назад

 

 

Примерные задания для второго (муниципального) этапа олимпиады школьников по литературе

7-8 классов

 

1.              Соотнесите роды и жанры литературы:

 

 лирика, мистерия, новелла, эпиграмма, житие, фарс, эпопея

 эклога, рассказ, водевиль, дума, трагикомедия

 басня, ода, эпос,  мелодрама,  драма,  дразнилка, былина, песня,   послание, закличка,  повесть

 

2. Чей поединок изображен в следующем фрагменте из произведения русской литературы? Аргументируйте свою точку зрения.

а) Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хоть одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль промелькнула в уме моем. Я опустил пистолет...

 

b)  Щитом покрывшись, он нагнулся,

Мечом потряс и замахнулся;

Но тот взвился под облака;

На миг исчез — и свысока

 

Шумя летит на князя снова.

Проворный витязь отлетел

И в снег с размаха рокового

Колдун упал - да там и сел...

c)   Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча...

d) Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты...

                                                                                                                                       

 

3. Найдите ошибки  в определении литературоведческого термина басня.

 

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке  и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

 

 

4. Определите  размер стихосложения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

 

 

5. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях:

 

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,

А.С.Пушкин «Полтава»,

А.К. Толстой «Князь Серебряной»,

А.Дюма «Три мушкетера»,

В.Скотт «Айвенго».

 

 

 

6. Назовите автора и произведение, герои которого плавали на следующих кораблях:

«Арго», «Наутилус», «Пилигрим», «Секрет», «Святая Мария».

 

  1. Творческая работа: напишите рассуждение на тему «Почему любимый герой русских сказок – Иван-дурак?».

 

 

 9 класс

 

Вариант I.

1. Определите жанр стихотворений. Найдите в тексте основные признаки жанра.

А.        Счастлив, кто в страсти сам себе

Без ужаса признаться смеет;

Кого в неведомой судьбе

Надежда робкая лелеет;

Кого луны туманный луч

Ведет в полночи сладострастной;

Кому тихонько верный ключ

Отворит дверь его прекрасной!

 

Но мне в унылой жизни нет

Отрады тайных наслаждений;

Увял надежды ранний цвет:

Цвет жизни сохнет от мучений!

Печально младость улетит,

Услышу старости угрозы,

Но я, любовью позабыт,

Моей любви забуду ль слезы!

                                                          

Б.         Не нужны надписи для камня моего,

Пишите просто здесь: он был, и нет его!

                                                          

В.        Свои стишки Тощев-пиит

Покроем Пушкина кроит,

Но славы громкой не получит,

И я котенка вижу в нем,

Который, право, непутем

На голос лебедя мяучит.

                                                          

Г.         Хвалился Фрукт,

Что он-де спел и сладок,

Да оказался гнил и гадок

И с тем попал в помойное ведро…

Порой за кожурой

Не разглядеть нутро!

                                                          

Д.        Тебе сердечный мой поклон

И мой, каков ни есть, портрет,

И пусть, сочувственный поэт,

Тебе хоть молча скажет он,

Как дорог был мне твой привет,

Как им в душе я умилен.                                                    

 

2. По данному фрагменту определите автора и его произведение.

 

А.        Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали  благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

 

Б.         Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено: помещики укрылись по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно… не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

 

В.         Да, заслужил я жребий мой!

Могучий конь, в степи чужой,

Плохого сбросив седока,

На родину издалека

Найдет прямой и краткий путь…

Что я пред ним? Напрасно грудь

Полна желаньем и тоской:

То жар бессильный и пустой,

Игра мечты, болезнь ума.

На мне печать свою тюрьма

Оставила… Таков цветок

Темничный: вырос одинок

И бледен он меж плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждал лучей

Живительных.

 

Г.         Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,

            Был цензором назначен я,

На басни бы налег; ох! басни – смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

            Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

 

Д.        Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.

 

3. Приведите не менее шести высказываний героев комедии «Горе от ума», ставших афоризмами. Укажите, кому принадлежит высказывание.

 

4. Какие тропы, стилистические фигуры, поэтические приемы использованы  в тексте «Слова о полку Игореве»?

 

А.            Встала обида в войсках Дажьбожа внука,

    вступила девою на землю Трояню,

    восплескала лебедиными крылами

                       на синем море у Дона;

    плеская, прогнала времена обилия.

 

Б.              Святослав грозный великий киевский <…>

     наступил на землю Половецкую,

     притоптал холмы и овраги,

     взмутил реки и озера,

     иссушил потоки и болота.

 

В.            Черная земля под копытами костьми была засеяна

     и кровью полита:

     горем взошли они по Русской земле.

 

Г.         … Потоптали они поганые полки половецкие.

 

Д.             Высоко взмываешь на подвиг в отваге,

точно сокол на ветрах паря,

стремясь птицу храбро одолеть.

 

Е.            Игорь спит,

Игорь бдит,

Игорь мыслью поля мерит…

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Назовите произведения, иллюстрации к которым представлены ниже:

 

1) 2)

 

3)  4)

 

5)

 

 

6. Напишите статьи для словаря литературоведческих терминов: «Силлабо-тоническое стихосложение», «аллитерация».

 

7. Напишите небольшую творческую работу в рамках организованного в 2008 году телепроекта «Имя – Россия». Определите, творческое наследие какого русского писателя, на Ваш взгляд, является самой яркой литературной страницей России. Обоснуйте свой выбор.

 

 

Вариант 2. Комплексный анализ текста.

 

милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, сольной человек.

Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал...

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат – и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.

А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.

Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

-     Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...- Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

-     Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.

-     И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил - и задумался,

-          Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и

ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

(По И.С. Тургеневу)

 

 10 класс

Вариант 1.

 

1. По данному фрагменту определите автора и его произведение.

 

А.        Уснуло озеро, безмолвен черный лес;

            Русалка белая небрежно выплывает;

            Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

 

Б.         Тишь и солнце! Спят пучины,

Чуть волною шевеля;

Изумрудные морщины

Вкруг бегут от корабля.

 

В.        Сия пустынная страна

            Священна для души поэта:

            Она Державиным воспета

И славой русскою полна.

 

Г.         В полдневный жар в долине Дагестана

            С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

 

Д.        После свадьбы жили хорошо. Она сидела у него в классе, смотрела за порядком в саду, записывала расходы, выдавала жалованье, и ее розовые щеки, милая, наивная, похожая на сияние, улыбка мелькали то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете. И она уже говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете – это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре.

 

2.         В каких прозаических произведениях XIX века изображается русская провинция? (Назвать не менее пяти произведений и их авторов).

 

3.         Назовите писателей-сатириков XIX века (не менее трех).

 

4.         Как называются стихи, которые расположены на листе в виде какого-то определенного рисунка? Например:

 

Мы –

Среди тьмы.

Глаз отдыхает.

Сумрак ночи живой.

Сердце жадно вздыхает.

Шопот звезд долетает порой,

И лазурные чувства теснятся толпой.

Все забылося в блеске росистом.

Поцелуем пушистым

Поскорее блесни!

Снова шепни,

Как тогда:

«Да!»

Э Мартов (1894)

 

5. Определите стихотворный размер поэтических фрагментов:

 

А.        Густая крапива

Шумит под окном;

Зеленая ива

Повисла шатром…

(А. Фет)

 

Б.         Он рано уж умел перебирать искусно

Свирели скважины; то весело, то грустно

Звучала трель его; он пел про плеск ручья,

Помоной щедрою убранные поля,

Про ласки юных дев и сумрачные гроты

И возраста любви тревожные заботы.

(А. Майков)

 

В.        На дворе соседнем выгнила солома.

            Мне опять приснился этой ночью ты.

В полдень душный выйду: возле водоема

Свергнутые звезды – желтые цветы.

(К. Арсеньева)

 

6. Охарактеризуйте онегинскую строфу (количество стихов в строфе, формула рифмовки).

