ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим… Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям… Архитектор – поэт – мастер в себе одном объединял скульптуру, покрывающую резьбой созданные им фасады, и живопись, расцвечивающую его витражи, и музыку, приводящую в движение колокола и гудящую в органных трубах. Виктор Гюго
Возможно, самое важное из всех изменений, которые являет нам средневековое искусство, это – новый взгляд на мир. Этот взгляд задерживался теперь на видимом, на мире, даваемом в ощущениях… Обретший уверенность человек созерцал мир, как Бог после шести дней творения, и находил его прекрасным и добрым. Готическое искусство – это доверие.
Жак Ле Гофф
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ, 2006/2007 г.
ОКРУЖНОЙ ТУР (8–11 классы)
I. Ответьте на вопросы.
1. Когда и где возникло понятие «средние века? Что оно означало?________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое «семь свободных искусств», «тривиум», «квадривиум»? _______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Для чего предназначались скриптории и баптистерии?_________________________
________________________________________________________________________
4. Прочитав эту комедию, можно совершить путешествие в загробный мир._________
________________________________________________________________________
5. Эта первая конная статуя Средневековья изображает великого правителя подобным императорам Древнего Рима, а высота ее – чуть больше 20 сантиметров.__________
6. Позднюю готику Северной и Центральной Европы иногда называют «пламенеющей»? С чем это связано?_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Назовите известные Вам произведения героического эпоса, созданные во Франции, Германии, Испании на основе реальных исторических событий. _________________
________________________________________________________________________
8. В XI в. этот итальянец, монах-бенедиктинец и музыкант, придумал названия нот (за исключением ноты «до»), которыми мы пользуемся до сих пор. Назовите его имя и город, в котором он родился._______________________ Через 600 лет другой итальянец, теоретик музыки и учитель пения, взял слог из своей фамилии и назвал им первую ноту звукоряда – «до». Назовите его фамилию. ______________________
9. Что такое «варварская плетенка»?___________________________________________
_______________________________________________________________________
10. В западной части христианских храмов Древней Руси и Западной Европы представлен один и тот же библейский сюжет. Как он называется? Чем отличались изображения этого сюжета древнерусскими и западноевропейскими мастерами?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какое музыкальное произведение исполнялось одновременно на двух языках?__________________________________________________________________
12. Великий французский скульптор Огюст Роден назвал архитектуру этого стиля «тяжелым молчанием». Какой стиль он имел в виду?___________________________
13. Так называли средневековых школяров, кочующих из одного университета в другой в поисках знаний и лучших учителей, беглых монахов, священников, оставшихся без прихода, а иногда и обедневших рыцарей.________________________________
14. Стены романских соборов были украшены росписями. Из готических соборов росписи исчезли. Чем их заменили и почему?_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. В каких городах Франции, Германии, Англии находятся самые знаменитые памятники готической архитектуры?________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Выполните следующие задания.
1. Закончите фразу Виктора Гюго: «…какой бы скульптурой или резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии римскую ________________».
2. Найдите лишнее и поясните свой выбор.
А) аркбутан, контрфорс, нервюра, метопа, вимперг_________________________
Б) мистерия, фарс, моралите, баллада, миракль_____________________________
В) Бернар Клервосский, Франциск Ассизский, Иоанн Дамаскин, Фома Аквинский__________________________________________________________________
Г) Ланселот, Роланд, Мерлин, Артур, Парсифаль___________________________
Д) трубадуры, аэды, труверы, миннезингеры_______________________________
3. Что объединяет перечисленные понятия, названия, имена (найдите общее)?
А) трансепт, хор, средокрестие, нартекс, неф _______________________________
Б) сирвента, альба, пастурелла, тенсона____________________________________
В) телец, орел, ангел, лев ____________ ___________________________________
Г) Кретьен де Труа, Данте, Вольфрам фон Эшенбах, Уильям Ленгленд_________
4. Сравните романский и готический соборы: а) по архитектурным особенностям; б) по впечатлению, которое они должны были производить на зрителя.
Романский собор Готический собор
___________________________________ ____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
___________________________________ _____________________________________
5. Прочитайте фрагменты литературных произведений эпохи Средневековья. К каким видам и жанрам литературы они относятся (впишите соответствующую букву под текстом фрагмента):
а) героический эпос б) рыцарская поэзия в) городская литература (фаблио)
г) поэзия вагантов
● А речь веду я вот к чему. ● Сказал тогда Роланду Оливер:
В селе богатом жил священник; «Товарищ боевой, сдается мне,
О том лишь думал, как бы денег Что с сарацинами нас ждет сраженье».
Для церкви побольше собрать «Пусть Бог его пошлет, – Роланд в ответ,
Да самому богаче стать… Здесь Карл-король нам сторожить велел.
Осла он у себя держал, Для императора вассал примерный
Какого вряд ли свет видал; И жар и холод должен претерпеть,
Попу слугою был примерным; Ни волоса, ни кожи не жалеть…».
Двадцать лет служил ему верно, Роланд горяч, а Оливер разумен.
Богатства умножать помог, Они отвагою друг другу не уступят:
Пока от старости не сдох. Раз севши на коня и взяв оружье,
Поп сильно так осла любил, Пред битвою не дрогнут малодушно.
Что шкуру драть не разрешил, Их благородна речь, высок их дух.
Его на кладбище зарыл.
________________ _______________
● Бросим все премудрости, ● Когда впервые вас я увидал,
По боку ученье! То, благосклонным взглядом награжден,
Наслаждаться в юности Я больше ничего не пожелал,
Наше назначение. Как вам служить – прекраснейшей из донн.
Только старости пристало Вы, Донна, мне одна желанной стали,
К мудрости влечение. Ваш милый смех и глаз лучистых свет
Быстро жизнь уносится; Меня забыть заставили весь свет.
Радости и смеха И голосом, звенящим, как кристалл,
В молодости хочется; И прелестью бесед обворожен,
Книги – лишь помеха… С тех самых пор я ваш навеки стал,
Нам ли, чьи цветущи годы, И ваша воля для меня закон.
Над книгою сутулиться? Чтоб вам почет повсюду воздавали,
Нас девичьи хороводы Лишь вы одна – похвал моих предмет,
Ждут на каждой улице. Моей любви верней и глубже нет.
_________________ ________________
6. Какими чертами должен был обладать настоящий рыцарь? Какие нормы поведения входили в кодекс рыцарской чести? Что такое «куртуазность»?____________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. В эпоху высокого (классического, или зрелого) Средневековья в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Европы складываются два стиля – романский и готический. Когда возникли названия этих стилей и почему они были названы именно так? Какое название кажется Вам более точным и «справедливым». Поясните свой ответ. _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Считается, что в эпоху готики мастера-строители совершили настоящую революцию в архитектуре. В чем это проявилось? Почему в романскую эпоху эти «революционные перемены» в строительстве не могли произойти?_________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9*. Скульпторы романской эпохи чаще всего изображали Христа в сиянии божественной славы и власти, всемогущим и торжествующим – даже над смертью, грозным Судией, Царем Небесным. В готической скульптуре преобладает образ Христа Страждущего, в терновом венце, на кресте в предсмертных муках, это – трагический образ, исполненный величайшего страдания и человечности. Новые черты появились и в облике Богоматери: это – юная мать, играющая с младенцем, или мать страдающая, скорбящая о сыне, принявшем мученическую смерть, а не символ, религиозная идея, запечатленная в камне. Как Вы думаете, чем это можно объяснить?_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10*. В древнерусских храмах начиная с XIV в. алтарную часть закрывал высокий иконостас. В Западной Европе (в Италии, Германии, Нидерландах, Чехии) примерно в это же время появляются створчатые расписные алтари, каждая часть которых представляет собой отдельную картину со своим сюжетом, но все они объединены общей идеей, общим замыслом, повторяющимися персонажами. Однако в готических соборах Франции такие алтари встречаются довольно редко. Почему?_______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11*. Виктор Гюго назвал готический собор «чудесным результатом соединения всех сил целой эпохи». Что он имел в виду?_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________