назад

 

Работы победителей  и призёров

Московской региональной  олимпиады школьников  по русскому языку

 В работах сохранен авторский стиль и авторская пунктуация

 

9 класс

I. Работа с текстом художественного произведения

Олимпиадное задание

 

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча».

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала,

И ты издавала таинственный гром,

И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответы  на следующие вопросы:

1.Каким чувством проникнуто стихотворение? Как построение стихотворения помогает определить настроение лирического героя?

2.Найдите в стихотворении:

-         стилистические фигуры и тропы;

-         категориальное различие и сходство времен глагола;

-         индивидуально-авторское сочетание слов.

     3. Объясните, какова роль названных художественных и языковых средств

          в тексте.

 4. Дайте  лингвистический комментарий  к словам: «лазурь, алчная, миновалась, сокройся, древес». Какие «смыслы» привносит в стихотворение употребление данных слов?

5.Является ли образ тучи в этом стихотворении традиционным для поэтического языка первой половины 19 века? Объясните вашу точку зрения.

 

Работа  Метелица Анны,

ученицы 9 класса общеобразовательной школы № 1195,

Западного административного округа г. Москвы.

 

Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то,  на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.

Не случайно стихотворение так построено. I катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба.

I катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о   вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.

Последний, III катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.

В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.

I катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: "«унылую тень", например, или целая строка «Одна ты печалишь ликующий день».

С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому». Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты».

Стиль II катрена – агрессивный «боевой». Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром». Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к III катрену. Его стиль и ключевое слово - умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: «Довольно». Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе «листочки древес» и «успокоенные небеса». Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес», Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.

В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в  I, и в  III четверостишиях. Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует,  то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во II катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу. Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными I, III и “воинственным“ II катренами.

В  лирической миниатюре А.С. Пушкина «Туча» мы можем   отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются  следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий»(!) день. “Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.

Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы  стихотворение?

 Давайте проведем небольшой эксперимент: из I  катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?

Последняя туча … бури!

Одна ты несешься по небу,

Одна ты наводишь … тень,

Одна ты печалишь … день.

Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении (да и прозе!) никак нельзя!

 

4. Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве». Алчная – значит «жадная», это слово не менее важно в стихотворении.

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.

5. Думаю, да, является. Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Ознаменовалось это восторженностью, порывистостью. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы.  Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.

 

 

Работа Князевой Галины,

ученицы 9 класса общеобразовательной школы № 1290    Восточного административного округа г. Москвы.

 

Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» проникнуто чувством надежды на лучшее.  Мы видим победу добра над злом. Настроение лирического героя меняется в ходе стихотворения. Сначала оно мрачное, и унылое, и печальное, но как после дождя и грома «возрождается» природа: «земля освежилась» и ветер «ласкает листочки древес», так и душа поэта становится ясной и светлой.

Первой строчкой стихотворения «Последняя туча рассеянной бури!» лирический герой-автор показывает, что вся основная буря уже позади, гром, молния – все уже прошло. Значит, в композиции стихотворения словно отсутствует пиковый момент – кульминация. Последняя туча лишь остаток бушевавшей стихии. Так что все стихотворение «Туча» мы можем назвать развязкой какого-то действия: герой уже успокаивается, настроение улучшается, на душе его становится легко и свободно, да и природа постепенно оправляется от бури.

В стихотворении А.С. Пушкина «Туча» мы видим художественный образ тучи. Она является совокупностью всех отрицательных эмоций автора, но в то же время туча  нужна природе, траве и деревьям нужен дождь. Туча олицетворение чего-то непостоянного: вот она «издает таинственный гром», а вот уже мчится по небу, подгоняемая ветром.

    Итак, туча – символ непостоянности, грустная и унылая, но очень необходимая для природы.

В стихотворении много интересных троп. Например,  эпитеты «рассеянная буря», «таинственный гром», «алчная земля», «ликующий день» и др. В первой строфе стихотворения присутствует анафора – единоначатие:

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Во второй же строфе мы можем заметить намеренное повторение автором гласных звуков – ассонанс. В данном случае – повторение гласного звука «О»- создает звуковой образ бури. Мы как бы слышим гром, нам страшно, и невольно вырываются звуки страха и восторга –междометия «О» и «А».

Ты небо недавно кругом облегчала,

И молния грозно тебя обвивала,

И ты издавала таинственный гром.

Описывая недавно бушующую бурю, автор использует ассонанс.

                             Автор словно участвует в действии своего стихотворения. В третьей строфе можно увидеть  индивидуально-авторское сочетание слов: «Довольно, сокройся!» Так автор словно возомнил себя повелителем бурь, приказывая туче скорее умчаться прочь.

                             В стихотворении присутствует и языковое средство – категориальное различие времен глаголов. Автор описывает в стихотворении два действия: прошедшую бурю и оставшуюся тучку. Следовательно, властвовавшая несколько минут назад буря уже окончилась, значит и употребляет автор прошедшее время для глаголов, связанных со стихией (облегала, обвивала, издавала, пошла). Но теперь настала новая, тихая и спокойная пора, когда туча осталась одна и осуществляет последние свои действия (несешься, наводишь, печалишь).

 

 

Работа Дубровской Ксении,

ученицы 9 класса НОУ «Ломоносовская школа»

Западного административного округа г. Москвы.

 

                                     Стихотворение «Туча» относится к последнему этапу творчества А.С. Пушкина. В стихотворении изображена пейзажная картина, очень динамичная. Движение, развитие дается через антитезу, которая передается настоящим и прошедшим временем глаголов. Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе образ лирического героя проникнут чувством одиночества. Повторение слова «одна» и анафора стилистических фигур («унылую тень» – «ликующий день») еще раз подчеркивают чувства лирического героя.

                           Во второй строфе лирический герой погружается в мысли о прошлом. Это передается использованием глаголов прошедшего времени («облегала», «издавала», «обвивала», «пошла»). Для придания эксцентричности, приподнятости настроения автор использует лексическую анафору ( и…, и …)  и частый повтор слова «ты». Также мы можем наблюдать восклицания в 1 и 3 строфе. В третьей строфе лирический герой обращается к туче («Довольно, скройся!) Эта просьба кажется нелогичной в свете произошедших событий. Но далее это объясняется использованием прошедшего времени глаголов («миновалась», «промчалась»).

Очень интересна лексика стихотворения. Слово «лазурь» употреблено в значении яркого, голубого неба. «Алчная» – жаждущая, просящая влаги. В сочетании с существительным получается олицетворение. Слова «миновалась», «скройся», «древес» – архаизмы. Они используются для сохранения ритма и рифмы стихотворения.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с использованием парной рифмы (мужской и женской).

Образы в стихотворении являются не только символическими, но и аллегорическими. Возможно, под бурей подразумевается какое-то бурное чувство, оставившее след в душе поэта. Или это своего рода обращение к царю. Александр Сергеевич напоминает ему о декабристском восстании. Он надеется на освобождение сосланных декабристов.

Если это так, то образ тучи в этом стихотворении является нетрадиционным для поэтического языка первой половины 19 века. Туча обозначала опасность («Повесть о полку Игореве», «Руслан и Людмила»). Я считаю, что А.С. Пушкин нашел новое звучание и расширил значение слова «туча».

 

II. История русского языка

Олимпиадное задание

 

1. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

трясти – трус; крыша – кровля

 

Работа Цаплиной Елизаветы,

ученицы 9 класса общеобразовательной школы № 1285

Северо-Западного  административного округа г. Москвы.

 

          «Трясти» – «трус»: Эти слова являются близкими «родственниками», т.к.  трус обычно трясется от страха, как будто его кто-то трясет.

                    «Крыша» – «кровля»: эти два слова тоже родственные, т.к. крыша – это дом, кров в переносном смысле («иметь крышу над головой» значит иметь дом), слова «кров» и «кровля» - однокоренные, следовательно, слова «крыша» и «кровля» – «родственники.

 

 

Работа Зверева Алексея,

ученика  8 класса гимназии № 1528

Зеленоградского округа  г. Москвы.

 

Трус – это тот, кто трясется при испуге. Недаром в своем словаре Даль указывает еще одно значение этого слова: трус – «дрожь» земли, землетрясение. Слова «трус» и «трястись» в древности писались через  «юс малый», обозначавший особый носовой звук.  В процессе развития языка этот звук, как и звук, обозначавшийся  «юсом большим», утратился, и им на смену пришли /о/, /у/, /j,у/ и  /j,а/ (/,а/, /,у/).

Крыша – это то, что закрывает верхнюю часть дома. Недаром крышу называют также кровлей и наоборот, эти слова являются синонимами, и крышу не просто делают, а именно “кроют”. О//Ы простое чередование гласных, также, как и ш//вл.

 

Работа Рогачевой Анны,

ученицы 9 класса общеобразовательной школы № 1739  Зеленоградского административного округа г. Москвы.

 

Слова «трясти» и «трус» являются родственными. Как видим, у них похожие корни: «тряс» и «трус», различающиеся только гласными. Для того, чтобы доказать их общность, докажем общность их значения. В самом деле: трус – тот, кто дрожит, «трясется от страха». Налицо родство корней. Что до буквы «у» в слове «трус», то она изначально входила в состав суффикса

 «-ус-», позже вошедшего в состав корня (ср. «оболтус», «тунгус», даже «француз» – только здесь произошло озвончение «с».

Крыша» и «кровля» – тоже родственные слова, произошедшие от глагола «крыть» (в однокоренном ему слове «покрывать» происходит чередование суффиксов «-ы-» (-ыва-). Почему же в двух словах, произошедших от одного слова и имеющих одно значение (то, что покрывает дом сверху) разные исторические суффиксы? Полагаю, дело в том, что эти слова были образованы хоть и от одного глагола, но в разных областях России. Так, «крыша» - на севере, «кровля» - на юге.

У меня есть еще одна версия происхождения слова «кровля». По аналогии с «торговля», «травля» оно изначально означало сам процесс покрытия крышей, ее наложения (как «торговля» и «травля» означают сами процессы торга и затравливания (преследования)), но потом потеряло это значение и стало означать то же, что и «крыша», хотя и имело изначально суффикс «-ль-», указывающий на процессуальность

 

V. Современный русский язык

Олимпиадное задание

 

1. Даны слова: просинец,  сечень,  сухий, березень, травень, изок, червень, зарев (серпень), рюин, груден, студен. Предположите, что обозначает каждое из них. Кратко поясните лексическое значение слова.

 

Работа Аксенова Сергея,

ученика 9 класса гимназии № 1554

Северо-Восточного округа г. Москвы

 

Данные слова – названия месяцев на старославянском языке. Некоторые из них частично сохранили свое название в современных белорусском украинском и некоторых других языках славянских народов.

«Просинец»(январь) – холодный зимний месяц, люди просили тепла у солнца.

«Сечень» (февраль) – получил свое название от секучих морозов.

«Березень» (апрель) – появляются первые листья на березах.

«Травень» (май) – вовсю зеленеют травы.

«Червень» ( июль, иногда июль) – от «червоного», красного цвета: созревают яблоки, ягоды.

«Зарев» (август) – красивые зарева, закаты; второе название «серпень» – от серпа, в августе идет уборка урожая хлеба.

«Груден» (ноябрь) – от слова «груда» – замерзшая земля.

«Студен» (декабрь) – был назван так за студеную погоду.

В других языках названия могли сильно измениться или перейти с одного месяца на другой (например, в украинском языке месяцы и их названия немного» сдвинуты» по кругу: березень – май, травень – июнь и т.д. Возможно, это связано с небольшим различием погодных условий.

 

Олимпиадное задание

2. В указанных словах определите окончание: чего-нибудь, растаявшему снегу, четырьмястами бусинками.

 

Работа Князевой Галины,

ученицы 9 класса общеобразовательной школы № 1290

Восточного административного округа г. Москвы.

«Чего-нибудь» – неопределенное местоимение что-нибудь в родительном падеже.

Растаявшему (какому?) снегу словосочетание (причастие + сущ.) растаявший снег в дательном падеже.

Четырьмястами бусинками – словосочетание (числительное + сущ.) в творительном падеже. Числительное четыреста имеет две основы: - четыре- и -ста- , значит оно имеет два окончания.

 

Олимпиадное задание

3. Слова «достоин» и «удостоен» имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово «удостоен» пишется через букву «Е»? Свой ответ аргументируйте.

 

Работа Рогачевой Анны,

 ученицы 9 класса общеобразовательной школы № 1739  Зеленоградского административного округа г. Москвы.

 

Хотя слова «достоин» и «удостоен» родственные, одно из них пишется через «и»,  другое – через «е».

Это объясняется разницей их значений, а значит выбором разных суффиксов. «Достоин» (полн. форма слова «достоин» «достойный»,  мы видим чередование в данных формах слов чередование  й//и) – значит обладает какими-то качествами (умением, опытом, добротой и т.д.) делающими кандидатуру того, кто достоин приемлемой для чего-либо.

 А слово «удостоен» - значит тот, кто удостоен, у кого  признали вышеописанные  качества, поощрили его за них, т.е. совершили действие над ним: «удостоен» – страдательное причастие в краткой форме (от «удостоенный»).

«Достоин» же – краткое прилагательное (от полной формы «достойный»): оно просто обозначает присущее описываемому качества без указания на какое-либо действие. А суффикс «-ин-» - суффикс только прилагательного, в то время, как суффикс «-ен-»       (-енн-) – в основном суффикс причастия (чаще всего).

Именно поэтому в родственных словах «достоин» и «удостоен» пишутся разные гласные в безударной позиции. Это разные части речи и у них  разные суффиксы.

 

Олимпиадное задание

4. Запишите по памяти несколько высказываний (стихотворных строк) выдающихся русских писателей, поэтов, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.

 

Работа Колесниковой Анастасии,

 ученицы 9 класса общеобразовательной школы № 1080

 Восточного административного округа г. Москвы.

Язык, которым Российская держава повелевает, имеет такое могущество, красоту и силу, что ни одному европейскому языку не уступает. (М. Ломоносов)

Русский язык чрезвычайно богат, живописен и глубок для выражения простых, естественных понятий. В том, что русский язык – один из богатейших в мире, у меня нет никаких сомнений (В.Г. Белинский)

Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, уметь владеть им. (Н.А. Добролюбов)

Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. (И.С. Тургенев)

Нет слова, которое было бы так замашисто, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово (Н.В. Гоголь)

 

10 класс

 

Олимпиадное задание

I. Работа с текстом художественного произведения

Проведите  лингвистический анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы».

 

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Все злей метель и с каждою минутой

Сердце рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию  дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

 

Работа Бородавкиной Марины,

ученицы 10 класса НОУ «Ломоносовская школа»

 Западного административного округа г. Москвы.

 

Стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы» было написано в начале 80–х годов. Уже в 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека с природой. Он создает целые циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море», в которых через картины природы читатель и  лирический герой постигают правду о человеке. В этом смысле стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» очень характерно.

Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов», применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике.

В голосе Фета слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы»

Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями). Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи.

Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне»). Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода – веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, трагическая любовь к Марии Лазич).

Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека.

 

 

 

Работа Смоленцевой Дарьи,

ученицы 10 класса НОУ «Ломоносовская школа»

Западного административного округа г. Москвы.

 

Перед нами развернута метафора. Философско-психологический подтекст стихотворения очевиден. Дуб – символ стойкости, крепости, силы. Береза - символ жизнеспособности, противостояния невзгодам гибкости, жизнелюбия. Опорными словами являются  зима – невзгоды, весна – полнокровная свободная жизнь. Речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.

Стихотворение дышит движением, а ни одного слова, непосредственно выражающего движение, в нем нет. В большей степени стихотворение уникально тем, что два очень разных событийных ряда сходятся в одной эстетической реальности. Наиболее сильна в эмоциональном отношении концовка, в ней сосредоточена вся сила стихотворения. Художественный мир создан разнообразием ритмов, звуков и особым синтаксисом, т.е. напевным стилем. В первой строфе использованы назывные побудительные предложения, так как Фет стремился выразить всю сложность душевной жизни человека и природы. Во второй строфе закрывается кульминация в душе и в природе. В третьей строфе противительный союз меняет настроение лирического героя, и за картинами жестокой зимы чувствуется возрождение надежды. Стихотворение написано трехсложным амфибрахием с перекрестной ж/м рифмой.

Поэт раскрепостил слово и увеличил нагрузку на него – грамматическую, эмоциональную, смысловую. При этом смысловой единицей поэтического текста является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст. Само стихотворение представляет собой яркое лирическое переживание, мгновенную лирическую вспышку. Также в стихотворении использованы устаревшие формы: «жизнию», «сжимаяся». Чувствуется авторское присутствие: « напрасные на них застыли слезы», «скорбящая душа».

Фет воспринимается поэтом-символистом, который  как мудрец трагедию, боль, сострадание превращает в красоту. Именно в неистребимой способности все пропустить через сердце воспринимается его творчество».

 

 

II.  История русского языка

Олимпиадное задание

1. Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-.

Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки.

Русск.: пасека, падчерица; словацк.: pakľuč («отмычка»), pazvuk («призвук»).

 

Работа Бородавкиной Марины,

ученицы 10 класса НОУ «Ломоносовская школа»

 Западного административного округа г. Москвы.

 

В русском языке есть большое количества слов с приставкой па-. Например: пасека, падчерица, паводок, пагуба, пасынок, паперть.

Данная приставка имеет несколько значений: последствие, низшая степень, ненастоящий, пред. Пасека- последствие сеги, паводок – последствие таянья льда, падчерица и пасынок – не дочь и не сын, ненастоящие дети, падшая  - низшая степень падения, паперть – преддверие. в большинстве случаев приставка па-  ударная.

 

Олимпиадное задание

2. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

нож – заноза, завтрак – утро.

 

Работа   Суторминой Лидии,

ученицы 10 класса гимназии № 1541

Западного административного округа г.Москвы

 

Слова «завтрак» и «утро» родственные. Слово «завтрак» («за утро» или «за утраю») произошло от слова «утро». В данном случае мы наблюдаем название приема пищи по времени суток. Схожи с этим примером такие слова, как «полдник» (от «полдень») и украинское слово «вечеря», обозначающее «ужин» (от «вечер»). Даже не зная украинский язык, можно вспомнить, что в произведениях многих русских писателей (особенно Гоголя) герои «вечеряют» (то есть ужинают).

Слова «нож» и «заноза» также являются родственными. У них даже значения схожи: нож вонзается , например, в хлеб, в мякоть плода и т. д., а заноза вонзается в человеческую плоть. Слово «вонзиться» также является однокоренным  в этом ряду. Происходит чередование:

вонзиться - нож -  заноза  ( ж//з).

 

III.  Нормы русского литературного  языка

Олимпиадное задание

1. Вставьте в слова пропущенные буквы и объясните, какому принципу орфографии подчиняется написание этих слов.

Стип…ндиальный;   изморо…ь;     изморо…ь;  о…дохнуть;   на стул…; син… (море),  слыш…т;  р…зыграть – р …зыгрыш, к…рзина, ст…кан, п…л…садник, к…мп…зиция;  ож…г руки – ож…г руку.

 

Работа Бородавкиной Марины,

ученицы 10 класса НОУ «Ломоносовская школа»

 Западного административного округа г. Москвы.

 

 «Морфология – грамматическое учение (учение о слове), включающее учение о структуре слова, о формах словоизменения, о способах выражения грамматического значения слова, а также это учение о частях речи и о способах их словообразования.

Орфография – система правил, устанавливающая единообразие написания слов и их форм, система правил о написании слов и их значимых частей, о слитном, раздельном, дефисном написании слов, об употреблении строчных и прописных букв, а также о правилах переноса слов с одной строки на  другую.

Морфология и орфография тесно связаны друг с другом, так как общим объектом  их изучения является слово. Ведущим принципом орфографии является морфологический принцип, которому подчиняется написание 1) безударных гласных, проверяемых ударением; 2) согласных на конце слова или перед другими согласными, например, дрозды – дрозд (ст); 3) окончаний существительных, прилагательных, глаголов, например, столом – стулом, стоишь – строишь; 4) некоторых приставок и суффиксов, например, подойти, подбежать – подходить (т).

В русском языке отклонение от морфологического принципа написания незначительно. Это фонетический принцип написания, традиционный (исторический) принцип написания и дифференцирующий принцип.

Фонетический принцип – написание слов, определяющееся их звучанием. Этому принципу подчиняется написание приставок: з (с), без (бес), воз (вос), из (ис), раз (рас), низ (нис), через (черес). Написание чередующихся гласных в корнях, а также написание гласных «ы», «и» после приставок. В приставках оканчивающихся на согласную, происходит замена «и» на «ы», например, игра – поиграть, но сыграть.

Традиционное написание – принцип написания слов, обусловленный традицией, но не обусловленный с точки зрения современного русского языка. Написание безударных гласных, непроверенных ударением, написание непроизносимых согласных, а также написание заимствованных слов.

Дифференцирующий принцип – различное написание слов, звучащих одинаково.

Руководствуясь этими правилами, можно определить к какому принципу написания относятся следующие слова:

стипендиальный – это слово можно отнести и к морфологическому принципу написания (безударная гласная, проверяемая ударением), и к традиционному принципу (заимствованное слово); изморозь – морфологический принцип; изморось – морфологический принцип; отдохнуть - морфологический принцип; на стуле - морфологический принцип; синее - морфологический принцип; слышат - морфологический принцип; разыграть – розыгрыш – фонетический принцип; корзина – исторический принцип; стакан – исторический принцип; палисадник – исторический принцип; композиция – исторический принцип; ожог руки  - ожег руку – слова омофоны, дифференцирующий принцип написания».

 

Олимпиадное задание

2. Русская этикетная система сегодня ещё не установлена: старая система обращений нарушена, а новая пока не создана.  Как вы относитесь к обращению «товарищ» и  «господин» («госпожа»)?  Приведите аргументы «за» или «против» такого этикетного обращения, представив, что вы являетесь участником научной конференции.

 

 

Работа  Галагоц Татьяны,

ученицы 10 класса школы № 1692

 Зеленоградского округа г. Москвы.

 

Сейчас можно услышать совершенно разные формы обращений. Кто-то говорит «товарищ», кто-то говорит «господин»… Попробуем сравнить два эти обращения. Итак, обращение «товарищ» осталось у нас со времен СССР, когда проповедовались всеобщее равенство и братство. Что ж, оно легко, удобно, делает собеседника ближе, вы чувствуете себя наравне с ним. Однако есть в нем что-то неискреннее, неестественное. Ведь, представьте, вы разговариваете с человеком, которого совершенно не знаете. Как же можно называть его «товарищ»? Мне кажется, это будет звучать несколько фамильярно. А уж полным абсурдом представляется обращение «товарищ президент»! Тут, конечно, гораздо больше подходит «господин президент». Но, с другой стороны, нельзя же ко всем обращаться, как к «господам». Начинаешь чувствовать себя «приниженным», как будто заискиваешь перед ними. Вот и получается, что ни одно из этих обращений в полной мере современным требованиям не отвечает. К тому же, кто-то может сказать, что «товарищ» -  «пережиток советского времени», и тут же найдется человек, который назовет обращение «господин» слишком архаичным, достойным разве что дореволюционной России. По-моему, пока не создана и не установлена новая этикетная система, можно употреблять оба эти обращения, просто зная, где каждое из них будет уместным».

 

IV.  Язык художественного произведения

Олимпиадное задание

1.

« - Я эфтим хочу сказать, милостивый государь, (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволено пренебрегать школьными правилами)…».

     Почему неправильные, с точки зрения русской грамматики слова, воспринимались «тузами» как типично «русские»? Объясните происхождение выделенных в тексте слов. С какой целью Павел Петрович их употребляет?

 

 

Работа Смоленцевой Дарьи,

ученицы 10 класса НОУ «Ломоносовская школа»

 Западного административного округа г. Москвы.

 

 «Эфтим», «эфто», «эхто» - устаревшие формы местоимений. С точки зрения современной русской грамматики эти слова неправильны. Павел Петрович употреблял их для того, чтобы вызвать Базарова на «поединок» и доказать ему, что он коренной русский, поэтому лучше понимает проблемы народа. С точки зрения истории, эти местоимения употреблялись с указательными частицами, а предлог «в» употребляли перед и после текста. Но произошло оглушение и вместо (в) говорили (ф) или (х) в диалектах. Таким образом можно объяснить их происхождение и цель, с которой Павел Петрович их употреблял.

 

11 класс

 

I. Работа с текстом художественного произведения.

Олимпиадное задание

Выразительно прочитайте стихотворение И. Северянина « Тишь двоякая». Проведите  лингвистический анализ стихотворения.

 

Тишь двоякая

Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна -
Архангельская тишина.

 

Работа Карповой Юлии,

ученицы 11 класса общеобразовательной школы № 325

Центрального административного округа г. Москвы.

 

Игорь Северянин выбрал необычное название для стихотворения – «Тишь двоякая». С одной стороны, читатель может услышать ее, тишина описана так «подробно», в ней содержится много всего, начиная от «всхлипов клюквенной трясины» и заканчивая «хрустами снежной парусины». Казалось бы, ну что особенного может быть в тишине? Но только на первый взгляд может показаться, что тишина безжизненна и уныла, не зря Игорь Северянин относился к поэтам «серебряного века», ведь он смог заставить читателя не только услышать тишину, но и «увидеть», почувствовать ее…

Высокая стоит луна.

Высокие стоят морозы.

Анафора «высокая» довольно необычна для первых строк. Хочется поднять голову и увидеть эту луну, ощутить такой мороз. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием кольцевой композиции. Это помогает автору раскрыть идею: описать тишину так, чтобы в ней был различим каждый звук. Аллитерация звуков «ш», «ж», «х» создает эффект хруста, шороха, всхлипов. Если читать стихотворение вслух, действительно можно это услышать. Неполное предложение с пропущенными сказуемыми также помогают создать некий образ тишины. Поэт повторяет слово «слышна», чтобы еще раз обратить внимание читателей: так тихо, что тишину можно услышать. и эта всепоглощающая тишина позволяет услышать «далекий скрип обозов». Тире подводит итог всего того, что «находится в «Архангельской тишине». Интересно сравнение снега со «снежной парусиной», то есть снег белый, как парус корабля  в море.

Она сложна, она видна:

В ней всхлипы клюквенной трясины.

Двоеточие доказывает, что она действительно видна по происходящему вокруг. Эпитет «тихие» подчеркивает, что даже крылья стараются не нарушать этот покой.

Сложно рассказать о тишине, если чаще всего она ассоциируется с мертвенностью, вечным покоем. Но тишина, «подслушенная» поэтом  другая – это неторопливое течение жизни, сон и пробуждение, отсутствие тревожного, напряженного потока будничных дел. Использованные приемы и фигуры дополняют образ этого сложного явления, названного тишиной.

 

 

 

 

Работа Дашиной Виктории

 ученицы 11 класса общеобразовательнойшколы № 1930

Юго-Восточного административного округа г. Москвы

 

Стихотворение И. Северянина «Тишь двоякая построено на системе взаимосвязанных перекликающихся образов. Важны не столько отдельные слова или словосочетания, сколько те ассоциации, которые они порождают у читателя. Мы словно окунаемся в иной мир, оказываемся в заснеженной российской глубинке, где вглядываемся и вслушиваемся в тишину,  «тишь двоякую». «Говорящим» является само название стихотворения. Что значит «тишь двоякая»? И вообще, как можно тишину слышать, ведь тишина – это отсутствие всяких звуков?! А вот у Северянина эта самая тишина складывается из «всхлипов клюквенной трясины», из скрипа обозов и «хруста снежной парусины», т.е. проще говоря хруста снега под ногами. Северянинская тишина «видна»; это не безмолвие и не просто сочетание звуков, это особое ощущение, особая атмосфера, витающая над архангельскими просторами.

 

Говорящими» являются эпитеты, используемые потом для описания представляемой им картины: «высокая луна» - это потому, что луна на севере кажется далекой, расположенной высоко-высоко на небе; «высокие морозы» - значит, морозы лютые; «всхлипы клюквенной трясины» - эта фраза повествует о многом. Во-первых, о том, что летом на болотах в архангельской глубинке растет клюква, о том, что трясина издает странные звуки, похожие на всхлипы, навевающие тоску. «Тихих крыльев белизна» - это, вероятно, сказано об ангелах, глядящих с древних архангельских икон. Из всего этого и складывается «тишь двоякая», «архангельская тишина», архангельский, ни с чем не сравнимый дух.

 

Стихотворение написано в таком темпе, с использованием таких приемов построения фразы и предложения, что у читателя создается ощущение неспешного течения времени, покоя. Короткие законченные предложения придают определенность всему сказанному поэтом. Используется прием, когда несколько строк начинаются с одной и той же фразы (одного слова), что подчеркивает особенности описываемого предмета (или явления), и, кроме того, придает стихотворению некоторое сходство с простой, задушевной песней».

 

II. История русского языка

Олимпиадное задание

1.Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

 

 

 

Работа Дашиной Виктории,

 ученицы 11 класса общеобразовательной школы № 1930

Юго-Западного административного округа г. Москвы

 

Слова «дуть» и «надменный» являются однокоренными, общий корень д – дм. от глагола «дуть» образовался глагол совершенного вида «надуть». Надуть можно щеки, губы. Все это особенность надменного человека. От слова «надуть» образовалось «надутый», уже более схожее со словом «надменный».

 «Горло» и «ожерелье» - тоже родственные слова, бывшие когда-то однокоренными и объединенные по смыслу. Ожерелье надевают на шею, т.е. на горло. В древности действие, обозначающее обертывание вокруг какого-то предмета (или существа), в словообразовании отражалось приставкой о-: опоясывать, окружить. В слове «ожерелье» «о» несет тот же смысл – обернуть вокруг горла. Согласные «г» и «ж» несколько созвучны и могут быть заменены одна другой, т.е. данные два слова могли иметь общий корень гор – жер с чередованием звуков».

 

V.  Язык художественного произведения

Олимпиадное задание

1.Объясните, какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

 

Работа Голубевой Яны,

ученицы 11 класса Ломоносовской школы №

Юго-Западного административного округа г. Москвы

 

Тире здесь – средство художественной выразительности:

1) спутанные, рваные мысли; обрывки мыслей в голове;

2) при чтении с листа – художественная иллюстрация шпал, (вроде «лесенки» Маяковского – примерно такой же авторский прием, не смотря на всю непохожесть стилей Цветаевой и Маяковского);

3) мысли пролетают в голове лирического героя, как образы за окном быстро едущего поезда.

 

V. Современный русский язык 

Олимпиадное задание

1.Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль

Работа Карповой,

 ученицы 11 класса школы № 335

Центрального административного округа г. Москвы

 

Сербохорватский, украинский и русский языки – «родственники». Но поскольку буква «ф» пришла позже, то сначала использовали (кв) или (п), которые заменяли отсутствующую «ф». Вообще говоря, руссий язык претерпел множество изменений за время своего существования: раньше было 44 буквы, стало 33. А в 1708 году Петр I провел реформу и ввел гражданский шрифт. В 1710 году проходит первая реформа русской графики, Петр I утвердил образец нового шрифта азбуки и убрал некоторые буквы: ферт (оставил фиту), кси, пси, омега, ижица. Ввел букву «э», а вместо юс (малого …) ввел букву «я». Петр I утвердил прописные и строчные буквы.

 

VI. Творческая  работа

Олимпиадное задание

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Выскажите отношение к этим словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе.

 

Работа Югай Натальи,

ученицы 11 класса общеобразовательной школы № 1944

Северо-Западного административного округа г. Москвы

 

         «Что это значит – русская речь? Что это значит  - родное слово? Каждый день сотни их вылетают из наших уст. Что же это – то, что я говорю? что слышу?

            Это память многих веков. Десятки народов приложили руку к созданию одного языка. И он хранит память об их прикосновениях, о лицах, событиях… За вполне будничным оборотом речи может стоять воспоминание о делах «давно минувших дней» - горьких ли, радостных ли.

              Это – безошибочное узнавание. В Европе и Азии, на крайнем севере и на жарком юге происходит одно и то же: ухо выхватывает их гула толпы звуки родной речи – и теплеют глаза, расцветают улыбки: свой…

              Это – инструмент. Самый капризный и самый благодарный, сам – произведение искусства; верно служащий лишь тем, кто посвятил себя служению ему…

               Это люди, его защищавшие. Молодой князь Александр Ярославович на льду Чудского озера. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на подступах к занятой поляками Москве. Ополчение страшной зимы сорок первого года… Все, кто «под пулями мертвым» ложился, стоял на пепелище своего дома, брал оружие и шел вперед. Чтобы сохранить, спасти, уберечь. И вот эту речь свою, кровью и пламенем оплаченную, мы тратим изо дня в день, медленно, по капле…

               Может быть, стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» сегодня актуально, как никогда. Ибо мужество необходимо нам для подвига долгого, изнуряющего, ежедневного – спасения  «свободного и чистого» слова от тех, кто берется за него грязными руками, калечит его, убивает – медленно, изо дня в день… По капле. Но капля ведь не источит гранитную скалу.  а миллионы и миллионы капель?..»

   

 

Работа Козловой Юлии,

ученицы 11 класса общеобразовательной школы № 134

Северного округа г. Москвы

 

               « Русский язык, русская речь – национальное богатство русского  народа. Пожалуй, это один из красивейших, но и сложнейших языков мира. как много стихотворений, рассказов посвящено русскому языку. Во многих своих произведениях писатели воспевают русскую речь. Ведь это не только средство общения, но и история, культура нашей страны.

                 Формирование современного языка уходит корнями в глубокую древность. С тех пор многое изменилось: появилось немало заимствованных слов, многие вышли из употребления.  Но для сохранения нашей русской речи требуется немало усилий. В основном, появление огромного числа новых слов связано с открытием новых международных отношений.

                Сейчас русская речь сильно засорена. Но деле не только в обилие иностранных слов. У многих в разговоре присутствуют слова – паразиты такие, как «ну», «типа», «э-э-э-э» и другие. Поражает огромное использование нецензурной лексики, что лишний раз подтверждает отсутствие культуры у некоторого числа людей.

                 Если вовремя не спохватиться, то может случиться непредвиденное -  заполоненный иноязычными  словами, русский язык может исчезнуть как единица. И как говорил А. Толстой: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Эти слова останутся актуальными на многие столетия».

 

Hosted by uCoz