективные беседы о произведениях при помощи руководящих вопросов. Среди таких произведений назван и рассказ «Муму».
Во многих пособиях такие «вопросники» разработаны удачно, но известные трудности могут ожидать учителя даже на начальном этапе изучения рассказа. В. А. Никольский в книге «Преподавание литературы в средней школе» (М., 1963) в качестве необходимого начала предлагал ученикам до изучения в классе прочитать рассказ (повесть) самостоятельно и написать отзывы о том впечатлении, которое это чтение на них произвело. Оказалось, что мальчиков больше всего поразила физическая сила Герасима. Лишь в единственном отзыве девочки упоминается об отношении Герасима к Татьяне. Один из учащихся пишет: «...Мне не ясен один вопрос: почему Герасим, задумав уйти от барыни, убил Муму? Разве не проще было бы взять ее к себе в деревню? Я больше был бы доволен, если бы вместо Муму Герасим утопил барыню».
Традиция подсказывает, что первый урок по теме уместно начать с истории создания рассказа, о чем сохранились воспоминания В. Н. Житовой, Л. Пича, О. А. Тургеневой. Важно уточнить и обстоятельства, повлиявшие на создание рассказа.
В 1852 г. умер Гоголь. Тургенев был удивлен равнодушием многих, сам же он плакал навзрыд, когда писал некролог на смерть Гоголя. Власти запретили упоминать имя Гоголя в печати, но Тургенев напечатал статью в «Московских ведомостях». Царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Тургенев был взят под стражу, и именно под арестом написана была повесть (так определяют жанр произведения Тургенева в ряде работ) «Муму».
Перед отъездом в свое имение Спасское Тургенев прочитал друзьям «Муму», рассказ произвел сильное, хотя и неоднозначное впечатление. Писателя даже пытались убедить, что такие герои, как Герасим, характеризуют вообще русского человека. Тургенев же считал, что велика общественная драма там, где сторонники «крестьянской самобытности» находят успокоение и надежду на будущее в «немом» крепостном крестьянине Герасиме и не видят трагической стороны народной жизни.
Важно уже в 5-м классе создать первоначальный «образ Тургенева» на доступном ученикам уровне. Уместно было бы в связи с этим озаглавить слово о писателе «Добрый великан», как назвал Тургенева французский писатель А. Доде. В. Громов в книге «Добрый великан» так описывает писателя: «Каждому, кто видел его в первый раз, он казался „олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу“. И дети, и взрослые вспоминают „образ исполина с чистой душой младенца“, величественного человека „с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечего, с румяным лицом чисто русского склада“».
Любовь к людям, жажда деятельного добра отличали его всегда. Перед смертью он произнес: «Помните, друзья мои, мой последний завет: любите людей, как я их любил, — это лучшая отрада жизни».
Изучению темы предшествуют так называемые опережающие вопросы и задания, обращенные как ко всему классу, так и к отдельным группам и учащимся.
О б щ и е вопросы и задания:
— Всем учащимся прочитать самостоятельно рассказ «Муму». Ответить
письменно на вопросы: что произвело на меня самое сильное впечатление после
чтения рассказа и почему? На какие вопросы я хотел бы получить ответ на уроках?
— Составьте цитатный план рассказа.
Г р у п п о в ы е:
— Подготовить выразительное чтение диалогов по лицам (Капитона и Гаврилы, Гаврилы и барыни, Гаврилы и Татьяны).
И н д и в и д у а л ь н ы е:
— Подготовить сообщения ассистентов-учащихся по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея — прообраза Герасима, «аннибалова клятва»).
Подготовить по своему выбору пересказ одного из основных эпизодов
рассказа (краткий, выборочный, близкий к тексту, с изменением лица рассказчика,
например от лица дворецкого Гаврилы или дворового Степана).
Примерное планирование темы
1-й у р о к. Вступительное слово о писателе учителя и сообщения его ассистентов-учащихся. Обмен впечатлениями о самостоятельно прочитанном учениками рассказе «Муму». Аналитическое перечитывание в классе 1-й главы. Беседа о Герасиме. Проявление черт характера глухонемого в его отношении к делу, дому, дворне. Примеры того, как Тургенев передает отношения и настроения немого дворника через внешние его движения.
2-й у р о к. История с Татьяной. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Значение имени героя для понимания особенностей его характера и отношений с людьми. Почему у барыни в рассказе нет имени? Отношение Герасима к Татьяне.
3-й у р о к. История с Муму. Почему в рассказе эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? Духовные и нравственные качества Герасима, проявившиеся в историях с Татьяной и Муму.
4-й у р о к. Подведение итогов чтения и обсуждения рассказа. Портрет и пейзаж в рассказе. Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян.
