назад

 

9 класс

  1. По данному отрывку определите  произведение и автора. Назовите имя героя, который рассказывает о своих родителях. ( Оценивание: за каждый правильный ответ - 1,5 балла)

 

  1. Отец мой … в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17..году. С тех пор жил он в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сёстры умерли во младенчестве.
  2. Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по призванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли.
  3. Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моём существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.
  4. Он был человек прошлого века и имел общий молодёжи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врождённой гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой.

 

  1. Назовите поэмы, отрывки из которых приведены ниже. Укажите автора.

( Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл)

 

  1. И беден был её наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. Летние жары

Покрыли тенью золотой

Лицо и грудь её; и зной

Дышал от уст её и щёк.

 

  1. Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

 

И голод и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

 

  1. Покрылись кудри золотые,

      И грудь, и плечи молодые

Фатой, прозрачной, как туман.

Покров завистливый лобзает

Красы, достойные небес,

И обувь лёгкая сжимает

Две ножки, чудо из чудес.

 

3.Закончите строчки, которые являются эпиграфами к литературным произведениям. Назовите эти литературные произведения и их авторов.  (Оценивание: за каждый правильный ответ –1,5 балла)

 

1.Колежский регистратор…

2. Во всех ты, Душенька…

3. Вкушая, вкусих мало мёда…

4. На зеркало неча пенять…

 

4. Прокомментируйте мифологические образы, встречающиеся в стихотворении А.С. Пушкина «Батюшкову»          (Оценивание: за каждый правильный комментарий - 1 балл).

В пещерах Геликона

Я некогда рождён;

Во имя Аполлона

Тибуллом окрещён,

И, светлой Иппокреной

С детства напоенный,

Под кровом внешних роз

Поэтом я возрос.

 

  1. Выделите и прокомментируйте метафоры в данном фрагменте из «Слова о полку Игореве» (Оценивание: за каждый правильный ответ -2 балла).

 

На Немиге снопы стелют головами,

молотят цепами булатными,

на току жизнь кладут,

веют душу от тела.

У Немиги кровавые берега

         не добром были посеяны –

         посеяны костьми русских сынов.

 

6. Определите жанры следующих произведений:

 

1.В.А. Жуковский «Лесной царь»

2.А.М. Горький «Детство»

3. Н.С. Лесков «Левша»

4.А.И. Куприн «Чудесный доктор»

(Оценивание: за каждый правильный ответ -1 балл)

 

7. Интерпретация поэтического текста (Оценивание: 25 баллов)

 

                                              Е.А. Баратынский

                Буря

 

Завыла буря: хлябь морская

                                   Клокочет и ревёт, и чёрные валы

           Идут, до неба восставая,

Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы.

 

           Чья неприязненная сила,

           Чья своевольная рука

           Сгустила в тучи облака

И на краю небес ненастье зародила?

           Кто, возмутив природы чин,

Горами влажными на землю гонит море?

Не тот ли злобный дух, геенны властелин,

           Что по вселенной розлил горе,

           Что человека подчинил

Желаньям, немощи, страстям и разрушенью

           И на творенье ополчил

           Все силы, данные творенью?

           Земля трепещет перед ним:

Он небо заслонил огромными крылами

           И двигает ревущими водами,

           Бунтующим могуществом своим.

           Когда придёт желанное мгновенье?

Когда волнам твоим я вверюсь, океан?

           Но знай: красой далёких стран

Не очаровано моё воображенье.

           Под небом лучшим обрести

           Я лучшей доли не сумею;

           Вновь не смогу душой моею

           В краю цветущем расцвести.

           Меж тем от прихоти судьбины,

Меж тем от медленной отравы бытия,

           В покое раболепном я

           Ждать не хочу своей кончины;

На яростных волнах, в борьбе со гневом их,

Она отраднее гордыне  человека!

           Как жаждал радостей младых

           Я  на заре младого века,

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих!

 

Волнуйся, восставай на каменные грани;

Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,

           Как зов к давно желанной брани,

Как  мощного врага мне чем-то лестный гнев.

1824

 

10 класс

 

1. По данному отрывку определите произведение и автора. Назовите имя героя, о мечтах которого идет речь в данном фрагменте. (Оценивание: за каждый правильный ответ -1,5 балла. Максимальная оценка – 6 баллов)

1.      «… теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..»

2.      «Ну вот, встал бы утром… Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка, - одна сторона дом в плане обращена у меня балконом на восток, к саду, к полям, другая – к деревне. В ожидании, пока проснётся жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утренними испарениями; там уж нашёл бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья. Я составляю букет для жены».

3.      «Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак».

4.      Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах.

2. Восстановите пропущенные слова (словосочетания) в каждой строфе. Запишите имена авторов и названия произведений. (Максимальная оценка – 6 баллов.  По 0,5 балла за словосочетание, название и автора)

1. Роняет лес _______________,               3. Есть в осени первоначальной

Сребрит мороз увянувшее поле.                  Короткая, но дивная пора -

                                                                         Весь день стоит _____________________,

2.Люблю тебя, _________________,            И лучезарны вечера.

Товарищ светлый и холодный.                  4. О Волга!..________________!  

                                                                          Любил ли кто тебя, как я!  

 

3. Узнайте стихотворение по последним строчкам. Укажите его название и автора. (Оценивание: за каждый правильный ответ -1 балл. Максимальная оценка – 5  баллов)

 1.  И счастье я могу постигнуть на земле,

      И в небесах я вижу Бога!..

 

2. Хвалу и клевету приемли равнодушно

    И не оспоривай глупца.

 

3.   В Россию можно только верить.

 

4. Надо мной чтоб, вечно зеленея,

    Тёмный дуб склонялся и шумел.

 

5. И может быть – на мой закат печальный

    Блеснет любовь улыбкою прощальной.  

 

4. Прокомментируйте исторические имена и названия, упомянутые в стихотворении Н.С. Гумилева «Швеция».  (Оценивание: за каждый правильный ответ -1 балл. Максимальная оценка – 5  баллов)

     …Для нас священная навеки

     Страна, ты помнишь ли, скажи,

     Тот день, как из Варягов в Греки

     Пошли суровые мужи?

     Ответь, ужели так и надо,

     Чтоб был, свидетель злых обид,

      У золотых ворот Царьграда

      Забыт Олегов медный щит?

 

    И неужель твой ветер свежий

    Вотще нам в уши сладко выл,

    К Руси славянской, печенежьей

    Вотще твой Рюрик приходил?

 

5. Перед вами начало стихотворения А.С. Пушкина " Рифма, звучная подруга…". Какие фигуры поэтического синтаксиса встречаются  в данном тексте? (Оценивание: за каждую правильно названную фигуру поэтического синтаксиса – 0,5 балла).

 

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда,

Ты умолкла, онемела;

Ах, ужель ты улетела,

Изменила навсегда!

 

6. Определите жанры следующих произведений:

 

1. А.С. Пушкин «Цыганы»

2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве»

3. Н.С. Лесков «Левша»

4. И.С. Тургенев «В дороге» («Утро туманное…»)

(Оценивание: за каждый правильный ответ -1 балл)

 

7. Интерпретация поэтического текста (Оценивание: 25 баллов)

 

М. Ю. Лермонтов

Мой демон

Собранье зол его стихия.

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубров.

Меж листьев жёлтых, облетевших

Стоит его недвижный трон;

На нём, средь ветров онемевших,

Сидит уныл и мрачен он.

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь,

И звук высоких ощущений

Он давит голосом страстей,

И муза кротких вдохновений

Страшится неземных очей.

1829

 

 

11 класс

 

  1. В каких произведениях звучат эти скрипки? Назовите авторов.

(Максимальное количество баллов -4).

 

1.1  Всех одолевало  желание петь. Сашка,  размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был  играть что угодно. И  под звуки его скрипки охрипшие  люди  нескладными деревянными  голосами  орали  в  один  тон, глядя друг другу с бессмысленной серьезностью в глаза…
 
1.2… музыка  плывет  по  степи. Хорошая музыка! Кровь загоралась в жилах от нее, и звала она  куда-то.  Всем нам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так - царями над всей землей, сокол!... «Кто это делал  тебе  скрипку такую звонкую и чуткую?" А тот смеется: "Я сам делал!  И  сделал  ее  не  из дерева, а из груди молодой девушки, которую любил крепко,  а  струны  из  ее сердца мною свиты. 
 
1.3 Оркестр чужо смотрел, как

выплакивалась скрипка

без слов,

без такта,

и только где-то

глупая тарелка

вылязгивала:

"Что это?"

"Как это?"

 
1.4 "Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? довольно?.."

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

 

Смычок все понял, он затих,

А в скрипке эхо все держалось...

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось

.

2.1    Сколько всего поэтов и писателей  в перечне? Запишите число.

 

2.2    Какие из представленных в списке литературных имен являются подлинными, а какие — псевдонимами?  Запишите псевдонимы, расшифровывая их

(Максимальное количество баллов -7)

Игорь Северянин, Алексей Пешков,  Александр Гликберг, Константин Бальмонт, Велимир Хлебников, Борис Бугаев, Борис Пастернак,  Максим Горький, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Саша Черный, Игорь Лотарев.

 

3.Сгруппируйте  названия и фамилии в три раздела, относящиеся к литературным течениям Серебряного века. Назовите эти течения

(Максимальное количество баллов -6)

«Весы», Гилея, «Цех поэтов», «Садок судей II»,  «Аполлон», «Скорпион», Давид Бурлюк, Осип Мандельштам, Владимир Соловьев, Вечная Женственность, «самовитое слово», конквистадор.


 

4. О каких  достижениях человечества  метафорически говорит В. Брюсов в стихотворении «Хвала человеку»? Прокомментируйте ответ (Максимальное количество баллов -5)

4.1 Сквозь пустыню и над бездной

Ты провел свои пути,

Чтоб нервущейся, железной

Нитью землю оплести

4.2 В древних, вольных Океанах,

Где играли лишь киты,

На стальных левиафанах

Пробежал державно ты.

4.3 Змея, жалившего жадно

С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно,

Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.

4.4 Верю, дерзкий! Ты поставишь

Над землей ряды ветрил,

Ты своей рукой направишь

Бег в пространстве, меж светил,-

И насельники вселенной,

Те, чей путь ты пересек,

Повторят привет священный:

Будь прославлен, Человек!

 

 

5. Среди элементов  композиции  каждого из произведений   один назван ошибочно. Выпишите его (Максимальное количество баллов -3)

5.1 Горький.Драма «На дне» : список действующих лиц, ремарки, монологи, диалоги, замечания для господ актеров.

5.2 Бунин. «Антоновские Яблоки»: Развернутые пейзажные зарисовки, рефрены, эпиграфы, обращения к прошлому.

5.3 Куприн. «Гранатовый браслет»: Интерьер, портрет главного героя, развернутый эпилог, вставные новеллы о любви.

 

6. Сочините или процитируйте четверостишье, удовлетворяющее следующим условиям:

1) Размер - 4-стопный хорей, 2) чередование мужской и женской рифм (клаузул), 3) способ рифмовки кольцевой(опоясывающий) . В четверостишье есть 4)эпитет(ы), 5)сравнение, 6)анафора и 7)антитеза.

Максимальное количество баллов -4

 

7. Предложите свой вариант литературного анализа  стихотворения Максимальное количество баллов –30.

                                              К. Бальмонт

БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

 

Приди на рассвете на склон косогора,-

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

 

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

 

Луга убегают далёко-далёко.

Во всем утомленье - глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада,-

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

 

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

 

1900

 

 

 

 

Hosted by uCoz