назад

 

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 7 КЛАСС.

(муниципальный этап)

 

I. Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».

 

1.      Прочитать рассказ, восполнить пропуски именами персонажей. (4 балла)

 

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель (1) в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий (2) с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на Божий свет уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих.

- Так ты кусаться, окаянная! – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!».  Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из-под земли выросши, собирается толпа.

- Никак беспорядок, ваше благородие! – говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера (3). В центре толпы, растопырив передние лапы и дрожа всем телом, сидит на земле виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

- По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это зачем палец?.. Кто кричал?

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… - начинает (4), кашляя в кулак. – Насчёт дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая… Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

- Гм!.. Хорошо… - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. – Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. (5), - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала (6)! - говорит кто-то из толпы.

- Генерала (7)? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождём… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – обращается Очумелов к (8). – Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

- Врёшь, кривой! Не вида, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимает, ежели врёт, а кто по совести, как перед Богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… у меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская… - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие…

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать? Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, (9), пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

- А может быть, и генеральская… - думает вслух городовой, - на морде у ней не написано… намедни во дворе у него такую видел.

- Вестимо, генеральская! – говорит голос из толпы.

- Гм!.. Надень-ка, брат (10), на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал… И скажи, чтоб не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждая свинья будет ей в нос цигаркой тыкать, то долго ли испортить? Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

- Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, (11), Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… ваша?

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не было!

- И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. – Она бродячая!.. Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и всё.

- Это не наша, - продолжает (12). – Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? – спрашивает (13), и всё лицо его заливается улыбкой умиления. – Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?

- В гости… - произносит Прохор

- Ишь ты, Господи… соскучился по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… рр… Сердится, шельма… Цуцык этакий…

(14) зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада в сторону дома Жигалова... Толпа хохочет над (15).

- Я ещё доберусь до тебя! – грозит ему (16) и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

 

2.      Определить жанр произведения. (0,5) По каким признакам определили? (1,5)

 

3.      Определить тему произведения. (1)

 

4.      Объяснить лексическое значение слова «ХАМЕЛЕОН». (1).

 

5.      Кто в произведении А.П.Чехова – хамелеон? (1) Обосновать ответ. (4)

 

6.      Доказать, что автор использует в произведении приём «говорящих фамилий». (2)

 

7.      Что превалирует в данном произведении – юмор или сатира? (1)

 

8.      Найти в тексте афористические мысли. (2)

 

9.      Какие нравственные уроки можно извлечь из этого произведения А.П.Чехова? (5)

 

II.                 Интерпретация лирического произведения.

 

1.      Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

 

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

 

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

 

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

 

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

1844

 

2.      О чём это стихотворение, в каких строках заключена главная мысль произведения? (2 балла)

 

3.      Назовите образный ряд стихотворений. (2 балла)

 

4.      Определить приёмы и средства выразительности, используемые для раскрытия идеи произведения. (5 баллов)

 

5.      Проследить, как движется поэтическая мысль в произведении. (5 баллов)

 

6.      Определить стихотворный размер. (1 балл) Что можно сказать о влиянии размера на замысел стихотворения. (5 баллов)

 

III.               Историко-биографический блок.

1.      О каком писателе идёт речь? (5 баллов)

1.      Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит,  что письма к  нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.

 

2.      Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

 

3.      Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».

 

4.      Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей  дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.

 

5.      У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.

 

2.      Расположить в хронологическом порядке следующие произведения. (5 баллов)

 

А.К.Толстой  - «Князь Серебряный»

Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»

И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»

Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»

М.Ю.Лермонтов – «Бородино»

 

 

 

КЛЮЧИ

 

1.1.    1 - Очумелов

2 – городовой (Елдырин)

3 – Хрюкина

4 – Хрюкин

5 – Елдырин

6 – Жигалов

7 – Жигалова

8 – Хрюкину

9 – Хрюкин

10 – Елдырин

11 – Прохор

12 – Прохор

13 - Очумелов

14 – Прохор

15 – Хрюкиным

16 – Очумелов      (0,25 – за правильный ответ)

 

1.2.    Рассказ (0,5)

