назад

 

 

Министерство образования Республики Башкортостан

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

 

2007-2008учебный год

Конкурсные задания разработаны на кафедре русского языка и литературы Башкирского института развития образования БИРО)-2007

Районный / городской этап

Конкурсные задания ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 9-х классов школ с русским языком обучения

Часть 1. Тесты

1.  Какое из художественных произведений следует отнести к литературному
нш фавлению сентиментализм1?

а) ода Г.Р. Державина «Фелица»;

б) повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лгоа»;

в)  повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»;

г)  поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

2.  Укажите название знаменитого русскою литературного общества (1815-
1818), одним из основателей и активных участников заседаний которого был
А.С. Пушкин.

Дополнительная информация.

Все участники общества были связаны между собой дружескими отношениями и носили имена героев баллад В.А. Жуковского. Так, самого В.А. Жуковского называли Светланой, П.А. Вяземского - Асмодеем, А.С. Пушкина -Сверчком, К.П. Батюшкова - Ахиллом... Выступления членов этого литературного общества имели пародийно-сатирический характер и были направлены против другого известного литературного общества, возглавляемого А.С. Шишковым.

а) «Дружеское литературное общество»;

б) «Беседа любителей русского слова»;

в) «Арзамасское общество безвестных людей», или «Арзамас»;

г)  «Общество любомудрия».

3.  Укажите, какой термин соответствует следующему определению: «Особое
синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности
речи»:

а) троп;

б)тавтология;

в) эвфемизм;

г)  фигура речи.

4.  Укажите, какая характеристика формы данного стихотворной фрагмента
является правильной:


 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...

а) сонет;

б) «онегинская» строфа;

в)  александрийский стих;

г)  одическая строфа.

5.  Укажите термин, которым называется художественный прием повторения
одинаковых или сходных гласных звуков:

а) ассонанс;

б) аллитерация;

в)  анафора;

г)  эпифора.

6.  Определите по данному отрывку тип рифмы в стихотворении «Молитва»
М.Ю. Лермонтова:

Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою. Не с благодарностью иль покаянием.

а) мужская;

б) женская;

в) дактилическая;

г)  гипердактилическая.

7.   Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных
элементов сюжета художественного произведения:

а)  пролог - экспозиция   завязка - развитие действия - развязка - эпилог;

б)   завязка - лирическое отступление - развитие действия - кульминация -
развязка;

в)  зачин - развитие действия - конфликт - концовка;


 

г) экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация   развязка.

8.  Укажите художественный прием, доминирующий в баснях И.Л. Крылова
«Ворона и Лисица», «Квартет», «Мартышка и очки»:

а) олицетворение;

б) аллегория;

в) гипербола;

г)  синекдоха.

9.  В каком из произведений все действующие персонажи вымышленные? .

а)  в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

б) в петербургской повести А.С. Пушкина «Медный Всадник»;

в)  в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

г)   в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

10.  Укажите имя автора художественного произведения, фрагмент из которого
предлагается в части 2.

а) А.С. Пушкин;

б) И.С. Тургенев;

в) Н.В. Гоголь;

г)  А.П. Чехов.

Часть 2

Прочитайте данный прозаический отрывок и выполните приведенные ниже задания.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самою Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь гонкие, высокие стебли травы сквозили голубы, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности: занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянук свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог вест'- в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине


 

и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Вопросы и задания по тексту

1.       Определите чип композиции и охарактеризуйте его особенности.

2.       Выявите основные тропы (не менее 2-х) и фигуры речи (не менее 2-х),
объясните их функции.

3.       Как соотносятся образы героев литературного произведения с картиной
природы, изображенной в данном отрывке?

4.       Как выражается национальный колорит в описании степи?

5.       У каких русских писателей и в каких произведениях есть подобные
описания степи?

Часть 3

Опираясь на текст части 2, напишите небольшое сочинение-рассуждение в жанре эссе о том, каким вам видится авторский идеал природы (не менее 1 стр.). Свое сочинение озаглавьте.

 

 

 

 

Министерство образования Республики Башкортостан РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

2007-2008учебный год

Районный / городской этап Ключи к конкурсным заданиям ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 9-х классов

школ с русским языком обучения

и рекомендации для жюри по оценке работ учащихся

 

 

Часть 1. Тесты 1 б; 2 в; 3 г; 4 б; 5 а; 6 в; 7 г; 8 б; 9 а; 10 в.

Оценивание:

баллом. Максимальное количество

Каждый верный ответ оценивается баллов за первую часть - 10 баллов.

Часть 2

1.       Композиция фрагмента - кольцевая, что определяется перекличкой
зачина и концовки, в которых выражено оценочное отношение автора к
предмету речи.

