назад

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем  он хочет!                                                                    

Пико делла Мирандола (1463–1494) 

 

Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для небо слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека  почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал.

                       Марсилио Фичино (1433–1499)

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ, 2007/2008 г.

ОКРУЖНОЙ ТУР (8–11 классы)

               

  

I. Ответьте на вопросы.

1.Считается, что именно этот итальянский живописец, архитектор, писатель впервые использовал термин «Возрождение» ___________________________________________

2. Какой библейский персонаж запечатлели в бронзе и камне Верроккьо, Донателло и Микеланджело? __________________________________________________________

3. Этот музыкально-поэтический жанр зародился в Италии в ХIV в. В разное время он означал и пастушескую песню любовного содержания, и эпиграмму, и стихотворный комплимент прекрасной даме. К этому жанру обращались Петрарка и Ронсар, Батюшков, Пушкин и Лермонтов, Мандельштам и Гумилев._______________________

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Как звали путника и его проводника?__________________________________________________________

Что за собор строили по очереди Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Карло Мадерна и Лоренцо Бернини? Какой вклад в строительство внес каждый из них?_______________  ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Одним из действующих лиц этой комедии Шекспира является «Тезей, афинский герцог».____________________________________________________________________

Произведение под этим названием есть у нидерландского живописца Иеронима Босха, у немецкого писателя-гуманиста Себастьяна Бранта и даже у современного английского автора Грегори Норминтона. _________________________________________________

Кому посвящены слова американского историка искусства Бернарда Бернсона: «…он создал такой образ человека, который может подчинить себе землю, и, кто знает, может быть, больше, чем землю!» __________________________________________________

9.   Куда ведут «Райские врата» Лоренцо Гиберти? _________________________________

10. Кто из «титанов Возрождения» считал живопись «царицей искусств» и высказал мысль о том, что «живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат»? ________________________________________________________________            

11. Принято считать, что эти братья-живописцы изобрели масляные краски. ____________

11.     Он создал самые необычные образы в истории европейской живописи. Художники-сюрреалисты в XX в. нарекли его «почетным профессором кошмаров». _____________

13. От названия этого холма древнего Рима произошли итальянское слово «palazzo», русское «палаты», английское «palace», французское «palais», немецкое «Palast». ______

1.                  Настоятель монастыря Санта Мария делле Грацие все время торопил Леонардо да Винчи: что мешает ему наконец закончить задуманную фреску в трапезной? Леонардо отвечал, что не может найти натурщика для лица одного из персонажей, и предлагал настоятелю написать недостающую фигуру с него самого. О каком персонаже Евангелия идет речь?________________________________________________________

2.      Он родился на Крите, учился там иконописи, затем поступил в обучение в мастерскую Тициана; был на службе при дворе короля Филиппа II Испанского; не получив признания, поселился в Толедо, где оставался до конца жизни. __________________

3.      Какая новая разновидность театрального искусства появилась в Италии в эпоху Возрождения? ____________________________________________________________

4.      Это событие считают началом эпохи Возрождения в Италии. _____________________

18. В какой стране в эпоху Возрождения возникает жанр «плутовского романа»? ________

19. Он вернул скульптуре то самостоятельное значение, которое она имела в античном искусстве, наделил свои образы яркой индивидуальностью и глубокой человечностью, создал первую обнаженную статую и первый конный монумент Ренессанса.  _________

20. «Рыцарь печального образа», «сражаться с ветряными мельницами»… Назовите автора и произведение, из которого в русский язык пришли эти крылатые фразы.____________

 

II. Выполните следующие задания. Дайте аргументированные ответы на вопросы.

1.Продолжите ряд:

           Данте – «Божественная комедия», Боккаччо – «Декамерон», Шекспир – «Гамлет», Эразм Роттердамский – _______________________, Рабле – ____________________

2.Найдите лишнее и поясните свой выбор.

            А)  «Мадонна Бенуа», «Мадонна в скалах», «Мадонна со щегленком», «Мадонна с цветком» _____________________________________________________________

            Б)  Панталоне, Коломбина, Пьеро, папа Карло, Арлекин, Пульчинелла ___________

            В)  Микеланджело, Браманте, Донателло, Палладио, Брунеллески________________

            Г)  Гольбейн, Дюрер, Брейгель, Кранах, Грюневальд __________________________

            Д)  «Макбет», «Двенадцатая ночь», «Ричард III», «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

            ________________________________________________________________________

3. Что объединяет перечисленные названия, понятия, имена (найдите общее)?

