назад

 
 

Государственное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»

 

Предметная олимпиада школьников "Абитуриент"
по русскому языку.

2007 год

1.    Укажите слова с О в корне

реш...тка,  ж...рнов,  ж...нглер,  ш...мпол

(2 балла)

2.    Укажите слова, которые пишутся через дефис

(пол) апельсина,

выполни (на) это задание,

разговаривал (по) испански,

выдать уголь (на) гора

(2 балла)

3.    В каких случаях НЕ пишется слитно?

далеко (не) правильный ответ,

совсем (не) известный спектакль,

(не) окутанный туманом лес,

(не) кипяченая вода.

(2 балла)

4.    В каких словах пропущена буква И?

Отделкой золотом бл...стает мой кинжал.

Выч...тание – действие, обратное сложению.

Ты не угада...шь, кого люб...шь.

Звуки то зам...рали, то прибл...жались.

(2 балла)

5.    В каких словах пишется ПРЕ?

пр...зентация, пр...слуга, камень пр...ткновения, пр...сяга

(2 балла)

6.    В каких словах пишется одна буква Н?

медлен...ое движение

нечесан...ые волосы

отчаян...ый поступок

неразрешен...ая проблема

(2 балла)

7.    В каких словах пишется частица НИ?

н... чуть не увлекательная история

н... чего не пропустил

н... о чем не думал

н... с кого спросить

(2 балла)

8.    В каких предложениях ставится тире?

1)  В комнате были только раскладная парусиновая кровать и деревянный некрашеный пол.

2)  Уйдёшь с занятий останешься на второй год.

3)  Она подошла к окну и увидела Петр Дмитриевич неторопливо разгуливал по аллее.

4)  Увидеть эту картину вот цель нашего путешествия.

(2 балла)


 

9.    В каких предложениях пропущено двоеточие?

1)  Иметь верных друзей истинное счастье.

2)  Меня любили все члены семьи и мать, и отец, и старшие сестры.

3)  Я оглянулся самолет стремительно рванул вверх.

4)  Я знаю он не хочет возвращаться назад.

(2 балла)

10.  Установите причину обособления приложения в предложении:

И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра.

1)  Относится к собственному имени.

2)  Относится к нарицательному существительному и стоит после него.

3)  Имеет добавочное значение уступки.

(3 балла)

11.  Укажите предложения, в которых обороты с союзом КАК не выделяются запятой

1)  Чудная картина как радостная весточка.

2)  Он как очумелый бросился назад.

3)  Он как герой войны был принимаем всеми.

4)  Елена как и другие девушки приняла его за кого-то другого.

(2 балла)

12.  Укажите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов

1)  Поезд прибыл согласно расписания.

2)  Он обрадовался встречей с выпускниками.

3)  Дом рассохся от старости.

4)  Встаньте в очередь.

(2 балла)

13.  Найдите предложения с грамматической ошибкой

1)  Газету «Комсомольскую правду» можно выписывать в конце этого квартала.

2)  Выпускники школ готовились к олимпиаде считавшийся важным этапом для поступления в университет.

3)  Помещики заставляли крепостных работать и по выходным дням.

4)  Мы мечтаем разобраться с тайнами о Кузнецкой крепости.

(2 балла)

14.  Найдите предложения, в которых допущены ошибки при употреблении фразеологических оборотов

1)  По словам Чацкого, «дым отечества всем сладок и приятен».

2)  Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

3)  Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока.

4)  Еще одно белое пятно стерто с карты Антарктиды.

(3 балла)

15.  Укажите соответствие слову «гренадер»?

1)  Огнеупорный материал.

2)  Солдат, вооруженный гранатами.

3)  Сумка для переноски охотничьей добычи.

4)  Млекопитающее, рода верблюдов.

(2 балла)

16.  Укажите, как называется раздел науки о языке, изучающий особенности языка определенной местности.

________________________________________________________________________________

(3 балла)


 

17.  Зачерните слово, являющееся лишним в синонимическом ряду?

Близкий, недалекий, придвинутый, переломный.

