Опорная таблица к анализу урока

(Конаржевский Ю.А.)

 Организационный этап

I.   Дидактическая   задача этапа

 

- подготовить учащихся к работе на уроке.

 

2. Содержание этапа:

взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка под­готовленности учащихся к уроку (рабочее ме­сто, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.

 

III. Условия достижения положительных результа­тов:

 

кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; органи­зация внимания всех учащихся.

 

1У. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа:

 

требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) ор­ганизационного воздействия; последователь­ность в предъявлении требований.

 

Этап проверки домашнего задания

I.   Дидактическая   задача этапа

 

установить правильность и осознанность вы­полнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.

 

 

П. Содержание этапа

выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаружен­ных недочетов.

 

III.  Условия достижения положительных результатов

 

оперативность учителя, целевая направлен­ность его деятельности; использование учите­лем системы приемов, позволяющих опреде­лить выполнение домашнего задания у боль­шинства учащихся класса.

 

IV. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа:

 

возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего зада­ния актуализировать и скорректировать опор­ные понятия, ликвидировать причины обнару­женных недостатков; высокая степень выявле­ния качества знаний изученного учащимися дома.

 

Этап всесторонней проверки знаний

I.   Дидактическая   задача этапа

 

- глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению ра­циональными приемами учения и самообразо­вания.

 

II. Содержание этапа:

 

проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков.

 

III. Условия достижения положительных результа­тов:

 

использование самых различных методов про­верки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополни­тельных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.

IV. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа

проверка учителем не только объема и пра­вильности знаний, но также их глубины, осоз­нанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствова­ния приемов самостоятельной работы; актив­ная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

 

 

 

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 

1.   Дидактическая   задача этапа

организовать и направить к цели познаватель­ную деятельность учащихся.

II. Содержание этапа:

 

сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной пробле­мы.

III.   Условия  достижения положительных результатов

 

предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учеб­ного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они долж­ны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различ­ных уроках.

 

IV. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа:

 

активность познавательной деятельности уча­щихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимо­сти изучаемого материала (выясняется на по­следующих этапах урока).

 

Этап усвоения новых знаний

I. Дидактическая задача этапа

 

- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изу­чаемого вопроса, правила, принципа, закона, до­биться от учащихся восприятия, осознания пер­вичного обобщения и систематизации новых зна­ний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

 

П. Содержание этапа:

 

организация внимания; сообщение учителем но­вого материала; обеспечение восприятия, осозна­ния, систематизации и обобщения материала уча­щимися.

 

III. Условия достиже­ния положительных ре­зультатов

использование приемов, усиливающих воспри­ятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее суще­ственных признаков и фиксация на них внимания учащихся;   запись   в   тетрадях   формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; ис­пользование приемов мышления, анализа, синте­за, сравнения, абстрагирования, обобщения, кон­кретизации; постановка перед учащимися учеб­ной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это  возможно;  актуализация  личного  опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа.

 

IV. Показатели выпол­нения дидактической задачи этапа:

 

при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоя­тельной работы, а также качество знаний учащих­ся на последующих этапах обучения.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

I.   Дидактическая   задача этапа

 

- установить, усвоили или нет учащиеся связи  между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы.

 

П. Содержание этапа:

 

проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

 

III.  Условия достижения положительных результатов

 

постановка   вопросов,   требующих   активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использова­нии знаний; обращение учителя к классу с тре­бованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональ­ное решение и т.д.; учет дополнительных отве­тов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового ма­териала.

 

 

 

IV. Показатели выполне­ния дидактической задачи

этапа:

 

учитель опрашивает средних и слабых учени­ков, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового ма­териала; основной критерий выполнения ди­дактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

 

Этап закрепления нового материала

I.   Дидактическая   задача этапа

 

- закрепить у учащихся те знания и умения, ко­торые необходимы для самостоятельной рабо­ты по новому материалу.

 

II. Содержание этапа:

 

закрепление полученных знаний и умений; за­крепление методики изучения материала; за­крепление методики предстоящего ответа уче­ника при очередной проверке знаний.

III. Условия достижения положительных результа­тов:

 

выработка умений оперировать ранее получен­ными знаниями, решать теоретические и прак­тические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

IV. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа:

 

умение учащихся соотносить между собой фак­ты, понятия, правила и идеи; умение воспроиз­водить основные идеи нового материала; уме­ние выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

 

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

I.   Дидактическая   задача этапа

 

- сообщить учащимся о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения и подвес­ти итоги урока.

II. Содержание этапа

информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как уча­щиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно ста­рался, что нового узнали школьники.

 

III. Условия достижения положительных результа­тов:

 

спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала.

 

IV. Показатели выполне­ния дидактической задачи этапа:

 

правильное   выполнение   домашнего   задан всеми учениками.

 

 

Hosted by uCoz