назад

 

 

Задания для проведения II (муниципального) этапа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2008 году

 

Предлагаемые задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. В отличие от стандартных вопросов выпускного экзамена, олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания  и умения учащихся по одному из разделов языкознания, которые приводятся в данных материалах  перед формулировкой вопроса. Последнее задание во всех материалах (9, 10, 11 кл.) носит творческий характер и проверяет умение ученика анализировать текст, грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию.

Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 4 часов.

 

 

 

7-8 класс

 

1. В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

 

Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка, по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами, на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздух.. порхали крошечные птицы,. сверкавшие своим ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебряные рыбки.

     Пока девочка нерешительно стояла на пороге, из-за деревьев появились самые забавные и милые человечки , каких только можно вообразить. Мужчины , одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны,  ростом были не выше Элли, на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы: их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики.

 

Оценка в соответствии с нормами оценки диктантов, максимальное количество 5 баллов

 

2. Найдите в первом абзаце текста слова, заменившие глаголы быть, находиться (в форме единственного или множественного числа).

Ответ:  расстилалась, росли, виднелись, порхали, сидели, журчал, резвились

 

Оценка  за каждое правильно названное слово-1 балл, максимальное количество-7 баллов

 

3.Свадьба, женитьба, косьба, молотьбакакое слово «лишнее» и почему?

 

Ответ : свадьба, так как во всех остальных словах происходит озвончение

 

Оценка за правильно названное слово-1 балл, за объяснение -1 балл, максимальное количество 2 балла.

 

4. Подберите синонимы к следующим словам: хилый, вялый, сутулый, квелый, жухлый. Как обычно не говорят о человеке?

 

Ответ  : хилый- слабый.,

 вялый- медлительный, бездеятельный,

 сутулый- сгорбленный,

 квелый -малоподвижный,

 жухлый- чахлый.

Жухлыми бывают листья, а не люди.

    Оценка за каждый правильно подобранный синоним-1 балл, за объяснение -1 балл, максимальное количество 5 баллов.

 

 

5. Найдите слова, выдуманные Н.С. Лесковым, автором «Сказа о тульском косом Левше». Объясните способ их образования:

А. «Если бы, -- говорит, -- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».

Б. «Перед каждым на виду висит долбица умножения».

В. «Мы на буреметр, -- говорят, -- смотрели: буря будет, потонуть можешь».

 

Ответ :

Мелкоскоп от слова мелкий-по аналогии с образованием слова микроскоп

Долбица-от глагола долбить

Буреметр -от слова буря

 

    Оценка за правильное объяснение слова 2 балла, максимальное количество-6 баллов

 

5. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести?

 

Ответ : прочитать, грести

 

    Оценка 3 балла

 

6.     Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи, определите род, число, падеж имён существительных и время, лицо, число, спряжение глаголов.

              Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.

Ответ : Буловой- прилаг.

 линт –сущ.

 Тресело-наречие

 гужмит –глагол

 ланную –прилаг.

 Гашу-сущ.

    Оценка за правильное выполнение задания-2 балла.

 

8. Укажите неверные схемы сложного предложения. Аргументируйте свой ответ.

 

А. [ ], (что).

Б. (Когда), [ ].

В. (Который), [ ].

Г. [ ], [ ].

Д. [ ], и ( ).

Е. [Где], ( ).

Ж. (Чтобы), [ ].

Ответ:  д, е

Оценка: по одному баллу за каждый правильный ответ, максимально2 балла.

 

9. Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.

 

Ответ  авгиевы конюшни

Оценка : за правильно названное выражение-1 балл, за предложение- 2 балла. Максимально-3 балла.

 

10. Составьте словарную статью к слову  предание.

 

Ответ: Предание-   устный рассказ, история, передающиеся из поколения в поколение. Живое предание. Дела давно минувших дней,/ Преданья старины глубокой.

Оценка 3 балла.

 

 

9 класс

Вопрос № 1

 

Участники должны  найти исторические чередования в корнях, показать историко-этимологические  знания.

1. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок, роса, ковер, солнышко, опушка, болото. Объясните причину появления «беглых» гласных.  

Ответ

 Лепесток (лепестка), узел (узла), платок (платка), ремень (ремня), мешок (мешка), ковер (ковра), опушка (опушек). Причина – процесс падения редуцированных гласных звуков.

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильное объяснение-2 балла, максимально 9 баллов.

Вопрос № 2

Участники должны  уметь определять способ  образования слова Показать навыки морфемного разбора разной степени сложности.

Определите способ образования следующих слов: вперемешку,задира,дробленый,пасынок,пароходство,укол,длинноногий,лесостепной,затея,восторжествовать.

Ответ

Вперемешку-приставочно-суффиксальный

задира -бессуффиксный

дробленый- суффиксальный

пасынок-приставочно-суффиксальный

пароходство -суффиксальный

укол-бессуффиксный

длинноногий-сложение

 лесостепной,-суффиксальный

затея-бессуффиксный

восторжествовать-приставочный

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 10 баллов.

 

Вопрос № 3

 

Участники должны продемонстрировать лингвистическую осведомленность в историческом развитии лексического значения слова и в области синонимических отношений в русском литературном языке.

Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива,конфронтация,кардинальный,компетенция,дайджест, престиж,импичмент,консенсус, харизма,

 

Ответ

 Альтернатива - Необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. ( Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой)

Конфронтация-противопоставление,противоборство

Кардинальный    Главнейший, важнейший. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)

Компетенция-1.область знаний круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.2.круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.

Дайджест-периодическое издание ,перепечатывающее материал (в сокращении) из других изданий

 Престиж. Авторитет, влияние, которым пользуется кто-л.

 

Импичмент-привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны

Консенсус-общее согласие по спорным вопросам,достигаемое в результате обсуждения

 Харизма -1.наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-л. иных – качествах личности.2.(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 9 баллов.

 

 

.

Вопрос № 4

Участники должны  показать осведомленность в происхождении и истории слов

Какие из шести слов исторически произошли от одного корня: очевидно, заочный, воочию, разочаровать, очутиться, очки?

