назад

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим… Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям… Архитектор – поэт – мастер в себе одном объединял скульптуру, покрывающую резьбой созданные им фасады, и живопись, расцвечивающую его витражи, и музыку, приводящую в движение колокола и гудящую в органных трубах.                                                                       Виктор Гюго

  

Возможно, самое важное из всех изменений, которые являет нам средневековое искусство, это – новый взгляд на мир. Этот взгляд задерживался теперь на видимом, на мире, даваемом в ощущениях… Обретший уверенность человек созерцал мир, как Бог после шести дней творения, и находил его прекрасным и добрым. Готическое искусство – это доверие.

                                                           Жак Ле Гофф

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ, 2006/2007 г.

ОКРУЖНОЙ ТУР (8–11 классы)

 

I. Ответьте на вопросы.

1.      Когда и где возникло понятие «средние века? Что оно означало?________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      Что такое «семь свободных искусств», «тривиум», «квадривиум»? _______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.      Для чего предназначались скриптории и баптистерии?_________________________

________________________________________________________________________

4.      Прочитав эту комедию, можно совершить путешествие в загробный мир._________

________________________________________________________________________

5.      Эта первая конная статуя Средневековья изображает великого правителя подобным императорам Древнего Рима, а высота ее – чуть больше 20 сантиметров.__________

6.      Позднюю готику Северной и Центральной Европы иногда называют «пламенеющей»? С чем это связано?_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.      Назовите известные Вам произведения героического эпоса, созданные во Франции, Германии, Испании на основе реальных исторических событий. _________________

________________________________________________________________________

8.      В XI в. этот итальянец, монах-бенедиктинец и музыкант, придумал названия нот (за исключением ноты «до»), которыми мы пользуемся до сих пор. Назовите его имя и город, в котором он родился._______________________ Через 600 лет другой итальянец, теоретик музыки и учитель пения, взял слог из своей фамилии и назвал им первую ноту звукоряда – «до». Назовите его фамилию. ______________________

9.   Что такое «варварская плетенка»?___________________________________________

       _______________________________________________________________________

10. В западной части христианских храмов Древней Руси и Западной Европы представлен один и тот же библейский сюжет. Как он называется? Чем отличались изображения этого сюжета древнерусскими и западноевропейскими мастерами?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________            

11. Какое музыкальное произведение исполнялось одновременно на двух языках?__________________________________________________________________

12.  Великий французский скульптор Огюст Роден назвал архитектуру этого стиля «тяжелым молчанием». Какой стиль он имел в виду?___________________________

13. Так называли средневековых школяров, кочующих из одного университета в другой в поисках знаний и лучших учителей, беглых монахов, священников, оставшихся без прихода, а иногда и обедневших рыцарей.________________________________

14.  Стены романских соборов были украшены росписями. Из готических соборов росписи исчезли. Чем их заменили и почему?_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.  В каких городах Франции, Германии, Англии находятся самые знаменитые памятники готической архитектуры?________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II. Выполните следующие задания.

1.      Закончите фразу Виктора Гюго: «…какой бы скульптурой или резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии римскую ________________».

2. Найдите лишнее и поясните свой выбор.

            А)  аркбутан, контрфорс, нервюра, метопа, вимперг_________________________

            Б)  мистерия, фарс, моралите, баллада, миракль_____________________________

            В)  Бернар Клервосский, Франциск Ассизский, Иоанн Дамаскин, Фома Аквинский__________________________________________________________________

            Г)  Ланселот, Роланд, Мерлин, Артур, Парсифаль___________________________

            Д)  трубадуры, аэды, труверы, миннезингеры_______________________________

3. Что объединяет перечисленные понятия, названия, имена (найдите общее)?

А) трансепт, хор, средокрестие, нартекс, неф _______________________________

Б) сирвента, альба, пастурелла, тенсона____________________________________

В) телец, орел, ангел, лев ____________ ___________________________________

Г) Кретьен де Труа, Данте, Вольфрам фон Эшенбах, Уильям Ленгленд_________

4. Сравните романский и готический соборы: а) по архитектурным особенностям; б) по впечатлению, которое они должны были производить на зрителя.

