назад

 

Задания заключительного  этапа 14 Всероссийской олимпиады школьников по литературе

 

9 класс

 

3 тур

 

 

1.По данному отрывку назовите автора и его произведение.

а. «Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам…»

 

б. «Он был со всеми знаком, служил где-то, ездил по поручениям, возвращаясь получал чины, бывал всегда в среднем обществе и говорил про связи свои с знатью, волочился за богатыми невестами, подавал множество проектов, продавал разные акции, предлагал всем подписки на разные книги, знаком был со всеми литераторами и журналистами, приписывал себе многие безымянные статьи в журналах, издал брошюру, которую никто не читал, был, по его словам, завален кучею дел и целое утро проводил на Невском проспекте.»

 

в.«…они считаются учеными и воспитанными людьми. Они любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А.Орлове. Они не пропускают ни одной публичной лекции, будь она о бухгалтерии, или даже о лесоводстве. В театре, какая бы ни была пиеса, вы всегда найдете одного из них, выключая разве если уже играются какие-нибудьФилатки, которыми очень оскорбляется их разборчивый вкус

 

г. «Оказалось, что Д. не слишком жаловала Гофмана и даже находила его... скучным! Фантастически-туманный, северный элемент его рассказов был мало доступен ее южной, светлой натуре. "Это все сказки, все это для детей писано!" - уверяла она не без пренебрежения. Отсутствие поэзии в Гофмане тоже смутно чувствовалось ею. Но была одна у него повесть, заглавие которой она, впрочем, позабыла и которая ей очень нравилась; собственно говоря, ей нравилось только начало этой повести: конец она или не прочла, или тоже позабыла. Дело шло об одном молодом человеке, который где-то, чуть ли не в кондитерской, встречает девушку поразительной красоты, гречанку; ее сопровождает таинственный и странный, злой старик. Молодой человек с первого взгляда влюбляется в девушку; она смотрит на него так жалобно, словно умоляет его освободить ее... Он удаляется на мгновенье - и, возвратившись в кондитерскую, уж не находит ни девушки, ни старика; бросается ее отыскивать, беспрестанно натыкается на самые свежие их следы, гоняется за ними -  и никоим образом, нигде, никогда не может их достигнуть. Красавица на веки веков исчезает для него - и не в силах он забыть ее умоляющий взгляд, и терзается он мыслью, что, быть может, все счастье его жизни ускользнуло из его рук...

Гофман едва ли таким образом оканчивает свою повесть; но такою она сложилась, такою осталась в памяти Д.»

 

д. «Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, - он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит.»

 

2.Соотнесите литературные маски (или псевдонимы) с фамилиями реальных авторов.

         

1.Иван Петрович Белкин           А.К. Толстой, братья Жемчужниковы.    

2.Барон Брамбеус                          Е. Дмитриева, М. Волошин

3.Козьма Прутков                         А. С. Пушкин

4.Черубина де Габриак                Г. Чхартишвили

5.Борис Акунин                             О. И. Сенковский

 

3. Охарактеризуйте  художественное своеобразие стихотворения В.В.Набокова «Большая Медведица».

 

В.В.Набоков.

Большая Медведица.

 
Был грозен волн полночный рев...
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.
 
Семь звездочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле...

 

23 сентября 1918

 

4. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению А. С.Пушкина "Денису Давыдову».

 

А.С.Пушкин.

Д. В. Давыдову.

 
Тебе певцу, тебе герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут, о, мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.
Вот мой Пугач - при первом взгляде
Он виден - плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.

 

1836

 

5. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством А. С. Грибоедова:

1.           Что послужило формальной причиной назначения А. С. Грибоедова секретарем русского посольства в Персии?

2.           Какие мирные переговоры вел А. С. Грибоедов с наследником персидского престола? Когда и чем они закончились?

3.           С какой знаменитой грузинской семьей породнился А. С. Грибоедов?

4.           В каких видах искусства проявился талант А. С. Грибоедова?

5.           Как удалось опознать тело А. С. Грибоедова после схватки русских с персами?

 

6.Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Памфлет».

 

7.Напишите небольшую творческую работу на тему: «Книги в жизни героев "Евгения Онегина"».

 

 

10 класс

         

3 тур

 

1.По данному отрывку назовите автора и его произведение.

 

а. Он, видимо, старался  придать   своим   грубоватым  чертам   выражение  презрительное  и скучающее;  беспрестанно щурил  свои  и  без  того  крошечные  мелочно-серые глазки, морщился, опускал углы губ, принужденно зевал и с небрежной, хотя не совсем ловкой развязностью то поправлял рукою рыжеватые, ухарски закрученные виски,  то  щипал  желтые  волосики,  торчавшие на  толстой верхней губе. 

