назад

 

9 класс

1 тур

1.      Какие согласные звуки повторяются в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» и почему? Какие фонетические процессы, связанные с согласными звуками, можно наблюдать в словах?

                          …Тяжкой тучей

             Отряды конницы летучей,

             Браздами, саблями стуча,

             Сгибаясь, рубятся с плеча.

                                                                                                                      Оценка – 4 балла.

2.      Замените фразеологизмами:

1) желание приходит во время действия, 2) тайком сделать подлость кому-то, 3)  необычный, резко отличающийся от других человек, 4) очень громко, 5) злословить, сплетничать, 6) безрезультатно.

                                                                                                                      Оценка – 6 баллов

3.      Поставьте ударения в словах:

община, договор, каталог, досуг, эксперт, присказка, приданое, ржаветь, усугубить, начать, откупорить, апостроф, жалюзи, сабо.

                                                                                                                      Оценка – 7 баллов

4.      Определите лексическое значение и стилистическую окраску слов:

головорез, крохобор, вертихвостка.

Сделайте словообразовательный разбор этих слов и определите  образную мотивировку их значений.

                                                                                                                      Оценка – 7 баллов

5.       Какие звуки в древнерусском алфавите обозначали буквы Ъ, Ь,              ?

                                                                                                                      Оценка – 2 балла

6.      Найдите в данном отрывке синонимы. Определите их тип.

«Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья, пожелав также со своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи».

Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора, произведение, героев, упомянутых в этом отрывке.

                                                                                                                      Оценка – 3 балла

7. Напишите предложение, заменяя цифры словами и ставя числительные в нужную падежную форму.

При сложении 499 121 с 2 768 получится 501 889.

Оценка – 2 балла

8.      Вставьте в словах пропущенные буквы: к…нгломерат, кл…ссицизм, с…нет, б…(л, лл)ада, дра(м,мм)атический к…нфликт, р…алистический, гу(м,мм)анистический, гра(м,мм)атический,  к…нтаминация.

В каких словах исторически выделяется одна и та же приставка? Свое мнение обоснуйте.

                                                                                                                      Оценка 9 баллов

9.      Приведите 2- 3  примера иностранных слов, которые недавно появились в русском языке. Какие из них успешно могли бы быть заменены русскими словами? Обоснуйте свое мнение.

                                                                                                                      Оценка – 5 баллов

10.  Назовите авторов учебника «Русский язык», по которому вы учитесь. Какую последнюю книгу о русском языке вы читали?

                                                                                                                      Оценка – 2 балла

 

2 тур

            Дано первое предложение текста: «Русский язык…». Придумайте текст, состоящий из 8 – 10 предложений, в котором были бы представлены:

1) все типы односоставных предложений, 2) неполные в которых отсутствует: а) один из главных членов предложения, б) оба главных члена, в) некоторые второстепенные члены

 

 

 

10 класс

1 тур

 

1. В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки, например:

1.У нея ротик фитою. (В.И.Даль) 2. Станет фертом, ноги-то азом распялит. (П.И. Мельников-Печерский) 3. У Ивана Ивановича выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В.Гоголь)

Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Какие звуки они обозначали? Каких из букв нет в современном алфавите и почему?

Оценка – 6 баллов

2. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их в три столбика

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

 

Въезд,  ясно, широкая, сбежал, кость, женитьба, мозг, соевый,  подсчёт

Оценка – 9 баллов

3.Поставьте ударение в словах и словоформах: рефлексия, форзац, танцовщица, усугубить, ходатайство, дремота.

Оценка – 6 баллов

4. Определите современный корень в данных словах: заснуть, вселенная, мной, сожжение, навсегда.

                                                                                                                      Оценка -  5 баллов

5. Что значат выделенные курсивом в приводимых отрывках из произведений А.С.Пушкина формы, слова или обороты? Как они соотносятся с современными?

А. Я вас бежал, отечески  края…

Б.Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень …

В. День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

Г. И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Оценка – 8 баллов

 

6. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов:

В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. Нельзя всех мерить под одну гребёнку.

Объясните смысл этих фразеологизмов.

Оценка – 6 баллов

7. Поставьте имена собственные, заключенные в скобках, в нужную форму. Объясните свой выбор.

А. Поставленные (Жюль Верн) проблемы, его научные поиски, созвучные современной эпохе, не могут не волновать наших читателей.

Б. Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге. Роль (Сквозник-Дмухановский) играл И.И.Сосницкий.

В. Критика противопоставляла творчество (Жорж Санд) «материальной» поэзии.

Г. О значении драмы (Александр Дюма) «Генрих 3 и его двор» Андре Моруа писал: «Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы (Вальтер Скотт)».

Оценка – 5 баллов

8. Каким членом предложения является инфинитив в следующих предложениях? Аргументируйте свой ответ.

А. Друзья побежали на море искупаться.

Б. Была последняя надежда – с наступлением ночи прорваться в степь.

В. Учиться – дело непростое.

Г. Мы будем работать, все стерпя…

Д. А завтра снова мир залить вставало солнце ало…

Оценка – 5 баллов

9. Вставьте пропущенные буквы.

Д…в…львация, с…б…рит, д…градация, р…аб…л…тация, л…т…ргический, пр…р…тет, л…в…лас, пр…р…гатива, м…л…нхолия, п…н…гирик.

Оценка – 10 баллов

 

10. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

А. …- гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755);

Б. … - морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;

В. … - великий русский языковед-славист, историк языка и основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925; 1927);

Г. …автор многих учебников для школы по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырех томах.

Оценка – 4 балла

 

2 тур

Прочитайте текст. Выполните задания.

Наш Пушкин

Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему.

Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого благородного сердца, она дарит нам, по его же собственным словам, «неизъяснимые наслаждения», воспитывает в нас «чувства добрые», учит любить и понимать «гений чистой красоты».

     Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ, конечно, платит ему ответной любовью. Стихи Пушкина – это и живопись, и  музыка. Они сопровождают нас с раннего детства через всю жизнь; каждый раз, возвращаясь к ним, мы, к великой нашей радости, находим в них нечто новое.

Пушкин дает нам  возможность понимать, что такое истинная, нужная народу поэзия. Входя в мир пушкинских идей и образов, проникая в великолепное мастерство слова, мы учимся многому, что, несомненно,  нам пригодится в жизни.

     Юные друзья, читайте Пушкина! 

 

1.Определите тему, основную мысль текста.

2.Определите стиль текста. Докажите.

3.Объясните, как Вы понимаете предложение «Стихи Пушкина – это и живопись, и музыка». 

 

 

 

11 класс

1 тур

1. Какие две противоположные функции русского словесного ударения иллюстрируют следующие группы примеров?

1) Пушки – пушки,

     мука – мука

     брату дарил – брат ударил

     листки даю – лист кидаю

2) стой-ка – стойка

     крой-ка – кройка

     мог ли – мокли

      судьбы – суть бы

                                                                                                                                     Оценка – 6 баллов

2. Выпишите слова, в которых нет в современном русском языке и никогда не было суффикса –от: забота, суббота, квота, льгота, грамота, лепота, сирота, пехота, охота.

                                                                                                                          Оценка – 4 балла.

3. Имеет ли слово «зло» форму множественного числа? Аргументируйте свой ответ.

                                                                                                                           Оценка – 2 балла.

4. Определите, какие особенности народно-поэтического языка используются М.Ю. Лермонтовым в качестве стилистических приёмов в отрывке из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

                               На святой Руси, нашей матушке,

                               Не найти, не сыскать такой красавицы:

                               Ходит плавно, будто лебёдушка;

                               Смотрит сладко - как голубушка;

                                Молвит слово- соловей поёт;

                                Горят щеки ее румяные,

                                Как заря на небе божием;

                                Косы русые, золотистые,

                                В ленты яркие заплетённые,

                                По плечам бегут, извиваются,

                                С грудью белою цалуются.

                                В семье родилась она купеческой,

                                Прозывается Аленой Дмитриевной.

 

                                                                                                                    Оценка – до 7  баллов

5. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в правильные фразеологизмы, объясните их значение и найдите одно «лишнее» по структуре выражение.

Дамоклов кафтан, сидорова ослица, иерихонская грамота,  тришкин меч, валаамова коза, филькина труба.

                                                                                                                         Оценка – 7 баллов.

6. Отредактируйте предложения с речевыми и грамматическими ошибками.

1. Я встретил на вокзале подругу моей тети,  которая живет в Крыму.

 2.Пожарники приехали уже через десять минут.

 3. Те, кто спускались в глубь моря, надели гидрокостюмы.

 4. На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.

 5. Взглянув на него, уже было ясно, что он негодяй.

 6. Победителей не только ждут грамоты, но и ценные призы.

                                                                                                                           Оценка – 3 балла.

 

7. Сделайте морфемный разбор слов: батарей, заячий, влюблялся, Приуралье, доверительный, дважды.

                                                                                                                         Оценка – 6 баллов.

8. Найдите и исправьте ошибки:

«приносить неплохие диведенды», «кадровые перетрубации», «люди в черных балдахонах», «укладка асвальта», «приказ военоначальника» , «инциндент в Московской области».

                                                                                                                          Оценка – 3 балла.

9. Расскажите, какие буквы были упразднены указом Петра 1? Какие новые буквы были введены в 18 веке?

                                                                                                                           Оценка – 2 балла.                                                                        

10. Объясните, почему  в « Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слово «лысина» предшествует слову «левый».

                                                                                                                           Оценка – 2 балла.

 

 

2 тур

Напишите сочинение (не менее 150 слов) на тему: «Язык – кремень. Слова – искры. Они могут сделать пожар – будь осторожен, разговаривающий. (Э.Каниев)»

Оценка – 20 баллов

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz