Литературные направления и школы
АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в
русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев,
А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от
символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов,
усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии
«естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны
отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к
поэтизации чувств первозданного человека.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг.
(Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — А. Н. Веселовский ), объясняла
сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой
природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии);
доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками
(«пережитками») культуры.
ВЕРИЗМ (от итал. vero — правдивый), реалистическое направление в итальянской
литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р.
Леонкавалло, Дж. Пуччини ), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела,
живописец Дж. Пеллицца) кон. 19 в., близкое к натурализму; характерны интерес к
быту бедняков, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые
драматические коллизии, подчеркнуто эмоциональный стиль.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» в испанской литературе, метафорическое обозначение эпохи расцвета
испанской классической литературы, приходящейся на вторую половину 16 — первую
половину 17 веков.
«Золотой век» включает в себя так называемое «второе Возрождение», совпадающее с
годами правления Филиппа II (1556-1598) и первый, наиболее плодотворный, этап
развития культуры барокко [время правления Филиппа III (1598-1621) и Филиппа IV
(1621-1648)]. В «золотое» столетие творили М. де Сервантес,Лопе де Вега, Тирсо
де Молина, Педро Кальдерон, Луис де Гонгора-и-Арготе, Франсиско де Кеведо,
Бальтасар Грасиан и другие выдающиеся прозаики, поэты, драматурги. Литература
«золотого века» отмечена кардинальными жанровыми новациями в сфере прозы и
драматургии, существенными изменениями поэтического языка.
Основные прозаические жанры
Испания «золотого века» — родина ведущего прозаического жанра новоевропейской
литературы — романа, берущего начало от двух корней: от «Дон Кихота» Сервантеса
и от плутовского романа, прообразом которого является «Жизнь Ласарильо де Тормес»
(1554). На хронологическом рубеже, отделяющем «второе» Возрождение от «первого»
— эпохи правления Карлоса V (Карла V, 1516-1556) — в испанской литературе возник
и так называемый «пасторальный роман» (первый образец — «Диана» Х. де
Монтемайора, 1559?) — специфическая нарративная разновидность пасторали. Под
влиянием итальянской новеллистики в испанской литературе «золотого века»
складывается и развивается жанр новеллы, окончательно оформившийся под пером
Сервантеса — создателя «Назидательных новелл» (1613). Однако со временем в
испанской барочной прозе начинает брать верх риторическое начало, подчиняющее
себе ренессансное «подражание Природе».
Образ «человека внутреннего» в литературе барокко сменяется типом «человека
внешнего», озабоченного тем, как он выглядит в глазах других, выстраивающим свое
«я» по канонам, навязываемым ему социумом. Стиль прозы барокко характеризует
причудливое смешение аллегорической образности и натуралистического гротеска,
фантастики и бытописания (характерный образец — «Критикон» Бальтасара Грасиана).
Прозаики барокко (например, Ф. де Кеведо) тяготеют к разработке (в том числе — и
пародийной) уже существующих фабульных схем (позднегреческого романа, плутовской
автобиографии, менипповой сатиры), к стилевым клише. Вместе с тем,
«литературность» их текстов парадоксально сочетается с использованием приемов
стилизованной устной речи, «площадного» (М. М. Бахтин) гротескного слова,
«низового» фольклора. В целом испанская проза первой половины 17 века
развивается по линии отхода от романной традиции: предпочтение отдается
аллегорической «эпопее в прозе» («Критикон»), сатирическому «видению»
(«Сновидения» Кеведо), собраниям эмблем («Моральные эмблемы» С. де Коваррубиаса)
или остроумных поучительных изречений («Ручной оракул» Грасиана).
Поэзия в традициях петраркизма
В годы правления Филиппа II испанская поэзия все еще развивается в русле
ренессансной «итальянизирующей» традиции (Гарсиласо де ла Вега): ее основными
жанрами остаются сонет, эклога, ода, элегия, эпистола. В ней различают две
«школы»: саламанкскую во главе с Луисом де Леоном (1527-1591) и севильскую во
главе с Фернандо де Эррерой (1534-1597). Леон — создатель философской поэзии, в
которой любовную тематику оттесняет на второй план космогоническая и
натурфилософская образность. В сонетах Эрреры петраркистская любовная тематика
соединяется с пафосом героического деяния: лирический герой Эрреры — человек
действия, бросающий вызов судьбе, «авантюрист». Но дерзновение в поэтическом
мире Эрреры — и здесь севильский поэт преступает границы Ренессанса — всегда
чревато крушением, поражением: «гордыня» человека, возомнившего себя «героем»,
наказывается. Героическое прославление под пером Эрреры превращается в
элегическое оплакивание. Многие позднеренессансные поэты стремились к воплощению
мечты Петрарки о создании эпической поэмы, по образцу «Энеиды» Вергилия»:
реализовать ее на иберийской почве удалось Л. де Камоэнсу — классику
португальской литературы, писавшему и по-испански. Шедевром испанской
ренессансной эпики является «Араукана» (1569-1589) Алонсо де Эрсильи, в которой
поэт воспевает деяния испанских конкистадоров в Новом свете (в Чили).