 

7. Напишите статью «Литота» для литературоведческого словаря.

 

8. Напишите небольшое эссе «Литература в моей жизни».

 

Вариант 2. Интерпретация поэтического текста.

Муза

Не ослеплён я Музою моею:

Красавицей её не назовут,

И юноши, узрев её, за нею,

Влюблённою толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором

Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражён бывает мельком свет

Её лица необщим выраженьем,

Её речей спокойной простотой;

И он, скорей, чем едким осужденьем,

Её почтит небрежной похвалой.

(Е.А. Баратынский)

 

 

 

11 класс

Вариант 1.

 

1. По данному фрагменту определите автора и его произведение.

 

А.        У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…

                Как бьется сердце, горестно и громко,

            Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

                С своей уж ветхою котомкой!

 

Б.         Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится.

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи нá сердце…

 

В.        Вид поля печальный и голый.

Вид леса уныло-нагой.

На крыше одной – белый голубь,

И карий – на крыше другой...

 

Г.         Моей наследницею полноправной будь,

            Живи в моем дому, пой песнь, что я сложила.

Как медленно еще скудеет сила,

Как хочет воздуха замученная грудь…

 

Д.        Я, братцы, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочку на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

            А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме…

 

2.         В каких прозаических произведениях XX века изображается Москва? (Назвать не менее пяти произведений и их авторов).

 

3.         Назовите произведения XX века, в которых поднималась проблема русского национального характера, и имена авторов этих произведений (не менее трех авторов).

 

4.         Как называются стихи, которые могут читаться спереди назад и  сзади наперед? Например:

О, вера моя, о, марево,
Вы ропот, то порыв…
                 (Н. Ладыгин)

 

 

5. Определите стихотворный размер поэтических фрагментов:

А.        Привет тебе, пламя творческого мира,

Вечного знанья пылающий язык,

Чистый зачаток, исход обильный пира,

Призрак смертельный к ногам твоим поник.

(К. Бальмонт, перевод из Х. Эспронседы)

 

Б.         Вот открыт балаганчик

Для веселых и славных детей.

Смотрят девочка и мальчик

На дам, королей и чертей.

(А. Блок)

 

В.        Уронила луна из ручек –

            Так рассеянна до сих пор –

            Веер самых розовых тучек

На морской голубой ковер.

(Н. Гумилев)

 

6. Назовите персонажа и автора произведения, о котором идет речь?

 

А.        Сухой, невысокий, неладно-скроенный, но крепко сшитый <…>. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова…

 

Б.         Она приоделась к его приезду; сатиновая голубая кофточка, с узким кружевным в кисти рукавом, облегала ее ладный стан, бугрилась на мягкой большой груди; синяя юбка, с расшитым, морщиненным подолом, внизу была широка, вверху – в обхват…

 

В         … вышел молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом талифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях. Горбоносый красавец, принарядившийся для великого праздника, шел бодро, обгоняя прохожих, спешащих домой к праздничной трапезе…

 

7. Напишите статью «Русский модернизм» для литературоведческого словаря.

 

8. Напишите небольшое эссе «Будущее литературы – миф или реальность?»

 

Вариант 2.  Интерпретация поэтического текста.

 

Кто в воздухе жилья, как в коконе прозрачном,

на кухне режет хлеб и чайник кипятит?

А бабочка летит на свет в окне чердачном,

а бабочка летит, а бабочка летит.

 

Ночь достает звезду и лунным светом плещет

из старого ковша на почерневший лес.

А бабочка летит, а бабочка трепещет,

у светлого окна почти теряет вес.

 

Кто отпустил ее в роскошном платье бальном

лететь на этот свет, сияющий в ночи?

Но вспыхнет новый луч в окне полуподвальном —

поставит на окно ребенок три свечи.

 

Пей свой остывший чай, томись о беспредельном,

тебе смотреть на свет никто не запретит.

Тьма за твоим окном обшита швом петельным…

А бабочка летит, а бабочка летит…

(С.Кекова)

Hosted by uCoz