Рассказ – небольшое по объёму эпическое литературное прозаическое произведение, изображающее отдельное событие, происходящее в жизни героя. (1,5)

 

1.3.    Приспособленчество как один из этапов падения человека как личности. (1)

 

1.4.    Пресмыкающееся из рода ящериц, отличающееся способностью менять окраску в зависимости от изменения среды и внешних раздражителей. (1)

 

1.5.    Полицейский надзиратель Очумелов. (1)

Он постоянно меняет свой «окрас» в зависимости от ситуации. На это указывает художественная деталь – пальто:

Сними-ка, Елдырин, пальто

Надень-ка, брат Елдырин, пальто… (4)

 

1.6.     Очумелов – от прилагательного «очумелый» - совсем потерявший соображение.

Хрюкин – похож на свинью (2)

 

1.7.    Сатира – уничтожающий смех. Изображая Очумелова, автор тем самым высмеивает приспособленчество как черту характера. (1)

 

1.8.     «Нынче не велено кусаться»

«Я вам покажу, как собак распускать!»

«Собака – нежная тварь…»

«Моментально – не дыши»  (2)

 

1.9.    до 5 баллов.

 

2.2. Весна – прекрасное время года, связанное с пробуждением природы, с торжеством жизни.

«Везде разнообразною картиной занят взгляд…» (2 балла)

 

2.3.     Цветущая верба

Станица (деревня), заполненная оживлёнными людьми

Тучи, стремительно движущиеся по небу

Оживающая природа (2 балла)

 

2.6    Ямб

Нечётные стихи – четырёхстопный,

Чётные – трёхстопный.

 

3.1        Марк Твен

А.П.Чехов

В.А.Жуковский

ОГенри

Л.Н.Толстой

 

3.2    Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»

М.Ю.Лермонтов – «Бородино»

А.К.Толстой  - «Князь Серебряный»

И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»

 

 

 

                                                            Олимпиада  по литературе.

                                                   2008 – 2009 учебный год.

                                                            Районный  тур.

                                                                   8 класс.

                                                                   (3 часа)

I.  Знание истории литературы.

      1.  О  ком   идёт  речь?

А.Мятежный пастырь, книжник  дикий,

   он не умел послушным быть,

    и не могли  его владыки

     ни обломать, ни  улестить…

                                       Я.Смеляков.

 

Б. Отказавшийся  от славы

     Для упорного труда

     Изучал он жизнь державы

     В стародавние года.

      …  И  покуда были силы,

      В  размышлениях  о том

      Он историю России

      Составлял  за томом том…

      Шесть томов,  потом двенадцать.

     - Всё,- сказал он. – Не могу!

       Били  пушки на  Сенатской,

       Кровь чернела на снегу…

                                             А.Городницкий.

 

В. Весь мир – весь белый  свет!

    В кольце его  творений

    Вместился  целиком  и  высказался вслух.

     … Избушка и Вольтер! Казак и … нереида

     Лишь лёгкой  створкой здесь

             Разделены для  вида;

      Кого – чего  тут  нет!

     Свирель из тростника –

     И вьюг полночных рёв;

     Средневековый патер,

      Золотокудрый Феб,

      Коллежский  регистратор,

      Экспромт из Бомарше и –

      Песня ямщика.

                                Н.Матвеева.    

 

Г. Куда бежать от  сплетен и доносов

     В просторных  залах смрадно, как в аду!

     И вот опять  ….

      Шумит в академическом  саду.

      Строптивый  сын архангельских  поморов,

       Прямой, как ветер северной реки,

       Он сохранил неукротимый  норов

       И песни, что певали  рыбаки.

                                        Н.Рыленков.

Д.     Герой  двенадцатого года,

        Непобедимый  партизан,

        В горячих  схватках в честь народа

         Покрыл  он славой  доломан.

         … Лихой  гусар, любил он струнность

          Строфы  с  горчинкой  табака,

         И, волей муз, такая  юность

         Ему  досталась на века.

                           Вс. Рождественский.

