назад

 

Комплекты олимпиадных материалов по русскому языку  по параллелям 9-11-х классов

 

 

9 класс

 

I. Работа с текстом художественного произведения

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча».

 

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала,

И ты издавала таинственный гром,

И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответьте на следующие вопросы:

1.Каким чувством проникнуто стихотворение? Как построение стихотворения помогает определить настроение лирического героя?

2. Найдите в стихотворении:

-         стилистические фигуры и тропы;

-         категориальное различие и сходство времен глагола;

-         индивидуально-авторское сочетание слов.

3. Объясните, какова роль названных художественных и языковых средств

в тексте.

4.Дайте  лингвистический комментарий  к словам: «лазурь, алчная, миновалась, сокройся, древес». Какие «смыслы» привносит в стихотворение употребление данных слов?

5.Является ли образ тучи в этом стихотворении традиционным для поэтического языка первой половины 19 века? Объясните вашу точку зрения.

Дайте развернутые ответы на лингвистические вопросы.

 

II.               История русского языка

1. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

трясти – трус; крыша – кровля

 

2. К словам, которые устарели и не употребляются в современном языке, подберите  родственные слова, активно использующиеся в наши дни. Как называются эти устаревшие слова:

         Персты, кика,  тщание, перси, чаять, десница, денница ?

Расскажите, а какие ещё разновидности устаревших слов вы знаете? Чем они отличаются от перечисленных  выше слов?

 

3. Каково значение и происхождение слов хитрый и хищный? Можно ли их назвать однокоренными? Свой ответ аргументируйте.

 

III.           Нормы  русского литературного языка

1. Расставьте ударение в словах и словосочетаниях:

Августовский (от август, месяц), августовский (от Август, римский император), баловать, безудержный, блокировать, бомбардировать, вероисповедание, ветеринария, включит, включишь, ворожея.

2. Определите, какая из указанных ниже форм является литературной, объясните сферу употребления остальных форм:

[что]; [што]; [ цо]; [чо]

 

3. Малыш говорит: « Мышка какая  юрчатая! » Правильно ли образовано слово юрчатая? Или надо сказать, что мышь юркая? Ответ обоснуйте.

 

4.  Определите,  сколько  - н -  в данных словах. Объясните ваш вариант правописания.

1. Девочка умна и воспита (н, нн)а . – Девочка хорошо воспита (н, нн)а родителями.

2. Грозовая туча была рассея ( н, нн)а ветром. – Ученица рассея ( н, нн) на уроке..

3. Встреча выпускников хорошо  организова( н, нн)а. - Студентка  организова (н, нн)а и дисциплинирова(н, нн)а.

 

IV.            Язык художественного произведения

1. Напишите, какие синтаксические средства связи предложений в тексте вы знаете?

Прочитайте фрагмент стихотворения Л Пастернака:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

 

До сущности протекших дней,

До их причины.

До оснований, до корней,

До сердцевины.

 

Попробуйте определить, какие средства связи, использованные поэтом, придают тексту экспрессию?

 

2.Напишите, как вы понимаете значение термина  звукопись? Объясните, как с помощью звуков поэт передаёт шум и завывание холодного осеннего  ветра?

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она,

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зёрна купая в пыли!»

 

 

V.               Современный русский язык

1. Объясните, в каком значении употреблено слово противный в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник»:

Уже плывет и пенит волны,
Уже противных скал достиг,
Уже хватается за них…

Напишите, как вы назовете слова противный берег и противный запах?

 

2. Даны слова: просинец,  сечень,  сухий, березень, травень, изок, червень, зарев (серпень), рюин, груден, студен. Предположите, что обозначает каждое из них. Кратко поясните лексическое значение слова.

 

3. В указанных словах определите окончание: чего-нибудь, растаявшему снегу, четырьмястами бусинками.

 

4. Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово удостоен пишется через букву «Е»? Свой ответ аргументируйте.


5. Запишите по памяти несколько высказываний (стихотворных строк) выдающихся русских писателей, поэтов, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.

 

6. Укажите, какие варианты расстановки знаков препинания могут быть в предложении.  Аргументируйте свой ответ.

Внезапно  проснувшись  среди  ночи в  испуге  вскочил  он с постели.

 

VI.            Творческая  работа    

В Москве установлен памятник Кириллу и Мефодию. Что бы вы рассказали друзьям об этом памятнике? Напишите сочинение-миниатюру.

 

 

10 класс

 

I. Работа с текстом художественного произведения

Проведите  лингвистический анализ стихотворения А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы».

Учись у них – у дуба, у березы

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Все злей метель и с каждою минутой

Сердце рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию  дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

 

II. История русского языка

1. Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-.

Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки.

Русск.: пасека, падчерица; словацк.: pakľuč («отмычка»), pazvuk («призвук»).

 

2. Подберите синонимы к фразеологическим оборотам:

Втирать очки –

Как вкопанный –

Тянуть канитель –

Седьмая вода на киселе –

 

3. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

нож – заноза, завтрак – утро.

 

III.           Нормы русского литературного  языка

1. Расставьте  ударение в словах и словосочетаниях. Укажите равноправные нормативные варианты.

Втридорога, дозвонишься, донельзя, завидно, завсегдатай, закупорить, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, квашение, клала, красивее, кремень.

2. Вставьте в слова пропущенные буквы и объясните, какому принципу орфографии подчиняется написание этих слов.

Стип…ндиальный;   изморо…ь;     изморо…ь;  о…дохнуть;   на стул…; син… (море),  слыш…т;  р…зыграть – р …зыгрыш, к…рзина, ст…кан, п…л…садник, к…мп…зиция;  ож…г руки – ож…г руку.

3. Русская этикетная система сегодня не установлена: старая система обращений нарушена, а новая не создана.  Как вы относитесь к обращению «товарищ» и  «господин» («госпожа»)?  Создайте лингвистическую миниатюру в свободной форме.

4. Образуйте форму родительного  падежа  множественного  числа от слов:
Апельсин, баржа,  блюдце, ботинок,  килограмм, монгол,  носок, чулок, партизан, помидор, простыня,  просьба, солдат.

 

IV.            Язык художественного произведения

1. « - Я эфтим хочу сказать, милостивый государь, (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволено пренебрегать школьными правилами)…».

     Почему неправильные, с точки зрения русской грамматики слова, воспринимались «тузами» как типично «русские»? Объясните происхождение выделенных в тексте слов. С какой целью Павел Петрович их употребляет?

 

2. Назовите, как называется такой шуточный языковой приём,  где обыгрываются значения слов.        

                                                               

3. Что такое оксюморон?  Какое   языковое явление лежит в основе этого  стилистического приёма? Приведите примеры из художественных текстов.

 

V.               Современный русский язык

1. Чем различаются по своему значению пары слов?  Как называются такие слова?

  Доверительный – доверчивы

  Предоставить – представит

  Болотистый – болотный

 

2. Мы говорим : «Дом сгорел дотла».    Объясните, что такое «тло»?

Подберите  и запишите родственные слова .

 

3. Монолог, монография, монолит, монотонно. Что обозначает каждое из этих слов и что означает общая часть этих слов   моно ?

 

4. Как перечислить дни недели по порядку ( 5 дней ), не называя при этом ни числа, ни дня?  Какие наречия могут помочь Вам  в этом? Свой ответ аргументируйте.

 

5. Слово «ярый» первоначально означало «весенний», от данного слова при помощи суффикса -ов-(ой) образовано прилагательное «яровой». Исходя из этого,  постарайтесь ответить, что означает «яровая пшеница» и «яровая рожь».  Подберите и запишите антонимы к этим словам:

Яровая  пшеница -

Яровая  рожь –

 

VI.            Творческая работа

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Выскажите свое отношение к этим словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе.

 

11 класс

 

I. Работа с текстом художественного произведения.

Выразительно прочитайте стихотворение И. Северянина « Тишь двоякая». Проведите  лингвистический анализ стихотворения.

Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна -
Архангельская тишина.

 

II.               История русского языка

 

1. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

 

2. Докажите этимологическое родство каждой пары:

Портфель – портмоне

Исландия – Гренландия

Диктант – диктор

 

3. Установите, в чём общность в происхождении данных имён собственных.

Николай, Никон, Вероника, Никандр, Никодим

 

III.           Нормы русского литературного языка

1. Расставьте  ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

 

2. Напишите, можно ли образовать существительные женского рода от слов:

Кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос, водолаз? Свой ответ аргументируйте.

 

3.Выберите правильный вариант написания  слов. Аргументируйте свой ответ:

А)  Придти  в школу не позже полодиннадцатого.

Б)  Прийти в школу не позже  пол-одиннадцатого.

В)  Придти в школу не позже  пол-одиннадцатого.

 

4.Вставьте пропущенные орфограммы.

Л или ЛЛ:

Пара…ель,  приви…егия,  апе…яция,  бю…етень, криста…, ба…ада,

инте…ект,  ко…екция, и…юзия,  га…ерея,  э…гия, це…юлоза, це…офан,

э…ипс, циви…изация, э…астик, кава…ерия, а…юминий, арти…ерия.

 

IV.            Язык художественного произведения

1. Объясните, какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

2. Объясните смысл стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

Листочки.

После строчек лис-

Точки.

 

3. Писатель В. Набоков в своей заметке «Искусство перевода» приводит  курьёзный случай: один немецкий профессор перевёл пушкинское «  у лукоморья…» оборотом « на берегу Лукового моря».  Какое явление русской лексики повинно в ошибке?

V.               Современный русский язык

1.Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль

2.Определите лексическое значение слова «белый».  В каких случаях оно имет свободное значение, а в каких – фразеологически связанное?

Белый медведь –

Белые стихи –

Белая армия –

Белая ворона –

Белый платок –

Белый танец –

 

3. Объясните смысловое различие между предложениями.

 1. Мы слышали, что он болен. 

 2. Мы слышали, будто он болен.

                                                                 

4. Хотя слово «брезг» - диалектное, слова, производные от этого корня, есть

 и в литературном языке. Подберите однокоренные слова с этим корнем и определите,  что  же обозначает это слово? Выберите правильный вариант. Аргументируйте свой выбор.

рассвет, ворчание, брызги, берег, брезент.

 

 

5.Укажите, в чём  морфологическая особенность выделенных слов в отрывке из стихотворений Н.А. Некрасова «Рыцарь

 От ликующих, праздно болтающих,

 Обагряющих руки в крови

 Уведи меня в стан погибающих

  За великое дело любви.

 

VI.            Творческая  работа

Выскажите отношение к словам А.А. Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Напишите лингвистическую миниатюру (эссе) на предложенную тему.

 

Hosted by uCoz