назад

 

 

Олимпиадные задания по русскому языку в 6 классе

 

1. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно используемые в наши дни:

персты, чело, десница, чаять.

 

2. Поставьте ударения в словах:

партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя.

 

3. В трамвае один пассажир спрашивает другого:

-         На следующей остановке выходите?

-         А другому кондуктор напоминает:

-         На следующей остановке выходите!

Объясните, чем отличаются друг от друга выделенные слова?

 

4. Поставьте вопросы к сказуемым в следующих предложениях:

а) Старик умер в одиночестве.

б) Жизнь прожить – не поле перейти.

в) Дважды два – четыре.

г) Время сегодня сложное.

д) Что такое счастье?

 

5. Устраните двусмысленность фразы:

Брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его.

 

6. Какова роль буквы Ь в словах: ночь, пишешь, бьют, конь?

 

7. Подберите к словам границы, прочный, идти, потеря синонимы, придающие речи торжественную окраску.

 

8. Что означает выражение «бить баклуши», что вы знаете о его происхождении?

 

9. Какими русскими словами можно заменить слова: антракт, контролировать, лозунг?

 

10. Определите состав слов: объявление, одновременно, заботливый.

 

11. Напишите сочинение на тему:

«Если бы я был волшебником…»

 

 

 

 

Олимпиадные задания по русскому языку в 5 классе.

 

1.     В каждой группе из четырех слов одно лишнее. Почему?

Бог, слог, враг, книг.

Друг, сапог, смог, мягкий.

 

2.     Поставьте ударения в словах:

квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.

 

3.     Укажите, сколько раз встречается звук Т в предложении:

Документ подписан директором.

 

4.     Составьте проект по схемам:

 

5.     Объясните разницу в значении слов:

поступок – проступок, поглотить – проглотить, описка – отписка.

 

6.     Определите состав слов: перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.

 

7.      Можно ли к данным словам подобрать антонимы?

Отважный, здоровый, вчерашний, интересный, светлый, прошлогодний, белый, стальной.

 

8.     Подобрать по 2 определения к словам: тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.

9.     Найдите и исправьте ошибки в выборе слов:

1.     Миша одел шапку и вышел.

2.     Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.

 

10. Что означает выражение «спустя рукава», что вы знаете о его происхождении.

 

11. Напишите сочинение на тему «Мой сосед по парте».

 

 

 

                                                           7 класс

Задание 1

В каком слове ударение падает на первый слог?

а) дефис

б) ремень

в) кухонный

г) жалюзи

 

Задание 2

Строение какого слова не соответствует схеме: (приставка, корень, суффикс, окончание)?

а) положить

б) раскачиваю

в) продолжала

г) перебросить

 

Задание 3

Найдите ошибку в словоупотреблении.

а) первый снег

б) первый бал

в) первый класс

 г) первое боевое крещение

 

Задание 4

Распределите слова на группы, связанные с написанием ь после шипящих.

По какому принципу Вы разделили слова?

 

 

Стереч(?), помощ(?), горяч(?), спряч(?), много дач(?), сожмеш(?)ся, дремуч(?), монтаж(?), тиш(?), почитаеш(?), плюш(?), запряч(?), с плеч(?), умоеш(?)ся, меч(?), стрич(?), пахуч(?).

 

 

Задание 5

 

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов.

 

Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т, крош…т хлеб, дети хохуч…т, кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся, круж…тся медленно, грустно шепч…шь, застел…т ковром, (не) хоч…тся уходить, волки рыщ…т, пищу ищ…т, что увид…т и услыш…т, трава колыш…тся, ненавид…т ложь и фальш.

 

Задание 6

 

Запишите предложения, раскрыв скобки и поставив глаголы в форму настоящего времени в нужном числе и лице. Над глаголами указать спряжение.

1 Зрители (смотреть) спектакль.

2 (Дуть) яростные ветры и (гнать) волны.

3 Горячий зной (пыхать) в лицо.

4 На тротуарах и во дворах дворники (колоть) наледь.

5 Море (дышать) бодрящей свежестью.

6 Спасатели (бороться) с разбушевавшейся стихией.

7 (Слышаться) чьи- то осторожные шаги.

8 Мокрые бревна плохо (пилиться).

9 Сосновый бор (дремать) вдали.

10 В сгущающихся сумерках (веять) ветер и (таять) снежинки.

 

Задание 7

 

Замените фразеологизмы синонимами.

 

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

 

Задание 8

 

Составьте текст – рассуждение, опираясь на вопрос «Почему нужно оберегать младших и помогать им?». Озаглавьте текст.

 

 

 

                                                                       8 класс

 Задание 1

В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

а) Вдвоем, двойка, второй, удвоить.

б) У кого – то, своя, тебе, ничей.

в) Вымытый, брызжущий, отправлена, приплывший.

г) Повыше, высота, возвысив, превысил.

 

1. АБ   2. БВ   3. ВГ  4 АБ

 

Задание 2

Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс.

а) сгорбившись

б) продвигался

в) разгорясь

г) неразумно

 

Задание 3

Просклоняйте числительное

367528449

 

Задание 4

 

В каком случае НЕ пишется слитно?

а) (не) желая сознаваться

б) книга (не) издана

в) (не) смотря  на плохое здоровье

г) (не) прекращавшийся ни на минуту дождь

 

Задание 5

 

Определите, что изучают эти науки.

 

а) этика

б) экономика

в) эмбриология

г) этимология

е) эстетика

 

Задание 6

Определите тему и идею приведенных пословиц.

 

Учиться – что тележку в гору тащить.

 

По платью встречают, а по уму провожают.

 

Задание 7

 

Какие из приведенных эпитетов можно считать постоянными?

 

Белокаменная Москва, солнечная улыбка,  солнечный Узбекистан, светлая печаль, светлое будущее, подлинная правда, святая ложь, бессовестная ложь, подноготная правда, суровая правда, синее море, синие глаза, синее небо, серые шинели, серый волк, горький опыт, горькая правда, горе горькое, бурные продолжительные аплодисменты, святое Евангелие, сердце ретивое, горячее сердце, чистое сердце.

 

Задание 8

 

Продолжите текст. Расскажите о своем городе, о тех изменениях, которые в нем произошли уже на Вашей памяти, о том, чем он славится и чем он дорог Вам. Постарайтесь увидеть в привычном неожиданное. Напишите о нем так, чтобы заинтересовать читателя. Озаглавьте сочинение.

 

К месту, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться…

     Но бывают мгновения, когда родной город видишь словно со стороны.

 

 

 

 

Hosted by uCoz