 

 Е. Это было странное, загадочное существо – Царскосельский  лейб-гусар… Он подражал в стихах  Пушкину  и  Байрону, и вдруг начал  писать нечто такое, где он никому не подражал, зато  уже целый век хочется  подражать ему.

                                       А.Ахматова.

     Казался ты и  сумрачным и властным,

      Безумной вспышкой непреклонных сил;

      Но ты  мечтал об ангельски-прекрасном,

      Ты  демонски-мятежное любил!

                                   В.Брюсов.

 Ж.    Мог выйти  архитектор из него:

         Он в стилях знал  извилины различий,

         Но  рассмешил его при встрече городничий,

          И смеху  отдал он себя всего.

                                   И.Северянин.

 

                   По  0,5 балла за факт.  2,5 балла  дополнительно ( максимально)  за  комментарии.

2. Что  объединяет  следующие произведения  Пушкина:

«Бесы», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Моя родословная», «Элегия»( «Безумных лет угасшее веселье…»)?

                                        2 балла.

3.  Какие исторические  события нашли отражение в следующих произведениях  литературы?

«Илиада» Гомера, «Певец во стане русских воинов» В.А.Жуковского, «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Ледяной дом» И.И. Лажечников.  По одному баллу за факт – 8 баллов.

4. Штрихи  к портрету:

          

           1.

·        Он  был  одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, анатомом;

·        Среди  его живописных работ – «Мадонна Литта», « Мадонна Бенуа»:

·        Он  первым  ввёл термин «золотое сечение»;

·        Именно он в XV  веке создал самую загадочную улыбку.

                                                  1 балл  +2 балла  за  комментарий.

             2.

·        В бесплатном  училище Таганрога он обучался  сапожному и портняжному делу;

·        Стал  врачом, а  прославился как литератор. 1 балл.

                      II. Дайте  историко-культурный  комментарий к стихотворению.

 

1.                                                    ТРОИЦА.

Спокойные  добрые  лики,

На тканях небесные  блики

И крылья  неяркого  цвета,

Вы помните? – «Троица» это.

И нимбов  не надо Рублёву,

Чтоб  я  позавидовал  снова

Простому открытому чувству,

Надежде, Добру и Искусству.

Глаза  и улыбки погасли.

               Мне  грустно, но всё же я счастлив.

               Как будто бы  сердце  согрето

                Неведомым  словом  и светом.

                                       

                                          Л.Андреев.

 

 

 

 

            10 баллов максимально, примерно по 1 баллу за факт.

 

                      III. Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории  Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

 

 Капитанская   дочка.

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк  и  татарские  шаровары.

 

  История  Пугачёва.

Незнакомец был  росту среднего, широкоплеч и  худощав.

Чёрная борода его  начинала седеть.

 Он  был в верблюжьем армяке и  вооружён  винтовкою.

 

                                 5 баллов.

                        IV. Знание  теории  литературы.

1.      Какие  тропы  выделены в тексте: «… От вёсел к берегу кудрявый след  бежал» ( А.Фет.)?

1)      эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) синекдоха.

2.      Какой троп используется  в тексте: « Мой  Лизочек так уж мал, так уж мал, что из  листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял» ( А.Плещеев.)?

1)      сравнение; 2) метафора; 3) литота; 4) эпитет.

3.      Какой троп используется  в тексте: « Но вот, насытясь  разрушеньем  и  наглым  буйством утомясь, Нева обратно  повлеклась, своим любуясь возмущеньем и  покидая с небреженьем свою добычу» (А.Пушкин.)?

1)      эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) сравнение.

4.      Какая  стилистическая  фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы  увяданье…» (А.Пушкин.)?

1)      градация; 2) инверсия; 3) эллипсис; 4) оксюморон.

5.      Какой троп используется  в стихотворении «Чаша жизни» М.Лермонтова?

 

  1. Мы пьём из чаши бытия

С закрытыми  очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

2.Когда ж пред смертью с глаз

Завязка упадает,

И всё, что обольщало нас,

С завязкой исчезает -

 

3. Тогда мы  видим, что пуста

     Была  златая чаша,

      Что в ней напиток был – мечта

        И что она не наша!

    

1.      эпитет; 2. развёрнутая метафора; 3.олицетворение; 4. сравнение.

                                                 5 баллов.

V. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер», выполните задание, указав номер  выбранного  ответа.

 

Есть в светлости осенних вечеров

              Умильная, таинственная прелесть;

               Зловещий блеск и пестрота дерев,

               Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

               Туманная и тихая  лазурь

               Над грустно - сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

             Порывистый, холодный ветр порою,

             Ущерб, изнеможенье – и на всём

              Та  кроткая  улыбка  увяданья,

              Что в  существе разумном мы  зовём

               Божественной стыдливостью  страданья.

 

1.      Это стихотворение относится к следующей тематической  разновидности:

А) патриотическая  лирика; Б) любовная лирика; В) пейзажная лирика.

      2. Основной  идеей  стихотворения  является

              А) идея одиночества человека в мире; Б) идея тождества жизни природы и  человека;

В) идея превосходства  человека над природой.

     3. Поэт, размышляя об осеннем увядании природы, использует приём

              А) олицетворения; Б) гротеска; В) противопоставления.

     4. Каким настроением окрашено стихотворение?

               А) элегическим; Б) ироническим: В) героическим.

      5.Назовите термин, которым в литературе обозначают созвучие окончаний стихотворных  строк.

      6. Как называется в литературоведении элемент композиции, позволяющий автору воссоздать поэтическую картину осени?

      7. Как называется художественный приём, которым воспользовался поэт, когда, вместо употребления слова «небо», он  использует словосочетание «туманная и тихая лазурь»?

                                                       По 1 баллу за факт ( максимально – 7 баллов).

 

VI. Творческое задание выполняется по выбору (объём  до 1 страницы).

        1 вариант. Напишите небольшую творческую работу в любом прозаическом жанре на тему «Край родной, навек любимый…».

       2 вариант. Прочитайте афоризм Л.Н.Толстого. Выскажите своё  мнение по содержанию афоризма.

             Человек подобен дроби: числитель ёё – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

        3 вариант. Устарело ли понятие чести?

 

Примечание к заданиям 1 и особенно 2 и 3 вариантов: аргументировать высказывание примерами из художественной литературы, истории (не менее 2 аргументов). (Максимально 40 баллов.)

 

                                                                                         Общий балл – 90.

 

 

 

 

 

 

 

                                             Ключи  к олимпиаде по литературе.

                                    Районный  тур. 8 класс.

                                 2008 – 2009 учебный год.

 

       1.Знание истории литературы. По 0,5 балла за факт. 2,5 балла дополнительно (максимально) за комментарии.

             1.1. О ком идёт речь?

                  А) Протопоп Аввакум. Религиозный деятель эпохи царя Алексея Михайловича. Пастырь – протоирей  (протопоп) – старший православный священник. Книжник – писатель, в данном случае, автор «Жития…». Пророк, мученик, борец и страдалец, по мнению академика  Д.С.Лихачёва.

                  Б) Речь идёт об Н.М.Карамзине, авторе «Истории Государства Российского», насчитывающей 12 томов. 13-й  том  писатель не закончил. Н.М.Карамзин – современник восстания декабристов. 1825 год.

                   В) В стихотворении Н.Матвеевой  речь идёт о Пушкине. На это указывают следующие  факты: Пушкин  увлекался  Вольтером.  В стихотворении  «Няне»,  написанном в Михайловском, упоминается  «избушка».  Экспромт из  Бомарше звучит в трагедии  «Моцарт и Сальери». «Рёв вьюг» «слышен» во многих стихах поэта, например, «Бесы», «Зимний путь» и других. «Казак» и «Нереида» - стихотворения поэта. Златокудрый  Феб – персонаж ранней  лирики поэта. Свирель из тростника, песнь ямщика – детали стихотворений.

                 Г) М.В.Ломоносов. Автор упоминает факты из биографии поэта. Сплетни и доносы сопровождали  Ломоносова всю жизнь. Сын помора. Отличался строптивым  и  неукротимым нравом. Прямота – отличительная черта  учёного.

                 Д) Речь идёт о Денисе Давыдове – поэте, лихом гусаре, партизане, герое войны 1812 года.

                  Е) А.Ахматова  и В.Брюсов пишут о М.Ю. Лермонтове – офицере лейб-гвардии гусарского полка. Как поэт Лермонтов  начал с подражаний Байрону и  Пушкину. «Ангел» и «Демон» - стихотворения поэта.

                  Ж) Н.В.Гоголь – писатель-сатирик, драматург, автор знаменитой комедии «Ревизор». Городничий – герой этой комедии.

               1.2. Все эти произведения  написаны А.С.Пушкиным в 1830 году  в период первой болдинской  осени. 2 балла.

               1.3. Какие исторические события нашли отражение в данных произведениях? По одному баллу за факт – 8 баллов.

            «Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век  до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

               Стихотворение В.Жуковского «Певец  во стане русских воинов» и басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящены войне 1812 года. Повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я.Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого, даны в типическом обобщении. Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва. Действие романа И.Лажечникова «Ледяной дом» происходит во время царствования императрицы Анны Иоанновны: строительства ледяного дома для свадьбы царского шута. В поэме «Медный всадник» А.Пушкина рассказывается о петербургском наводнении 7 ноября 1824 года.

              4.1. Штрихи к портрету. Речь идёт о художнике эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.     Он  был  одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, анатомом.

Среди  его живописных работ – «Мадонна Литта» и « Мадонна Бенуа».

Он  первым  ввёл термин «золотое сечение».

Именно он в XV  веке создал самую загадочную улыбку. Речь идее о портрете Моны Лизы, или  Джоконды. 1 балл + 2 балла за комментарий.

             4.2. Речь идёт об А.П.Чехове. 1 балл.

II. Историко –культурный комментарий. 10 баллов максимально, примерно по 1 баллу за факт.

Андрей Рублев – русский иконописец, автор знаменитой иконы «Троица».

Современник Куликовской битвы и Сергия Радонежского. Принял монашество. Его любимые краски – голубая, розовая, вишнёвая. Троица – один из главных православных праздников. Троица – олицетворение Бога- Отца, Сына и Святого Духа. В  «Троице» Рублёв обратился к традиционному библейскому сюжету: к старцу Аврааму и его жене явились три таинственных  путника – ангела, воплощающих три лика Бога: Бог – Отец, Бог- Сын, Бог- Дух. Согласно канону, Рублёв изобразил трапезу путников, присевших отдохнуть. Нимб – символ святости, сияние в виде круга вокруг головы святого. Цветовая гамма иконы символична: голубой цвет означает воздух – небо, горний мир, тёмно – вишнёвый – знак творчества и любви Бога, зелёный цвет, цвет дерева, -  символ животворящего начала всей святой Троицы. Не случайно Л.Андреев пишет в стихотворении  о спокойных, добрых ликах, о простом открытом чувстве, о Надежде,  о Добре и Искусстве, идея  иконы -  идея согласия, гармонии, сострадания человечеству.

III. В чём сходство и различие описаний Пугачёва в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва»? 5 баллов.

В «Истории  Пугачёва» дано деловое описание внешности  Пугачёва. Официально – деловой стиль речи официальность, точность. Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов. Описание внешности героя в романе – это художественный стиль речи. Задача портрета в романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» - эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»).

IV. Знание теории литературы. 1)1- эпитет («кудрявый след»). 2) 3 - литота («…мал… из листика сирени сделал зонтик…»). 3)3- олицетворение (« Нева… насытясь…утомясь…любуясь…покидая…). 4) 4- оксюморон или 2 – инверсия. (. 5) 2 – развёрнутая метафора (« Мы пьём из чаши бытия). 5 баллов.

V. Стихотворение Ф.И.Тютчева  «Осенний вечер». По одному баллу за факт, максимально 7 баллов.

1.В); 2.Б); 3. А); 4. А); 5.- рифма; 6. – пейзаж; 7. – метафора.

VI. Творческое задание по выбору. Максимально  40 баллов.

                              ОБЩИЙ БАЛЛ – 90 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz