назад

 

 

Первый  (школьный) этап

Всероссийской олимпиады школьников

2008 год

                                          

РУССКИЙ  ЯЗЫК

                                                    9  класс

                                           

                                                                                   Автор – составитель:

                                                                                  Г.И.Ганчев, учитель русского языка и литературы

                                                                                  муниципального общеобразовательного учреждения  

                                                                                  «Средняя общеобразовательная  школа № 11»

                                                                                  города   Мичуринска  Тамбовской  области

                                                                                       

     Предлагаемые задания первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проверяют конкретные знания и умения обучающихся  по одному из разделов языкознания.

     Последнее задание   носит творческий характер и проверяет умение обучающихся создавать собственные речевые высказывания на заданную тему, грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию.         

     Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 4 часов.

                                                                                 

 

Вопрос № 1.

Укажите строчку историзмов.

1) Синод, Сенат, глас

2) вассал, рантье, рекрут

3) барщина, крепостной, вития

4) боярин, братина, окольничий

 

Вопрос № 2.

Найдите предложения с неверным словоупотреблением.

1. Сейчас мы используем более современное оборудование.

2. Мы всеми силами боремся с недостатками.

3.Для предприятия экономически ущербно реализовывать товар по сложившимся ценам.

4. Очевидна нетождественность замыслов абитуриентов реальному уровню их подготовки.

 

Вопрос № 3.

Укажите слово, не являющееся синонимом к остальным. Аргументируйте свой ответ.

1 дымчатый 

2 пепельный                                                     

3 свинцовый

4 кипенный

                                        

Вопрос № 4.

Объясните значения фразеологизмов:

не хлебом единым (жив человек),

предать на поругание,

 упасть на добрую почву.

 

Вопрос № 5.

Ответьте на вопрос: «Можно ли  трогать, не трогая?».

 

Вопрос № 6.

Что вы знаете о русском ударении? Укажите в каждом слове ударный слог.

1 асимметрия

2 мимикрия

3 мускулистый

4 скобленный

 

Вопрос № 7.

Укажите слова, образованные бессуффиксальным способом.

1) ловля               2)новь                3) ширь               4) неправда

 

Вопрос № 8.

Определите, какой основой — производной или непроизводной — являются слова финиш, Finisch, finish, finish; котенок, Katzchen, chaton, kitten в русском, немецком, французском и английском языках, чем они различают-ся в структурном плане.

 

Вопрос № 9.

Употребите данные глаголы в 3-м лице мн. числа.

1) дыш..т                                  3) скач..т

2) гон..т                                    4) пол…т

 

Вопрос № 10.

К мужскому, женскому  или  среднему  роду относятся слова?

1) кольраби 

2) салями    

3) мацони    

4) пони

 

Вопрос № 11.

Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово в предложении:

Жители города могли сверять часы с появлением Канта на улице.

1 подлежащим

2 частью подлежащего

3 дополнением

4 определением

 

Вопрос № 12.

Согласны ли вы с утверждением, что данные  предложения являются безличными?

1. Август месяц.

2. Тихо.

3. Сухо.

4. Предвечерний час.

 

                                                       Вопрос № 13.

Почему в четверостишии

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

из стихотворения  М. Ю. Лермонтова «Осень» (1828)  перед (или после) словом  поникши нет запятой (запятых)?

Правильно ли это? Аргументируйте свой ответ.

 

Вопрос № 14.

Творческое задание.

     Человек должен быть интеллигентен. А если вдруг у него профессия не требует ин­теллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

     Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

     Что же такое интеллигентность? (По Л и х а ч е в у.)

 

    После записи текста ответьте на вопрос Д.С. Лихачева: «Что же такое интеллигент­ность?».

     Как вы думаете, почему интеллигентность   нужна   каждому человеку?     

     Выскажите  свое  отношение к проблеме, поднятой в тексте.

     Напишите сочинение объемом 150 – 200 слов на тему «Что такое интеллигентность?»


 

Первый  (школьный) этап

Всероссийской олимпиады школьников

2008 год

                                           

РУССКИЙ  ЯЗЫК

10  класс

                                           

                                                                                   Автор – составитель:

                                                                                  Г.И.Ганчев, учитель русского языка и литературы

                                                                                  муниципального общеобразовательного учреждения  

                                                                                  «Средняя общеобразовательная  школа № 11»

                                                                                  города   Мичуринска  Тамбовской  области

                                                                                  

     Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проверяют конкретные знания и умения обучающихся  по одному из разделов языкознания.

     Последнее задание   носит творческий характер и проверяет умение обучающихся создавать собственные речевые высказывания на заданную тему, грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию.         

     Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 4 часов.

 

                                                                                  

Вопрос № 1.

Назовите слова,  основы которых состоят из одной морфемы?

Отныне, шоссе, хорошо, нигде, вяз, прочь, думая, земля, нёс, вдруг, графлю, тру, тёр, далее.

 

Вопрос № 2.

Что обозначают выделенные курсивом слова? Почему А.Т.Твардовский употребил их здесь? В какой степени использование поэтом соответствующих фактов оправдано и соответствует литературным нормам современного русского языка?

                           

                                            Нас отец, за ухватку любя,

                                            Называл не детьми, а  с ы н а м и.

                                            Он сажал нас  о б а п о л  себя

                                            И о жизни беседовал с нами.

                                                                                              («Братья»)

 

Вопрос № 3.

Как вы понимаете каламбур «А ты знаешь, кого ценят по весу?» - «А кого-с?» - «Повесу» (Н.Лесков)?

 

Вопрос № 4.

Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологическим оборотам:

1. Спеши медленно (лат.).

2. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.).

3. Это пока еще написано на звездах (немец.).

 

Вопрос № 5.

В каких отношениях находятся пары слов. Сгруппируйте их по сходству отношений.

1 добросердечный - душевный               5 дипломат - дипломант

2 расплачусь  -   расплачусь                    6 компания - кампания

3 человечный - человеческий                  7 eле - еле -  вихрем

4 мгновение - вечность                            8 выдохнуться - обессилеть

 

Вопрос № 6.

Объясните значение устаревших слов, поставьте ударение.

Аврора (денница), артикул, асессор, блонда, булава, вахмистр, вечеря, ветрило, гарус, еже, земщина, индиго, зиждить, каганец, кивер, лабазник.

 

Вопрос № 7.

Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Мы выждали, пока топот стих, и двинулись дальше.

2. Солнце сползает с вечернего неба, и  когда оно почти касается земли, становится багровым.

3. Время словно застыло тяжелой глыбой , от которой медленно отрывались секунды и , падая,  разбивались на тысячи мелких брызг.

 

Вопрос № 8.

Найдите ошибочное толкование слов.

1) комплимент — похвала, лестное выражение

2) диалект — местный говор

3) лапидарный — краткий

4) латентный — заметный

 

Вопрос № 9.

Какое различие и сходство содержат междометия спасибо и пожалуйста?

 

Вопрос № 10.

Омонимы обозначьте цифрой 1, слова, употребленные в перенос­ном значении, — цифрой 2.

1) ветка сакуры — ветка железной дороги

2) рукав пиджака — рукав реки

3) берег моря — море знамен

4) клубы дыма — сельские клубы.

 

Вопрос № 11.

Расставьте предложения так, чтобы получился текст.

1) Верность моей мысли подтверждают памятники искусства всех народов...

2) Но если нет у них игрушки, нет досуга играть и за­бываться в игре, то и деловая, и умная жизнь уто­мит и обессилит.

3) Пусть люди добыли хлеб свой, и все у них в по­рядке.

4) Значит, мы, артисты, призваны дать людям ра­дость игры.

 

Вопрос № 12.

Творческое задание.

    В пословицах и поговорках заключена народная мудрость.

    Н.В. Гоголь отмечал: «В них все есть - издевка, насмешка, попрек, словом – все шевелящее и задирающее за живое».

   По одной из  предложенных пословиц напишите сочинение объемом 200-250 слов.

1. Корень учения горек, а плод его сладок.

2. Правда со дна моря вынырнет, а неправда потонет.

3. Мнениями высок, да делами низок.

     Раскройте смысл выбранной пословицы, выскажите аргументы «за» и «против», обоснуйте свою позицию.

 

 

 

 


 

 

Первый  (школьный) этап

Всероссийской олимпиады школьников

 

2008 год

                                           

РУССКИЙ  ЯЗЫК

                   

11 класс

                                           

                                                                                 Автор – составитель:

                                                                                  Г.И.Ганчев, учитель русского языка и литературы

                                                                                  муниципального общеобразовательного учреждения  

                                                                                  «Средняя общеобразовательная  школа № 11»

                                                                                  города   Мичуринска  Тамбовской  области

 

     Предлагаемые задания первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проверяют конкретные знания и умения обучающихся  по одному из разделов языкознания.

     Последнее задание   носит творческий характер и проверяет умение обучающихся создавать собственные речевые высказывания на заданную тему, грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию.         

     Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 4 часов.

 

Вопрос № 1.

В романе И. Ильфа к Е. Петрова «Двенадцать стульев» описывается подготовка к шахматному матчу в Васюках:

Однако начавшийся сеанс одновременной игры задержал растущее по­дозрение одноглазого шахматиста. Вместе со всеми он расставлял столы по­коем. Всего против гроссмейстера сели   играть тридцать любителей.

Что означает здесь слово покоем?

 

Вопрос № 2.

Укажите строчку историзмов.

1) Синод, Сенат, глас

2) вассал, рантье, рекрут

3) барщина, крепостной, вития

4) боярин, братина, окольничий

 

Вопрос № 3.

Укажите соответствие между архаизмами и современными слова­ми с тем же значением.

1) втуне                                а) правая рука

2) десница                            б) муза

3) цевница                            в) напрасно                       

 

 

Вопрос № 4.

Ниже приводится отрывок из  произведения одного русского поэта. Как вы считаете, когда примерно было написано это произведение? Какие тому есть подтверждения  в тексте?

                                           Тщетна вся храбрость без науки

                                           И без величия души:

                                           Исправи ум, настави руки

                                           И лишню буйность потуши.

                                           Товарищ Фабиев гордился,

                                           Но сам собою остудился....

 

Вопрос № 5.

Почему у красавицы Волги такое странное имя, напоминающее по своему звучанию су­ществительное влага?

 

Вопрос № 6.

Что есть истина? Поясните значение данного фразеологического  оборота.

 

Вопрос № 7.

Где  корень в слове  солнце? Ответьте на  данный вопрос с точки зрения совре­менного русского языка и  этимологического анализа.

 

Вопрос № 8.

Попытайтесь определить, как — в результате словообразования или посредством единого акта словопроиз­водства — возникли следующие слова. Если они образо­ваны каким-либо способом словопроизводства, укажите, ка­ким именно.

Здравомыслящий, зернохранилище, столпотворение, пере­гибать,   зубоскал,   заблагорассудится,   сногсшибательный, по-братски, чуть-чуть, до упаду, тотчас, вековечный, зи­мой (не летом), столовая, цимлянское, скоростной, скоропор тящийся, долгожданный, долгорукий, надомница.

 

Вопрос № 9.

Определите,   какой   частью   речи   является   подчеркнутое   в предложении слово:

Заслуга Гутенберга в истории книгопечатания (не) оценима...

1) отыменным прилагательным

2) отглагольным прилагательным

3) глаголом в личной форме

4) глаголом в форме причастия

  

 

 

 

Вопрос № 10.

Перед вами  четыре предложения: Наконец наступило тепло. Помеще­ние тепло. Они встретили нас тепло. Как сегодня тепло! Как вам кажется: перед вами четыре слова тепло или одно слово meпло?  Обоснуйте свой ответ.

 

Вопрос № 11.

Сравните следующие высказывания:

Дятел устраивает гнездо.

Гнездо устраивает дятла.

Одинаково ли их синтаксическое строение?

Одинаков ли их лексический состав?

Одинакова ли их смысловая структура?

Как можно объяснить эти расхождения?

 

Вопрос № 12.

Перед вами художественное про­изведение, представляющее собой специфическую образную систему.

                                                  А ты?

                                                  Входя в дома любые —

                                                  И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

                                                  В квартиры, светом залитые,

                                                  Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

 

Какая языковая единица является выразительно-изобразительным стержнем стихотворения?

 

Вопрос № 13.

Определите, какие средства выразительности используются в тексте,

укажите их номер.

1. Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пере­жил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого вос­приятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что   сбросившие туманы тихой ночи… (К. Паустовский).

1.1 сравнение; 1.2 звукоподражание: 1.3 эллипсис; 1.4 однородные чле­ны;

1.5 риторическое восклицание

2. Полуправда в искусстве... Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Они занимаются де­лом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают... чего же все-таки не хватает? (В. Солоухин)

2.1 гипербола; 2.2 вопросно-ответная форма изложения; 2.3 асиндетон;

2.4 эпитет; 2.5 противопоставление

3. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула блед­ная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо. (А. Чехов)

3.1 параллелизм; 3.2 олицетворение; 3.3 аллитерация; 3.4 оксюморон; 

3.5 сравнение

 

Вопрос № 14.   

     Красота России, ее полей и лесов, её туманных омутов, простень­ких ее  и величественных закатов…

     Неповторимая эпоха Рублёва и Дионисия!..  Удивительные мастера Новгорода, Пскова, Суздаля, Владимира и Рос­това!..

     Каменная громада Георгиевского собора под Новгородом... На прибывающей полой воде собор этот высится в облаках, это не просто со­бор, это какое-то каменное государство звучности, мощи и справедливо­сти, а псковский кремль - единственное во всей Руси ни на что не похожее сооружение из камня и величия, колоссальный монумент стойкости и строгой красоты нашего прошлого…

     Разве всякий, кто встанет перед деревянной сказкой Кижей, над звуч­ными их водами, не чувствует, что перед ним не просто высятся многогла­вые чуда, но целый небосвод поднимается из вод земных с луной, со звёз­дами, со всеми его светилами…

     И разве не слышит он далёкого, но мо­гучего пения, когда идёт пешком или летит на машине могучими увалами Новгородской Руси, когда бесконечные деревни стаями своих изб уходят вдаль, как вещие и вечные былины, а тихие улочки бань, вытянутых над светлыми речками, притаились на заре и зреют... (По Ю. Куранову).

   

После прочтения текста ответьте письменно на вопрос:

Оттуда идёт и нарастает на Руси отношение к красоте, к жизни, к песне, к собственной судьбе как к чему-то священному?

Объемом  сочинения  - 150 – 200 слов.

 

 

 

 

Hosted by uCoz