(2 балла)

18.  Подберите к данным словам синонимы

альтернатива______________________________

критерий_________________________________

перспектива______________________________

претензия________________________________

(4 балла)

19.  Подберите современные слова к указанным архаизмам

1)  отроковица_____________________________

2)  пестовать______________________________

3)  крамола________________________________

4)  ланита_________________________________

5)  миро__________________________________

6)  юродивый_____________________________

(6 баллов)

20.  Определите написание (слитно, раздельно или через дефис) наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов

1.  (в) пятером

2.  (без) спросу

3.  (в) течении года

4.  (на) счет путешествия

5.  иметь (в) виду

6.  (из) под дивана

(3 балла)

21.  Расставьте знаки препинания в предложениях

1)  У него в сундуке лежат кольца и брошки и чайные ложки.

2)  Он сообщил что по словам хозяина дома вышеупомянутый господин не живет по этому адресу.

3)  Вы сами понимаете что означает потеря такого документа и какие выводы могут быть сделаны.

4)  В ясный день отсюда можно было видеть лежавший в широкой речной излучине город.

5)  Казаки не стреляли и были не дальше пяти шагов.

6)  Ехал сюда рожь начинала желтеть.

(6 баллов)

22.  Какое из однокоренных слов является причастием?

1)  перечитать

2)  перечитывая

3)  перечитывающий

(2 балла)

23.  Выделите предложения, имеющие в своем составе наречия в сравнительной степени

1)  Разгоревшееся пламя греет теплее и жарче.

2)  Во дворе стоял барак теплее маленькой дачи, стоявшей неподалеку.

3)  Лето в этом году теплее, чем в прошлом.

(2 балла)


 

24.  Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

[ ] , (подчинительный союз)

1)  Если он захочет это выполнить то он нарушит даже клятву.

2)  Он отмахнулся от него и не сказал почему.

3)  Вчера мы видели как за окном ярко вспыхнуло зарево.

(2 балла)

25.  В данном тексте вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания

Под  лё(г,к)ким  дун…вением  ветра  море  вздраг…вало  и  покрываясь  ч…рной  ряб…ю  осл…пительно  отр…жавш…й  со…нце  улыбалось  прозрач…ному  небу  тыс…чами  с…ребр…ных  улыбок.  В  глубок…м  пространств…  между  м…рем  и  небом  носит…ся  в…сёлый  плеск  волн  в(з,с)б…гавших  одна  за  другою  на  пологий  бер…ж…к  песч…ной  косы.  Этот  блеск  со…нца  тыс…ч…кратно  отраж…ного  ряб…ю  моря  гармонич…но  сл…ва…т…ся  в  (не) пр…рывное  дв…жение  полное  ж…вой  радост….  Со…нце  было  счас…ливо  тем  что  св…тило  море  тем  что  отр…жало  его  лику…щий  свет.  В  песок  к…сы  усе…ной  рыб…ей  чешуей  были  в(з,с)тавл…ны  дер…вян…е  колья  на  них  в…сели  сети  отбрас…ва…щие  от  себя  п…утину  теней  зат…мня…щих  песч…ную  к…су.

(10 баллов)

26.  Укажите слова, в которых ударение падает на первый слог.

1)    августовский                                                6)    гренки

2)    догмат                                                           7)    йогурт

3)    жалюзи                                                          8)    загодя

4)    издали                                                           9)    издревле

5)    ирис                                                               10)  квашение

(3 балла)

27.  Какое из слов отличается от других по составу?

1)  пушинка;

2)  трещинка;

3)  морщинка;

4)  овчинка;

5)  соломинка.

(2 балла)

28.  Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа:

сандалии_________________________________

лимоны__________________________________

щупальца_________________________________

блюдца__________________________________

кочерги__________________________________

(2 балла)

29.  Восстановите исходную форму цитаты, использованной в газетном заголовке. Укажите автора и произведение.

1)  И скучно, и грустно, и некому «Волгу» продать______________________________________

2)  Хождение по внукам____________________________________________________________

3)  Луч света в сером царстве_______________________________________________________

4)  Я вам куратора в Вольтеры дам___________________________________________________

5)  Не хочу учиться, не хочу трудиться________________________________________________

6)  Я бы в брокеры пошел__________________________________________________________

(6 баллов)


 

30.  Укажите правильный вариант расстановки запятых в данных ниже предложениях.

Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целеустремленной. При этом (3) холодной, заносчивой и аристократически наивной. Например (4) она считала деньги тяжким бременем.