2.       Тропы: гипербола (Вся поверхность земли представлялася... океаном,
по неизмеримым волнам растений), эпитет (девственною пустынею,
зелено-золотым   океаном,   пирамидальною   верхушкою,   роскошно
купалась), метафора (чайка купалась в... волнах воздуха).

Фигуры: прием множественности однородных членов, синтаксический параллелизм (желтый дрок выскакивал... белая кашка... пестрела, колос пшеницы напивался...), анафора (вон она пропана..., вон она перевернулась...), риторическое восклицание (Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.).

Тропы и фигуры помогают создать яркий, зримый образ степи; их использование связано также с формированием пафоса, авторской позиции по отношению к изображаемому.

3.       Характер соотношения образов героев и картины природы можно
определить   как   параллелизм:    на   фоне   необъятно   широкой,
девственной, дикой, буйно цветущей, пышной степи изображаются
столь же безудержно широкие, стихийные, разгульные, первозданные
характеры казаков. И людей, и природы еще не коснулось влияние
цивилизации.

4.       Действие   происходит   в   степях   Украины.   На   это   указывают
географические подробности (Новороссия, до самого Черного моря),

слово южно-русского диалекта волошки (васильки), а также само описание степи: именно для украинской степи с плодородными почвами характерна такая пышная растительность.

5. Описание степи встречается у СТ. Аксакова («Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника»), НС. Тургенева («Лес и степь» из «Записок охотника»), А.П. Чехова («Степь»), А.П. Платонова («Июльская гроза»), М.А. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина») и др. Оценивание.

Каждое задание оценивается от 0 до 5 баллов. Максимальное количество

баллов за выполнение заданий части 2 - 25 баллов.

Часть 3

Сочинение-рассуждение должно соответствовать требованиям жанра эссе   и   включать,   кроме   характеристики   авторского   идеала   природы, выражение позиции учапдегося. Оценивание.

Максимальное количество баллов за сочинение - 15 баллов.

ИТОГОВАЯ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ СУММА БАЛЛОВ - 50.

 

Министерство образования Республики Башкортостан РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2007-2008учебный год

Районный / городской этан

Конкурсные задания ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 10-11х классов школ с русским языком обучения

1.  Укажите название художественного метода в искусстве и литературе, для
которого характерно достоверное изображение жизни в конкретных историче­
ских условиях, создание типических ситуаций и типических характеров при
сохранении их индивидуальности:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) романтизм;

г)  реализм.

2.  Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных эле­
ментов сюжета художественного произведения:

а) экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка;

б)  завязка - лирическое отступление - развитие действия - кульминация
развязка;

в) зачин - развитие действия - конфликт - концовка;

г) пролог - экспозиция - завязка - развитие действия - развязка - эпилог.

3. Укажите ряд, в котором перечислены названия только тех повестей, автор
которых - Н.В. Гоголь:

а) «Хамелеон», «Вий», «Портрет», «Метель»;

б) «Шинель»», «Записки сумасшедшего», «Ночь перед рождеством», «Тарас
Бульба»;

в) «Господин из Сан-Франциско», «Хорь и Калиныч», «Человек в футляре»,
«Выстрел»;

г)  «Бедная Лиза». «Дама с собачкой», «Барышня-крестьянка», «Майская ночь,
или Утопленница».

4. Пафос литературного произведения - это:

а)  важнейший структурный элемент сюжета;

б) сложившееся в воображении писателя общее представление о содержании и
форме будущего произведения в соответствии с определенной художественной
идеей;

в)  ведущая эмоциональная тональность произведения, определяемая ценност­
ными установками автора или его героев;


 

г) неожиданное событие, резкий поворот действия, осложняющий развитие сюжета произведения.

5.  В творчестве какого автора не представлены драматические произведения:

а) А.С.Пушкина;

б) М.Ю. Лермонтова;

в) Н.В. Гоголя;

г) И.А. Гончарова.

6.  Укажите название жанра, которому соответствует следующее определение:
«Небольшое стихотворение, которое зло высмеивает какое-либо лицо или об­
щественное явление и представляет жанр сатирической поэзии и род литерату­
ры лирика»:

а) ода;

б) эпиграмма;

в) басня;

г)  мадригал.

7.Определите размер стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям...»

А.А. Ахматовой по его фрагменту:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

а) хорей:

б) ямб;

в) анапест;

г)  дольник.

8.  Укажите ряд, в котором перечислены имена поэтов только серебряного века
русской литературы:

а) В.А. Жуковский, АС. Пушкин, ФИ. Тютчев;

б) А.Н. Майков, А.К. Толстой, Я.П. Полонский;

в)  З.Н. Гиппиус, В.Ф. Ходасевич, В.Я. Брюсов;

i) Д.С. Мережковский, И.А. Бунин, И.А. Бродский.

