Первый (школьный) этап
Всероссийской олимпиады школьников
2008 год
РУССКИЙ ЯЗЫК
9 класс
Автор – составитель:
Г.И.Ганчев, учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
города Мичуринска Тамбовской области
Предлагаемые задания первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проверяют конкретные знания и умения обучающихся по одному из разделов языкознания.
Последнее задание носит творческий характер и проверяет умение обучающихся создавать собственные речевые высказывания на заданную тему, грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию.
Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 4 часов.
Вопрос № 1.
Укажите строчку историзмов.
1) Синод, Сенат, глас
2) вассал, рантье, рекрут
3) барщина, крепостной, вития
4) боярин, братина, окольничий
Вопрос № 2.
Найдите предложения с неверным словоупотреблением.
1. Сейчас мы используем более современное оборудование.
2. Мы всеми силами боремся с недостатками.
3.Для предприятия экономически ущербно реализовывать товар по сложившимся ценам.
4. Очевидна нетождественность замыслов абитуриентов реальному уровню их подготовки.
Вопрос № 3.
Укажите слово, не являющееся синонимом к остальным. Аргументируйте свой ответ.
1 дымчатый
2 пепельный
3 свинцовый
4 кипенный
Вопрос № 4.
Объясните значения фразеологизмов:
не хлебом единым (жив человек),
предать на поругание,
упасть на добрую почву.
Вопрос № 5.
Ответьте на вопрос: «Можно ли трогать, не трогая?».
Вопрос № 6.
Что вы знаете о русском ударении? Укажите в каждом слове ударный слог.
1 асимметрия
2 мимикрия
3 мускулистый
4 скобленный
Вопрос № 7.
Укажите слова, образованные бессуффиксальным способом.
1) ловля 2)новь 3) ширь 4) неправда
Вопрос № 8.
Определите, какой основой — производной или непроизводной — являются слова финиш, Finisch, finish, finish; котенок, Katzchen, chaton, kitten в русском, немецком, французском и английском языках, чем они различают-ся в структурном плане.
Вопрос № 9.
Употребите данные глаголы в 3-м лице мн. числа.
1) дыш..т 3) скач..т
2) гон..т 4) пол…т
Вопрос № 10.
К мужскому, женскому или среднему роду относятся слова?
1) кольраби
2) салями
3) мацони
4) пони
Вопрос № 11.
Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово в предложении:
Жители города могли сверять часы с появлением Канта на улице.
1 подлежащим
2 частью подлежащего
3 дополнением
4 определением
Вопрос № 12.
Согласны ли вы с утверждением, что данные предложения являются безличными?
1. Август месяц.
2. Тихо.
3. Сухо.
4. Предвечерний час.
Вопрос № 13.
Почему в четверостишии
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» (1828) перед (или после) словом поникши нет запятой (запятых)?
Правильно ли это? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос № 14.
Творческое задание.
Человек должен быть интеллигентен. А если вдруг у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Что же такое интеллигентность? (По Л и х а ч е в у.)
После записи текста ответьте на вопрос Д.С. Лихачева: «Что же такое интеллигентность?».
Как вы думаете, почему интеллигентность нужна каждому человеку?
Выскажите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.
Напишите сочинение объемом 150 – 200 слов на тему «Что такое интеллигентность?»
Первый (школьный) этап
Всероссийской олимпиады школьников
2008 год
РУССКИЙ ЯЗЫК
10 класс
Автор – составитель:
Г.И.Ганчев, учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
города Мичуринска Тамбовской области
Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проверяют конкретные знания и умения обучающихся по одному из разделов языкознания.
Последнее задание носит творческий характер и проверяет умение обучающихся создавать собственные речевые высказывания на заданную тему, грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию.
Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 4 часов.
Вопрос № 1.
Назовите слова, основы которых состоят из одной морфемы?
Отныне, шоссе, хорошо, нигде, вяз, прочь, думая, земля, нёс, вдруг, графлю, тру, тёр, далее.
Вопрос № 2.
Что обозначают выделенные курсивом слова? Почему А.Т.Твардовский употребил их здесь? В какой степени использование поэтом соответствующих фактов оправдано и соответствует литературным нормам современного русского языка?
Нас отец, за ухватку любя,
Называл не детьми, а с ы н а м и.
Он сажал нас о б а п о л себя
И о жизни беседовал с нами.
(«Братья»)
Вопрос № 3.
Как вы понимаете каламбур «А ты знаешь, кого ценят по весу?» - «А кого-с?» - «Повесу» (Н.Лесков)?
Вопрос № 4.
Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологическим оборотам:
1. Спеши медленно (лат.).
2. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.).
3. Это пока еще написано на звездах (немец.).
Вопрос № 5.
В каких отношениях находятся пары слов. Сгруппируйте их по сходству отношений.
1 добросердечный - душевный 5 дипломат - дипломант
2 расплачусь - расплачусь 6 компания - кампания
3 человечный - человеческий 7 eле - еле - вихрем
4 мгновение - вечность 8 выдохнуться - обессилеть
Вопрос № 6.
Объясните значение устаревших слов, поставьте ударение.
Аврора (денница), артикул, асессор, блонда, булава, вахмистр, вечеря, ветрило, гарус, еже, земщина, индиго, зиждить, каганец, кивер, лабазник.
Вопрос № 7.
Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1. Мы выждали, пока топот стих, и двинулись дальше.
2. Солнце сползает с вечернего неба, и когда оно почти касается земли, становится багровым.
3. Время словно застыло тяжелой глыбой , от которой медленно отрывались секунды и , падая, разбивались на тысячи мелких брызг.
Вопрос № 8.
Найдите ошибочное толкование слов.
1) комплимент — похвала, лестное выражение
2) диалект — местный говор
3) лапидарный — краткий
4) латентный — заметный
Вопрос № 9.
Какое различие и сходство содержат междометия спасибо и пожалуйста?
Вопрос № 10.
Омонимы обозначьте цифрой 1, слова, употребленные в переносном значении, — цифрой 2.
1) ветка сакуры — ветка железной дороги
2) рукав пиджака — рукав реки
3) берег моря — море знамен
4) клубы дыма — сельские клубы.
Вопрос № 11.
Расставьте предложения так, чтобы получился текст.
1) Верность моей мысли подтверждают памятники искусства всех народов...
2) Но если нет у них игрушки, нет досуга играть и забываться в игре, то и деловая, и умная жизнь утомит и обессилит.
3) Пусть люди добыли хлеб свой, и все у них в порядке.
4) Значит, мы, артисты, призваны дать людям радость игры.
Вопрос № 12.
Творческое задание.
В пословицах и поговорках заключена народная мудрость.
Н.В. Гоголь отмечал: «В них все есть - издевка, насмешка, попрек, словом – все шевелящее и задирающее за живое».
По одной из предложенных пословиц напишите сочинение объемом 200-250 слов.
1. Корень учения горек, а плод его сладок.
2. Правда со дна моря вынырнет, а неправда потонет.
3. Мнениями высок, да делами низок.
Раскройте смысл выбранной пословицы, выскажите аргументы «за» и «против», обоснуйте свою позицию.
Первый (школьный) этап
Всероссийской олимпиады школьников
2008 год
РУССКИЙ ЯЗЫК
11 класс
Автор – составитель:
Г.И.Ганчев, учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
города Мичуринска Тамбовской области
Предлагаемые задания первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проверяют конкретные знания и умения обучающихся по одному из разделов языкознания.
Последнее задание носит творческий характер и проверяет умение обучающихся создавать собственные речевые высказывания на заданную тему, грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию.
Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 4 часов.
Вопрос № 1.
В романе И. Ильфа к Е. Петрова «Двенадцать стульев» описывается подготовка к шахматному матчу в Васюках:
Однако начавшийся сеанс одновременной игры задержал растущее подозрение одноглазого шахматиста. Вместе со всеми он расставлял столы покоем. Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей.
Что означает здесь слово покоем?
Вопрос № 2.
Укажите строчку историзмов.
1) Синод, Сенат, глас
2) вассал, рантье, рекрут
3) барщина, крепостной, вития
4) боярин, братина, окольничий
Вопрос № 3.
Укажите соответствие между архаизмами и современными словами с тем же значением.
1) втуне а) правая рука
2) десница б) муза
3) цевница в) напрасно
Вопрос № 4.
Ниже приводится отрывок из произведения одного русского поэта. Как вы считаете, когда примерно было написано это произведение? Какие тому есть подтверждения в тексте?
Тщетна вся храбрость без науки
И без величия души:
Исправи ум, настави руки
И лишню буйность потуши.
Товарищ Фабиев гордился,
Но сам собою остудился....
Вопрос № 5.
Почему у красавицы Волги такое странное имя, напоминающее по своему звучанию существительное влага?
Вопрос № 6.
Что есть истина? Поясните значение данного фразеологического оборота.
Вопрос № 7.
Где корень в слове солнце? Ответьте на данный вопрос с точки зрения современного русского языка и этимологического анализа.
Вопрос № 8.
Попытайтесь определить, как — в результате словообразования или посредством единого акта словопроизводства — возникли следующие слова. Если они образованы каким-либо способом словопроизводства, укажите, каким именно.
Здравомыслящий, зернохранилище, столпотворение, перегибать, зубоскал, заблагорассудится, сногсшибательный, по-братски, чуть-чуть, до упаду, тотчас, вековечный, зимой (не летом), столовая, цимлянское, скоростной, скоропор тящийся, долгожданный, долгорукий, надомница.
Вопрос № 9.
Определите, какой частью речи является подчеркнутое в предложении слово:
Заслуга Гутенберга в истории книгопечатания (не) оценима...
1) отыменным прилагательным
2) отглагольным прилагательным
3) глаголом в личной форме
4) глаголом в форме причастия
Вопрос № 10.
Перед вами четыре предложения: Наконец наступило тепло. Помещение тепло. Они встретили нас тепло. Как сегодня тепло! Как вам кажется: перед вами четыре слова тепло или одно слово meпло? Обоснуйте свой ответ.
Вопрос № 11.
Сравните следующие высказывания:
Дятел устраивает гнездо.
Гнездо устраивает дятла.
Одинаково ли их синтаксическое строение?
Одинаков ли их лексический состав?
Одинакова ли их смысловая структура?
Как можно объяснить эти расхождения?
Вопрос № 12.
Перед вами художественное произведение, представляющее собой специфическую образную систему.
А ты?
Входя в дома любые —
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Какая языковая единица является выразительно-изобразительным стержнем стихотворения?
Вопрос № 13.
Определите, какие средства выразительности используются в тексте,
укажите их номер.
1. Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи… (К. Паустовский).
1.1 сравнение; 1.2 звукоподражание: 1.3 эллипсис; 1.4 однородные члены;
1.5 риторическое восклицание
2. Полуправда в искусстве... Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Они занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают... чего же все-таки не хватает? (В. Солоухин)
2.1 гипербола; 2.2 вопросно-ответная форма изложения; 2.3 асиндетон;
2.4 эпитет; 2.5 противопоставление
3. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо. (А. Чехов)
3.1 параллелизм; 3.2 олицетворение; 3.3 аллитерация; 3.4 оксюморон;
3.5 сравнение
Вопрос № 14.
Красота России, ее полей и лесов, её туманных омутов, простеньких ее и величественных закатов…
Неповторимая эпоха Рублёва и Дионисия!.. Удивительные мастера Новгорода, Пскова, Суздаля, Владимира и Ростова!..
Каменная громада Георгиевского собора под Новгородом... На прибывающей полой воде собор этот высится в облаках, это не просто собор, это какое-то каменное государство звучности, мощи и справедливости, а псковский кремль - единственное во всей Руси ни на что не похожее сооружение из камня и величия, колоссальный монумент стойкости и строгой красоты нашего прошлого…
Разве всякий, кто встанет перед деревянной сказкой Кижей, над звучными их водами, не чувствует, что перед ним не просто высятся многоглавые чуда, но целый небосвод поднимается из вод земных с луной, со звёздами, со всеми его светилами…
И разве не слышит он далёкого, но могучего пения, когда идёт пешком или летит на машине могучими увалами Новгородской Руси, когда бесконечные деревни стаями своих изб уходят вдаль, как вещие и вечные былины, а тихие улочки бань, вытянутых над светлыми речками, притаились на заре и зреют... (По Ю. Куранову).
После прочтения текста ответьте письменно на вопрос:
Оттуда идёт и нарастает на Руси отношение к красоте, к жизни, к песне, к собственной судьбе как к чему-то священному?
Объемом сочинения - 150 – 200 слов.