А) Воспитательный дом, купол Санта Мария дель Фьоре, церковь Сан Лоренцо, капелла Пацци ______________________________________________________

Б) новелла, сонет, фацеция, канцона ____________________________________

В) Тициан, Джорджоне, Карпаччо, Веронезе, Тинторетто __________________

Г) Гийом Дюфаи, Орландо Лассо, Андреа Габриэли, Палестрина ____________

 

4. Какие из перечисленных ниже признаков, понятий, терминов характеризуют эпоху Возрождения (поставьте рядом знак «√»):

       «культура безмолвствующего большинства»____                 антропоцентризм____

       высокое предназначение и достоинство человека____       принцип «золотого сечения»___

       гармония материального и духовного____                           теоцентризм____

       анонимность, коллективный характер мышления____        диалог с античностью____

       величайший культурный переворот____                          геоцентрическая картина мира___

       возвеличивание монархической власти___                      индивидуализм___                 

       «тело – темница души»____                                                гуманизм___

       зарождение жанров живописи____                                   новое отношение к миру___

       строгое следование традиции____                                    абсолютная свобода творчества

       светский характер культуры____                                        соразмерность человеку____

 

           

5. Перед вами три поэтических произведения, созданных в эпоху Возрождения. Прочитайте их и попробуйте определить их автора (впишите имя в строку под стихотворением):

            А) Франческо Петрарка     Б) Микеланджело Буонарроти    В) Уильям Шекспир

   К какому стихотворному жанру относятся эти произведения? _______________________

  

   ● И высочайший гений не прибавит                               ● Меж стройных жен, сияющих красою,  

      Единой мысли к тем, что мрамор сам                          Она царит – одна во всей вселенной,

   Таит в избытке, – и лишь это нам                                    И пред ее улыбкой несравненной

      Рука, послушная рассудку, явит.                                      Бледнеют все, как звезды пред зарею.

     Жду ль радости, тревога ль сердце давит,                                  Амур как будто шепчет надо мною:

     Мудрейшая, благая донна, – вам                                    Она живет – и жизнь зовут бесценной;

     Обязан всем я, и тяжел мне срам,                                              Она исчезнет – счастье жизни бренной

  Что вас мой дар не так, как должно, славит.                   И мощь мою навек возьмет с собою.

  Не власть Любви, не ваша красота,                              Как без луны и солнца свод небесный,

  Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений               Без ветра воздух, почва без растений,

  В злосчастии моем несут вину, –                                    Как человек безумный, бессловесный,

  Затем, что смерть с пощадою слита                             Как океан без рыб и без волнений,

  У вас на сердце, – но мой жалкий гений                         Так будет все недвижно в мраке ночи,

  Извлечь, любя, способен смерть одну.                          Когда она навек закроет очи.

  ____________________________                                           _______________________________

  

   ● Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!

      ______________________________

6. Почему именно Италия стала родиной культуры Возрождения? __________________________________________________________________________

   ___________________________________________________________________________

   ____________________________________________________________________________

   ____________________________________________________________________________

   ____________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________

7. Согласны ли вы с утверждением, что в искусстве западноевропейского Средневековья не могли возникнуть произведения, подобные «Автопортрету в образе Христа» Дюрера или «Давиду» Микеланджело? Аргументируйте свой ответ. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Соотнесите имя автора с названием его произведения.

                        Джотто__________                          1. «Вид Толедо»

                        Босх___________                             2. «Кондотьер Гаттамелата»

                        Леонардо да Винчи______             3. «Афинская школа»

                        Тициан_________                            4. «Моисей»

                        Эль Греко_______                            5. «Меланхолия»

                        Ван Эйк_________                           6.«Охотники на снегу»

                        Микеланджело______                     7. «Мадонна канцлера Ролена»

                        Рафаэль__________                         8. «Весна»

                        Дюрер________                               9. «Воз сена»

                        Донателло_____                               10. «Кающаяся Мария Магдалина»

                        Мазаччо_______                              11. «Поцелуй Иуды»

                        Боттичелли_____                             12. «Изгнание Адама и Евы из рая»

                        Брейгель_______                              13. «Дама с горностаем»

                                  

9*. Мастеров итальянского Возрождения вдохновляла античная культура, ее памятники были у них буквально «перед глазами» и «под рукой». Какая культура стала источником вдохновения для мастеров из Нидерландов, Германии, Франции (немногие из них были в Италии и видели «живую» античность) и определила особенности искусства Северного Возрождения и его отличия от ренессансного искусства Италии? В чем состояли эти отличия? _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

10*. Перспектива – это система изображения пространства и объемных тел на плоскости в соответствии с законами и правилами реального зрительного восприятия человека. Как вы думаете, почему именно в эпоху Возрождения были открыты законы линейной (прямой) перспективы? Почему и с помощью каких средств в картинах ренессансных живописцев тела и предметы обрели объем и материальность? _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11*. В эпоху гуманизма, когда отошли в прошлое идеи Средневековья, архитектура обрела новое назначение. Какое? В чем это проявилось? __________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Hosted by uCoz