            Романский собор                                                     Готический собор

___________________________________ ____________________________________

___________________________________ _____________________________________

___________________________________   _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

___________________________________ _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

___________________________________  _____________________________________

 

5. Прочитайте фрагменты литературных произведений эпохи Средневековья. К каким видам и жанрам литературы они относятся (впишите соответствующую букву под текстом фрагмента):

   а) героический эпос          б) рыцарская поэзия             в) городская литература (фаблио)  

                                   г) поэзия вагантов

 

   ● А речь веду я вот к чему.                                   ● Сказал тогда Роланду Оливер:

      В селе богатом жил священник;                «Товарищ боевой, сдается мне,

      О том лишь думал, как бы денег                Что с сарацинами нас ждет сраженье».        

   Для церкви побольше собрать                     «Пусть Бог его пошлет, – Роланд в ответ,    

   Да самому богаче стать…                                     Здесь Карл-король нам сторожить велел.

      Осла он у себя держал,                              Для императора вассал примерный

      Какого вряд ли свет видал;                        И жар и холод должен претерпеть,

      Попу слугою был примерным;                   Ни волоса, ни кожи не жалеть…».

      Двадцать лет служил ему верно,                Роланд горяч, а Оливер разумен.

      Богатства умножать помог,                        Они отвагою друг другу не уступят:

      Пока от старости не сдох.                                      Раз севши на коня и взяв оружье,

      Поп сильно так осла любил,                       Пред битвою не дрогнут малодушно.

      Что шкуру драть не разрешил,                   Их благородна речь, высок их дух.

      Его на кладбище зарыл.                            

                     ________________                                                     _______________

   

      ● Бросим все премудрости,                     ● Когда впервые вас я увидал,

         По боку ученье!                                        То, благосклонным взглядом награжден,

         Наслаждаться в юности                                      Я больше ничего не пожелал,

         Наше назначение.                                    Как вам служить – прекраснейшей из донн.

         Только старости пристало                        Вы, Донна, мне одна желанной стали,

         К мудрости влечение.                              Ваш милый смех и глаз лучистых свет

         Быстро жизнь уносится;                           Меня забыть заставили весь свет.

         Радости и смеха                                                  И голосом, звенящим, как кристалл,

         В молодости хочется;                              И прелестью бесед обворожен,

         Книги – лишь помеха…                           С тех самых пор я ваш навеки стал,

         Нам ли, чьи цветущи годы,                      И ваша воля для меня закон.

         Над книгою сутулиться?                                     Чтоб вам почет повсюду воздавали,

         Нас девичьи хороводы                               Лишь вы одна – похвал моих предмет,

         Ждут на каждой улице.                            Моей любви верней и глубже нет.

                     _________________                                                   ________________

 

6. Какими чертами должен был обладать настоящий рыцарь? Какие нормы поведения входили в кодекс рыцарской чести? Что такое «куртуазность»?____________________

  __________________________________________________________________________

   __________________________________________________________________________

   __________________________________________________________________________

   __________________________________________________________________________

  __________________________________________________________________________

  __________________________________________________________________________

  __________________________________________________________________________

7. В эпоху высокого (классического, или зрелого) Средневековья в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Европы складываются два стиля – романский и готический. Когда возникли названия этих стилей и почему они были названы именно так? Какое название кажется Вам более точным и «справедливым». Поясните свой ответ. _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.      Считается, что в эпоху готики мастера-строители совершили настоящую революцию в архитектуре. В чем это проявилось? Почему в романскую эпоху эти «революционные перемены» в строительстве не могли произойти?_________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9*. Скульпторы романской эпохи чаще всего изображали Христа в сиянии божественной славы и власти, всемогущим и торжествующим – даже над смертью, грозным Судией, Царем Небесным. В готической скульптуре преобладает образ Христа Страждущего, в терновом венце, на кресте в предсмертных муках, это – трагический образ, исполненный величайшего страдания и человечности. Новые черты появились и в облике Богоматери: это – юная мать, играющая с младенцем, или мать страдающая, скорбящая о сыне, принявшем мученическую смерть, а не символ, религиозная идея, запечатленная в камне. Как Вы думаете, чем это можно объяснить?_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10*. В древнерусских храмах начиная с XIV в. алтарную часть закрывал высокий иконостас. В Западной Европе (в Италии, Германии, Нидерландах, Чехии) примерно в это же время появляются створчатые расписные алтари, каждая часть которых представляет собой отдельную картину со своим сюжетом, но все они объединены общей идеей, общим замыслом, повторяющимися персонажами. Однако в готических соборах Франции такие алтари встречаются  довольно редко. Почему?_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11*. Виктор Гюго назвал готический собор «чудесным результатом соединения всех сил целой эпохи». Что он имел в виду?_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Hosted by uCoz