 

б.Во всем ее лице только и было хорошего,  что глаза,  и даже не самые глаза - они были невелики и серы,  -  но взгляд их,  быстрый, глубокий, беспечный до  удали  и  задумчивый до  уныния,  -  загадочный взгляд.  Что-то  необычайное светилось в  нем  даже  тогда,  когда  язык  ее  лепетал самые  пустые речи.
 

в. Была довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами…Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.

 

г. Этот лучистый взгляд…эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили … и требовали участия…Перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь …сердца, нельзя не сказать всю, всю истину…

 

 д. Глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум. В то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда бывало как-то безотчетно жутко смотреть на кривлянье этого странного человека. Под ним как будто струилась глубокая постоянная печаль. 

 

2. Соотнесите название населенных пунктов и имена писателей, находившихся в этих местах в ссылке.

 

1.Новгород, Вятка                           М. Е. Салтыков

2.Семипалатинск                            В. Г. Короленко

3.Вятка                                              Н. Г. Чернышевский

4.Якутия, слобода Амга                 А. И. Герцен

5.Вилюйск                                        Ф. М. Достоевский

 

 

3.Охарактеризуйте  художественное своеобразие стихотворения Ф.И.Тютчева «Песок сыпучий по колени…».
 
 

                        Ф.И.Тютчев.

 

Песок сыпучий по колени...
Мы едем - поздно - меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий -
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
 
                 Октябрь 1830
 

 

 

4.Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению  К. Ф. Рылеева « «Князю Смоленскому»

                                      

К.Ф.Рылеев.

Князю Смоленскому
Ода

 

Герой, отечества спаситель!
Прими от сердца должну дань;
Бог наш защитник, покровитель,
Тебя нам ниспослал на брань!
Уже враги торжествовали,
Уж в злобной ярости мечтали
З
десь русский покорить народ!
Но ты лишь в стан успел явиться,
Как гордый стал тебя страшиться
И
 ощупью пошел вперед!

Пошел вперед и гибель верну
М
ечтал ли он найти себе?
Но казнь ужасну, беспримерну
О
пределил творец тебе
Свершить над сонмом кровопийцев,
Грабителей, ехидн, убийцев,
Грехами, гнусностью своей
Давно уж всех превосходивших
И тем достойно заслуживших
Ужасный гнев царя царей!

Врагов презрел ты все коварства,
На бога верой уповал,
И, мня лишь о спасенье царства,
Ты оное всяк час спасал!
На страшном поле Бородинском,
В бою кровавом, исполинском,
Ты показал, что может росс!
На бога веру возлагая,
Врагов все силы презирая,
Он всюду, завсегда колосс.

С своими чувствами сражаясь,
Решился ты Москву отдать;
Но, духом паче укрепляясь,
Един лишь ты возмог сказать:
«Столицы царств не составляют!»
И се-уж россы низлагают
Наполеонов буйный рог!
Тарутин, Красный доказали,
Где россы галлов поражали,
Что правым есть защита - бог!

И что доколь славян потомки
Царя и веру будут чтить,
Дотоль дела их будут громки,
Дотоль их будет бог хранить!
Скажи, Кутузовым попранный,
О галл, грехами обуянный,
Что он есть ангел пред тобой,
Скажи, что он Алкид российский,
Что ты-дух злобный, лютый, низкий,
Исчадье ада, не герой!

Вселенная давно страдала
О
т честолюбия врага,
Уже одна ее стояла
У краю гибели нога;
Как вдруг, герой, ты появился,
И мир надеждой озарился,
Что ты спасешь его от бед,
Уже висевших над главою!
И се - уж мир спасен тобою,
Сразил врагов-и где их след?

Их след остался на равнинах,
Навек кичливому во срам!
А кости их в лесах, в долинах —
Во славу памятники нам!
Ты сих, Кутузов, дел творитель!
Где царств надменный покоритель,
Где сей ужасный бич людей,
Кого страшились земны боги?
Его умчали быстры ноги
С
 венчанных храбростью полей!

Ты шел за ним вослед—и слава
Л
етела быстро на крылах.
Кичлива, гордая Варшава
У
пала пред тобой во прах!
Несчастна Пруссия стенала
О
т ига злобна, алчна галла,
Но ты, сразя ее врагов,
Сразя французов, злобных, ярых,
Друзей царю доставил старых,
Извел из тягостных оков.

Такою славой осиянный,
Среди великих дел, побед,
Стократ ты лаврами венчанный
П
ришел, Кутузов, в лучший свет!
Твои дела, защитник трона,
Священной веры и закона,—
Из века паче будут в век
В
се с новой силой проливаться
И гласно в мире отзываться,
Что ты великий человек!

1814

 

 

5.Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова:

 

1.Что послужило причиной первой ссылки М. Ю. Лермонтова?

2.Как называлось первое изданное произведение М. Ю. Лермонтова, подписанное его именем? Где оно было напечатано?

3.Назовите  поэмы М. Ю. Лермонтова, в которых изображается Кавказ?

4.В каких видах искусства проявился талант М. Ю. Лермонтова?

5.Какой выдающийся русский художник конца 19-начала 20  века иллюстрировал поэму М. Ю. Лермонтова «Демон»?

 

 

6.Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Панегирик».

 

7.Напишите небольшую творческую работу на тему: «Литература и кино: итоги и прогнозы сосуществования в       современном культурном пространстве».

 

 

 

Задания заключительного этапа 14 Всероссийской олимпиады школьников по литературе

 

11 класс

 

3 тур

 

 

1.По данному отрывку назовите автора и его произведение.

а. ".. взяла из своей сумочки разрезной ножик и английский роман. Первое время ей не читалось. <...> Далее всё было то же и то же; та же тряска с постукиваньем, тот же снег в окно, те же быстрые переходы от парового жара к холоду и опять к жару, то же мелькание тех же лиц в полумраке и те же голоса, и <...> стала читать и понимать читаемое... <...>  читала и понимала, но ей неприятно было читать, то есть следить за отражением жизни других людей. Ей слишком самой хотелось жить. Читала ли она, как героиня романа ухаживала за больным, ей хотелось ходить неслышными шагами по комнате больного; читала ли она о том, как член парламента говорил речь, ей хотелось говорить эту речь; читала ли она о том, как леди Мери ехала верхом за стаей и дразнила невестку и удивляла всех своею смелостью, ей хотелось это делать самой.Но делать нечего было, и она, перебирая своими маленькими руками гладкий ножичек, усиливалась читать."

 

б. «Он сам, этот мрачный и закрытый человек, с тем милым простодушием, которое он черт знает откуда брал (точно из кармана), когда видел, что это необходимо, - он сам говорил мне, что тогда он был весьма «глупым молодым щенком» и не то что сентиментальным, а так,только что прочел «Антона Горемыку» и «Полиньку Сакс» - две литературные вещи, имевшие необъятное влияние на тогдашнее подрастающее поколение наше. Он прибавлял, что из-за «Антона Горемыки», может, и в деревню тогда приехал, - и прибавлял чрезвычайно серьезно

 

в. "И грустно и смешно вспоминать, сколько тяжелых унижений, обид и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению!

Книги закройщицы казались страшно дорогими, и, боясь, что старая хозяйка сожжет их в печи, я старался не думать об этих книгах, а стал брать маленькие разноцветные книжки в лавке, где по утрам покупал хлеб к чаю. <...>

Читал я в сарае, уходя колоть дрова, или на чердаке, что было одинаково неудобно, холодно. Иногда, если книга интересовала меня или надо было прочитать ее скорее, я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умаляются, стала измерять их лучинкой и куда-то прятала мерки."

 

г. "Приезжжайте ко мне дорогой соседушко, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенькоговычислениям разным поучите.

Я недавно читал у одного Французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученыи. Инасщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. <...> Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней  дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу дает себя знать. Дай им Бог!"

 

д. «А в уши сыпалось Валеркино:

- "...Дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились..."
Вдруг - с досады, что ли, со злости ли - Роман подумал: "А кого везут-то? Кони-то? Этого... Чичикова?" Роман даже привстал в изумлении... Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка!
- Валерк! - позвал он. - А кто на тройке-то едет?
- Селифан.
- Селифан-то Селифан! То ж - кучер. А кого он везет-то, Селифан-то?
- Чичикова.
- Так... Ну? А тут - Русь-тройка... А?
- Ну. И что?
- Как что? Как что?! Русь-тройка, вес гремит, все заливается, а в тройке - прохиндей, шулер...
До Валерки все никак ни доходило - и что?
- Да как же?! - по-настоящему заволновался Роман, но спохватился, махнул рукой. - Учи. Задали, значит, учи. - И чтоб не мешать сыну, вышел из горницы. А изумление все нарастало. Вот так номер! Мчится, вдохновенная богом! - а везет шулера. Это что же выходит? - не так ли и ты, Русь?.. Тьфу!..»