Особое место в испанской литературе второй половины 16 века занимают
поэты-мистики — св. Тереза Авильская и св. Хуан де ла Крус, которым принадлежит
и прозаические сочинения («Книга о моей жизни» и «Покои замка души» св. Терезы,
«Восхождение на гору Кармель» св. Хуана). Хуан де ла Крус-лирик опирался на
практику духовных песнопений, распространенную в монастырях ордена кармелитов, к
которому он, как и св. Тереза, принадлежал. Главный источник его вдохновения —
Библия и личный мистический опыт. Хуан де ла Крус является автором трех
мистических символических поэм («Огонь любви нетленной», «Темная ночь»,
«Духовная песнь»), а также ряда стихотворений, в том числе и в фольклорном стиле
(песня «Пастушок», романсы). Но основные эстетические ориентиры Хуана де ла
Круса — переосмысленная в «божественном плане» поэзия Гарсиласо де ла Веги и
творчество Луиса Понсе де Леон.
От романса до бурлеска
Публикация в 1550 в Антверпене «Песенника романсов» (так называемого «романсеро»)
открывает период экспансии в испанскую письменную поэзию традиционных
фольклорных жанров (помимо романса, это — «песня»-«кансьон», «летрилья» и др.).
Романсы пишут практически все поэты «золотого века» (Сервантес, Лопе де Вега,
Луис де Гонгора, Ф. де Кеведо). В 1600 выходит в свет первая часть «Всеобщего
романсеро», включающего как «традиционные», фольклорные романсы, так и романсы
авторские, «литературные» (по другой классификации — «старые» и «новые»). К
концу 17 в. в испанской поэзии все более различимы бурлескно-комические и
сатирические интонации (поэма Хуана Руфо «Смерть крысы», сонеты Сервантеса,
пародийные сонеты и романсы Гонгоры, смеховая поэзия Кеведо), все большее место
занимает в ней тема разочарования (Гонгора, Кеведо, Лопе де Вега), мотивы
«жизни-сна» и «жизни-театра».
В стиле барокко
В процессе преодоления маньеристского субъективизма и интеллектуализма в
испанском искусстве и литературе на рубеже 16-17 веков складывается
пластически-живописное, тяготеющее к эпическому размаху и объективизму барокко.
Этот процесс нагляднее всего отразился в творчестве Луиса де Гонгоры. Игра в
метафоры-загадки, сложное синтаксическое строение фразы, введение в поэтический
язык латинизмов составляет суть культеранизма (или культизма) — одного из
главных направлений испанской поэзии17 века, во главе которой стоял Гонгора. С
ним и в жизни, и в творчестве соперничали два других титана барочной поэзии:
Кеведо и Лопе де Вега — глубокий лирик и одновременно создатель откровенно
театрализованного поэтического мира. Театрализованность — определяющая черта
всех без исключения жанров испанской литературы 17 века, центром развития
которой (да и культуры в целом) к середине «золотого века» литературы становится
театр.
Театр
Уже в 1560-1570-е годы в испанских городах возникают стационарные театры — так
называемые «коррали», для сооружения которых использовались небольшие замкнутые
четырехугольные площади или дворы, с одной из сторон которых возводился
сценический помост, а балконы окружающих домов использовались для размещения
части зрителей: дворянства, состоятельных горожан (остальные смотрели спектакль
стоя, столпившись во дворе — «патио»). До 1590-х годов — времени стремительного
распространения «новой комедии» Лопе де Веги — на испанской сцене параллельно
существовали два типа пьес: комедии, ориентированные на опыт народного
площадного театра, и пятиактные комедии и трагедии, созданные согласно
ренессансно-классицистическим канонам (по этим двум направлениям развивалось
творчество Сервантеса-драматурга, автора интермедий, с одной стороны,
ренессансно-классицистической трагедии «Нумансия» и «высоких» комедий, с
другой). Лопе-драматург синтезировал обе традиции, практически упразднив
последнюю. Последователями Лопе являются все крупнейшие испанские драматурги
эпохи барокко (Тирсо де Молина, Антонио Мира де Амескуа (1574?-1644), автор
знаменитой религиозной комедии «Раб дьявола», Луис Велес де Гевара, мексиканец
Хуан Руис де Аларкон, придавший лопевским «комедиям интриги» этическую
направленность (комедия «Сомнительная правда»). Не вполне вписывается в «круг
Лопе де Веги» валенсийский драматург Гильен де Кастро, еще не порвавший с
ренессансным классицизмом. Г. де Кастро выступил в качестве драматурга
практически одновременно с Лопе и еще до Лопе начал писать пьесы на сюжеты,
взятые из романсов («Юность Сида», «Граф Аларкос»). Новации, введенные в
драматургическую систему Лопе Кальдероном, оставили в неприкосновенности основы
этой системы. Самым значительным драматургом «круга Кальдерона» был писавший для
придворного театра Агустин Морето-и-Кабанья (создатель комедий «Живой портрет»,
«За презрение — презрение»).
Испанский барочный театр — театр «социального компромисса» (Х. А. Мараваль),
адресованный всем без исключения слоям испанского общества, в котором драматурги
пытаются установить нарушенное ходом истории общественное согласие. Одновременно
это — пышное, красочное зрелище, активным участником которого чувствовал себя
каждый зритель: он находил в театре все, чего была лишена окружающая его жизнь:
пылкую любовь, право распоряжаться своей судьбой и одновременно неукоснительное
следованием голосу «чести», все доказательства справедливости земных властей и
неотвратимости божественного возмездия.
К концу «золотого века» театр в Испании смог подчинить своему влиянию почти все
литературные жанры (Грасиан — один из немногих, кто смог противостоять
всевластию «комедии»), включая поэзию: испанский театр «золотого века» — театр
поэтический, а не просто собрание пьес в стихах, поэтому крупнейшим испанским
поэтом после смерти Лопе и Кеведо оказывается драматург Кальдерон. Он также
тесно взаимодействовал с другими искусствами — в первую очередь, с живописью,
скульптурой, архитектурой, тогда же переживавшими свой расцвет (понятие «золотой
век» распространимо на всю испанскую культуру второй половины 16 — первой
половины 17 вв.). Стремительно ухудшающееся все это время экономическое и
политическое положение Испании в конечном счете сказалось и на испанской
культуре. Начиная с 1680-х гг., она оказывается в состоянии застоя, из которого
будет выходить долго и трудно: лишь два века спустя в Испании появятся писатели
мирового масштаба (Б. Перес Гальдос, «поколение 98 года»).
ИМАЖИЗМ (англ. imagism от image — образ), модернистское течение в английской и
американской поэзии (1910-20-е гг.; Т. Е. Хьюм, Э. Паунд, Эми Лоуэлл и др.).
Воспринял философию интуитивизма; культивировал «чистый» образ, усложненную
метафору, игру ритмов, свободный стих как средство постижения «хаотичного мира».
КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ, направление в немецкой просветительской литературе
80—90-х гг. 18 в. Представлен произведениями И. В. Гете и Ф. Шиллера периода их
творческого содружества в г. Веймар, теоретическими трудами И. И. Винкельмана,
И. Г. Гердера, В. Гумбольдта. Вызванный кризисом «Бури и натиска», обращался к
античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности.
Стремился к обобщенности и естественности образов, строгой завершенности формы,
сочетал рационалистическую ясность и тонкий лиризм.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение в советском литературоведении (сер.
1930-х — кон. 1980-х гг.) той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в
которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в
литературный обиход М. Горьким.
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА, литературное направление 1840-х гг., возникшее в России как
«школа» Н. В. Гоголя (А. И. Герцен, Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. В.
Дружинин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). Теоретик — В. Г. Белинский.
Главные издания — альманахи. «Физиология Петербурга» (ч. 1-2, 1845) и
«Петербургский сборник» (1846).
НЕОРЕАЛИЗМ,
1) направление в итальянском кино и литературе середины 1940-х — середины 1950-х
гг. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на
натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест — фильм
«Рим — открытый город» (1945, режиссер Р. Росселлини). Главные представители в
киноискусстве — Ч. Дзаваттини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми;
в литературе — В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое
влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран.
2) В изобразительном искусстве зарубежных стран конца 1940-х—1950-х гг.
Художники этого круга (напр., Б. Таслицкий, А. Фужерон во Франции) программно
противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и
социальной борьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной
политикой компартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо, крупнейшему мастеру такого
рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.
ПОПУЛИЗМ (франц. populisme, от лат. populus — народ), французская литературная
школа кон. 20-х гг. 20 в. Декларировала реалистическое изображение быта
городской и сельской бедноты, но фактически была разновидностью натурализма. Во
главе популизма — публицист Л. Лемонье (1890-1953) и романист А. Терив
(1891-1968).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. — нач. 20 в.;
В. Вундт, Э. Эннекен; в России — А. А. Потебня), исследовала:
1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий
источник и прообраз самого произведения;
2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания
произведения от воспринимающего субъекта.
УНАНИМИЗМ (от франц. unanime — единодушный), литературное течение во Франции нач.
20 в., проповедовавшее в противовес декадентскому индивидуализму идеи
человеческого братства, единение народов, «руссоистское» слияние человека с
природой (Ж. Ромен, Ш. Вильдрак, Ж. Дюамель).