1)  1, 2, 3, 4                                                                3)  1, 2, 4

2)  1, 2, 3                                                                    4)  2, 4

(2 балла)

31.  Прочитайте текст и выполните задания 31.1 – 31.8.

(1)Читатель, я думаю, уже заметил, что Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился. (2)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (3)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (4)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно в душе поподличает в меру перед первым. (5)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (6)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (7)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (8)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (9)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (10)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! (11)"Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется". (12)Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (13)"Эхе-хе", - думаешь себе...

(Н.В. Гоголь)

31.1.   В каком предложении автор использует литоту?

1)  2                   2)  5                   3)  6                        4)  10

(1 балл)

31.2.   Определите стиль и тип речи текста.

1)  разговорный стиль; повествование

2)  художественный стиль; повествование

3)  художественный стиль; рассуждение

4)  публицистический стиль; описание

(1 балл)

31.3.   В каком предложении обыгрывается известный фразеологизм?

1)  1                   2)  3                   3)  6                        4)  10

(1 балл)

31.4.   Из предложений 2-3 выпишите слова, которые образованы приставочным способом.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(1 балл)


 

31.5.   Из предложений 5-7 выпишите действительное причастие настоящего времени.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(1 балл)

31.6.   Сколько простых словосочетаний со связью примыкание входит в состав 11-гo предложения?

_________________________________________________________________________________

(1 балл)

31.7.   Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, в составе которого есть односоставные предложения: безличные и неопределенно-личные. Напишите его номер.

_________________________________________________________________________________

(1 балл)

31.8.   Напишите сочинение-размышление (отзыв, эссе) по прочитанному тексту. Выскажите свое мнение о содержании текста: является ли тема, поднятая автором, актуальной сегодня? Во всем ли вы согласны с автором? Разделяете ли вы точку зрения автора? Покажите связь с современностью. Аргументируйте свой ответ. Объем сочинения не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

(6 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Городская олимпиада школьников «Абитуриент» (1-й этап)

по русскому языку.

2007год.

 

 

Задание №1

Какие языковые средства актуализируют художественное пространство в этом лирическом произведении, как оно связано с эстетической задачей? Как бы вы определили характер этого пространства?

Н. Гумилев

 

Детство

 

Я ребенком любил большие,

Медом пахнущие луга,

Перелески, травы сухие

И меж трав бычачьи рога.

 

Каждый пыльный куст придорожный

Мне кричал: «Я шучу с тобой,

Обойди меня осторожно

И узнаешь, кто я такой!»

 

Только дикий ветер осенний,

Прошумев, прекращал игру, -

Сердце билось ещё блаженней,

И я верил, что я умру

 

Не один - с моими друзьями,

С мать-и-мачехой, с лопухом,

И за дальними небесами

Догадаюсь вдруг обо всём.

Я за то и люблю затеи

Грозовых военных забав,

Что людская кровь не святее

Изумрудного сока трав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

 

Укажите авторов и названия произведений, послуживших источниками следующих крылатых выражений.

 

         Смеяться, право, не грешно

          

         Над всем, что кажется смешно.

 

         Срывать цветы удовольствия.

 

         Старик Державин нас заметил

 

         И, в гроб сходя, благословил.

 

         смешение языков французского с нижегородским.

 

         Задание №3

 

          

Какое слово в этом ряду лишнее? Аргументируйте свой ответ.

Песенник, подъемник, спутник, телятник, ударник.

 

Задание №4

 

Какие части речи можно образовать от местоимений. Приведите

примеры.

 

 

 

 

Государственное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»

 

Предметная олимпиада школьников "Абитуриент"
по русскому языку.

2007 год

1.    Укажите слова с О в корне

реш...тка,  ж...рнов,  ж...нглер,  ш...мпол

(2 балла)

2.    Укажите слова, которые пишутся через дефис

(пол) апельсина,

выполни (на) это задание,

разговаривал (по) испански,

выдать уголь (на) гора

(2 балла)

3.    В каких случаях НЕ пишется слитно?

далеко (не) правильный ответ,

совсем (не) известный спектакль,

(не) окутанный туманом лес,

(не) кипяченая вода.

(2 балла)

4.    В каких словах пропущена буква И?

Отделкой золотом бл...стает мой кинжал.

Выч...тание – действие, обратное сложению.

Ты не угада...шь, кого люб...шь.

Звуки то зам...рали, то прибл...жались.

(2 балла)

5.    В каких словах пишется ПРЕ?

пр...зентация, пр...слуга, камень пр...ткновения, пр...сяга

(2 балла)

6.    В каких словах пишется одна буква Н?

медлен...ое движение

нечесан...ые волосы

отчаян...ый поступок

неразрешен...ая проблема

(2 балла)

7.    В каких словах пишется частица НИ?

н... чуть не увлекательная история

н... чего не пропустил

н... о чем не думал

н... с кого спросить

(2 балла)

8.    В каких предложениях ставится тире?

1)  В комнате были только раскладная парусиновая кровать и деревянный некрашеный пол.

2)  Уйдёшь с занятий останешься на второй год.

3)  Она подошла к окну и увидела Петр Дмитриевич неторопливо разгуливал по аллее.

4)  Увидеть эту картину вот цель нашего путешествия.

(2 балла)


 

9.    В каких предложениях пропущено двоеточие?

1)  Иметь верных друзей истинное счастье.

2)  Меня любили все члены семьи и мать, и отец, и старшие сестры.

3)  Я оглянулся самолет стремительно рванул вверх.

4)  Я знаю он не хочет возвращаться назад.

(2 балла)

10.  Установите причину обособления приложения в предложении:

И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра.

1)  Относится к собственному имени.

2)  Относится к нарицательному существительному и стоит после него.

3)  Имеет добавочное значение уступки.

(3 балла)

11.  Укажите предложения, в которых обороты с союзом КАК не выделяются запятой

1)  Чудная картина как радостная весточка.

2)  Он как очумелый бросился назад.

3)  Он как герой войны был принимаем всеми.

4)  Елена как и другие девушки приняла его за кого-то другого.

(2 балла)

12.  Укажите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов

1)  Поезд прибыл согласно расписания.

2)  Он обрадовался встречей с выпускниками.

3)  Дом рассохся от старости.

4)  Встаньте в очередь.

(2 балла)

13.  Найдите предложения с грамматической ошибкой

1)  Газету «Комсомольскую правду» можно выписывать в конце этого квартала.

2)  Выпускники школ готовились к олимпиаде считавшийся важным этапом для поступления в университет.

3)  Помещики заставляли крепостных работать и по выходным дням.

4)  Мы мечтаем разобраться с тайнами о Кузнецкой крепости.

(2 балла)

14.  Найдите предложения, в которых допущены ошибки при употреблении фразеологических оборотов

1)  По словам Чацкого, «дым отечества всем сладок и приятен».

2)  Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

3)  Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока.

4)  Еще одно белое пятно стерто с карты Антарктиды.

(3 балла)

15.  Укажите соответствие слову «гренадер»?

1)  Огнеупорный материал.

2)  Солдат, вооруженный гранатами.

3)  Сумка для переноски охотничьей добычи.

4)  Млекопитающее, рода верблюдов.

(2 балла)

16.  Укажите, как называется раздел науки о языке, изучающий особенности языка определенной местности.

________________________________________________________________________________

(3 балла)


 

17.  Зачерните слово, являющееся лишним в синонимическом ряду?

Близкий, недалекий, придвинутый, переломный.

(2 балла)

18.  Подберите к данным словам синонимы

альтернатива______________________________

критерий_________________________________

перспектива______________________________

претензия________________________________

(4 балла)

19.  Подберите современные слова к указанным архаизмам

1)  отроковица_____________________________

2)  пестовать______________________________

3)  крамола________________________________

4)  ланита_________________________________

5)  миро__________________________________

6)  юродивый_____________________________

(6 баллов)

20.  Определите написание (слитно, раздельно или через дефис) наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов

1.  (в) пятером

2.  (без) спросу

3.  (в) течении года

4.  (на) счет путешествия

5.  иметь (в) виду

6.  (из) под дивана

(3 балла)

21.  Расставьте знаки препинания в предложениях

1)  У него в сундуке лежат кольца и брошки и чайные ложки.

2)  Он сообщил что по словам хозяина дома вышеупомянутый господин не живет по этому адресу.

3)  Вы сами понимаете что означает потеря такого документа и какие выводы могут быть сделаны.

4)  В ясный день отсюда можно было видеть лежавший в широкой речной излучине город.

5)  Казаки не стреляли и были не дальше пяти шагов.

6)  Ехал сюда рожь начинала желтеть.

(6 баллов)

22.  Какое из однокоренных слов является причастием?

1)  перечитать

2)  перечитывая

3)  перечитывающий

(2 балла)

23.  Выделите предложения, имеющие в своем составе наречия в сравнительной степени

1)  Разгоревшееся пламя греет теплее и жарче.

2)  Во дворе стоял барак теплее маленькой дачи, стоявшей неподалеку.

3)  Лето в этом году теплее, чем в прошлом.

(2 балла)


 

24.  Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

[ ] , (подчинительный союз)

1)  Если он захочет это выполнить то он нарушит даже клятву.

2)  Он отмахнулся от него и не сказал почему.

3)  Вчера мы видели как за окном ярко вспыхнуло зарево.

(2 балла)

25.  В данном тексте вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания

Под  лё(г,к)ким  дун…вением  ветра  море  вздраг…вало  и  покрываясь  ч…рной  ряб…ю  осл…пительно  отр…жавш…й  со…нце  улыбалось  прозрач…ному  небу  тыс…чами  с…ребр…ных  улыбок.  В  глубок…м  пространств…  между  м…рем  и  небом  носит…ся  в…сёлый  плеск  волн  в(з,с)б…гавших  одна  за  другою  на  пологий  бер…ж…к  песч…ной  косы.  Этот  блеск  со…нца  тыс…ч…кратно  отраж…ного  ряб…ю  моря  гармонич…но  сл…ва…т…ся  в  (не) пр…рывное  дв…жение  полное  ж…вой  радост….  Со…нце  было  счас…ливо  тем  что  св…тило  море  тем  что  отр…жало  его  лику…щий  свет.  В  песок  к…сы  усе…ной  рыб…ей  чешуей  были  в(з,с)тавл…ны  дер…вян…е  колья  на  них  в…сели  сети  отбрас…ва…щие  от  себя  п…утину  теней  зат…мня…щих  песч…ную  к…су.

(10 баллов)

26.  Укажите слова, в которых ударение падает на первый слог.

1)    августовский                                                6)    гренки

2)    догмат                                                           7)    йогурт

3)    жалюзи                                                          8)    загодя

4)    издали                                                           9)    издревле

5)    ирис                                                               10)  квашение

(3 балла)

27.  Какое из слов отличается от других по составу?

1)  пушинка;

2)  трещинка;

3)  морщинка;

4)  овчинка;

5)  соломинка.

(2 балла)

28.  Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа:

сандалии_________________________________

лимоны__________________________________

щупальца_________________________________

блюдца__________________________________

кочерги__________________________________

(2 балла)

29.  Восстановите исходную форму цитаты, использованной в газетном заголовке. Укажите автора и произведение.

1)  И скучно, и грустно, и некому «Волгу» продать______________________________________

2)  Хождение по внукам____________________________________________________________

3)  Луч света в сером царстве_______________________________________________________

4)  Я вам куратора в Вольтеры дам___________________________________________________

5)  Не хочу учиться, не хочу трудиться________________________________________________

6)  Я бы в брокеры пошел__________________________________________________________

(6 баллов)


 

30.  Укажите правильный вариант расстановки запятых в данных ниже предложениях.

Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целеустремленной. При этом (3) холодной, заносчивой и аристократически наивной. Например (4) она считала деньги тяжким бременем.

1)  1, 2, 3, 4                                                                3)  1, 2, 4

2)  1, 2, 3                                                                    4)  2, 4

(2 балла)

31.  Прочитайте текст и выполните задания 31.1 – 31.8.

(1)Читатель, я думаю, уже заметил, что Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился. (2)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (3)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (4)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно в душе поподличает в меру перед первым. (5)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (6)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (7)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (8)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (9)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (10)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! (11)"Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется". (12)Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (13)"Эхе-хе", - думаешь себе...

(Н.В. Гоголь)

31.1.   В каком предложении автор использует литоту?

1)  2                   2)  5                   3)  6                        4)  10

(1 балл)

31.2.   Определите стиль и тип речи текста.

1)  разговорный стиль; повествование

2)  художественный стиль; повествование

3)  художественный стиль; рассуждение

4)  публицистический стиль; описание

(1 балл)

31.3.   В каком предложении обыгрывается известный фразеологизм?