 

 

 

2. Соотнесите названия литературных группировок и фамилии их участников

 

Гилея                                                         Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий, К.Вагинов, Ю. Владимиров, И. Бахтерев.

 

Кузница                                                     Л. Лунц, И. Груздев,  М. Зощенко, В. Каверин К. Федин,Н. Никитин, В. Познер, Е. Полонская, Н. Тихонов,

 

Обэриу                                                       братья Д., В. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, А. Крученых,   В. Хлебников, В. Каменский Е. Гуро и др.

 

Серапионовы братья                               В.Степанцов, К.Григорьев, В. Пеленягрэ, А. Добрынин, Д. Быков.

 

Куртуазные маньеристы                         В. В. Казин, В. Т. Кириллов, С. А. Обрадович, Н. Г. Полетаев, Г. А. Санников

 

3.Охарактеризуйте  художественное своеобразие стихотворения К.Д.Бальмонта «Безглагольность».

 

К.Д.Бальмонт.

Безглагольность.

 
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
 
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
 
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье - глухое, немое.
 
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
 
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

 

1900

 

 

 

4.Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Н.А. Клюева «Я - посвященный от народа..

 

Н.А. Клюев.

 

«Я - посвященный от народа…»

Я - посвященный от народа,
На мне великая печать,
И на чело свое природа
Мою прияла благодать.
 
Вот почему на речке-ряби,
В ракитах ветер-Алконост
Поет о Мекке и арабе,
Прозревших лик карельских звезд.
 
Все племена в едином слиты:
Алжир, оранжевый Бомбей
В кисете дедовском зашиты
До золотых, воскресных дней.
 
Есть в сивке доброе, слоновье,
И в елях финиковый шум,—
Как гость в зырянское зимовье
Приходит пестрый Эрзерум.
 
Китай за чайником мурлычет,
Чикаго смотрит чугуном...
Не Ярославна рано кычет
На забороле городском,—
 
То богоносный дух поэта
Над бурной родиной парит;
Она в громовый плащ одета,
Перековав луну на щит.
 
Левиафан, Молох с Ваалом —
Ее враги. Смертелен бой.
Но кроток луч над Валаамом,
Целуясь с ладожской волной.
 
А там, где снежную Печору
Полою застит небосклон,
В окно к тресковому помору
Стучится дед — пурговый сон.
 
Пусть кладенечные изломы
Врагов, как молния, разят,—
Есть на Руси живые дрёмы,
Невозмутимый, светлый сад.
 
Он в вербной слезке, в думе бабьей,
В богоявленье наяву,
И в дудке ветра об арабе,
Прозревшем Звездную Москву.
<1918>



 

5.Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством А. А. Ахматовой:

1. Кто был директором гимназии, в которой учился будущий муж А. А. Ахматовой.

2. Когда вышел первый сборник  стихотворений А. А. Ахматовой и как он назывался?

3. Кто из французских художников начала 20 века рисовал А. А. Ахматову?

4. Кто в ахматовских стихах то появляется как «милая гостья с дудочкой в руке», а то «уходит в дырявом платке»? 

5. Принесли мы Смоленской Заступнице,
    Принесли Пресвятой Богородице
    Н
а руках во гробе серебряном
    Наше солнце в муках погасшее, –
    Александра, лебедя чистого.

По ком этот плач и почему упоминается Смоленская Богородица?

 

 

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Сценарий».

 

7.Напишите небольшую творческую работу на тему «Литература и фольклор в Интернете: виртуальный плен или новые возможности?».

 

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ  ТРЕТЬЕГО ТУРА.

 

9 КЛАСС

 

 

1.По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А. А. С. Пушкин. "Барышня-крестьянка":

Б. М. Ю. Лермонтов. "Княгиня Лиговская":

В.Н. В. Гоголь. "Невский проспект":

Г. И. С.Тургенев. "Вешние воды":

Д.  Н. В.Гоголь. "Мертвые души

 

2.Соотнесите литературные маски (или псевдонимы) с фамилиями реальных авторов.

 

1.Иван Петрович Белкин- А.С.Пушкин                  

2.Барон Брамбеус- О.И.Сенковский                            

3.Козьма Прутков - А.К.Толстой, бремчужниковы        

4.Черубина де Габриак-Е. Дмитриева.Волошин          

5.Борис Акунин - Г.Чхартишвили   

             

 

3. Охарактеризуйте  художественное своеобразие стихотворения В.Набокова «Большая Медведица».

4. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению А. С..Пушкина «Денису Давыдову».

5. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством А. С. Грибоедова:

1.           Что послужило причиной назначения А. С. Грибоедова секретарем русского посольства В Персии? (участие  в качестве секунданта в дуэли Шереметева с Завадовским))

2.           Какие мирные переговоры вел А. С. Грибоедов с наследником персидского престола? Когда и чем они закончились?( 10 февраля 1828г.уркманчайский мир)

3.           С какой знаменитой грузинской семьей породнился А. С. Грибоедов? (поэт А. Чавчавадзе)

4.           В каких видах искусства проявился талант А. С. Грибоедова?( музыка)

5.           Как удалось опознать тело А. С. Грибоедова после схватки русских с персами? (по мизинцу)

 

                     

10 КЛАСС

 

1.По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А.. И.С.Тургенев «Записки охотника» («Свидание»).

Б.   И.С.Тургенев «Отцы и дети».

В.  Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание».

Г.   Л.Н.Толстой, «Война и мир».

Д.   В.Г.Короленко «Дети подземелья».

 

2. Соотнесите название населенных пунктов и имена писателей, находившихся в этих местах в ссылке.

 

1.Новгород, Вятка - А.И.Герцен

2.Семипалатинск - Ф.М.Достоевский

3.Вятка - М.Е.Салтыков

4.Якутия, слобода   Амга - В.Г. Короленко

5.Вилюйск - Н.Г.Чернышевский

             

3. Охарактеризуйте  художественное своеобразие стихотворения Ф.И.Тютчева Песок сыпучий по колени...

 

 4.Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению  К. Ф. Рылеева « Князю Смоленскому»

5.Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова:

1. Что послужило причиной первой ссылки М. Ю. Лермонтова? (стих. «Смерть поэта», 16 строк).

2.Как называлось первое изданное произведение М. Ю. Лермонтова, подписанное его именем? Где оно было напечатано? («Бородино», «Современник»).

3.Назовите  поэмы М. Ю. Лермонтова, в которых изображается Кавказ? ( «Мцыри», "Черкесы», «Кавказский пленник», «Хаджи-Абрек»,"Демон», "Исмаил-бей").

4.В каких видах искусства проявился талант М. Ю. Лермонтова? (живопись)

5.Какой выдающийся  русский художник конца 19-начала 20 века иллюстрировал поэму М. Ю. Лермонтова «Демон»? (М. А. Врубель).

 

 

11 класс

1.По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А. Л. Н. Толстой, "Анна Каренина":

Б.  Ф. М. Достоевский, «Подросток»:

В.  М. Горький, "В людях":

Г. А. П. Чехов, "Письмо к ученому соседу":

Д.  В. М. Шукшин, «Забуксовал»:

 

2. Соотнесите названия литературных группировок и фамилии их участников

 

1.Гилея    -   братья Д., В. и Н. Бурлюки, Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, и др.

2.Кузница   -  В. В. Казин, В. Т. Кириллов, С. А. Обрадович, Н. Г. Полетаев, Г. А. Санников

3.Обэриу -     Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий, К.Вагинов, Ю. Владимиров.

4.Серапионовы братья   -   М. Зощенко, В. Каверин К. Федин, Н. Тихонов, В. Иванов.

5.Куртуазные маньеристы - В.Степанцов, К.Григорьев, В. Пеленягрэ, А. Добрынин, Д. Быков.

 

3.Охарактеризуйте  художественное своеобразие стихотворения К.Д.Бальмонта «Безглагольность».

 

4.Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Н.М. Клюева «Я - посвященный от народа.

 

5.Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством А. А. Ахматовой:

1. Кто был директором гимназии, в которой учился будущий муж А. А. Ахматовой. (И. Ф. Анненский)

2. Когда вышел первый сборник  стихотворений А. А. Ахматовой и как он назывался? («Вечер», 1912)

3. Кто из французских художников начала 20 века рисовал А. А. Ахматову? (А. Модильяни).

4.  Кто в ахматовских стихах то появляется как «милая гостья с дудочкой в руке», а то «уходит в дырявом платке»?  (Муза).

5. Принесли мы Смоленской Заступнице,
               Принесли Пресвятой Богородице
               Н
а руках во гробе серебряном
               Наше солнце в муках погасшее, –
               Александра, лебедя чистого.

По ком этот плач и почему упоминается Смоленская Богородица? (А. Блок, Смоленское кладбище).

Hosted by uCoz