назад

 

Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мировой художественной культуре)

Муниципальный этап

 

9 класс

 

 

Часть А. Тестовые задания

 

А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

1.      Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

2.      Дорический, коринфский, ионический, спартанский.

3.      Ваяние, зодчество, литье, резьба.

4.      Голубой, зеленый, синий, желтый.

5.      Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.

5 баллов

А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.

1. М__за__ка – изображение, выполненное из цветных камней, цветного непрозрачного стекла (смальты), керамических плиток.

2. М__р__нист – художник, изображающий морские пейзажи.

3. __кслибр__с – книжный знак, указывающий владельца.

4. __кв__рель – техника живописи и графики, использующая прозрачные водорастворимые краски.

5. К__рам__ка – посуда и другие изделия из глины.

5 баллов

 

А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.

1.      __________________ – «царский дом».

2.      __________________ – «поднимаю».

3.      __________________ – «созвучие».

4.      __________________ – «храм всех богов»

5.      __________________ – «современный».

5 баллов

А4. Установите соответствие между описаниями и названиями памятников архитектуры Челябинска.

1.      Огромный купол здания основан всего на 4 точки опоры.

2.      Самое вместительное сооружение, рассчитанное на 2 тыс. зрителей.

3.      Синий купол является украшением реки Миасс.

4.      Фасад украшен чугунными «кружевами».

5.      Фасад здания украшает фронтон и колоннада

А) дворец спорта «Юность»; 

Б) драматический театр; 

В) театр оперы и балета;

Г) торговый центр; 

Д) цирк

5 баллов

А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:

1.      Благовещенский собор Московского Кремля.

2.      Покровский собор в Москве.

3.      Успенский собор Московского Кремля.

4.      Храм Покрова на Нерли.

5.      Церковь Вознесения в с. Коломенском.

А) Благовещенский собор в Кремле  Б) Вознесения в селе Коломенском  В) Покрова на Нерли

Г) Покровский собор в Москве  Д) Успенский собор в Кремле

5 баллов

 

А6. Соотнесите имена художников и жанры изобразительного искусства

1.      Батальный.

2.      Бытовой.

3.      Исторический.

4.      Мифологический.

5.      Пейзаж.

А) А.А.Верещагин;

Б) В.И.Суриков;

В) И.И.Левитан;

Г) В.А.Серов;

Д) А.Г.Венецианов

5 баллов

Часть Б. Задания с кратким ответом

Герб Российской империи

Б1. Вспомните официальные символы российского государства. Подумайте, какие элементы российского герба символизируют победу добра над злом, единство и независимость нашей страны? Как вы думаете, что обозначают цвета российского флага?

5 баллов

Б2. Перед вами фрагменты официальных гимнов России XIX – XX вв. Расставьте приведенные фрагменты гимнов в хронологической последовательности, укажите ключевые слова, по которым вы определили эпоху создания гимна.

А.  Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки великая Русь

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

Б.  Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный,

Боже, Царя храни!

В.  Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и врагов!

Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим –

Кто был ничем, тот станет всем!

Г.  Отречемся от старого мира,

Отряхнем его прах с наших ног!

Нам не нужно златого кумира,

Ненавистен нам царский чертог.

Мы пойдем к нашим страждущим братьям,

Мы к голодному люду пойдем,

С ним пошлем мы злодеям проклятья –

На борьбу мы его позовем.

Д.  Россия – священная наша держава,

Россия – священная наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

5 баллов

Б3. Основываясь на знаниях по курсу художественной культуры и собственных наблюдениях, приведите примеры синтеза искусств в театре.

5 баллов

 

Часть В. Задание с развернутым ответом

 

В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.

 

«Архитектура – это застывшая музыка»

Берлиоз

 

«Я вижу сердцем так же, как и глазами»

К. Коро

 

«У художника две цели: человек и проявления его души»

Леонардо да Винчи

 

10 баллов

 

 

 

ОТВЕТЫ

на задания муниципального тура Всероссийской олимпиады 2008 г.

по мировой художественной культуре

9 класс

 

Часть А. Тестовые задания

 

А1.

1.       Колизей (художественные музеи).

2.      спартанский (стили).

3.      зодчество (виды работы скульптура).

4.      желтый (холодные цвета).

5.      рисунок (виды графики).

5 баллов

А2.

1. МОзаИка.

2. МАрИнист.

3. ЭкслибрИс.

4. АквАрель.

5. КЕрамИка.

5 баллов

 

А3.

1.      Базилика.

2.      Барельеф.

3.      Симфония.

4.      Пантеон

5.      Модерн.

5 баллов

А4. Установите соответствие между описаниями и названиями памятников архитектуры Челябинска.

1.      Г)

2.      А)

3.      Д)

4.      Б)

5.      В)

5 баллов

А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:

А5.

1.      А)

2.      Г)

3.      Д)

4.      В)

5.      Б)

5 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мировой художественной культуре)

Муниципальный этап

11 класс

 

Часть А. Тестовые задания

 

А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

1.      Дольмен, кромлех, мастаба, менгир.

2.      Драма, карикатура, комедия, трагедия.

3.      Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

4.      Арка, база, каннелюры, капитель.

5.      Дорический, коринфский, ионический, спартанский.

5 баллов

А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.

1. __мф__театр – овальная арена для зрелищ, вокруг которой уступами поднимались места для зрителей.

2. П__трогл__ф – изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

3. К__р__атиды – женские фигуры, которые служили опорой балки портика.

4. Р__н___санс – эпоха возрождения античной культуры.

5. П__ст__ль – техника живописи и рисования, а также карандаши для неё в виде коротких разноцветных палочек.

5 баллов

А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.

1.      __________________– «жила».

2.      __________________ – «царский дом».

3.      __________________ – «впечатление».

4.      __________________ – «поднимаю».

5.      __________________ – «созвучие».

5 баллов

А4. Соотнесите древнегреческие скульптуры и их авторов:

1.      Агесандр.

2.      Мирон.

3.      Поликлет.

4.      Фидий.

А)  Б)  В)

 

Г)   Д)

5 баллов

А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:

1.      Благовещенский собор Московского Кремля.

2.      Покровский собор в Москве.

3.      Успенский собор Московского Кремля.

4.      Храм Покрова на Нерли.

5.      Церковь Вознесения в с. Коломенском.

А)   Б)   В)

Г)   Д)

5 баллов

 

А6. Соотнесите рисунки и названия элементов, характерных для средневекового готического собора как образа мира.

1.      Аркбутаны.

2.      Водосток.

3.      Григорианский хорал.

4.      Роза.

5.      Химера.

6.      Шпалера.

А)   Б)   В)

Г)     Д)  

5 баллов

Часть Б. Задания с кратким ответом

 

Б1. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, попробуйте кратко объяснить, как вы понимаете уподобление Эллады юному, увлекающемуся художнику-поэту, а древнего Рима – меценату? Какие особенности мировосприятия греков и римлян кроются за словами римского поэта Вергилия: «Наши поля не были вспаханы быками, выдыхающими пламя из ноздрей. Их никогда не засевали зубами чудовищной гидры, и никогда на нашей земле не произрастали внезапно готовые воины со шлемами и копьями»? Приведите примеры, как эти особенности проявились в искусстве?

5 баллов

Б2. Сопоставьте стихотворение А.Блока и картину М. Врубеля «Царевна-лебедь». Кратко запишите свои впечатления и выводы.

 

lebed

 

И поднимет щит девица,

И опять вдали

Всадник встанет, конь вздыбится

В голубой пыли…

Будут вёсны в вечной смене

И падений гнёт.

Вихрь, исполненный видений, –

Голубиный лёт…

Что мгновенные бессилья,

Время – лёгкий дым…

И опять расплещем крылья,

Снова отлетим!

И опять, в безумной смене,

Рассекая твердь,

Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть!

 

5 баллов

Б3. Вспомните одну из тех достопримечательностей нашего родного края – памятников культуры Южного Урала, что Вам особенно нравится. Это может быть, например, какая-нибудь статуя на «Кировке» в Челябинске. Составьте краткую характеристику этого произведения искусства.

5 баллов

 

Часть В. Задание с развернутым ответом

 

В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.

 

«Архитектура – это застывшая музыка»

М. Берлиоз

 

«Я вижу сердцем так же, как и глазами»

К. Коро

«У художника две цели: человек и проявления его души»

Леонардо да Винчи

 

10 баллов

ОТВЕТЫ

на задания муниципального тура Всероссийской олимпиады 2008 г.

по мировой художественной культуре

11 класс

 

Часть А. Тестовые задания

 

А1.

1.      Мастаба, (мегалитические сооружения).

2.      Карикатура (театральные постановки).

3.      Колизей (музеи искусств).

4.      Арка (части колонны).

5.      Спартанский (стили).

5 баллов

А2.

1. АмфИтеатр.

2. ПЕтроглИф.

3. КАрИатиды.

4. РЕнЕСсанс.

5. ПАстЕль.

5 баллов

А3.

1.      Нервюра.

2.      Базилика.

3.      Импрессионизм.

4.      Барельеф.

5.      Симфония.

5 баллов

А4.

1.      Г), Д).

2.      В).

3.      Б).

4.      А)

5 баллов

А5.

1.      А)

2.      Г)

3.      Д)

4.      В)

5.      Б)

5 баллов

А6.

1.      Г).

2.      Б).

3.      -

4.      В).

5.      А).

6.      Д).

5 баллов

Часть Б. Задания с кратким ответом

 

Б1. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, попробуйте кратко объяснить, как вы понимаете уподобление Эллады юному, увлекающемуся художнику-поэту, а древнего Рима – меценату? Какие особенности мировосприятия греков и римлян кроются за словами римского поэта Вергилия: «Наши поля не были вспаханы быками, выдыхающими пламя из ноздрей. Их никогда не засевали зубами чудовищной гидры, и никогда на нашей земле не произрастали внезапно готовые воины со шлемами и копьями»? Приведите примеры, как эти особенности проявились в искусстве?

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

Вергилий вспоминает сюжет из мифа о Язоне и аргонавтах. Первичность древнегреческой цивилизации. Памятники искусства архаичной Греции иногда грубы и несовершенны, но по-своему прекрасны. Практицизм древних римлян. Многие произведения древнегреческого искусства дошли до нас в римских копиях. Римляне не тратили камень на строительство: возводили здания из кирпича и бетона, отделывали тонким слоем мрамора.

5

Верно указаны 5 элементов

5

Верно указаны 4 любых элемента

4

Верно указаны 3 любых элемента

3

Верно указаны 2 любых элемента

2

Верно указан 1 любой элемент

1

Элементы не указаны или все указаны неверно

0

Б2. Сопоставьте стихотворение А.Блока и картину М. Врубеля «Царевна-лебедь». Кратко запишите свои впечатления и выводы.

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

Оба художественных произведения принадлежат к эпохе модерна в развитии русской культуры. Стихотворение и картину объединяет общая тема женской красоты, ассиметричная композиция, образ птицы, идея призрачности мира.

5

Верно указаны 5 элементов

5

Верно указаны 4 любых элемента

4

Верно указаны 3 любых элемента

3

Верно указаны 2 любых элемента

2

Верно указан 1 любой элемент

1

Элементы не указаны или все указаны неверно

0

 

 

 

Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мировой художественной культуре)

Муниципальный этап

 

10 класс

 

Часть А. Тестовые задания

 

А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

1.      Дольмен, кромлех, мастаба, менгир.

2.      Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

3.      Дорический, коринфский, ионический, спартанский.

4.      Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.

5.      Белый, коричневый, серый, черный.

 

5 баллов

А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.

1. __мф__театр – овальная арена для зрелищ, вокруг которой уступами поднимались места для зрителей.

2. П__трогл__ф – изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

3. __кслибр__с – книжный знак, указывающий владельца.

4. Ск__м__рох – странствующие актеры в Древней Руси.

5. __н__малист - художник, изображающий животных.

5 баллов

 

А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.

1.      __________________ – «царский дом».

2.      __________________ – «помазанник».

3.      __________________ – «созвучие».

4.      __________________ – «храм всех богов»

5.      __________________ – «возрождение».

5 баллов

А4. Историку культуры часто приходится иметь дело с крылатыми словами и устойчивыми выражениями. Заполните пропуски:

1.      ____________________   _________________ - беспорядок и неразбериха, возникающие, когда люди перестают понимать друг друга.

2.      ____________________   _________________ - лицемерный поступок предателя

3.      ____________________   _________________ - безмятежность, невозмутимость.

4.      ____________________   _________________ - глобальная катастрофа.

5.      ____________________   _________________ - уязвимое место.

5 баллов

А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:

1.      Благовещенский собор Московского Кремля.

2.      Покровский собор в Москве.

3.      Успенский собор Московского Кремля.

4.      Храм Покрова на Нерли.

5.      Церковь Вознесения в с. Коломенском.

А)   Б)   В)

Г)   Д)

5 баллов

 

А6. Установите соответствие между названиями и стилями памятников архитектуры Южного Урала

1.      Александро-Невская церковь на Алом поле в Челябинске.

2.      «Белый дом» в Кыштыме.

3.      Магазин Валеевых в Челябинске («Молодежная мода»).

4.      Монастырский ансамбль в Далматово.

5.      Здание Главпочтамта в Челябинске.

А) барокко;

Б) классицизм;

В) конструктивизм;

Г) модерн; 

Д) эклектизм.

5 баллов

Часть Б. Задания с кратким ответом

Б1. Рассмотрите рисунок, изображенный на древнегреческом папирусе. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, сформулируйте каноны изображения человека в древнеегипетском искусстве.

5 баллов

       

В. А. Тропинин                                              О. А. Кипренский

Б2. Сопоставьте живописные портреты А.С.Пушкина, созданные художниками В.А.Тропининым и О.А.Кипренским. Определите, к какому художественном направлению принадлежит каждый из портретов. По каким признакам вы установили это?

5 баллов

Б3. Основываясь на знаниях курса художественной культуры первобытного мира, приведите примеры синтеза искусств в древних обрядах.

5 баллов

 

Часть В. Задание с развернутым ответом

 

В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.

 

«Архитектура – это застывшая музыка»

М. Берлиоз

 

«Я вижу сердцем так же, как и глазами»

К. Коро

 

«У художника две цели: человек и проявления его души»

Леонардо да Винчи

 

10 баллов

 

 

ОТВЕТЫ

на задания муниципального тура Всероссийской олимпиады 2008 г.

по мировой художественной культуре

10 класс

 

Часть А. Тестовые задания

 

А1.

1.      мастаба (мегалитические сооружения).

2.      Колизей (художественные музеи)

3.      спартанский (стили).

4.      рисунок (графика).

5.      коричневый (ахроматические цвета).

5 баллов

А2.

1. АмфИтеатр.

2. пЕтроглИф.

3. ЭкслибрИс.

4. СкОмОрох.

5. АнИмалист.

5 баллов

 

А3.

1.      Базилика.

2.      Барельеф.

3.      Симфония.

4.      Пантеон.

5.      Ренессанс.

 

5 баллов

А4.

1.      Вавилонское столпотворение.

2.      Иудин поцелуй.

3.      Олимпийское спокойствие.

4.      Всемирный потоп.

5.      Ахиллесова пята.

5 баллов

А5.

1.      А)

2.      Г)

3.      Д)

4.      В)

5.      Б)

5 баллов

 

 

 

А6.

1.      Д)

2.      Б)

3.      Г)

4.      А)

5.      В)

5 баллов

Часть Б. Задания с кратким ответом

 

Б1. Рассмотрите рисунок, изображенный на древнегреческом папирусе. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, сформулируйте каноны изображения человека в древнеегипетском искусстве.

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

Древнеегипетские художники голову и ноги изображали в фас, а плечи, глаза и грудь – в профиль. Фараона и богов изображали больше, чем всех остальных людей. Использовались атрибуты (например, урей) и символические  цвета (Осириса изображали с зеленой кожей).

5

Верно указаны 5 элементов

5

Верно указаны 4 любых элемента

4

Верно указаны 3 любых элемента

3

Верно указаны 2 любых элемента

2

Верно указан 1 любой элемент

1

Элементы не указаны или все указаны неверно

0

 

5 баллов

Б2. Сопоставьте живописные портреты А.С.Пушкина, созданные художниками В.А.Тропининым и О.А.Кипренским. Определите, к какому художественном направлению принадлежит каждый из портретов. По каким признакам вы установили это?

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

В.А.Тропинина называют «антиподом» О.А.Кипренского.

В.А.Тропинин показывает Пушкина как свободного, раскованного человека, его картины простые, «домашние». Пушкин, завернувшись в халат, как в античную тогу, предстает перед нами в образе мудрого, внутренне уравновешенного собеседника.

О.А.Кипренский – представитель романизма в живописи. Его портрет выражает представление о ценности, неповторимости индивидуальных черт личности, внутреннего мира человека.

5

Верно указаны 5 элементов

5

Верно указаны 4 любых элемента

4

Верно указаны 3 любых элемента

3

Верно указаны 2 любых элемента

2

Верно указан 1 любой элемент

1

Элементы не указаны или все указаны неверно

0

 

 

5 баллов

Б3. Основываясь на знаниях курса художественной культуры первобытного мира, приведите примеры синтеза искусств в древних обрядах.

Критерии оценивания ответов

Возможные элементы содержания ответа

Баллы

Синтез искусств в первобытных обрядах реализовался через взаимодействие и взаимопроникновение музыки, танца, слова, одежды (татуировки), сооружений, живописных изображений и т.д. Это можно раскрыть на примере одного из календарных (Святки, Масленица, русальная неделя, семик, Иван Купала) или семейных обрядов.

5

Верно указаны 5 элементов

5

Верно указаны 4 любых элемента

4

Верно указаны 3 любых элемента

3

Верно указаны 2 любых элемента

2

Верно указан 1 любой элемент

1

Элементы не указаны или все указаны неверно

0

5 баллов

 

Часть В. Задание с развернутым ответом

 

В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.

 

«Архитектура – это застывшая музыка»

М. Берлиоз

 

«Я вижу сердцем так же, как и глазами»

К. Коро

Критерии оценивания ответов

Критерии оценивания ответов

Баллы

При оценивании необходимо выделить следующие элементы:

1)      формулировка на теоретическом уровне

2)      обоснование собственной точки зрения (позиции, отношения) к предложенному высказыванию;

3)   корректное использование искусствоведческих понятий в контексте ответа;

4)   использование в качестве примеров конкретных шедевров искусства;

5)   выдержанность художественного стиля изложения.

10

В ответе представлены все 5 элементов

9-10

В ответе представлены 4 элемента

7-8

В ответе представлены 3 элемента

5-6

В ответе представлены 2 элемента

3-4

В ответе представлены 1 элемент

1-2

Ответ не соответствует критериям.

0

 

 

 

 

Hosted by uCoz