В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»
Однажды Виктор Петрович Астафьев, подводя итоги своей работы перед очередным юбилеем, начал сам себе задавать весьма непростые вопросы, на которые отвечать приходится всей жизнью: «Честен ли ты перед собой? Не оттирал ли от дороги локтями слабых? Все ли делал для счастья других?» Приступая к детскому рассказу писателя «Васюткино озеро», учитель должен в доступной пятиклассникам форме сообщить ученикам, как бы предваряя предстоящее изучение рассказа, характеристику предельно искреннего и правдивого писателя.
Этому предварительному знакомству будут способствовать и опережающие вопросы и задания.
О б щ и е:
— Все самостоятельно заранее прочитайте рассказ «Васюткино озеро».
— Подумайте над смыслом заглавия рассказа. Только ли потому он так назван,
что Вася нашел это озеро?
— Какое значение имеют картины природы в рассказе?
— Определите, какие качества Васютки помогли ему не погибнуть в тайге.
Г р у п п о в ы е:
— Подготовьте с товарищами пересказ истории с глухарем. Зачем она
введена писателем в рассказ?
— Подготовьте чтение по лицам эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»
(разговоры со старшиной Колядой, вахтенного матроса с дедом Афанасием).
И н д и в и д у а л ь н ы е:
— Подготовьте сообщения о детстве писателя и начале его литературной
деятельности.
— Подготовьте справку об автобиографических произведениях В. П. Астафьева.
Вступительное слово учителя об Астафьеве можно было бы начать утверждением критика Ал. Михайлова: «...хочется сказать, что он... много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».
Родился Виктор Петрович Астафьев в 1924 г. в крестьянской семье в сибирском селе Овсянка, на Енисее. Трудным было сиротское детство и отрочество Астафьева. Множество профессий он переменил: слесарь, грузчик, литейщик, сторож, журналист. Три года был на фронте, где получил тяжелое ранение.
Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
Будущий писатель жил в единении с природой и деревенским бытом. Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа — эта тема многих произведений Астафьева. Он писал: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Мальчик рыбачил, и озеро принимало его, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме, где ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать... каждое деревце в лесу, каждый лист... И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»
В детдоме преподавал литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Он часто задавал ученикам писать сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.
Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро». Беседу в классе по этому рассказу учитель может провести, используя следующие вопросы и задания.
— Определите время и место событий, описанных в рассказе. В начале
рассказа говорится о частых осенних дождях, а потом читаем: «коротка
августовская ночь». Как вы это объясняете?
— Почему заскучал Васютка в бригаде рыбаков? Чем он старался помочь
взрослым, когда уловы не радовали?
— Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу?
— Как ведет себя Васютка, потерявший затеси на деревьях? Как преодолевает
подступающий страх? Почему он вспомнил слова отца и дедушки: «Тайга, наша
кормилица, хлипких не любит»?
— Что вы можете сказать о Васютке, прочитав подробное описание его первой
ночи в тайге? Почему Васютка искал среди темного хвойного леса желтую полоску
лиственного? Чему научился мальчик у взрослых? А как проявляется его собственный
характер? Как решает, куда идти? В какой момент и почему он расплакался?
— Сравните лесное и озерное житье Васютки. Что ему больше нравилось и
почему? Что обеспокоило его в третью ночь приключений? Подтвердите текстом, что
мальчик сообразительный, не теряющийся в трудных обстоятельствах, хотя ему и
страшно.
— Как Васютка нашел дорогу к Енисею? Чем была тяжела ночь на Енисее?
— Как встретились Васютка и его отец? Опишите, как вы себе представляете
Григория Афанасьевича.
— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому,
что он показал бригаде отца «рыбное» озеро? А еще почему?
— Почему уставший Васютка не сел в лодку? Как вы оцениваете его характер?
Чем он заслужил то, что озеро назвали его именем?
— Какие произведения русских писателей о своем детстве вы читали? Чем они
отличаются от описания крестьянского мальчика в рассказе Астафьева?
— Какие произведения вы читали о людях, оставшихся один на один с
природой? Кто из вас знает о Робинзоне Крузо и что вы о нем знаете?
— Нам еще придется познакомиться в этом году с книгой Д. Дефо о Робинзоне
Крузо. Вспомните тогда рассказ о Васютке и ответьте, почему приключения мальчика
часто называют «робинзонадой».