назад

 

Задания для олимпиады по литературе (5 класс)

 

1.     Назовите имена наиболее известных богов славянской мифологии. Кому и чему они покровительствовали?

2.     Какой греческий бог ведает водной стихией?

3.     Дайте определение малым жанрам фольклора. Приведите примеры.

4.     Назовите виды сказок. Расскажите, что вам известно об их построении.

5.      В чем сходство сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна» и А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

6.     Когда возникла древнерусская литература? С чем это связано?

7.     К какому роду литературы принадлежит басня?

8.     Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

9.     Назовите художников, создавших иллюстрации к басням И.А.Крылова.

10. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? Приведите примеры гиперболы из данного стихотворения.

11. Напишите сочинение на тему «Сказка в моей жизни»

 

 


 

Задания для олимпиады по литературе (6 класс)

 

1.     Дайте определение малым жанрам фольклора. Приведите примеры.

2.     Кому из писателей на памятнике высечены слова: «Воздвигнут датским народом»?

3.     Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

4.     Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

      5. Назовите скульптора, создавшего памятник А.С.Пушкину в Москве и                  М.Ю.Лермонтову в Пятигорске.

      6. Кому из русских поэтов установлены памятники в г. Тамбове?

      7. Назовите писателей и поэтов Тамбовского края. Что вы о них знаете?

      8. Назовите родину Роберта Стивенсона, Даниеля Дефо, Джека    Лондона,  Ханса Кристиана Андерсена.

      9. Назовите художников, создавших иллюстрации к сказу «Левша» Н.С.Лескова.

      10. Для сюжета какого произведения А.С.Пушкина послужила материалом  ссора помещиков Козловского уезда Тамбовской губернии Муратова и Крюкова.

      11. Напишите рассказ на тему «Река моего детства…»

 

 

Задания I (школьного) этапа олимпиады по литературе 6 класс

I вариант

Комплексный анализ художественного текста

1.    Из какого произведения взят данный пейзаж, кто его автор?

2.    Какие три картины Днепра рисует автор и с помощью каких образов создает неповторимый по красоте украинский пейзаж?

3.    В каких красках и звуках предстает река?

4.    Какими средствами художественной выразительности пользуется автор, описывая Днепр? Приведите примеры.

5.    Какими еще способами автор передает свое восхищение Днепром, преклонение перед его красотой?

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! Ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает – и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы. Свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, - напрасно! Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом средь ночи, как средь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человеческое око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат, и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали.

 

II вариант

Интерпретация поэтического текста

1.    Как называется стихотворение И. А. Бунина?

2.    Какие слова главные в этом произведении?

3.    Какой образ они создают и как он связан с чувствами героя?

 

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

 

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

 

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

                                                        И. А. Бунин

 

 

Олимпиадные задания по литературе в 7 классе

 

 

     Мещёра – остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы…

      По сухим сосновым борам идешь как по глубокому  дорогому ковру – на  километры  земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит  солнечный свет. Стая птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны.

       В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен,  как волны. Одинокий самолёт, плывущий на головокружительной высоте, кажется  миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

       Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они  подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

        Леся в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего  отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому – нибудь дальнему озеру.

       Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и наконец лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

(Паустовский К.Г.)

 

Задание 1.

Как называется произведение, отрывок из которого приведён?

 

Задание 2.

Назовите известные вам произведения К.Г. Паустовского?

 

Задание 3.

Назовите имена русских поэтов и писателей XX века, писавших о природе.

 

 

Задание 4.

Определите тип речи и стиль речи данного текста.

 

Задание 5.

Сформируйте тему и идею данного текста.

 

Задание 6.

Какую роль играет описание природы в художественном произведении?

 

Задание 7.

Что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение?

Приведите примеры (не менее 3-4) из данного текста.

 

Задание 8.

Напишите небольшое сочинение (объем 50-70 слов) на тему «Край родной, навек любимый…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиадные задания по литературе в 8 классе

 

 

     День был жаркий. В трёх верстах от станции*** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! – закричал смотритель, - поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в  покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассматриванием картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу,  который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображенного развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными  женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. На конец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на  полинялых лентах.

 

Задание 1.

Из какого произведения взят данный отрывок? Назовите автора.

 

Задание 2.

Определите тему и идею произведения.

 

Задание 3.

Назовите героев произведения.

 

Задание 4.

Кратко изложите сюжет.

 

Задание 5.

Назовите, какие события, происходящие в повести, можно соотнести с каждым элементом сюжета:

 

Экспозиция –

Завязка –

Развитие действия –

Кульминация –

Развязка –

 

Задание 6.

Определите тип и стиль данного отрывка.

 

Задание 7.

Определите род и жанр произведения, литературное направление.

 

Задание 8.

Найдите архаизмы в отрывке из текста и объясните значение.

 

Задание 9.

Какую роль играет данный отрывок в понимании идеи повести? (творческая работа до 100 слов)

 

 

Hosted by uCoz