9.  Укажите, какой художественный прием (он выделен курсивом) использовал
А.С. Пушкин в приведенном ниже фрагменте из романа «Евгений Онегин»:

Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана-

а) перифраз;


 

б) метафора;

в) олицетворение;

г)  аллегория.

10. Укажите имя автора художественного произведения, фрагмент из которого предлагается в части 2.

а) СТ. Аксаков;

б) Н.В. Гоголь;

в) И.С. Тургенев;

г)  А.П. Чехов.

Часть 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробира­лись вы по проселочным дорогам - вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, рас­крытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через не­обозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за пле­чами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шес­териком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими не­обитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким овра­гом... Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы - какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широ­кими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом горчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, де­рева почти не видать. Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!

Вопросы и задания по тексту

1 .Прокомментируйте субъектно-речевую организацию текста: кто явля­ется субъектом речи и как он взаимодействует с ее адресатом?

2.Чьей традиции ландшафтного описания следует автор? В чем особен­ности этой традиции?

3.Какие типы речи здесь используются? Приведите примеры из текста.


 

4. Выделите основные фигуры речи, использованные автором в описании степи.

5.В каких произведениях русской литературы есть подобные описания?

Часть 3

Сопоставьте текст из части 2 с приведенным ниже текстом; выявите сходство и различие в изображении степи. Ваше сочинение-рассуждение не должно превышать 2-х страниц, его следует озаглавить.

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая беско­нечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала дале­ко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мель­ницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками, поползла по земле широкая полоса; через минуту такая же полоса засве­тилась несколько ближе; поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Кгорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся ши­рокая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала ро­сой.

("жатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились ста­рички, в траве перекликались суслики, где то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в граве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обма­нутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замер­ла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими спокойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски.

Конкурсные задания разработаны на кафедре русского языка и литературы Башкирского

института развития образования

БИРО-2007

 

 

 

 

 

Министерство образования Республики Башкортостан РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

2007-2008учебный год

Районный / городской этап Ключи к конкурсным заданиям ПО ЛИТЕРА ТУРЕ

для учащихся 10-11-х классов

школ с русским языком обучения

и рекомендации для жюри по оценке работ учащихся

Часть 1. Тесты 1 г; 2 а; 3 б; 4 в; 5 г; 6 б; 7 г; 8 в; 9 а; 10 в.

Оценивание.

Каждый верный ответ первой части оценивается 1 баллом. Максималь­ное количество баллов - 10 баллов.

Часть 2

1.Субъектом речи является автор-повествователь, непосредственно обра­щающийся к читателю. Поэтому используется местоимение вы (2 л., мн.ч.) со значением обобщенного адресата. Такой прием способствует созданию эффек­та присутствия, сопричастности, наглядности в духе поэтики «натуральной школы».

2. И.С. Тургенев следует здесь гоголевской традиции ландшафтного опи­сания, которая представлена, например, в повестях из цикла «Миргород», в поэме «Мертвые души». Особенности данной традиции: изображение пейзажа дается в динамике и перемежается с изображением картин народной жизни; ландшафтные описания представляются образно (используются эпитеты, ме­тафоры, олицетворения, сравнения и т.п.); один из важных компонентов созда­ваемой образной картины — обильно используемая художественная деталь; в описании передается эмоционально-оценочное отношение автора (повествова­теля).

З.В данном фрагменте преобладает описание, но есть и элементы повест­вования.

4.В качестве основной фигуры речи могут быть указаны:

а) асиндетон (бессоюзие);

б) прием перечисления, множественности однородных членов;

в) синтаксический параллелизм.

5.Описание степи встречается у СТ. Аксакова («Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника»), И.С. Тургенева («Лес и степь» из «Записок охотника»), А.П. Чехова («Степь»), А.П. Платонова («Июльская гро­за»), М.А. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина») и др.


 

Оценивание.

Каждое задание второй части оценивается от 0 до 5 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение заданий части 2-25 баллов.

Часть 3

Сопоставление предполагает выявление сходства: панорама степи рас­крывается постепенно, в движении героя по дороге. Есть общие мотивы и об­разы, художественные приемы (дорога, человек и природа; образ степи, в ее безграничности, в которой оба автора отмечают общие детали; перечисление, эпитеты и др.). Разница определяется особенностями воспринимающего субъ­екта речи. У И.С. Тургенева это — взрослый человек, охотник и литератор, на­блюдательный, проницательный, с эстетическим чутьем и социальным опы­том. У А.П. Чехова это - взгляд ребенка, познающего и открывающего мир, тоже внимательного, одухотворенного и чуткого.

Оценивание.

Максимальное количество баллов за сочинение - 15 баллов. ИТОГОВАЯ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ СУММА БАЛЛОВ - 50.

 

 

 

 

Hosted by uCoz