назад

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

 

 

Вопросы и задания  составлены на кафедре русского языка и литературы Башкирского института развития образования

БИРО-2008.

 

 

Русский язык. 7 КЛАСС

 

Часть 1. Вопросы и задания

 

 

1.     Разберите данные слова   по составу:

а)     небо, сто, радио, соло;

б)    судья, друзья, гостья;

 

2.     Вставьте пропущенные буквы; укажите, в каких словах пропущенная буква является соединительной гласной:

а)     ави…почта;

б) би…логия;

 в) такс…парк;

                г) авт…биография;

д) громк…говоритель;

ж) сорок…ножка.

 

3.     Определите, допущены ли  орфографические ошибки в  данных парах слов.  Объясните значение этих слов:

а)     сервиз – сервис;

б)    компания – кампания;

в)     колос – колосс;

г)     приемник – преемник;

 

4.      Укажите в приведенном перечне заимствованные слова. Из какого языка они заимствованы?

Азбука, алфавит, бал,  карандаш, галстук,  салат, суп.

 

5.     Установите,  в каком значении употреблено слово  свежий в следующих словосочетаниях и предложениях:

а)     свежий номер газеты;

б)    купил свежий хлеб;

в)      дует свежий ветерок;

г)      надел свежую рубашку;

д)     налить свежую воду.

 

6.     Найдите и объясните  ошибки в данном предложении.  Дайте правильный вариант предложения.

      Синоптики заранее предсказали о наступлении холодов.

       

 

7.     Сформулируйте  значение  данных фразеологизмов-синонимов:

 

а)     олух царя небесного;

б)    пень березовый.

 

 

8.     От каких  самостоятельных  частей речи образованы  следующие наречия?

Впервые,  ночью, дома, надвое, вкрутую, вслепую.

 

9.     Определите падеж числительных:

а)     десять делится на два без остатка;

б)    три плюс два будет пять;

в)     с работой справились за два дня.

                  

10. Распределите данные слова по частям речи.

Три, тройка, тройня, трое, втроем, в-третьих, третий, тройной, троякий, трешка, тройчатка, треть, трижды, тройник, трехсотый, трехзальный, триста, трио, троечник, троица.

 

 

Часть П.  Работа с текстом

 

Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.

 

     Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура немного мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: « Живет!».  Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! Совершенный медведь!

                                                                               ( Н.В.Гоголь)

 

Задания

1.     Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

2.  Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Напишите сочинение (объемом 100-120 слов), в котором дается портретное описание известного вам человека в минуту радости. Созданный вами текст озаглавьте.

 

 

 

 

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

 

Русский язык. 8 КЛАСС

 

Часть 1. Вопросы и задания

 

11. Назовите фамилии известных вам ученых-лингвистов.

 

12. Выполните морфемный анализ следующих слов:

Радист,  героизм, ванная.

 

13. Определите, допущены ли  орфографические ошибки в  данных парах слов.  Объясните значение этих слов:

а)     здравица – здравница;

б)    вперемежку – вперемешку;

в)     равный  – ровный;

г)     везти – вести;

д)    помощь – помочь.

 

14. Установите,  в каком значении употреблено слово  свежий в следующих словосочетаниях и предложениях:

е)    свежие мысли;

ж)  свежее лицо;

з)     свежая капуста;

и)    свежие краски;

       

15. Объясните значение фразеологизмов-синонимов:

а)     прописать ижицу;

б)    дать березовой каши;

                в) намылить шею.

 

16. Определите падеж числительных, употребленных в следующих словосочетаниях и предложениях:

а)     раздали по две тетради;

б)    у нас каждый день по пять уроков;

в)     от десяти отнять семь будет три;

г)     поезд опаздывает на два часа;

д)    вечером работаем еще два часа.

                        

17.                       От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:

 здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.

 

 

18. Определите тип синтаксической связи в данных словосочетаниях:

Старушка-соседка, ее отец, две сосны,  желание учиться,  один из школьников.

19. Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.

20.  У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний?

 

 

                                     Часть П. Работа с текстом

 

Прочитайте предложенный текст и выполните   приведенные ниже задания.