 

Ответ : очевидно, заочный, воочию, очки. Общий исторический корень ок\оч

 

Оценка. За правильный ответ – 3 балла.

 

.

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать базовые знания школьной программы по синтаксису.

5. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?
А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.
В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду не дождусь окончания работы.

Ответ

а) определение; б) определение; в) обстоятельство времени; обстоятельство цели (с какой целью? или для чего?); г) сказуемое.

 

.Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 4 балла.

 

 

 

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

6.Составьте предложения, употребив каждое из приведенных ниже слов в соответствии с его лексическим значением. Как называются эти слова?

Целый-цельный, тактичный-тактический, опасный-опасливый

 

 

Ответ

Целый-полный.без изъятия

Цельный-сплошной,обладающий единством дела

Тактичный-обладающий тактом

Тактический-прием для достижения цели

Опасный-способный причинить вред, несчастье

Опасливый-недоверчивый,настороженный

Оценка. За каждый правильно употребленное слово в предложении – 1 балл, максимально 6 баллов.

 

Вопрос № 7

Участники должны показать знание русской лексики.

 Выберите правильный вариант значения слов и обведите его

 скрупулёзный

1)       слишком требовательный, придирчивый

2)       мелочный

3)       добросовестный, выполняющий работу тщательно, не упускающий мельчайших деталей

4) точный до мелочей,  чрезвычайно тщательный

лояльный

1) Держащийся формально в пределах законности, нейтрально-благожелательного отношения к кому(чему)-либо.

2) Местный, не выходящий за определенные пределы.

3) Действующий в соответствии с законом.

4) Признанный, допускаемый законом.

 

Ответ: 4,1.

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 2 балла,  максимально 4 баллов.

 

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии.

Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи.

Существует очень странное выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?

Ответ

. Сокол – хищная птица и выражение «гол как сокол» никак не связаны. «Сокол», голый и гладкий, так называли старинное стенобитное орудие из чугуна. Его подвешивали на железных цепях и ломали с успехом любую стену, и каменную, и деревянную.

 

Оценка. За  правильный ответ –5 баллов.

 

Вопрос № 9

Какой научный труд (в скобках укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов:

 М.В.Ломоносов (    ),

 Я.К.Грот (          ),

А.М,Пешковский (        ),

А.А.Потебня (        ),

В.В.Виноградов (        ),

А.А.Реформатский (       ),

Р.И.Аванесов (        )

1. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне(1873)

2.Русское литературное произношение(1950)

3.Русский синтаксис в научном освещении(1914)

4.Мысль и язык (1862)

5.Российская грамматика(1755)

6.Русский язык.Грамматическое учение о слове(1974)

7.Введение в языковедение(1947)

 

Ответ.

М.В.Ломоносов (  5  ),

 Я.К.Грот (   1       ),

А.М.Пешковский (   2     ),

А.А.Потебня (     4   ),

В.В.Виноградов (    6    ),

А.А.Реформатский (    7   ),

Р.И.Аванесов (     2   )

 

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл,  максимально 7 баллов.

 

Вопрос № 10

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

 Расставьте знаки препинания и постройте синтаксическую схему данного предложения: Я вернусь в этот город когда исчезнет боль воспоминаний и ничто не напомнит мне о трагических днях юности. Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает этот текст? Объясните ваш выбор.

Ответ.

 Существует два варианта расстановки знаков препинания в этом предложении.

Первый: если это сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными, во втором из которых союзное слово когда опущено как повторяющееся, то ставится только одна запятая - перед "когда": Я вернусь в этот город, когда исчезнет боль воспоминаний и (когда) ничто не напомнит мне о трагических днях юности.

Второй: если данное предложение рассматривать как предложение смешанного типа (с сочинением и подчинением), то придаточное времени - когда исчезнет боль воспоминаний - находится на стыке двух простых предложений в составе сложносочиненного и поэтому обособляется с двух сторон: Я вернусь в этот город, когда исчезнет боль воспоминаний, и ничто не напомнит мне о трагических днях юности

 

 

Оценка. За  правильный ответ – 1 балл, за правильное объяснение 3 балла, максимально 4 балла.

 

Вопрос № 11

11.Дайте определение изобразительно выразительным средствам, использованным в цитате. Приведите примеры употребления этих средств в других произведениях.

 

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням…

 

Ответ: инверсия, метафора, сравнение.

 

Оценка. За правильный ответ – 2 балла.

 

 № 12творческое задание

 

Прочитайте текст и проанализируйте его по следующему плану.

 

1. Что Вы знаете об авторе текста В.И. Белове?

2. О чем говорит автор в тексте?

3. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?

4. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?

5. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

6. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

Прокомментируйте главную мысль текста.

7. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры.

 

«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д.

Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»  (По В.И. Белову)

 

Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.

Тютька (местн.) – пташка, пичужка.

Ступни (местн.) – лапти.

 

Ответ:  (задание носит творческий характер, однозначного ответа не подразумевает)

 

 1. Что вы знаете об авторе текста В.И. Белове?

 

Василий Иванович Белов, известный писатель, наш современник, автор произведений о жизни русской деревни, например: «Кануны», «Плотницкие рассказы» и др.

 

2. О чем говорит автор в тексте?

 

Об обычных отношениях в семье, с одной стороны, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение к старикам и есть норма.

 

3. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?

 

Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько полезен бывает старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

 

 

4. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?

 

Восклицательная интонация последнего предложения как бы закрепляет утверждение о бережном отношении к старикам. Использование риторических восклицаний – один из элементов публицистического стиля.

 

 

5. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

 

 

В 1 предложении очень значим эпитет «нормальный». Словарное значение этого слова «соответствующий норме, обычный». Таким образом, автор, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение и есть норма.

 

 

6. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам. Прокомментируйте главную мысль текста.

 

 

Бережное, любовное отношение к старикам – нравственная норма общественных отношений.

 

7. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры

 

А.П. Чехов «Вишневый сад»

В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с матерой»,

 В.П. Астафьев «Последний поклон» и др

 

 

Оценка. Максимальное количество – 9 баллов.

 

 

 

 

10 класс

Вопрос №1

Участники должны  продемонстрировать знание грамматического строя русского языка и умение определять грамматические признаки глаголов.

Укажите номера глаголов, не имеющих формы 1 и 2 лица:

1) белеться  

2) заниматься (= начать брезжить)   

3) бросать

4) бродить (= бесцельно ходить)  

5) бросаться     

6) бродить (= находиться в процессе брожения)  

7) переубедить

8) смеяться       

9) заниматься (физикой)

.

Ответ 1,2,6,7 не имеет формы 1л.ед.ч.

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 4 балла.

 

Вопрос №2

Участники должны  продемонстрировать умение членить слово на  основе формально-содержательных критериев.

Произведите морфемный разбор слов: написанный, заблагорассудится, двухсотлетие,  по-доброму

 

Ответ на -пис -а –нн- ый, за-благ-о-рас-суд-ит-ся, дв-ух-сот-лет-и-е,  по-добр-ому

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл,  максимально 4 балла.

 

Вопрос №3

Участники должны  продемонстрировать базовые знания  русской орфографии и словообразования.

Почему в наречиях досуха и досрочно разные суффиксы,хотя оба имеют приставку до-?

Ответ

Наречие досрочно образовано приставочным способом от  слова срочно.а наречие досуха образовано от прилагательного сухой.

Оценка. За правильное  объяснение  – 3 балла.

Вопрос №4

Участники должны продемонстрировать знание разных типов словарей и их авторов.

Назовите наиболее известные толковые словари русского языка, отражающие лексический состав русского языка: а)18 в.;б)19 в.;в)середины 20 в.;г)конца 20-начала 21 в.?

Ответ

а)Словарь Академии Российской (1735)

В 1773 г. был опубликован «Церковный словарь, или Истолкование речений славенских древних, також иноязычных без перевода положенных в священном писании и других церковных книгах...» Петра Алексеевича Алексеева.

б) «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1863-1866)

Словарь 1847 года (Словарь церковно-славянского и русского языка)

 

в)Словарь С.И.Ожегова, Словарь Д.Н.Ушакова

г) Словарь современного русского языка: В 17 т. (М.; Л., 1948-1965)

Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. 2-е изд., перераб. и доп.: В 20 т. Т. 1 (А-Б), 1991;

Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. М., 1990. 3-е изд., испр. и доп. М.,1994 под названием: Русский толковый словарь: Ок. 35000 слов; 5-е изд., стереотип. М.,1998.  

Слова, значения слов, устойчивые сочетания снабжены краткими толкованиями и иллюстрациями в виде речений. Слова имеют ударение и грамматическую характеристику.

 

Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 2000. В словаре представлена лексика двух последних десятилетий 20 века, отражающая все сферы современной жизни. Даётся толкование, иллюстрации словоупотреблений, некоторые энциклопедические данные о слове.

 

Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 1998; 2-е изд. СПб., 2000.

Словарь содержит около 130 тысяч слов. Кроме общеупотребительных слов в словаре приведены основные термины, используемые в современной науке и технике. В некоторые статьи включены энциклопедические справки.

 

 

 

 

Оценка. За каждый правильный ответ 1 балл.

 

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать знание семантики русской фразеологии, умение узнавать ее в зеркале иноязычной фразеологии.

Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы или поговорки, соответствующие им по смыслу.

Это пока еще написано на звездах (нем.)

И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.)

Ответ

1) На воде вилами писано.

2) И в бочке меда есть ложка дегтя.

Возможны  и другие варианты

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

Вопрос №6

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова

 Укажите автора и название произведения, откуда взят этот текст:
…Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я (также, так же) мог бы жить!

. Меняется ли смысл высказывания в зависимости от написания (слитного или раздельного) выделенных слов?  Какой вариант предпочел автор произведения?

 

Ответ.  "Мцыри" М.Ю.Лермонтова. 1. В зависимости от слитного или раздельного написания смысл высказывания меняется. Если также написать слитно, то есть как союз, тогда логическое ударение падает на выражение мог бы жить. "Ты жил, - (также = тоже = и) я мог бы жить!", то есть "и я мог быть в процессе жизни". В случае раздельного написания перед нами наречие степени так и частица же, тогда логическое ударение падает на наречие так, а в контексте реализуется значение сравнения, сопоставления: "Я так же (как и ты) мог бы жить". 2 .М.Ю. Лермонтов предпочел слитное написание.

 

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 3 балла.

 

Вопрос №7

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

 Приведенные слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа : полотенце,ясли,цапля,побережье,туркмен,песня,баклажан,погон,няня,консервы

 

Ответ:

Полотенце-полотенец

Ясли-яслей,побережье-побережий,туркмен-туркмен,песня-песен,баклажан-баклажанов,няня-нянь,цапля-цапель,погон-погон,консервы-консервов

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл,  максимально 10 баллов .

 

 

Вопрос №8

Участники должны  продемонстрировать понимание семантических отношений между единицами лексической системы русского языка.

Можно ли считать слова итог ,потомство родственными с исторической точки зрения? Мотивируйте свой ответ.

Ответ

Оба слова были образованы от одного и того же указательного местоимения то, но в разных формах, следовательно, в них можно выделить общий исторический  корень. Итог- это усеченная форма итого,в свою очередь итого образовалось сращением частицы (союза) и  с указательным местоимением того.

Оценка. За  правильное объяснение – 3 балла,

 

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Укажите, какой частью речи является слово раз в каждом примере.

1. Уж сколько раз твердили миру

2. Раз в начале осени я отправился на охоту

3. Раз ты обещал – сделай

4. В прошлый раз я это уже говорил

5. Платье ей в самый раз.

6. А он приятелю раз по руке

 

 

Ответ.

1. Уж сколько раз твердили миру(сущ.)

2. Раз в начале осени я отправился на охоту(наречие)

3. Раз ты обещал – сделай(союз)

4. В прошлый раз я это уже говорил(сущ.)

5. Платье ей в самый раз.(наречие)

6. А он приятелю раз по руке(междометие)

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл,   максимально 6 баллов

 

Вопрос №10

Участники должны продемонстрировать умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка.

10.      Какие средства выразительности используются автором в тексте:

 

 

Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты... Егор подал чай.

Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала беззвучно глотать...Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... Он уже не чувствовал скуки...

- Ваш жених хорош собой? - спросил он. - А как вы с ним сошлись?

Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала...

 

 Ответ:  ирония  , эпитеты, экспрессивная разговорная лексика

 

 

Оценка. По 1 баллу за каждый правильный ответ – максимально 3 балла.

Вопрос №11

 Определите значение и происхождение следующих  выражений:

а) рядиться в павлиньи перья ,

б) пригреть змею на груди,

в) по Сеньке и шапка?

Ответ:

а) Рядиться в павлиньи перья- неодобр. Пытаться показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
1) выражение вошло в русский язык из басни И. А. Крылова ”Ворона” (1825), в которой ворона, желая быть самой красивой, воткнула себе в хвост павлиньи перья. Но павы набросились и ощипали ее так, что даже сестры-вороны ее не узнали. Басня ”Ворона” восходит к басням Эзопа, Лафонтена и др.
2) восходит к басне Эзопа ”Сова и галка”.
3) калька с фр. le geai pare des plumes du paon.

 

 

б) проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, который впоследствии платит неблагодарностью.
1.Выражение - из древнегреческой притчи о землепашце, который нашёл замерзшую змею и положил её к себе за пазуху. Отогревшись, она ужалила своего спасителя. Притча имеет и другой вариант: крестьянин находит змеиное яйцо, кладёт его за пазуху, где оно было согрето его теплом и из него вылупилась змея, которая тут же ужалила своего спасителя. Притча была положена Эзопом в основу басни ”Крестьянин и змея”.

.в) По Сеньке и шапка

Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя)  шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка.

Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслу­гам.

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 2 балла, максимально 6 баллов. 
 
 
 
12.Анализ прозаического текста 

·     Назовите автора данного текста. Известно, что его настоящее имя было Борис, а литературный псевдоним этимологически родственен словам белье, белок, белка.

·     Попробуйте восстановить авторское название (заголовок) главы из романа.

·     Определите лингвостилистические приемы (выразительные средства), при помощи которых автор передает состояние страха маленького мальчика перед героем уличного балагана. Описание приемов проводите в соответствии с языковыми уровнями (графика,фонетика,лексика,морфология,синтаксис).

Курий крик -
Крр-кр! -
- каверзник: растрещался
трещоткой; он-
грудогорбая, злая, пестрая, полосатая финтифлюшка - петрушка:
в редкостях, в едкостях, в шустростях, в юркостях, востреньким, мертвеньким, дохленьким носиком, колпачишкою и щеткою в руке - раскоряке колотится, что есть мочи без толку и проку на балаганном углу -
Крр - крр - кр! -
Высоко!
Я
- подтянутый,
- схваченный,
- вскинутый -
с изумлением, строгостью и безо всякого наслаждения рассматриваю вредоносное, вострое, пестрое и очень злое созданьице, как дозирают тарантулов в опрокинутой банке: как бы не выскочил укусить;
и -
- Кррр - крр - кр! -
-разрезает картавенький голосок как
точеными ножницами: подчирикнул,
подпрыгнул и нет его - на балаганном углу;
падают лишь снежинки на носик.
Тут ударили в бубны!
Меня же, дрожащего, покрытого смертной испариной, продолжают
- подтягивать,
- схватывать,
- вскидывать! -
- тащат за руки, без всякого
милосердия: под полотно балагана, где кипят и пучатся бубны - под полотном балагана! Мы спешим в кровавые кумачи, в мимотекущие ураганы и старые-старые ярости, где нас всех прищемят, раскрошат, завертят, закрутят, зажарят и… сбросят -
- в
пропасти колесящих карбункулов! -
- вот уже кровавые кумачи с курьим криком Петрушек, из которого вдруг выхватывается на нас, обдавая нас пламенем, мелолицый колпачник и что есть мочи замахивается своей медной тарелочкой.
Мне говорят:
- Вот - паяц! -
- но на бывалое безобразие отвечаю я - криком!
Из романа "Котик Летаев"

 

Ответ:

 

1. Андрей Белый.

2. Паяц-Петрушка.

3. Анализ выразительных средств языка данного текста проводится по языковым уровням и представляет собой указание на те языковые средства, которые позволяют актуализировать авторскую идею.

Графика. Этот уровень играет значительную роль в организации текста: он как бы "дергается", "прыгает", как и балаганная кукла. Выделяется два фрагмента текста: один, относящийся к Петрушке (крр-кр-кр), и другой, относящийся к герою (подтянутый, схваченный, вскинутый). Эти фрагменты актуализируют звуковое (Петрушка) и осязательное (мальчик) восприятие текста, то есть прежде всего мальчик "слышит" Петрушку.

Фонетика. В тексте очевидна особая значимость звукоподражательных и звукосимволических слов. Звукоподражательные: курий крик, крр-кр, растрещался трещоткой, колотится, картавенький, подчирикнул, подпрыгнул, ударили в бубны, дрожащего, кипят и пучатся бубны, прищемят, раскрошат, курьим криком, говорят, криком. Обилие этой лексики указывает на то, что мальчик оглушен страшными криками, издаваемыми миром и куклой; они пугают его, что подчеркивает и семантика выделенных слов. Звукосимволические каверзник, грудогорбая, финтифлюшка-петрушка, шустрости, юркости, рука-раскоряка, тарантулы, ураганы, ярости, карбункулы, мелолицый, колпачник, которые поддерживают звуковой ряд текста, создавая дополнительный "страшный" шум. Рифма внутри текста: редкостях-едкостях, шустростях-юркостях, вострое-пестрое; паронимическая аттракция (паронимические созвучия, паронимия, парономазия) на уровне текста: звукоподражательная лексика и др.; на уровне предложения: курий крик- крр-кр! каверзник; растрещался трещоткой; вредоносное - вострое - пестрое; разрезает картавеньким; старые ярости; рука-раскоряка и др.

Возможно указание других приемов.

Лексика. Актуальной оказывается тематическая группа слов с семой "части тела": носиком, рука-раскоряка, носик, руки, мелолицый, а лексический повтор понятий нос и рука (Петрушки) указывает на то, что так испугало и поразило мальчика. Стремительность развивающегося действия в глазах мальчика, на которые он не успевает реагировать, отражается в словах тематической группы с семой "движение": шустростях, юркостях, колотится, разрезает, подпрыгнул, падают, тащат, кипят, пучатся, спешим, прищемят, раскрошат, завертят, закружат, зажарят и сбросят, колесящих, выхватывается, обдавая, замахивается. Лексический повтор выражений в балаганном углу и под полотно балагана подчеркивает, что самое страшное место для героя - балаган. Обостряют это ощущение антонимы, относящиеся к группе слов с семой "цвет": кровавые кумачи, обдавая пламенем, медные тарелочки и мелолицый колпачник. С самого начала текста употребляется лексика с семантикой "ужас, страх, смерть": мертвеньким, дохленьким, вредоносное, злое, тарантул, укусить, смертной, ураганы, ярости, зажарят, сбросят, пропасти, кровавые, пламенем, замахивается, безобразие, что постепенно создает атмосферу невыносимой и опасной для мальчика ситуации. Сравнения: как дозирают тарантулов, как точеными ножницами, рука-раскоряка; метафоры: растрещался трещоткой, кровавые кумачи, мелолицый и др. дополняют эту картину ужаса.

Морфология. На этом уровне обилие прилагательных (Петрушка грудогорбый, злой, пестрый, полосатый, востренький, мертвенький, дохленький, вредоносный, вострый, пестрый, очень злой) и причастий (мальчик подтянутый, схваченный, вскинутый) в первом фрагменте сменяется во втором фрагменте обилием глаголов (Петрушка разрезает, подчирикнул, подпрыгнул и мальчик, которого продолжают подтягивать, схватывать, вскидывать, тащат за руки). Сначала называются свойства и качества, присущие тому, кто вызывает страх мальчика, все заключается неуправляемым движением чувства ужаса: всех прищемят, раскрошат, завертят, закрутят, зажарят и … сбросят в пропасти.

На уровне местоимений выстраивается оппозиция Я (Мальчик) и ОН (Петрушка), перед НИМ мальчик бессилен, поскольку неназванные ОНИ (3 лицо мн. числа глагола - тащат за руки) не помогают, а подталкивают его к страшному месту. Растерянность мальчика и степень его потрясения отражает нанизывание в одном фрагменте текста частей речи, стоящих в одинаковой грамматической форме (грудогорбая, злая, пестрая, полосатая; в редкостях, в едкостях, в шустростях, в юркостях; востреньким, мертвеньким, дохленьким; носиком, колпачишкою, щеткою).

Окказиональные образования - грудогорбая, в едкостях, в шустростях, в юркостях, вредоносное, мелолицый - расширяют представление об опасных свойствах Петрушки.

Возможно указание и других приемов.

Синтаксис. Предложения данного текста длинные (длящийся, непрекращающийся ужас мальчика), но "рваные" (его дрожь и судорожный страх). Значимой оказывается и авторская пунктуация (обилие тире, восклицательных знаков, многоточий), позволяющая передать сильные эмоции мальчика. Нанизывание однородных членов предложения (см. нанизывание одинаковых грамматических форм) завершается инверсией (отвечаю я - криком!), что, безусловно, можно считать кульминацией происходящего в балагане и резко отрицательного отношения к этому мальчика.

 

Оценка. За  описание каждого уровня от 1 до 4 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа, максимально 20 баллов. 

 

 

 

 

 

11 класс

Вопрос № 1

Участники должны  продемонстрировать понимание семантических отношений между единицами лексической системы русского языка.

Можно ли считать слова итог ,потомство родственными с исторической точки зрения? Мотивируйте свой ответ.

Ответ

Оба слова были образованы от одного и того же указательного местоимения то, но в разных формах, следовательно, в них можно выделить общий исторический  корень. Итог- это усеченная форма итого,в свою очередь итого образовалось сращением частицы (союза) и  с указательным местоимением того.

Оценка. За  правильное объяснение – 3 балла,

 

 

Вопрос № 2

Участники должны  продемонстрировать знания семантики слова и его морфемного  состава

 Разберите по составу слова мельком и пешком. 1. К какой части речи принадлежат данные слова? 2. Одинаков ли морфемный состав этих слов? 3. Что Вы знаете о возникновении слов мельком и пешком в русском языке?

Ответ.

 1. Оба слова являются наречиями..2. Морфемный состав этих слов разный. Слова, от которых образованы данные наречия, исчезли из употребления. Так, пешком теперь соотносится с прилагательным пеший, поэтому в нем выделяется корень пеш- и суффикс -ком-. Слово мельком соотносится с глаголом мелькать, здесь выделяется корень мельк- и суффикс -ом-. 3. В древнерусском языке бытовали существительные м.р. пешек - "пешеход" и мельк - "миг", имевшие полную парадигму склонения. Однако в языке до наших дней сохранилась лишь форма творительного падежа этих существительных, а сами слова перешли в наречия (аналогичное явление произошло и с такими словами, как мимоездом, мимоходом). В современном русском языке пешком имеет значение "на своих ногах", а мельком - "на короткое время".

 

.

Оценка. За правильный ответ на каждый вопрос 1 балл, максимально – 3 балла.

 

Вопрос №3

. Задание проверяет способность к сравнению, сопоставлению, обобщению фактов языка по заданным признакам, лингвистическую интуицию, умение не просто воспроизводить готовую информацию, а добывать ее в ходе анализа

 К индоевропейскому корню *kes - "резать, ломать, рубить" восходят следующие русские слова: каша, коса,, кость, хвоя, час, черта, щепка, щель. Принимая во внимание значение индоевропейского корня, определите буквальное (первичное) значение выделенных слов.

Ответ

 

 Буквальное (первичное) значение выделенных слов:
Каша - то, что раздроблено;
Коса - то, чем рассекают, разрубают;
Кость, костер - обрубки, обломки;
Хвоя - то, что рассечено;
Час - отрезок времени, рассекающий сутки, "нарезка" времени;
Черта - то, что разрезает, нацарапано;
Щепка - то, что отрублено, отломано;
Щель - то, что рассечен

 

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 8 баллов.

