При оценке работ (комплексный анализ эпического произведения) учитывается:
глубина постижения текста: понимание проблемы рассказа; знание фактического
материала из истории и теории литературы (тема, идея, жанр, сюжет, композиция,
система образов, стиль, направление, образ повествователя и т.п.); умение его
применять при анализе; понимание авторского замысла; объяснение мотивов
поведения и характеров героев; характеристика эмоционального пафоса рассказа;
умение доказывать свои суждения текстом: умение составить либо выборочный
пересказ с оценкой героев и событий, либо кратко прокомментировать цитаты;
аргументация своего мнения на основе анализа словесных образов рассказа,
деталей, языка и стиля автора; умение видеть авторскую позицию и выражать свои
мысли, чувства и оценки; отсутствие социологизации и вульгаризации при трактовке
текста;
умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств языка: объяснение
роли наиболее выразительных и характерных для рассказа художественных средств в
изображении героев, в выявлении позиции автора и рассказчика;
язык и стиль работы: логическая связь частей работы, последовательность,
связность и логичность в доказательстве основной мысли; композиционная
стройность и ясность изложения; верное и уместное употребление
нравственно-философской и литературоведческой лексики, необходимой для
интерпретации рассказа, разнообразных синтаксических конструкций; соблюдение
речевых норм.
При оценке работ (интерпретация лирического произведения) учитывается:
уровень интерпретации поэтического текста и глубина его постижения: понимание
мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла, применение в
анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики
лирики; выявление роли лирического “я”, образного ряда, фоники, лексики,
синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста;
определение наиболее важных оснований для сопоставления нескольких стихотворений
(образный ряд, фонетическое и ритмико-синтаксическое своеобразие и т.п.);
умение доказывать свои суждения текстом: умелое цитирование текста и
комментирование цитат; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих
суждений, трактовке поэтических образов; выявление сущности деталей,
изобразительно-выразительных средств языка, особенностей авторского стиля;
умение доказывать свои мысли при сопоставительном анализе на основе обоих
стихотворений;
умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств языка: выявление
роли художественных средств в выражении мыслей и чувств лирического “я”;
объяснение роли наиболее характерных для стихотворения и творчества поэта
средств выразительности; выявление смысла поэтических интонаций, определение
специфики стиля каждого поэта при сопоставительном анализе;
язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и
эмоциональность изложения, умелая формулировка основной мысли работы, выражение
собственных мыслей и чувств; разнообразие использованных языковых средств и их
соответствие жанру работы; владение нравственно-философской, филологической и
стиховедческой лексикой, необходимой для интерпретации лирики, и разнообразными
синтаксическими конструкциями; речевая грамотность.
Анализ рассказа или лирического произведения на областном этапе мы оценивали
максимально 30 баллами, чтобы точнее распределить работы по уровню и избежать
совпадения баллов. При этом глубина постижения текста (1), умение доказывать
свои суждения текстом (2), выявление функций изобразительно-выразительных
средств языка (3), последовательность, логичность и композиционная стройность
работы (4), разнообразие использованных языковых средств (5) и соблюдение
речевых норм (6) оценивались от 0 до 5 баллов за каждый из шести критериев.
При оценке работ (ответы на вопросы по истории и теории литературы) мы
учитывали:
знание текстов произведений, культурный кругозор и эрудицию старшеклассников;
умение комментировать историко-культурные реалии произведений;
владение теоретико-литературными понятиями;
правильность, полноту и точность ответа.
В заданиях на знание текста наивысший балл ставился учащимся, умеющим не только
определить автора, но и аргументировать, по каким элементам текста
предполагается определённое авторство. Это не только проверяло память
школьников, но и показывало их филологическое “чутьё” (0–2 балла). При
определении героя произведения важно было не только его назвать, но и
определить, кто даёт ему эту характеристику (0–2 балла).
При составлении словаря изобразительно-выразительных средств стихотворения мы
просили не только указать приём и дать ему определение, но и определить его
художественную функцию (0–2 балла).
При составлении историко-культурного комментария количество баллов варьировалось
от 0 до 2 баллов за каждое понятие в зависимости от полноты и правильности
комментария.
При проверке культурной эрудиции учеников, их знакомства с произведениями
искусства, созданными на сюжеты русской классики, за каждый правильный ответ
начислялся 1 балл.
Общая сумма баллов, полученных учащимися за теоретико- и историко-литературные
знания на областном этапе, не превышала 30 баллов, чтобы в целом знания по
истории и теории литературы и культурный кругозор ученика не были оценены выше,
чем умения интерпретировать эпический и лирический текст. Для этого в комплект
областного этапа олимпиады мы включали до 10 заданий разных типов по определению
авторства текста и узнаванию героев. В работе предлагались 1–2 задания по теории
литературы (выявление в тексте изобразительно-выразительных средств языка,
составление статьи для литературоведческого словаря, определение литературных
направлений и жанров), а также вопросы на выявление связей литературы с другими
искусствами и проверку знаний о литературных местах России (до 10 баллов в сумме
за все задания).
При оценке творческой работы учитывались:
глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в
теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность
суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их
при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста
(0–2 балла);
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая
связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли
работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной
лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса
избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический
вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2
балла);
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения:
построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого
жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или
публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее
замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое
единство и однородность (0–2 балла);
соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе
не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).