 

 

              Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то  низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

             Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

            В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

                                                                                     (Д.С. Лихачев)

 

                               Задания

2.      Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

2.Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Придумайте заглавие к предложенному тексту.

4. Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Обида обычно лежит где-то  низко» (Д.С.Лихачев), в котором  должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты.

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

 

Русский язык. 9 КЛАСС

 

Часть 1. Вопросы и задания

 

1.      В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные  указывают на их твердость.

1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов?

1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом?

 

2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя».

 2.1. Что имел в виду писатель?

 2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления?

 

3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты?

Определите разряд каждого  прилагательного.

 

4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи.

 

5. Определите синтаксическую функцию инфинитива:

     1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.

     2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.

     3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.

     4) Смотреть – время терять.

     5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.

 

6. Подберите фразеологические антонимы:

         бросить якорь – …

         витать в облаках – …

         кот наплакал – ….

         у черта на куличках – …

 

7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:

      1) битва (…) ругань;

     2) гримаса (…) снаряд;

     3) нежить (…) шалить;

     4) изогнутый (…) одноглазый;

 

8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название  цветка – шпажник, а польское мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор.

 

9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов.

 

10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?

 Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.

 

Часть П. Работа с текстом

 

Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания.

 

Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами  хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату  он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего  вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?!  говорит.  Кабы ты,  говорит.  была с головой,  сообщила бы. Я бы,  говорит,   на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!»  «Ну,  говорю,  не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит  влево, девушка, другой  вправо, гражданка, третий скажет  тетка, дуй напрямик!

        Задания

3.      Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

4.     Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

5.     Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых

     средств в этом тексте.

6.     Какова авторская позиция (оценка)  по отношению к героине?

7.     Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку.

 

 

 

 

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

 

Русский язык. 10-11 классы

 

Часть 1. Вопросы и задания

 

 

1.           В последние десятилетия появилось новое направление в языкознании – лингвокультурология. Дайте ответы на следующие  вопросы: 1) что изучает лингвокультурология? 2) какие новые направления в языкознании возникли за последние 20-30 лет?

2.           Какие из приведенных ниже  названий лиц могут быть ответами на вопрос Он тебе кто?  Объясните почему.

       Брат, друг, сосед, прохожий, помощник, отец, вахтер, одноклассник, милиционер, лентяй, учитель, зануда.

3.           Какой смысл  может скрываться за  предложением «Я поговорю с твоими родителями»? Приведите  контексты, из  которых было бы ясно, как именно  при помощи этой фразы говорящий хочет  воздействовать на собеседника.

4.           В русском языке существуют  устойчивые выражения Все в руце Божией; Темна вода во  облацех; Притча во языцех. Объясните происхождение  форм руце, облацех, языцех.

5.           Какой из двух вариантов  фразы можно считать правильным Сдачу не надо//Сдачи не надо?  Чем эти варианты отличаются?

6.           Известно, что  большинство языков, в том числе  русский и все европейские,  использует   буквенно-звуковое письмо. Его главный принцип:  графический знак - буква  -  обозначает звук. В иероглифическом письме (которое использует китайский язык) графический знак – иероглиф – обозначает целое  понятие. При наличии значительного количества диалектов, характерных для  языка самой многочисленной  китайской народности хань, иероглифика очень удобна: как бы  иероглиф ни произносился, смысл его  остается общим для носителей всех диалектов. В этом, кстати, одна из  причин сохранения иероглифики в современном Китае.

           Иероглифика  кажется  экзотическим  способом письма. Однако  и  в русской,   и во всех европейских  системах письма, да и по всему миру  иероглифы  (конечно, не китайские)  активно используются. Приведите примеры иероглифов, используемых в русской  системе письма.

7.           Чем, кроме значения, различаются слова мир1 («отсутствие войны, разногласий, вражды») и мир2 вселенная; все, что существует») как единицы языка?

8.           Известно, что в обратном словаре  слова идут в алфавитном порядке не начальных, а конечных букв.  В «прямом» словаре русского языка больше всего слов на букву П.  На какую букву (на какие буквы) больше всего слов в Обратном словаре русского языка (М.:Советская энциклопедия, 1974)?  Обоснуйте ваше мнение.