1)  1                   2)  3                   3)  6                        4)  10

(1 балл)

31.4.   Из предложений 2-3 выпишите слова, которые образованы приставочным способом.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(1 балл)


 

31.5.   Из предложений 5-7 выпишите действительное причастие настоящего времени.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(1 балл)

31.6.   Сколько простых словосочетаний со связью примыкание входит в состав 11-гo предложения?

_________________________________________________________________________________

(1 балл)

31.7.   Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, в составе которого есть односоставные предложения: безличные и неопределенно-личные. Напишите его номер.

_________________________________________________________________________________

(1 балл)

31.8.   Напишите сочинение-размышление (отзыв, эссе) по прочитанному тексту. Выскажите свое мнение о содержании текста: является ли тема, поднятая автором, актуальной сегодня? Во всем ли вы согласны с автором? Разделяете ли вы точку зрения автора? Покажите связь с современностью. Аргументируйте свой ответ. Объем сочинения не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

(6 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

Государственное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»

 

Предметная олимпиада школьников «Абитуриент»

по русскому языку.

2008г.

1.     Укажите слова с О после шипящих:

чпорный,  школад,  трещтка,  сгущнка,  расчска.

(2 балла)

2.  Укажите слова, которые пишутся через дефис:

(пол) арбуза;  разговаривал (по) английски;  (ясно) видящий;  (химико) фармацевтический;

(желто) крылый.

(2 балла)

3.    В каких случаях НЕ пишется слитно?

(не) законченное решение;  нисколько (не) интересный фильм;

(не) связанный с прошлым герой;  очень (не) близкий путь.

(2 балла)

4.    В каких словах пропущена буква И?

1.   Если люб…шь, найди.

2.   Снег уст…лает дорогу ковром.

3.   Снова зам…рло всё до рассвета.

4.   Так уж быва…т, так уж выход…т.

(2 балла)

5.    В каких словах пишется ПРЕ?

прзумпция невиновности;  проритет;  прфект;  пртензия.

(2 балла)

6.    В каких словах пишется одна буква Н?

нестриженые волосы;  серебряная ложка;  смышленый мальчик;  прочитаная книга.

(2 балла)

7.    В каких словах пишется частица НИ?

н с кем поговорить,

н о чем не спрашивал,

н кто не отказался,

н сколько не интересно.

(2 балла)

8.    В каких предложениях ставится тире?

1.   Он не любил общаться с ней она была очень скучным человеком.

2.   Полюбить её вот что он желал от жизни.

3.   Оглянешься я обижусь.

4.   На даче повсюду развешаны интересные вещи елочные гирлянды, кусочки ваты и даже старое велосипедное колесо.

(2 балла)

9.    В каких предложениях пропущено двоеточие?

1.   Наша задача учиться.

2.   Я знаю он ничего не боится.

3.   Назвался груздем полезай в кузов.

4.   Лыжи не проваливались снег был слишком твердый.

(2 балла)


 

10.  Установите причину обособления приложения в предложении:

Прославленный разведчик, Травсин остался тем же тихим и скромным юношей.

1.   Относится к нарицательному существительному и стоит после него.

2.   Имеет добавочное значение уступки.

3.   Имеет добавочное значение образа действия.

(2 балла)

11.  Укажите предложения, в которых обороты с союзом КАК не выделяются запятой:

1.   Огромное синее небо как бездонный океан.

2.   Он был принят как жених.

3.   Марья Сергеевна как и другие учителя нашей школы одевалась очень скромно.

4.   Она пела звонко как соловей.

(2 балла)

12.  Укажите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов.

1.   Лодка рассохлась от старости.

2.   Он обрадовался встречей с другом молодости.

3.   По окончанию школы ребята поступят в институты.

4.   Для ней нет имени.

(2 балла)

13.  Найдите предложения с грамматической ошибкой.

1.   В комедии говорится о провинциальном чиновничестве.

2.   Тургенев приводит героя за постепенным осознанием своих ошибок.

3.   Каждый уговаривает почтенного гостя чтобы тот приехал к нему.

4.   Мы мечтаем говорить о тайнах с Кузнецкой крепости.

(2 балла)

14.  Найдите предложения, в которых допущены ошибки при употреблении фразеологических оборотов:

1.   Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

2.   Главную роль играл талантливый красавец Курский.

3.   Анна Акимовна всегда боялась, чтоб не подумали про неё, что она ворона в павлиньих перьях.

4.   Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем страны.

(2 балла)

15.  Укажите соответствие слову «теодолит»:

1.   ученик православного училища

2.   геодезический инструмент

3.   специальный вагон, прицепленный к паровозу

4.   военнослужащий артиллерии

(2 балла)

16.  Укажите, как называется раздел науки о языке, изучающий значения языковых единиц?

_________________________________________________________________________________

(3 балла)

17.  Укажите, какое слово является лишним в синонимическом ряду?

страшный,  ужасный,  контрастный,  кошмарный.

(2 балла)

18.  Подберите к данным словам синонимы:

преамбула ________________________________ ;

пренебрежение ___________________________ ;

преемник ________________________________ ;

претензия________________________________ .

(4 балла)


 

19.  Подберите современные слова к указанным архаизмам:

1.  крамола – ______________________________ ;

2.  купно – ________________________________ ;

3.  лепта – ________________________________ ;

4.  паки – _________________________________ ;

5.  перси – ________________________________ ;

6.  юродивый – ___________________________ .

(6 баллов)

20.  Определите написание (слитно, раздельно или через дефис) наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов:

1.   (по) двое

2.   (без) толку

3.   (не) смотря на обстоятельства

4.   (на) гора

5.   (в) следствие плохой погоды

6.   (в) связи с обстоятельствами

(3 балла)

21.  Расставьте знаки препинания в предложениях:

1.   Где-то начинал сверкать огонек и становилось светлее.

2.   Не мудрено голову срубить мудрено приставить.

3.   Я выглянул из кареты все было мрак и вихорь.

4.   Маленькая кукла сделала почти чудо Маруся давно уже не сходившая с постели стала ходить водя за собой свою белокурую дочку и даже бегала по прежнему шлёпая по полу слабыми ножками.

5.   Шить сядет не умеет взять иголку.

6.   Берегов не видать их скрыла ночь меняющаяся ежечасно.

(6 баллов)

22.  Какое из однокоренных слов является причастием?

1.   заглядывать

2.   заглядывавший

3.   заглядывая

(2 балла)

23.  Выделите предложение, имеющее в своем составе наречие в сравнительной степени.

1.   Пламя костра греет теплее и ярче.

2.   Во дворе стоял жилой вагончик теплее маленькой дачи, стоящей неподалеку.

3.   Лето в этом году теплее, чем в прошлом.

(2 балла)

24.  Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

[   ], (подчинительный союз...).

1.   Когда он закончит выступление, к нему подойдут зрители.

2.   Он обиделся и не и не сказал почему.

3.   Вчера мы слышали, как тронулся лёд на реке.

(2 балла)

25.  В данном тексте вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания, раскройте скобки.

Зря  пламнет  и  на  неб  и  в  воде.  (После) завтра  будт  ветрно.  Прречные  кусты  (чрно) зелены.  Под  ле(г,к)им  дунвением  ветра  море  вздрагват  и  покрываясь  чрной  рябью  ослпительно  отржавшй  сонце  улыбатся  прозрачному  небу  тысчами  сребрных  улыбок.  В  отдаленом  пространств  между  морем  и  небом  носится  вселый  плеск  волн  в(з,с)бгавших  одна  за  другою  на  покатый  бержк  песчной  косы.  Этот  блеск  сонца  тысчкратно  отржного  рябю  моря  сливатся  в  (не) пррывное  двжение  полное  живой  радост.  В  песок  ксы  усеной  рыбей  чшуей  были  в(з,с)тавлны  деревяные  колья  на  них  всели  сети  обрасвающие  от  себя  путину  теней  затмнящих  песчаную  ксу.  Южное  небо  что  бе(з,с)доный  океан.

(10 баллов)

26.  Прочитайте текст и выполните задания (1-11)

(1) Сократ был замечательным человеком. (2) Он сделал то, что сумели сделать лишь немногие люди за всю историю человечества, коренным образом изменив весь процесс человеческого мышления; и теперь, спустя двадцать три столетия после его кончины, его чтут как одного из мудрейших философов, которые своим искусством убеждать когда-либо оказывали влияние на этот одержимый спорами мир.

