Задания заключительного этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Задания заключительного, V этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе, прошедшей в Казани.

Заключительный этап состоял из трёх традиционных туров, отдельно для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов.

В первом туре участники провели “комплексный анализ художественного текста”: В.Ф. Одоевский «Привидение» (9-й класс), Н.С. Лесков «Путешествие с нигилистом» (10-й класс), В.М. Шукшин «Ораторский приём» (11-й класс).

Во втором туре требовалось “сопоставить стихотворения”: Е.А. Баратынский «Приметы» и Ф.И. Тютчев «Певучесть есть в морских волнах...» (9-й класс); А.М. Жемчужников «Осенние журавли» и А.Н. Майков «Ласточки» (10-й класс); М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль» и В.В. Маяковский «Последняя петербургская сказка» (11-й класс).

Задания третьего тура печатаются в том исполнении, в каком они были получены редакцией от председателя жюри и методической комиссии Олимпиады (распечатка).

Ответы на задания третьего тура, по традиции, опубликуем в одном из ближайших номеров.

 

 

Задания III тура

9-й класс

1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) “Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою... Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть”.

б) “В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю (...) очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались”.

в) “До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика”.

г) “И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лёд от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по чёрным камням”.

д) “Но нигде не было слышно отдалённого петушьего крика: ни в городе, ни в разорённых окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надёжный сам собою пункт городской крепости...”

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

а)

Певец-гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров,
И грозную потеху драки,
И завитки своих усов.

б)

Любовью, дружеством и ленью
Укрытой от забот и бед,
Живи под их надёжной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.

в)

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И — лишь оковы обрели.

г)

Когда увидит кто, что в царском пышном доме
По звучном громе Марс почиет на соломе,
Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют,
Но гордость с роскошью повержены у ног,
И доблести затмить лучи богатств не смеют, —
Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог...

д)

Так из глуши моей стремлю
Я к вам заботливые взгляды,
Вам высшей благости молю...

3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Д.Давыдова «Бородинское поле».

Д.Давыдов
Бородинское поле
Элегия

Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы...
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своих рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! Я лечу — веди меня, я твой:
О, обречённый быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.

(1829)

4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?

А.С. Пушкин. «Медный всадник»

М.Врубель

М.Ю. Лермонтов. «Демон»

В.Фаворский

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

А.Бенуа

«Слово о полку Игореве»

А.Агин

5. Назовите признаки жанров, присутствующих в этом произведении И.А. Крылова. Аргументируйте свой ответ.

Осёл и Соловей

Осёл увидел Соловья
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?”
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился”.
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

* * *

Избави бог и нас от этаких судей.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».

7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Почему некоторые стихотворения русских поэтов становятся народными песнями?»

10-й класс

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами”.

б) “...А дорога тут с большака свёртывает, и идёт особый поворот вёрст на пятнадцать к монастырю, который называется П... пустынь. Дорожку эту монахи справили, чтобы заманчивее к ним ездить было: преестественно, там на казённой дороге нечисть и ракиты, одни корявые прутья торчат; а у монахов к пустыни дорожка в чистоте, разметена вся, и подчищена, и по краям саженными берёзами обросла, и от тех берёз такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всём этом и вскрикнул...”

в) “Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кустарника и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Берёза, вся обсеянная зелёными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади фыркали, въехав в лес, и виднее запотели”.

г) “Выехав за город и оглядев снежные поля, он порадовался тому, что он один среди этих полей, завернулся в шубу, опустился на дно саней, успокоился и задремал. Прощанье с приятелями растрогало его, и ему стала вспоминаться последняя зима, проведённая им в Москве, и образы этого прошедшего, перебиваемые неясными мыслями и упрёками, стали непрошено возникать в его воображении”.

д) “Коляски ехали уже по берегу речки. Высокие гористые берега мало-помалу сходились, долина суживалась и представлялась впереди ущельем; каменистая гора, около которой ехали, была сколочена природою из громадных камней, давивших друг друга с такой страшной силой, что при взгляде на них (...) невольно кряхтел. Мрачная и красивая гора местами прорезывалась узкими трещинами и ущельями, из которых веяло на ехавших влагой и таинственностью; сквозь ущелья видны были другие горы, бурые, розовые, лиловые, дымчатые или залитые ярким светом. Слышалось изредка, когда проезжали мимо ущелий, как где-то с высоты падала вода и шлёпала по камням”.

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

а)

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слышать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.

б)

Прощай! Завидую тебе —
Твоей поездке, не судьбе:
Я гордостью, ты знаешь, болен
И не сменяю ни на чью
Судьбу плачевную мою,
Хоть очень ею недоволен. —
Ты счастлив. Ты воскреснешь вновь...

в)

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, —
Они им чуют-слышат воды
И в тёмной глубине земной....
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самоё её узрел...

г)

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

д)

Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру — моя померкнет слава,
Не дивись — и не тужи о ней!
...............................
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживёт.

3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Н.Некрасова «Ликует враг...».

Ликует враг, молчит в недоуменьи
Вчерашний друг, качая головой,
И вы, и вы отпрянули в смущеньи,
Стоявшие бессменно предо мной
Великие, страдальческие тени,
О чьей судьбе так горько я рыдал,
На чьих гробах я преклонял колени
И клятвы мести грозно повторял...
Зато кричат безличные: “Ликуем!”,
Спеша в объятья к новому рабу
И пригвождая жирным поцелуем
Несчастного к позорному столбу.

(1866)

4. Соотнесите произведения с именами художников, которые иллюстрировали их.

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

В.Васнецов

Л.Н. Толстой. «Воскресение»

М.Добужинский

А.Н. Островский. «Снегурочка»

П.Боклевский

Н.В. Гоголь. «Ревизор»

Л.Пастернак

5. Дайте характеристику художественного своеобразия отрывка из поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо...».

Недаром наши странники
Поругивали мокрую,
Холодную весну.
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зелёным ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Роман».

7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Какое произведение русской классической прозы вы предложили бы для телеверсии и почему?» Дайте обоснование вашему выбору.

11-й класс

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) “Шли они, и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, ещё по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово. На полпути они замедлили шаг...”

б) “...Любил ходить на вокзал по вечерам, к курьерскому поезду, который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей. Со странным очарованием, взволнованно следил он, как к станции, стремительно выскочив из-за поворота, подлетал на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти новеньких, блестящих вагонов, как быстро росли и разгорались его огненные глаза, бросавшие вперёд себя на рельсы светлые пятна, и как он, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом останавливался ....”

в) “Мы с товарищами выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжёлую бричку. Колёса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стёгнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком смазанной конской сбруи.

Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги всё ещё держался хрустально поблёскивавший на солнце ледок, и там пробираться было ещё труднее...”

г) “Поздней ночью, когда зашёл месяц, они покинули Сухой Лог. Через два часа езды спустились с бугра к Чиру. На лугу кричали коростели, в камышистых заводях речки надсаживались лягушки, и где-то далеко и глухо стонала выпь.

Сплошные сады тянулись над речкой, неприветливо чернея в тумане.

Неподалёку от мостка (...) остановился. Полночное безмолвие царило в хуторе. (...) тронул коня каблуками, свернул в сторону. Ехать через мост он не захотел. Не верил он этой тишине и боялся её...”

д) “Он шёл медленно, точно отдыхая, миновал низкий саксаульник, перешёл через мелкую протоку; поздняя худая луна освещала текущую воду, постоянно трудящуюся без всякого одобрения. Над древней караванной дорогой, уходящей мимо Хивы в Афганию или дальше, стояла мерцающая пыль от света луны”.

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

а)

Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват.

б)

Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою —
Вижу вновь дорогие черты.

в) 

…Прости меня, разведчик мирозданья,
Чьим подвигом в веках отличен век, —
Там тоже, отправляясь на заданье,
В свой космос хлопцы делали разбег.

г)

Нежный призрак,
Рыцарь без укоризны.
Кем ты призван
В мою молодую жизнь?

Во мгле — сизой
Стоишь, ризой
Снеговой одет.

д)

Ты вправе, вывернув карман,
Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.
Мне всё равно, чем сыр туман.
Любая быль — как утро в марте.

3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению А.Ахматовой «Лотова жена».

А.Ахматова
Лотова жена

Жена же Лотова оглянулась
позади его и стала соляным столпом.

Книга Бытия

И праведник шёл за посланником Бога,
Огромный и светлый, по чёрной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь ещё посмотреть
На красные башни родного Содома, 
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза её больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце моё никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

(1922–1924)

4. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.

А.Блок. «Двенадцать»

А.Родченко

A.Твардовский. «Василий Тёркин»

Н.Кузьмин

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Ю.Анненков

B.В. Маяковский. «Про это»

О.Верейский

5. Дайте характеристику художественного своеобразия отрывка из драматической поэмы С.А. Есенина «Пугачёв».

Яблоневым цветом брызжет душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Акт — Картина — Явление».

7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Какие произведения современных писателей могут стать классикой русской литературы и почему?» Дайте обоснование вашему выбору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на задания III тура заключительного этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Задания см.: Литература. 2006. № 11. Ответы даны в виде, полученном редакцией от жюри Олимпиады.

9-й класс

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А) А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Б) А.С. Пушкин. «Метель». В) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашей времени», «Бэла». Г) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла». Д) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

А) А.С. Пушкин. Денису Давыдову. Б) А.С. Пушкин. Дельвигу. В) А.И. Одоевский. Ответ А.С. Пушкину. Г) Г.Р. Державин.Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому. Д) Е.А. Баратынский. П.А. Вяземскому.

4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?

А.С. Пушкин. «Медный Всадник»

А.Бенуа

М.Ю. Лермонтов. «Демон»

М.Врубель

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

А.Агин

«Слово о полку Игореве»

В.Фаворский

10-й класс

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А) И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Б) Н.С. Лесков. «Очарованный странник». В) Л.Н. Толстой. «Война и мир». 
Г) 
Л.Н. Толстой. «Казаки». Д) А.П. Чехов. «Дуэль».

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

А) М.Ю. Лермонтов. А.О. Смирновой. Б) Н.А. Некрасов. Тургеневу. В) Ф.И. Тютчев. А.Фету. Г) Ф.И. Тютчев. К.Б. Д) Н.А. Некрасов. Зине.

4. Соотнесите произведения с именами художников, которые иллюстрировали их.

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

М.Добужинский

Л.Н. Толстой. «Воскресение»

Л.Пастернак

А.Н. Островский. «Снегурочка»

В.Васнецов

Н.В. Гоголь. «Ревизор»

П.Боклевский

11-й класс

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А) И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Б) А.И. Куприн. «Поединок». В) М.А. Шолохов. «Судьба человека». Г) М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Д) А.П. Платонов. «Джан».

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

А) С.А. Есенин. Собаке Качалова. Б) С.А. Есенин. Сестре Шуре. В) А.Т. Твардовский. Космонавту. Г) М.И. Цветаева. Стихи к Блоку. Д) Б.Л. Пастернак. Марине Цветаевой.

4. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.

А.А. Блок. «Двенадцать»

Ю.Анненков

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»

О.Верейский

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Н.Кузьмин

В.В. Маяковский. «Про это»

А.Родченко


 

 

 

Hosted by uCoz