 

 

Вопрос №4

Участники должны показать знание грамматических и морфологических  норм русского языка и осведомленность в происхождении и истории слов и выражений.

. Выходя из автобуса, вы нечаянно оступились и произнесли: "Ой, мамочки!" или "Ой, мама!". Почему вы говорите "мамочки" или "мама", а не "папочки" или "девочки", "мальчики"? 1. Какой частью речи являются указанные выражения?

 

Ответ..

 Выражения "Ой, мамочки!" и "Ой, мама!" произносятся непроизвольно, в минуты напряжения, волнения. Такие ситуации можно расценивать как опасные, требующие защиты, помощи. Мы не случайно произносим слово "мама", а не какое-то другое: именно мама всегда рядом с ребенком, особенно в первые годы его жизни, когда он начинает постигать незнакомый и в силу этого опасный мир, когда ему особенно нужна защита. И первое слово, которое произносит ребенок, - это "мама". Так генетическая память о материнской помощи спасает нас и в более зрелом возрасте.

1. Данные выражения являются междометиями, как слова и выражения "Господи!"; "Боже мой!"; "Ой!"; "Эх!"; "Черт возьми!"; "Елки-палки!" и другие.

 

 

Оценка. За правильный ответ – 4 балла.

 

 

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать понимание синтаксической  системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

В письме иностранца встретилась фраза: Пиджаку оторвали пуговицу. В чем заключается ошибка? Как ее исправить?

Ответ : Ошибка заключается в неразличении категории  одушевленности. Неодушевленные существительные в этом контексте должны употребляться с предлогами от, у.

Оценка. За исправление-1 балл, за объяснение-2 балла, максимально-3 балла.

Вопрос №6

Участники должны показать знание русской фразеологии и осведомленность в происхождении и истории слов.

Перед Вами фразеологизмы, содержащие имена собственные. Заполните таблицу, написав, что обозначают эти фразеологизмы в современном русском языке и каково их происхождение.

 

Дамоклов меч

Загадка Сфинкса

Авгиевы конюшни

 

Ответ

Авгиевы конюшни

Крайний беспорядок, запущенность.

Восходит к греческому мифу о  подвигах Геракла, расчистившего сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия.

 

 

 Загадка Сфинкса Много веков словом «сфинкс» называют таинственных, непонятных людей, а «загадка сфинкса» означает любую очень трудную задачу.Сфинкс, рассказывали греческие легенды, был чудищем с лицом женщины, телом льва и крыльями хищной птицы. Он сидел на утесе у ворот города Фивы и задавал каждому прохожему загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Недогадливых он убивал тотчас же.  
Из всех людей только сын фиванского царя Эдип нашел верный ответ: «Человек в детстве ползает на четвереньках, потом ходит на двух ногах, а под старость опирается еще и на костыль». В отчаянии сфинкс бросился с утеса в море и погиб.

 

 

Дамоклов меч  Слова «Дамоклов меч» напоминают нам о нависшей опасности, которая может обрушиться любую секунду. У сиракузского тирана (так в Греции именовали неограниченных владык) Дионисия был вельможа Дамокл. Дамокл завидовал своему властителю и не скрывал этого. Однажды тиран, любивший Дамокла, во время пира приказал слугам возвести своего любимца на трон и оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от восторга; но вот он поднял глаза вверх и замер: прямо над его головой, подвешенный на тонком конском волосе, острием вниз весел тяжелый меч. «Вот, Дамокл, - сказал тиран,- ты считаешь мое положение завидным, а видишь: спокоен ли я на моем троне? »
 

 

Оценка. За правильный ответ в определении значения – 1 балл, за определение происхождения – 1 балл, максимально 6 баллов.

 

 

Вопрос №7

Участники должны  продемонстрировать знание современной орфографии и умение  сформулировать  правила  написания слов.

Распределите слова по группам с учетом орфографических особенностей. Назовите орфограммы. .Безнравственный, бескорыстный, колются, ветреный, вовсе не интересный, скворчонок, строят, раскорчеванный (лес), навзничь, не вооружен, карманный, холщовый, по-медвежьи, презрение, прекрасный, приморский, выкачанная (нефть), тушенка, серебряный, соломенный, чрезмерный нехоженый

Ответ    

А)Безнравственный, раскорчеванный (лес), чрезмерный,бескорыстный,    – правописание приставок на з/с

Б) колются, строят  – правописание личных окончаний глаголов

В)  Безнравственный ветреный, раскорчеванный (лес), нехоженый,  не вооружен, карманный, серебряный, соломенный,  выкачанная (нефть),  – правописание Н-НН в отыменных и отглагольных прилагательных и в причастиях

Г) вовсе не интересный , не вооружен,нехоженый – слитное/раздельное написание НЕ со словами разных частей речи

Д) , по-медвежьи, навзничь  – слитное, дефисное, раздельное написание наречий

Е) презрение, прекрасный, приморский  – правописание слов с приставками ПРЕ - и ПРИ -

Ж) , раскорчеванный , не вооружен, холщовый, скворчонок, тушенка,  – правописание О /Ё после шипящих

Е) по-медвежьи, навзничь  – мягкий знак после шипящих

Оценка

За правильное распределение слов по группам – 1 балл, за сформулированное правило – 1 балл, максимальное количество 16 баллов.

 

 

 

Вопрос №8

Участники должны показать эрудицию и  широкий кругозор.

 Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным:

 кольт, комбинат, колония,  гастарбайтер, гафний, дерби, детектор, иезуит, иммельман, бостон, монофтонг, панама, уотергейт, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рудбекия, рецепт, мичман, мансарда, лямблия, бойкот, бойфренд, бикини, берданка, бердыш, бедлам, батист, батик, эрудит, эскалоп.

 Ответ.

кольт (по фамилии конструктора Сэмюэля Кольта),

гафний (по позднелатинскому названию Копенгагена – Hafnia),

дерби (по фамилии английского лорда А. Дерби, впервые в 1780 году организовавшего этот вид скачек),

иезуит (от латинского Jesus – Иисус),

иммельман (по фамилии немецкого летчика М. Иммельмана),

бостон (по названию г. Бостон в США),

панама (по названию государства Панама в Центральной Америке),

уотергейт (по названию отеля Watergate, где располагалась штаб-квартира демократической партии США),

сэндвич (по имени лорда Сэндвича, придумавшего эту разновидность бутерброда, для того чтобы можно было есть, не прерывая карточной игры),

садизм (по фамилии французского писателя де Сада, в романах которого описывается это явление),

рудбекия (по фамилии шведского ботаника О. Рудбека),

мансарда (по фамилии французского архитектора Ф. Мансара),

лямблия (по фамилии чешского врача В. Ламбла),

бойкот (по фамилии управляющего имением Ч. К. Бойкота, по отношению к которому была впервые применена данная мера),

бикини (по названию атолла Бикини в Тихом океане, где в 1946 и 1954 годах США проводили испытания атомного и водородного оружия; название возникло из сравнения эффекта, производимого одетой в такой купальник женщиной, со взрывом атомной бомбы),

берданка (по фамилии американского изобретателя Х. Бердана),

батист (по имени фламандского ткача XIII века Ф. Батиста),

бедлам (искаженное название города Вифлеем; по названию дома для умалишенных в Лондоне, первоначально больницы имени Марии Вифлеемской),

Оценка     За правильный ответ– 0,5 балла, 0,5 балла за правильный комментарий к каждому из слов, максимально 18 баллов.

 

 

 

Вопрос №9

Участники должны продемонстрировать навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Восстановите словообразовательные цепи однокоренных слов.

А.-сушить-сухой-засушить-засушливость-засушливый-.

Б. сон-сонливость- сонливый -спать -.

В. Насмешечка-насмехаться- смех-насмешка-насмешечка.

Г. светить-осветить-свет-освещение.

Д. разведать-разведочный-ведать-разведка

 

Ответ

А.Сухой-сушить—засушить-засушливый-засушливость.

Б. Спать-сон-сонливый-сонливость.

В.Смех-насмехаться-насмешка-насмешечка.

Г. Свет-светить-осветить-освещение.

Д. Ведать-разведать-разведка-разведочный

Оценка За правильный ответ– 1 балл,  максимально 5 баллов.

 

Вопрос №10

Участники должны показать знание  синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления.

Напишите номер варианта ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

                  Отец обещал (1) что (2)если(3) к полудню небо прояснится(4) то он непременно (5) возьмет сына с собой на матч(6 ) и Алеша все утро с тоской и надеждой смотрел на моросящий за окном дождь.

 1)1,2,4,5,6   2) 2, 3, 4. 5,            3) 2, 3, 4, 6,                4) 1,  4, 6

 

Ответ 4)1,4,6

За правильный ответ– 1 балл.

Вопрос №11

 

Определите значение и происхождение следующих  выражений:

а)      лезть на рожон,

б)       рядиться в павлиньи перья,

в)      камень преткновения

 

Ответ:

а) предпринимать что-нибудь заведомо рискованное, обреченное на неудачу. Рожон - устаревшее слово: заостренный кол (рогатина), который употребяли при охоте на медведя. Разъяренный зверь лез на рожон - широкий нож, заточенный с обеих сторон, на длинной палке с перекладиной под лезвием, за которую медведь сам     

б Рядиться в павлиньи перья- неодобр. Пытаться показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
1) выражение вошло в русский язык из басни И. А. Крылова ”Ворона” (1825), в которой ворона, желая быть самой красивой, воткнула себе в хвост павлиньи перья. Но павы набросились и ощипали ее так, что даже сестры-вороны ее не узнали. Басня ”Ворона” восходит к басням Эзопа, Лафонтена и др.
2) восходит к басне Эзопа ”Сова и галка”.
3) калька с фр. le geai pare des plumes du paon.

 

в)Городским жителям нелегко догадаться, что могут значить два эти слова; деревенские разберутся легче. Идя в темноте (да и на свету) по глухим дорогам и тропкам, человек нет-нет да натыкается на выступающие из земли камни. О них легко споткнуться, а то и сильно разбить ногу. То же самое испытывали люди и на кремнистых путях Древней Иудеи. Неудивительно, что в одном из библейских текстов «камнем преткновения» для грешников именуется сам бог и его строгие законы. Удивительнее, что мы и теперь продолжаем называть так всякие препятствия, особенно те, на которые натыкаешься постоянно.

 

Оценка. За каждый правильный ответ – 2 балла, максимально 6 баллов.

 

12.Анализ прозаического текста 

·     Назовите автора данного текста. Известно, что его настоящее имя было Борис, а литературный псевдоним этимологически родственен словам белье, белок, белка.

·     Попробуйте восстановить авторское название (заголовок) главы из романа.

·     Определите лингвостилистические приемы (выразительные средства), при помощи которых автор передает состояние страха маленького мальчика перед героем уличного балагана. Описание приемов проводите в соответствии с языковыми уровнями (графика,фонетика,лексика,морфология,синтаксис).

Курий крик -
Крр-кр! -
- каверзник: растрещался
трещоткой; он-
грудогорбая, злая, пестрая, полосатая финтифлюшка - петрушка:
в редкостях, в едкостях, в шустростях, в юркостях, востреньким, мертвеньким, дохленьким носиком, колпачишкою и щеткою в руке - раскоряке колотится, что есть мочи без толку и проку на балаганном углу -
Крр - крр - кр! -
Высоко!
Я
- подтянутый,
- схваченный,
- вскинутый -
с изумлением, строгостью и безо всякого наслаждения рассматриваю вредоносное, вострое, пестрое и очень злое созданьице, как дозирают тарантулов в опрокинутой банке: как бы не выскочил укусить;
и -
- Кррр - крр - кр! -
-разрезает картавенький голосок как
точеными ножницами: подчирикнул,
подпрыгнул и нет его - на балаганном углу;
падают лишь снежинки на носик.
Тут ударили в бубны!
Меня же, дрожащего, покрытого смертной испариной, продолжают
- подтягивать,
- схватывать,
- вскидывать! -
- тащат за руки, без всякого
милосердия: под полотно балагана, где кипят и пучатся бубны - под полотном балагана! Мы спешим в кровавые кумачи, в мимотекущие ураганы и старые-старые ярости, где нас всех прищемят, раскрошат, завертят, закрутят, зажарят и… сбросят -
- в
пропасти колесящих карбункулов! -
- вот уже кровавые кумачи с курьим криком Петрушек, из которого вдруг выхватывается на нас, обдавая нас пламенем, мелолицый колпачник и что есть мочи замахивается своей медной тарелочкой.
Мне говорят:
- Вот - паяц! -
- но на бывалое безобразие отвечаю я - криком!
Из романа "Котик Летаев"

 

Ответ:

 

4. Андрей Белый.

5. Паяц-Петрушка.

6. Анализ выразительных средств языка данного текста проводится по языковым уровням и представляет собой указание на те языковые средства, которые позволяют актуализировать авторскую идею.

Графика. Этот уровень играет значительную роль в организации текста: он как бы "дергается", "прыгает", как и балаганная кукла. Выделяется два фрагмента текста: один, относящийся к Петрушке (крр-кр-кр), и другой, относящийся к герою (подтянутый, схваченный, вскинутый). Эти фрагменты актуализируют звуковое (Петрушка) и осязательное (мальчик) восприятие текста, то есть прежде всего мальчик "слышит" Петрушку.

Фонетика. В тексте очевидна особая значимость звукоподражательных и звукосимволических слов. Звукоподражательные: курий крик, крр-кр, растрещался трещоткой, колотится, картавенький, подчирикнул, подпрыгнул, ударили в бубны, дрожащего, кипят и пучатся бубны, прищемят, раскрошат, курьим криком, говорят, криком. Обилие этой лексики указывает на то, что мальчик оглушен страшными криками, издаваемыми миром и куклой; они пугают его, что подчеркивает и семантика выделенных слов. Звукосимволические каверзник, грудогорбая, финтифлюшка-петрушка, шустрости, юркости, рука-раскоряка, тарантулы, ураганы, ярости, карбункулы, мелолицый, колпачник, которые поддерживают звуковой ряд текста, создавая дополнительный "страшный" шум. Рифма внутри текста: редкостях-едкостях, шустростях-юркостях, вострое-пестрое; паронимическая аттракция (паронимические созвучия, паронимия, парономазия) на уровне текста: звукоподражательная лексика и др.; на уровне предложения: курий крик- крр-кр! каверзник; растрещался трещоткой; вредоносное - вострое - пестрое; разрезает картавеньким; старые ярости; рука-раскоряка и др.

Возможно указание других приемов.

Лексика. Актуальной оказывается тематическая группа слов с семой "части тела": носиком, рука-раскоряка, носик, руки, мелолицый, а лексический повтор понятий нос и рука (Петрушки) указывает на то, что так испугало и поразило мальчика. Стремительность развивающегося действия в глазах мальчика, на которые он не успевает реагировать, отражается в словах тематической группы с семой "движение": шустростях, юркостях, колотится, разрезает, подпрыгнул, падают, тащат, кипят, пучатся, спешим, прищемят, раскрошат, завертят, закружат, зажарят и сбросят, колесящих, выхватывается, обдавая, замахивается. Лексический повтор выражений в балаганном углу и под полотно балагана подчеркивает, что самое страшное место для героя - балаган. Обостряют это ощущение антонимы, относящиеся к группе слов с семой "цвет": кровавые кумачи, обдавая пламенем, медные тарелочки и мелолицый колпачник. С самого начала текста употребляется лексика с семантикой "ужас, страх, смерть": мертвеньким, дохленьким, вредоносное, злое, тарантул, укусить, смертной, ураганы, ярости, зажарят, сбросят, пропасти, кровавые, пламенем, замахивается, безобразие, что постепенно создает атмосферу невыносимой и опасной для мальчика ситуации. Сравнения: как дозирают тарантулов, как точеными ножницами, рука-раскоряка; метафоры: растрещался трещоткой, кровавые кумачи, мелолицый и др. дополняют эту картину ужаса.

Морфология. На этом уровне обилие прилагательных (Петрушка грудогорбый, злой, пестрый, полосатый, востренький, мертвенький, дохленький, вредоносный, вострый, пестрый, очень злой) и причастий (мальчик подтянутый, схваченный, вскинутый) в первом фрагменте сменяется во втором фрагменте обилием глаголов (Петрушка разрезает, подчирикнул, подпрыгнул и мальчик, которого продолжают подтягивать, схватывать, вскидывать, тащат за руки). Сначала называются свойства и качества, присущие тому, кто вызывает страх мальчика, все заключается неуправляемым движением чувства ужаса: всех прищемят, раскрошат, завертят, закрутят, зажарят и … сбросят в пропасти.

На уровне местоимений выстраивается оппозиция Я (Мальчик) и ОН (Петрушка), перед НИМ мальчик бессилен, поскольку неназванные ОНИ (3 лицо мн. числа глагола - тащат за руки) не помогают, а подталкивают его к страшному месту. Растерянность мальчика и степень его потрясения отражает нанизывание в одном фрагменте текста частей речи, стоящих в одинаковой грамматической форме (грудогорбая, злая, пестрая, полосатая; в редкостях, в едкостях, в шустростях, в юркостях; востреньким, мертвеньким, дохленьким; носиком, колпачишкою, щеткою).

Окказиональные образования - грудогорбая, в едкостях, в шустростях, в юркостях, вредоносное, мелолицый - расширяют представление об опасных свойствах Петрушки.

Возможно указание и других приемов.

Синтаксис. Предложения данного текста длинные (длящийся, непрекращающийся ужас мальчика), но "рваные" (его дрожь и судорожный страх). Значимой оказывается и авторская пунктуация (обилие тире, восклицательных знаков, многоточий), позволяющая передать сильные эмоции мальчика. Нанизывание однородных членов предложения (см. нанизывание одинаковых грамматических форм) завершается инверсией (отвечаю я - криком!), что, безусловно, можно считать кульминацией происходящего в балагане и резко отрицательного отношения к этому мальчика.

 

Оценка. За  описание каждого уровня от 1 до 4 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа, максимально 20 баллов. 

 

 

 

 

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz