9 класс
1 тур
1. Какие согласные звуки повторяются в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» и почему? Какие фонетические процессы, связанные с согласными звуками, можно наблюдать в словах?
…Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями стуча,
Сгибаясь, рубятся с плеча.
Оценка – 4 балла.
2. Замените фразеологизмами:
1) желание приходит во время действия, 2) тайком сделать подлость кому-то, 3) необычный, резко отличающийся от других человек, 4) очень громко, 5) злословить, сплетничать, 6) безрезультатно.
Оценка – 6 баллов
3. Поставьте ударения в словах:
община, договор, каталог, досуг, эксперт, присказка, приданое, ржаветь, усугубить, начать, откупорить, апостроф, жалюзи, сабо.
Оценка – 7 баллов
4. Определите лексическое значение и стилистическую окраску слов:
головорез, крохобор, вертихвостка.
Сделайте словообразовательный разбор этих слов и определите образную мотивировку их значений.
Оценка – 7 баллов
5. Какие звуки в древнерусском алфавите обозначали буквы Ъ, Ь, ?
Оценка – 2 балла
6. Найдите в данном отрывке синонимы. Определите их тип.
«Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья, пожелав также со своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи».
Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора, произведение, героев, упомянутых в этом отрывке.
Оценка – 3 балла
7. Напишите предложение, заменяя цифры словами и ставя числительные в нужную падежную форму.
При сложении 499 121 с 2 768 получится 501 889.
Оценка – 2 балла
8. Вставьте в словах пропущенные буквы: к…нгломерат, кл…ссицизм, с…нет, б…(л, лл)ада, дра(м,мм)атический к…нфликт, р…алистический, гу(м,мм)анистический, гра(м,мм)атический, к…нтаминация.
В каких словах исторически выделяется одна и та же приставка? Свое мнение обоснуйте.
Оценка 9 баллов
9. Приведите 2- 3 примера иностранных слов, которые недавно появились в русском языке. Какие из них успешно могли бы быть заменены русскими словами? Обоснуйте свое мнение.
Оценка – 5 баллов
10. Назовите авторов учебника «Русский язык», по которому вы учитесь. Какую последнюю книгу о русском языке вы читали?
Оценка – 2 балла
2 тур
Дано первое предложение текста: «Русский язык…». Придумайте текст, состоящий из 8 – 10 предложений, в котором были бы представлены:
1) все типы односоставных предложений, 2) неполные в которых отсутствует: а) один из главных членов предложения, б) оба главных члена, в) некоторые второстепенные члены
10 класс
1 тур
1. В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки, например:
1.У нея ротик фитою. (В.И.Даль) 2. Станет фертом, ноги-то азом распялит. (П.И. Мельников-Печерский) 3. У Ивана Ивановича выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В.Гоголь)
Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Какие звуки они обозначали? Каких из букв нет в современном алфавите и почему?
Оценка – 6 баллов
2. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их в три столбика
Количество букв и звуков в слове совпадает |
Звуков в слове больше, чем букв |
Звуков в слове меньше, чем букв |
Въезд, ясно, широкая, сбежал, кость, женитьба, мозг, соевый, подсчёт
Оценка – 9 баллов
3.Поставьте ударение в словах и словоформах: рефлексия, форзац, танцовщица, усугубить, ходатайство, дремота.
Оценка – 6 баллов
4. Определите современный корень в данных словах: заснуть, вселенная, мной, сожжение, навсегда.
Оценка - 5 баллов
5. Что значат выделенные курсивом в приводимых отрывках из произведений А.С.Пушкина формы, слова или обороты? Как они соотносятся с современными?
А. Я вас бежал, отечески края…
Б.Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень …
В. День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
Г. И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Оценка – 8 баллов
6. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов:
В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. Нельзя всех мерить под одну гребёнку.
Объясните смысл этих фразеологизмов.
Оценка – 6 баллов
7. Поставьте имена собственные, заключенные в скобках, в нужную форму. Объясните свой выбор.
А. Поставленные (Жюль Верн) проблемы, его научные поиски, созвучные современной эпохе, не могут не волновать наших читателей.
Б. Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге. Роль (Сквозник-Дмухановский) играл И.И.Сосницкий.
В. Критика противопоставляла творчество (Жорж Санд) «материальной» поэзии.
Г. О значении драмы (Александр Дюма) «Генрих 3 и его двор» Андре Моруа писал: «Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы (Вальтер Скотт)».
Оценка – 5 баллов
8. Каким членом предложения является инфинитив в следующих предложениях? Аргументируйте свой ответ.
А. Друзья побежали на море искупаться.
Б. Была последняя надежда – с наступлением ночи прорваться в степь.
В. Учиться – дело непростое.
Г. Мы будем работать, все стерпя…
Д. А завтра снова мир залить вставало солнце ало…
Оценка – 5 баллов
9. Вставьте пропущенные буквы.
Д…в…львация, с…б…рит, д…градация, р…аб…л…тация, л…т…ргический, пр…р…тет, л…в…лас, пр…р…гатива, м…л…нхолия, п…н…гирик.
Оценка – 10 баллов
10. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.
А. …- гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755);
Б. … - морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;
В. … - великий русский языковед-славист, историк языка и основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925; 1927);
Г. …автор многих учебников для школы по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырех томах.
Оценка – 4 балла
2 тур
Прочитайте текст. Выполните задания.
Наш Пушкин
Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему.
Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого благородного сердца, она дарит нам, по его же собственным словам, «неизъяснимые наслаждения», воспитывает в нас «чувства добрые», учит любить и понимать «гений чистой красоты».
Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ, конечно, платит ему ответной любовью. Стихи Пушкина – это и живопись, и музыка. Они сопровождают нас с раннего детства через всю жизнь; каждый раз, возвращаясь к ним, мы, к великой нашей радости, находим в них нечто новое.
Пушкин дает нам возможность понимать, что такое истинная, нужная народу поэзия. Входя в мир пушкинских идей и образов, проникая в великолепное мастерство слова, мы учимся многому, что, несомненно, нам пригодится в жизни.
Юные друзья, читайте Пушкина!
1.Определите тему, основную мысль текста.
2.Определите стиль текста. Докажите.
3.Объясните, как Вы понимаете предложение «Стихи Пушкина – это и живопись, и музыка».
11 класс
1 тур
1. Какие две противоположные функции русского словесного ударения иллюстрируют следующие группы примеров?
1) Пушки – пушки, мука – мука брату дарил – брат ударил листки даю – лист кидаю |
2) стой-ка – стойка крой-ка – кройка мог ли – мокли судьбы – суть бы |
Оценка – 6 баллов
2. Выпишите слова, в которых нет в современном русском языке и никогда не было суффикса –от: забота, суббота, квота, льгота, грамота, лепота, сирота, пехота, охота.
Оценка – 4 балла.
3. Имеет ли слово «зло» форму множественного числа? Аргументируйте свой ответ.
Оценка – 2 балла.
4. Определите, какие особенности народно-поэтического языка используются М.Ю. Лермонтовым в качестве стилистических приёмов в отрывке из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебёдушка;
Смотрит сладко - как голубушка;
Молвит слово- соловей поёт;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
В семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитриевной.
Оценка – до 7 баллов
5. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в правильные фразеологизмы, объясните их значение и найдите одно «лишнее» по структуре выражение.
Дамоклов кафтан, сидорова ослица, иерихонская грамота, тришкин меч, валаамова коза, филькина труба.
Оценка – 7 баллов.
6. Отредактируйте предложения с речевыми и грамматическими ошибками.
1. Я встретил на вокзале подругу моей тети, которая живет в Крыму.
2.Пожарники приехали уже через десять минут.
3. Те, кто спускались в глубь моря, надели гидрокостюмы.
4. На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.
5. Взглянув на него, уже было ясно, что он негодяй.
6. Победителей не только ждут грамоты, но и ценные призы.
Оценка – 3 балла.
7. Сделайте морфемный разбор слов: батарей, заячий, влюблялся, Приуралье, доверительный, дважды.
Оценка – 6 баллов.
8. Найдите и исправьте ошибки:
«приносить неплохие диведенды», «кадровые перетрубации», «люди в черных балдахонах», «укладка асвальта», «приказ военоначальника» , «инциндент в Московской области».
Оценка – 3 балла.
9. Расскажите, какие буквы были упразднены указом Петра 1? Какие новые буквы были введены в 18 веке?
Оценка – 2 балла.
10. Объясните, почему в « Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слово «лысина» предшествует слову «левый».
Оценка – 2 балла.
2 тур
Напишите сочинение (не менее 150 слов) на тему: «Язык – кремень. Слова – искры. Они могут сделать пожар – будь осторожен, разговаривающий. (Э.Каниев)»
Оценка – 20 баллов