9.           Объедините слова в группы  по особенностям их образования:

       Киснуть, вянуть, икнуть, вздрогнуть, мигнуть, шепнуть, мокнуть, сохнуть, боднуть, 

       Мотивируйте свое решение лингвистической задачи.

10. Дайте всестороннюю полную синтаксическую  характеристику предложения  Не уверен – не обгоняй.

 

 

Часть П. Работа с текстом

 

Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.

 

                                                                                       В.И.Белов

НА РОДИНЕ

 

Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги. Тихая моя родина, ты все так же не даешь стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берегам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» ─ словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает березовый шелест. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушных рожков и мстительную тяжесть дубинам…

 

                                            Задания

8.     Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

9.     Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

10. Разделите текст на абзацы (не переписывая текст). Укажите первые слова каждого абзаца.

11. Докажите, что в этом тексте есть микротемы сказки и преодоления старости.

12. Охарактеризуйте образ повествователя, указав, какие черты его внутреннего мира проявляются в этом тексте.

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

           

РУССКИЙ ЯЗЫК. 7  класс

                                       Ключи к вопросам и заданиям

 

Часть 1

 

1.     а) Неб – корень, о – окончание; ст – корень, о – окончание; радио – корень; соло – корень;

б) суд – корень, й//j ­– суффикс, а– окончание; друзь – корень, й//j суффикс, а – окончание; гость –корень, й//j – суффикс, а – окончание.

Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла.

Максимум 7,5 балла.

 

2.             а) авиапочта;

 б) биология;

                в) таксопарк,

                г) автобиография,

 д) громкоговоритель;

                ж) сороконожка.

 Соединительные гласные имеются в словах:

таксопарк (такси + парк)

сороконожка (сорок + ножек)

 

Оценивание. За каждое правильно написанное слово -0,5 балла. За правильное указание каждого слова с соединительной гласной – еще по 0,5 балла. Максимум 4 балла.

 

 

3. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.

 

а)     Сервиз – полный набор столовой или чайной посуды на определенное количество человек. Сервис – работа по удовлетворению чьих-то нужд.

б)    Компания – общество, группа лиц, проводящих вместе время. Кампания – мероприятия для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи.

в)     Колос – соцветие злаков, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. Колосс – статуя, колонна громадных размеров.

г)     Приемник – аппарат для приема чего-нибудь (сигналов, речи, музыки, изображений и т. д.). Преемник – чей-нибудь продолжатель.(Словарь русского языка . С. И. Ожегов, 1994 г.).

Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку  лексического значения каждого слова –по0,5 балла. Максимум 6 баллов.

    4.     Тюркские :  карандаш .

            Французские: салат, бал, суп.

            Немецкие: галстук.

            Греческие: алфавит.

            Русские: азбука.

Оценивание. За верное указание происхождения каждого слова – по 0,5 балла. Максимум 3,5 балла

            

  5.

а)     свежий номер газеты (последний);

б)    купил свежий хлеб (новоиспеченный);

в)     дует свежий ветерок (прохладный);

г)     надел свежую рубашку (выстиранная);

д)    налить свежую воду (не загрязненная);

 

Оценивание. За верную формулировку каждого значения – 0,5 балла. Максимум 2.5 балла.

 

 6. В предложении допущены две ошибки: 1) лексическая ошибка – плеоназм:  слово заранее и  слово предсказать дублируют смысл друг друга. 2) допущена грамматическая ошибка: нарушены нормы управления. Надо: Синоптики заранее сообщили о наступлении холодов (П. п.) или Синоптики заранее предсказали наступление холодов (В.п.).

Оценивание. За указание на каждую ошибку – по 1 баллу.  За исправленный безошибочный вариант – по 1 баллу.  Максимум 4 балла.

 

7. Данные фразеологические единицы означают : «тупой, невежественный человек».

Оценивание. За верно сформулированное значение -0,5 балла. Максимум 0,5 балла.

 

8.           Впервые – от числительного первый;

              ночью – от существительного ночь;

              дома – от существительного дом;

              надвое – от числительного двое;

              вкрутую – от прилагательного крутой;

              вслепую – от прилагательного слепой.

Оценивание. За каждый правильный ответ  0,5 балла. Максимум 3 балла.  

 

9.

а)     Десять (И. п.), два (В. п.);

б)    Три ( И. п.), два (И.п.), пять (И. п.);

в)     Два (В.п.);

Оценивание. За каждый правильный ответ  0,5 балла. Максимум 1,5 балла.  

 

10. Числительные: три, трое, третий, трехсотый, триста.

      Существительные: тройка, тройня, трешка, тройчатка, треть, тройник, трио, троечник, троица.

                    Наречия: втроем, трижды.

                    Модальное (вводное слово): в-третьих.

                    Прилагательные: тройной, троякий, трехзальный.

Оценивание. За общий правильный ответ – 3 балла. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.  Максимум 3 балла.

 

Максимальное количество баллов за первую часть - 32,5.

 

                                              

 

Часть П

 

1.      Художественный стиль. Аргументация должна быть связана с указанием на особую (эстетическую)  функцию текста, на главную стилистическую особенность текста (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например, это эпитеты, метафоры, ирония, гипербола, обилие художественных деталей, ряды однородных членов, лексико-синтаксический повтор).

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый  аргумент – по 1 баллу. Максимум – 10 баллов.

2.      Тип речи – описание (статическое). В тексте изображается  целый ряд признаков, предметов, «которые необходимо представить себе все одновременно» (П.С.Коган). Главное назначение – портретизация.

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл;   аргументация  – 2 балла. Максимум – 3 балла.

 

3.      Творческая работа конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, реализованный в жанре эссе (100-120 слов). В нем должен быть «нарисован» портрет человека, переживающего радость, радостное возбуждение. При этом  возможно описание его мимики, движений, звучания голоса, т.е должно быть передано переживаемое человеком чувство радости.

Заголовок  обязателен. Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный  компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею; более удачными  - заголовки, в которых «сквозит» идея

 

Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 2 балла. При соблюдении всех других необходимых требований ─ 12 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов. Если радость, радостное состояние описываемого человека передать не удалось, снимается 6 баллов.

Максимум – 12 баллов.

 

Максимальное количество баллов за вторую часть – 25.

 

 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ – 57,5.

 

 

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК. 8  класс

                                       Ключи к вопросам и заданиям

 

Часть 1

 

1. Ученые-лингвисты: И.А.Бодуэн де Куртэне,  В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, С.И. Ожегов, М.В. Ломоносов, Ф.Ф. Фортунатов, Н.М. Шанский, Н.Ю. Шведова, В.В. Бабайцева, А.Н. Тихонов, Д.Э. Розенталь, Р.И. Аванесов и др.

Оценивание. За фамилию каждого ученого 0,5 балла. Максимум -5 балов.

 

2.  Рад – корень; -ист – суффикс, окончание – нулевое;  геро(j) – корень, -изм – суффикс, окончание – нулевое; ванн – корень, -н – суффикс, -ая – окончание;

Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла. Максимум 4,5 балла.

 

3. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.

 

а)     Здравица – заздравный текст. Здравница – общее название санаториев, домов отдыха.

б)    Вперемежку – попеременно чередуясь, перемежаясь. Вперемешку – в смешанном виде, в беспорядке.

в)     Равный – одинаковый, совершенно сходный. Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.

Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе. Вести – помогать идти, сопровождать. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов, 1994 г.).

Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку  лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.

Максимум 6 баллов.

 

 

   4. а)  свежие мысли (новые, оригинальные;

       б) свежее лицо (отдохнувшее, бодрое

       в) свежая капуста (не подвергшаяся обработке);

        г) свежие краски (яркие, не выцветшие);

Оценивание. За верную формулировку каждого значения – 0,5 балла. Максимум 2 балла.

 

  5.  Значение фразеологических единиц – «наказать».

Оценивание. За верное истолкование значения– 1 балл.. Максимум 1 балл.

 

 

 6.

а)     по две – винительный падеж;

б)    по пять – винительный падеж

в)     от десяти – родительный падеж; семь – винительный падеж; три – именительный падеж

г)     на два –  винительный падеж;

д)    два – винительный падеж

Оценивание. За каждый верно определенный падеж – 0,5 балла. Максимум 3,5 балла.

 

7. Здравствуйте – от глагола здравствовать,

 прощайте – от глагола прощать;

пожалуйста – на базе словосочетания  пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;

до свидания –  на базе предлога до и существительного свидание;

спасибо – на базе  словосочетания  спаси бог,  в которое входил глагол спасти и существительное бог.

Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла.

 

8.       Старушка-соседка – согласование;

 ее отец – примыкание;

 две сосны – управление:

 желание учиться - примыкание;

 один из школьников –  предложное управление.

Оценивание. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимум 2,5 балла.

 

9. Падежная форма Ивановым может быть воспринята двояко: как  форма дательного падежа множественного числа или как форма творительного падежа единственного числа.

Оценивание. За правильное объяснение 1 балл.

 

10. Больше всего совпадающих форм у существительных  третьего склонения.

Оценивание. За правильный ответ 2 балла.

 

Максимальное количество баллов за первую часть – 30.

 

 

                                    Часть П

 

1.                 Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием:  1) на его функцию –  текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на  ведущие  стилистические  особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы, простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи ).

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый  аргумент – по 1 баллу. Максимум – 6 баллов.

 

2.                Тип речи – рассуждение. Его цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как  помехи для правильного поведения человека.

Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим, конечно, вобщем-то); использование форм настоящего вневременного. Имеется   обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума) и его детализация, развитие.

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.

 

3.                Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный  компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными  - заголовки, в которых «сквозит» идея: Когда можно обижаться, Обижаться следует  далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п.

Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 4 балла.

Максимум 4 балла.

 

4. Сочинение  конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).

Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до  10 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов.

 

Максимальное количество баллов за вторую  часть – 25.

 

 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ  – 55 .

 

 

 

                                                            

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9  класс

                                       Ключи к вопросам и заданиям

 

Часть 1

 

1.1 Написание этих слов основано на традиционном принципе русской орфографии.

1.2 Традиционное правописание зафиксировало старое произношение этих шипящих: ш, ж произносились мягко, а  ч, щ – как твердые согласные.

 

Оценивание:

За правильный ответ на вопрос 1.1 – 2 балла.

За правильный ответ на вопрос 1.2 – 3 балла.

Максимальное количество баллов – 5 баллов.

 

2.1 Писатель имел в виду случайное созвучие ча|щу ку|старника и |щуку|, которое здесь является лишним, потому что снижает благозвучие фразы.

2.2 Эвфония (eu – «хорошо», phone – «звук») – благозвучие. Раздел языка, изучающий такие явления, называется фонетикой.

 

Оценивание:

За правильный ответ на вопрос 2.1 – 3 балла.

За правильный ответ на вопрос 2.2 – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

 

3. В данном предложении 5 прилагательных:

тише – качественное

ребячьи – притяжательное

слышны – качественное

небольшой – качественное

соседний – относительное

 

Оценивание:

За указание верного количества прилагательных – 1,5 балла.

За верное определение разряда каждого прилагательного  – 0,5 балл.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

 

4. Данные слова могут выступать в роли деепричастия, существительного и наречия.

Примеры употребления:

Не люблю есть стоя. – Стоя на остановке, я всегда читаю

Вредно читать лежа. – Лежа на диване, я могу дотянуться до стола.

Сторожа склад, Иванов мог иметь доступ к этим товарам. – Сторожа объединились в профсоюз.

 

Оценивание:

За каждое верное указание части речи  – 0,5 балла.

За каждый верно приведенный пример  – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7,5 баллов.

 

 

5. 

1) обстоятельство;

2) определение;

3) дополнение;

4) подлежащее и сказуемое;

5) дополнение.

 

Оценивание:

За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 3 балла.

 

6.

        бросить якорь – поднять паруса

         витать в облаках – спуститься с небес на землю

         кот наплакал –  куры не клюют

         у черта на куличках – под самым носом

 

Оценивание:

За каждый верный ответ – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 2 балла.

 

7.       1) брань;

2) мина;

3) баловать;

4) кривой.

 

Оценивание:

За каждый верный ответ  – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 2 балла.

 

8.  Эти слова связаны этимологически. Если другие названия цветка связаны с понятием меч (мечик) и шпага (шпажник), то можно предположить, что слово гладиолус имеет буквальное значение «меч, шпага». Если учесть, что название шпага более позднее, то можно остановиться на значении «меч». И в польском, и в русском названии цветка отмечаются суффиксы с уменьшительным значением, которые также здесь имеют значение «подобия» в названиях предметов, похожих по внешнему виду (цвету, форме, расположению и т.п.) на мотивирующее слово. Таким образом, мечик – это «маленький меч», а шпажник (сравните шпажка) – «маленькая шпага». Следовательно, можно предположить, что гладиолус также означает буквально «маленький меч».

         Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор: гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом».

 

Оценивание: Максимальное количество баллов за наиболее точное и обоснованное объяснение – 10.

 

   9.  Запоминаемость рекламных текстов (в т.ч. слоганов) обеспечивают  следующие особенности организации речи: ритм (Пепси, пейджер, MTV, подключайся; Танки грязи не боятся), рифма (Свежее дыхание облегчает понимание; Не тормозни – сникерсни), звукоподражание  (Галина Бланка – буль-буль), антитезы и антонимы (Имидж ничто – жажда все; Хватит говорить – начинайте жевать), паронимические созвучия, паронимия (Чистота – чисто Тайд; Шок – это по-нашему), употребление стилистически окрашенной лексики (слов молодежного сленга, арготизмов, диалектизмов) и т.п..  

 

Оценивание:

За каждый верно приведенный пример рекламного текста – 0,5 балла

За каждый верно указанный языковой прием – 2 балла.

Максимальное количество баллов за задание – 10.

 

 

10. Для создания комического эффекта А.П. Чехов использовал инверсию.

 

Оценивание: За верный ответ – 2,5 балла

 

Максимальное количество баллов за первую часть – 50 баллов.

 

 

                                    Часть П.

 

1.      Художественный стиль. Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например,  использование просторечия  и средств обиходно-разговорного стиля для   создания образа героини).

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый  аргумент – по 1 баллу. Максимум – 4 балла.

 

2.     Тип речи –повествование, поскольку это – рассказ о событии. Речь динамична; динамизм достигается за счет использования глаголов действия сов.вида пр.вр. и глагольного междометия хлоп.

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.

 

3.     Просторечие  используется  для стилизации речи героини. Цель приема в том, чтобы придать рассказу колорит подлинности: рассказывает о событии персонаж, используя характерные для него привычные формы речи.

Оценивание. За определение приема – 1 балл. За интерпретацию его назначения – 2 балла. Максимум – 3 балла.

 

4.     Авторская оценка выражена косвенно, всей совокупностью языковых и речевых средств текста: героиня обрисована с большой теплотой и симпатией. Оценки, которые дает героиня, по-видимому, разделяет и сам автор.

Оценивание .Максимум 3 балла

 

5.     Примерный вариант: Не могу утерпеть, должна рассказать, как в Москву съездила. Десять лет собиралась и никак не могла решиться. А затем сразу, в один миг, собралась. Даже непонятно, как все получилось. Пошла в контору, отпуск оформила  и нет меня. Мужа с детьми, хозяйство  все оставила. И отправилась в Москву…

Эксперимент по изменению текста показывает: 1) литературно обработанный текст более правильный, но менее выразительный; 2) образ героини, если ее рассказ передать правильным литературным языком,  теряет многие черты индивидуальности.

Оценивание. За корректный образец литературно обработанного текста – 5 баллов .За объяснение экспериментального эффекта – 5 баллов. Максимум – 10 баллов.

 

Максимальное количество баллов за вторую  часть – 25 баллов.

 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ  – 75 БАЛЛОВ

 

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК. 10-11  классы

                                       Ключи к вопросам и заданиям

 

Часть 1

 

   1. Лингвокультурология - направление в  языкознании, которое изучает взаимоотношения между языком и культурой (отражение в языке  национальной картины мира, национального характера; изучение  значения тех слов и фразеологических единиц, которые оказываются носителями национального взгляда на мир). Другие новые направления в языкознании: гендерная лингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, компьютерная лингвистика.

Оценивание. За правильный ответ на первую часть вопроса- 1 балл. За каждое названное новое направление - 0,5 балла. (Примечание. Ни психолингвистика, ни социолингвистика новыми направлениями считаться не могут). Максимум 3 балла.

                 

2.     Ответом на вопрос  Он тебе кто? могут служить слова брат, друг, сосед, помощник, отец, одноклассник, учитель.  Все они называют лицо по отношению к  другому лицу: отец, например,  - по отношению к детям: если у человека нет детей, он не может быть назван отцом. То же самое  по отношению к словам  друг, сосед, помощник и т.д. Слова  прохожий, вахтер,  милиционер, лентяй,   зануда называют лицо безотносительно к другому лицу.

Оценивание. Необязательно, чтобы  по двум группам были разнесены все слова. Главное, чтобы в каждой группе не было лишних существительных. Именно это свидетельствует об интуитивном  понимании существа вопроса. Если группы выделены верно, - 1 балл. Если  объяснение (в явном виде или имплицитно)  содержит    указание  на  релятивность значения  слов  первой группы, - еще 1 балл.

Максимум 2 балла.

            

3.     Высказывание Я поговорю с твоими родителями может быть произнесено говорящим с разными целями, но чаще всего за ним скрывается  угроза или утешение. Например, в качестве   угрозы эту фразу может произнести  взрослый, увидевший, как подросток  рисует на стене подъезда. А с целью утешить эту же фразу может произнести учитель, если он собирается рассказать родителям  школьника, что их сын   поздно пришел домой не потому, что  гулял с друзьями, а  потому, что  готовился к олимпиаде.

Оценивание. За указание  каждого намерения с  приведением правильного контекста – 1 балл. Намерения без контекстов- 0 баллов. 

Максимум 2 балла.

            

4.     В составе приведенных фразеологизмов имеются древнерусские формы имен существительных разных типов склонения (рука, облако, язык)  Основы этих слов оканчиваются на   заднеязычный твердый звук /К/, который в общеславянский и древнерусский периоды   ни в исконных, ни в заимствованных словах не мог сочетаться с гласными переднего ряда. Когда он оказывался в этой позиции (например в формах предложного (местного) падежа единственного или множественного числа) и при этом гласный переднего ряда был дифтонгического происхождения (в указанных формах заднеязычный /К/ находился в позиции перед гласным переднего ряда, обозначаемом буквой ять; этот гласный образовался из дифтонга), он переходил в мягкий свистящий звук /Ц/. Так получились формы руце, облацех, языцех; впоследствии  в русском языке они были утрачены, так как в силу действия закона аналогии произошло выравнивание основ на заднеязычный. В некоторых славянских языках, например в украинском, древнерусские формы с основой на свистящий сохранились.

Оценивание. Отмечено древнерусское происхождение форм, прослежена их связь со словами  рука, облако, язык - 1 балл; дано объяснение фонетического процесса – еще 3 балла. Максимум – 4 балла.

 

5.     Оба варианта правильные, но имеют некоторые смысловые отличия. Если человек говорит   Сдачу не надо, то он имеет в виду, что отказывается от конкретной суммы, которая ему причитается в качестве  остатка. Если же человек говорит  Сдачи не надо, то он отказывается от сдачи как таковой, безотносительно к величине этой суммы.

Оценивание. Если оба варианта оценены как правильные,  - 1  балл. За описание смысла каждой фразы – еще по 1 баллу.

Максимум 3 балла.

 

6.     « Иероглифы» в нашей графической системе - это прежде всего цифры. Ср., например: количество, равное пяти, можно передать при помощи букв, написав слово  пять. Это буквенно-звуковое письмо, и понять смысл может только человек, знающий соотношение между русскими звуками и буквами, т.е. умеющий читать по-русски. То же самое количество можно передать без использования букв при помощи знака,  выражающего целостный смысл: это цифра-иероглиф 5. Ее одинаково поймет  подавляющее большинство жителей Земли.

Оценивание. За  правильный ответ 3 балла; и  2 балла за другие возможные  примеры «иероглифов»: знак + (плюс), знак = (равно), знак- (минус).

Максимум 5 баллов.

 

7.     Данные  слова отличаются системными связями, т.е. отношениями, которыми  эти слова связаны с другими словами в языке. Во-первых, у них разные производные - мирный и мировой. Во-вторых, у первого слова есть антоним - война. У второго слова антонимов нет.  В-третьих,  слова включены в разные  синонимические  ряды: мир - спокойствие - покой; мир - вселенная - свет.

Оценивание. По 1 баллу за указание каждой позиции.

Максимум 3 балла.

 

8.     В обратном словаре больше всего слов на букву Ь (так оканчиваются все глаголы, за исключением небольшого количества глаголов на –ТИ;  все существительные третьего склонения). На втором месте - буква Й (все прилагательные). На третьем месте – буква А (существительные первого склонения).

Оценивание. За каждую правильно названную букву с обязательным указанием типа слов  - по 2 балла. Максимум 6 баллов.

 

9.     В задании представлены  два типа слов. К первому типу относятся слова, обозначающие однократные действия и образованные от глагольных основ: икнуть, вздрогнуть, мигнуть, шепнуть,  боднуть. Ко второму типу  относятся слова, обозначающие процесс и образованные от прилагательных: киснуть, вянуть, мокнуть, сохнуть.

Оценивание. Необязательно, чтобы  по двум группам были разнесены все глаголы. Главное, чтобы в каждой группе не было лишних глаголов. Именно это свидетельствует об интуитивном  понимании существа вопроса. Если группы выделены верно, - 1 балл. За  верно сформулировано значение каждого словообразовательного типа – еще по  1 баллу.

Максимум 3 балла.

 

10.                       Бессоюзное сложное предложение, между частями которого - отношения обусловленности. Первое простое: двусоставное, нераспространенное, неосложненное, неполное с пропущенным подлежащим. Сказуемое -  составное именное, присвязочная часть выражена кратким прилагательным.  Второе: односоставное, обобщенно-личное (определенно-личное), нераспространенное, неосложненное, полное.

 Оценивание. За характеристику предложения как бессоюзного – 1 балл. За  правильное определение структуры первого  простого  - неполное двусоставное – 2 балл. За правильное определение структуры второго простого – обобщенно (определенно) -личное – 0,5 балла. За исчерпывающую характеристику первого и второго простых предложений  - еще по 0,5 балла.

Максимум  4 балла.

 

Максимальное количество баллов за выполнение первой части – 35.

                                

 

Часть 2

1.      Художественный стиль (допустима характеристика стиля как художественно-публицистического). Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например,  многочисленные эпитеты, а также сравнения, метафоры и др.)

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый новый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов.

2.      Тип речи – рассуждение (с элементами описания). Его цель – развить и доказать тезис о животворном воздействии «тихой родины» на душу человека. Яркие приметы рассуждения – «личное» наблюдение автора (мне кажется и т.п.); использование форм настоящего вневременного. Имеется   обобщенно-характеризующее положения (ты не даешь мне стареть и врачуешь душу…) и его детализация (все остальные контексты).

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.

3.      Первый абзац:  Мне кажется…; второй абзац: Тихая моя родина…; третий абзац: как хитрая лисичка…; четвертый: И мне чудится…

Оценивание. За выделение каждого абзаца – 1 балл. Максимум – 4 балла.

4.      Доказательство строится на основе приведения двух  тематических рядов: 1) в эту прохладную русалочью постель, как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа, к белым сказкам; 2)босиком выбегаю,  не даешь стареть, врачуешь душу своей зеленой тишиной.

Оценивание. За правильное выделение каждого ряда – по два балла. Максимум –  4 балла.

5.      Наиболее яркие черты внутреннего мира повествователя: патриотизм, обостренное чувство прекрасного, образное мышление, словесное мастерство, любовь к природе, широкий кругозор.

Оценивание. За каждую позицию – по 1 баллу. Максимум – 7 баллов.

 

Максимальное количество баллов за выполнение второй части – 25.

 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ВСЕЙ РАБОТЫ  – 60.

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz