ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет!
Пико делла Мирандола (1463–1494)
Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для небо слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал.
Марсилио Фичино (1433–1499)
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ, 2007/2008 г.
ОКРУЖНОЙ ТУР (8–11 классы)
I. Ответьте на вопросы.
1.Считается, что именно этот итальянский живописец, архитектор, писатель впервые использовал термин «Возрождение» ___________________________________________
2. Какой библейский персонаж запечатлели в бронзе и камне Верроккьо, Донателло и Микеланджело? __________________________________________________________
3. Этот музыкально-поэтический жанр зародился в Италии в ХIV в. В разное время он означал и пастушескую песню любовного содержания, и эпиграмму, и стихотворный комплимент прекрасной даме. К этому жанру обращались Петрарка и Ронсар, Батюшков, Пушкин и Лермонтов, Мандельштам и Гумилев._______________________
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Как звали путника и его проводника?__________________________________________________________
Что за собор строили по очереди Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Карло Мадерна и Лоренцо Бернини? Какой вклад в строительство внес каждый из них?_______________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Одним из действующих лиц этой комедии Шекспира является «Тезей, афинский герцог».____________________________________________________________________
Произведение под этим названием есть у нидерландского живописца Иеронима Босха, у немецкого писателя-гуманиста Себастьяна Бранта и даже у современного английского автора Грегори Норминтона. _________________________________________________
Кому посвящены слова американского историка искусства Бернарда Бернсона: «…он создал такой образ человека, который может подчинить себе землю, и, кто знает, может быть, больше, чем землю!» __________________________________________________
9. Куда ведут «Райские врата» Лоренцо Гиберти? _________________________________
10. Кто из «титанов Возрождения» считал живопись «царицей искусств» и высказал мысль о том, что «живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат»? ________________________________________________________________
11. Принято считать, что эти братья-живописцы изобрели масляные краски. ____________
11. Он создал самые необычные образы в истории европейской живописи. Художники-сюрреалисты в XX в. нарекли его «почетным профессором кошмаров». _____________
13. От названия этого холма древнего Рима произошли итальянское слово «palazzo», русское «палаты», английское «palace», французское «palais», немецкое «Palast». ______
1. Настоятель монастыря Санта Мария делле Грацие все время торопил Леонардо да Винчи: что мешает ему наконец закончить задуманную фреску в трапезной? Леонардо отвечал, что не может найти натурщика для лица одного из персонажей, и предлагал настоятелю написать недостающую фигуру с него самого. О каком персонаже Евангелия идет речь?________________________________________________________
2. Он родился на Крите, учился там иконописи, затем поступил в обучение в мастерскую Тициана; был на службе при дворе короля Филиппа II Испанского; не получив признания, поселился в Толедо, где оставался до конца жизни. __________________
3. Какая новая разновидность театрального искусства появилась в Италии в эпоху Возрождения? ____________________________________________________________
4. Это событие считают началом эпохи Возрождения в Италии. _____________________
18. В какой стране в эпоху Возрождения возникает жанр «плутовского романа»? ________
19. Он вернул скульптуре то самостоятельное значение, которое она имела в античном искусстве, наделил свои образы яркой индивидуальностью и глубокой человечностью, создал первую обнаженную статую и первый конный монумент Ренессанса. _________
20. «Рыцарь печального образа», «сражаться с ветряными мельницами»… Назовите автора и произведение, из которого в русский язык пришли эти крылатые фразы.____________
II. Выполните следующие задания. Дайте аргументированные ответы на вопросы.
1.Продолжите ряд:
Данте – «Божественная комедия», Боккаччо – «Декамерон», Шекспир – «Гамлет», Эразм Роттердамский – _______________________, Рабле – ____________________
2.Найдите лишнее и поясните свой выбор.
А) «Мадонна Бенуа», «Мадонна в скалах», «Мадонна со щегленком», «Мадонна с цветком» _____________________________________________________________
Б) Панталоне, Коломбина, Пьеро, папа Карло, Арлекин, Пульчинелла ___________
В) Микеланджело, Браманте, Донателло, Палладио, Брунеллески________________
Г) Гольбейн, Дюрер, Брейгель, Кранах, Грюневальд __________________________
Д) «Макбет», «Двенадцатая ночь», «Ричард III», «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
________________________________________________________________________
3. Что объединяет перечисленные названия, понятия, имена (найдите общее)?
А) Воспитательный дом, купол Санта Мария дель Фьоре, церковь Сан Лоренцо, капелла Пацци ______________________________________________________
Б) новелла, сонет, фацеция, канцона ____________________________________
В) Тициан, Джорджоне, Карпаччо, Веронезе, Тинторетто __________________
Г) Гийом Дюфаи, Орландо Лассо, Андреа Габриэли, Палестрина ____________
4. Какие из перечисленных ниже признаков, понятий, терминов характеризуют эпоху Возрождения (поставьте рядом знак «√»):
«культура безмолвствующего большинства»____ антропоцентризм____
высокое предназначение и достоинство человека____ принцип «золотого сечения»___
гармония материального и духовного____ теоцентризм____
анонимность, коллективный характер мышления____ диалог с античностью____
величайший культурный переворот____ геоцентрическая картина мира___
возвеличивание монархической власти___ индивидуализм___
«тело – темница души»____ гуманизм___
зарождение жанров живописи____ новое отношение к миру___
строгое следование традиции____ абсолютная свобода творчества
светский характер культуры____ соразмерность человеку____
5. Перед вами три поэтических произведения, созданных в эпоху Возрождения. Прочитайте их и попробуйте определить их автора (впишите имя в строку под стихотворением):
А) Франческо Петрарка Б) Микеланджело Буонарроти В) Уильям Шекспир
К какому стихотворному жанру относятся эти произведения? _______________________
● И высочайший гений не прибавит ● Меж стройных жен, сияющих красою,
Единой мысли к тем, что мрамор сам Она царит – одна во всей вселенной,
Таит в избытке, – и лишь это нам И пред ее улыбкой несравненной
Рука, послушная рассудку, явит. Бледнеют все, как звезды пред зарею.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит, Амур как будто шепчет надо мною:
Мудрейшая, благая донна, – вам Она живет – и жизнь зовут бесценной;
Обязан всем я, и тяжел мне срам, Она исчезнет – счастье жизни бренной
Что вас мой дар не так, как должно, славит. И мощь мою навек возьмет с собою.
Не власть Любви, не ваша красота, Как без луны и солнца свод небесный,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений Без ветра воздух, почва без растений,
В злосчастии моем несут вину, – Как человек безумный, бессловесный,
Затем, что смерть с пощадою слита Как океан без рыб и без волнений,
У вас на сердце, – но мой жалкий гений Так будет все недвижно в мраке ночи,
Извлечь, любя, способен смерть одну. Когда она навек закроет очи.
____________________________ _______________________________
● Зову я смерть.
Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!
______________________________
6. Почему именно Италия стала родиной культуры Возрождения? __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7. Согласны ли вы с утверждением, что в искусстве западноевропейского Средневековья не могли возникнуть произведения, подобные «Автопортрету в образе Христа» Дюрера или «Давиду» Микеланджело? Аргументируйте свой ответ. _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Соотнесите имя автора с названием его произведения.
Джотто__________ 1. «Вид Толедо»
Босх___________ 2. «Кондотьер Гаттамелата»
Леонардо да Винчи______ 3. «Афинская школа»
Тициан_________ 4. «Моисей»
Эль Греко_______ 5. «Меланхолия»
Ван Эйк_________ 6.«Охотники на снегу»
Микеланджело______ 7. «Мадонна канцлера Ролена»
Рафаэль__________ 8. «Весна»
Дюрер________ 9. «Воз сена»
Донателло_____ 10. «Кающаяся Мария Магдалина»
Мазаччо_______ 11. «Поцелуй Иуды»
Боттичелли_____ 12. «Изгнание Адама и Евы из рая»
Брейгель_______ 13. «Дама с горностаем»
9*. Мастеров итальянского Возрождения вдохновляла античная культура, ее памятники были у них буквально «перед глазами» и «под рукой». Какая культура стала источником вдохновения для мастеров из Нидерландов, Германии, Франции (немногие из них были в Италии и видели «живую» античность) и определила особенности искусства Северного Возрождения и его отличия от ренессансного искусства Италии? В чем состояли эти отличия? _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
10*. Перспектива – это система изображения пространства и объемных тел на плоскости в соответствии с законами и правилами реального зрительного восприятия человека. Как вы думаете, почему именно в эпоху Возрождения были открыты законы линейной (прямой) перспективы? Почему и с помощью каких средств в картинах ренессансных живописцев тела и предметы обрели объем и материальность? _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11*. В эпоху гуманизма, когда отошли в прошлое идеи Средневековья, архитектура обрела новое назначение. Какое? В чем это проявилось? __________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________