В истории изучения рассказа Тургенева многое исходит из логики развертывания его содержания и поэтому повторяется у различных авторов. Замечено, однако, стремление методистов добиваться обязательных отличий своих рекомендаций от предшествующих, что приводит подчас к игнорированию удачных приемов и форм работы. Эта озабоченность угрозой обвинений в методическом плагиате непродуктивна.
В данной главе мы попытаемся объединить такие рекомендации различных авторов, которые представляются нам оригинальными и достойными воспроизведения в школьной практике в рамках любой методической модели как «общее достояние» современной теории и практики литературного образования (источники заимствований указаны в списке литературы).
При анализе первой главы рассказа уместны следующие вопросы и задания.
— Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?
— Тургенев не дает подробного портрета Герасима. Попробуйте представить
себе его внешний облик, создав словесный портрет героя.
— В каких формах выражается у Герасима горе и радость? Приведите примеры
того, как Тургенев передает настроения немого дворника не описанием его чувств и
мыслей, а через внешние движения: жесты, позы, походку, мимику.
— Поскольку сам Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о
нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется
среди них?
— Тургенев приводит сравнения, позволяющие почувствовать состояние
глухонемого. Что дает нам сопоставление Герасима с деревом на плодородной земле,
с молодым быком, с пойманным зверем, с гусаком?
— Что мы узнали о Герасиме после чтения первой главы?
Беседа на втором уроке могла бы проходить с использованием предложенных различными авторами вопросов и заданий.
— Герасим в переводе с греческого означает «почтенный», внушающий
почтение, глубокое уважение. За что уважали Герасима?
— Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует
свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений и
диалогов между обитателями барского дома.
— Как Герасим пытается преодолеть свое одиночество?
— В старой книге «Реестр о дамах и прекрасных девицах» дано народное
толкование имени Татьяна: «лукавый разговор». Имя это в христианской истории
принадлежало греческой великомученице Татьяне. В народе считалось, что человек,
который был крещен именем мученика, и в жизни будет мучиться. Так и говорили:
«По имени и житие». Какое из этих двух толкований вы скорее бы отнесли к героине
тургеневского рассказа и почему?
— Почему о Татьяне в рассказе сказано, что она «белокурая», а о Капитоне —
что у него «белесоватые волосы»? Как в соответствии с этим автор относится к
своим героям?
— Почему же Герасим так легко отказался от Татьяны, поддавшись обману?
Потому ли, что обычно очень догадливый Герасим не ожидал от кроткой Татьяны
обмана? Как характеризуют Татьяну и ее образ жизни слова: «А кого мне в женихи
назначат»?
— Почему одинока барыня и почему одинок Герасим? Чем Герасим пытается
возместить свою потерю?
Беседа на третьем уроке продолжит историю с Татьяной следующим наблюдением: между историей с Татьяной и историей с Муму есть нечто общее, их объединяющее. Что является общим стержнем обеих линий? Какие черты характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне и Муму?
— Как вы понимаете слова писателя о Герасиме и дворне: «великан» и
«людишки»? Чем Герасим отличается от дворовых, хотя и он выполняет приказания
барыни? Чем вы объясняете взаимную неприязнь Герасима и некоторых дворовых? Они
же все крепостные. В чем разница между ними?
— Чем объясняется неприязнь и враждебность барыни по отношению к Муму, что
ее больше всего раздражает?
— Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме барыни.
Как вы это объясняете? Почему барыня в рассказе названа «причудливой старухой»?
— Как пытается Герасим защитить свою собаку? Как проявил он себя при этом?
В каких случаях и почему усмехался Герасим? Почему он усмехался, когда увидел
Татьяну, притворяющуюся пьяной, когда Степан пытался поймать Муму? Чем вызвана
презрительная усмешка Герасима при «ответе» Гавриле?
— Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает
праздничный кафтан? Когда-то он хотел в этом кафтане идти свататься к Татьяне.
Почему он сейчас его надел? Почему он так вычесывает Муму перед уходом? Почему
кормит ее мясными щами в трактире?
Завершает тему четвертый урок, подводящий итог обсуждению вопросами и заданиями.
— Почему Герасим утопил Муму? Он ведь все равно ослушался, самовольно
уйдя в деревню. Почему он радостно шагает в деревню? Ведь только недавно погибла
его любимица Муму. Как картины природы связаны с героем?
— Что добавляет сравнение героя со львом к нашим представлениям о
Герасиме? Почему рассказ называется не «Герасим», а «Муму»? Какое значение имеет
этот рассказ для нашей жизни? Как можно и сегодня бороться с самим собой, чтобы
не превратиться в лакея? (По
материалам Ц. Балталона, В. Зырянова, М. Клочихиной, А. Лихаева, В. Маранцмана,
Л. Росляковой, Б. Турьянской.)