(3) Его метод? (4) Разве он говорил людям, что они не правы? (5) О нет, только не Сократ! (6) Он был для этого слишком умён. (7) Его подход, известный сейчас под названием «сократического метода», основывался на стремлении получить от собеседника утвердительный ответ. (8) Он задавал такие вопросы, которые заставляли его оппонента соглашаться с ним, и всё снова и снова добивался признания своей правоты, а тем самым и множества утвердительных ответов. (9) Он продолжал задавать вопросы до тех пор, пока, наконец, его оппонент, почти не отдавая себе в этом отчёта, приходил к тому самому выводу, который яростно оспаривал бы несколькими минутами раньше.

(10) В следующий раз, когда нам до смерти захочется сказать человеку, что он не прав, давайте вспомним старого босоногого Сократа и смиренно зададим собеседнику свой вопрос – вопрос, ответом на который будет «да».

(11) У китайцев есть пословица, отражающая многовековую мудрость никогда не меняющегося Востока: «Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своём пути».

(12) Они затратили пять тысяч лет на то, чтобы постичь человеческую натуру, эти мудрые китайцы, и стали весьма проницательными: «Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своём пути».

Д. Карнеги

26.1.  В каких тезисах раскрывается основное содержание текста? Исключите неверный ответ.

а)   Сократ коренным образом изменил весь процесс человеческого мышления.

б)  Сократический метод основан на стремлении так задавать вопросы собеседнику, чтобы получить от него только утвердительные ответы и в конце концов привести его к признанию того вывода, к которому пришел человек, задающий вопрос.

в)  Иногда в споре человеку надо сказать, что он не прав.

г)   В мудрой китайской пословице говорится: «Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своём пути».

26.2.  Определите стиль и тип речи.

а)   научный, рассуждение.

б)  публицистический, повествование.

в)  научный, описание.

г)   публицистический, рассуждение.

26.3.  Как можно истолковать китайскую пословицу «Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своём пути»?

а)   Ходить в мягкой обуви легко, поэтому уйдёшь далеко.

б)  Если ступать мягко, меньше устанешь и дальше уйдёшь.

в)  Если никому не противоречить, легко жить.

г)   Если не раздражать возможного оппонента, можно легко склонить его на свою сторону, т.е. добиться желаемого.


 

26.4.  В качестве средства связи между какими предложениями используются контекстные синонимы, антонимы и лексический повтор?

а) 5 и 6;                  б) 7 и 8;                        в) 8 и 9;                         г) 11 и 12.

26.5.  Укажите предложение, в котором встречается обособленное определение, выраженное именем прилагательным с зависимыми словами.

а)2;                         б)7;                                в) 11;                             г) 12.

26.6.  В первом абзаце укажите составное глагольное сказуемое.

________________________________________________________________________________

26.7.  Из предложений 3, 4, 5, 6 выпишите слова с нулевым окончанием.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

26.8.  Найдите во втором абзаце текста сложноподчинённое предложение с придаточными, связанными последовательной связью.

________________________________________________________________________________

26.9.  Объясните написание не с причастием в предложении 11.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

26.10.  Выпишите неопределённое местоимение из второго абзаца текста.

________________________________________________________________________________

26.11.  Из предложений 10, 11, 12 выпишите сложные слова.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(11 баллов)

27.  Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу (1) который (2) пригнувшись к столу (3) и (4) накрывши их пальцами левой руки (5) другою написал на лоскутке бумаги (6) что задаток в 25 рублей государственными ассигнациями за проданные души (7) получил сполна.

1)  1,2,3,4,5,6,7

2)  2,5,6

3)  1,5,7

4)  1,2,5,6

(2 балла)

28.  В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

1.   С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью.

2.   Интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни.

3.   Добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице.

4.   Похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.

(2 балла)

29.  Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе приведённых фразеологизмов.

1.   На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.

2.   (Черепашьим, гусиным) шагом.

3.   Гладить по (голове, волосам, шерсти).

4.   Вставлять (сучья, брёвна, палки) в колёса.

5.   Заварить (суп, кашу, чай).

6.   Как (мышь, птица, белка) в колесе.

7.   Канцелярская (мышь, крыса).

8.   Ловить (рака, медузу, рыбу) в мутной воде.

9.   Намотать на (палец, ус, голову).

10. Пустить (овцу, козу, козла) в огород.

(3 балла)


 

30.  В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1.   Погнутый, прибыл, упадут.

2.   Выключит, заперлась, соврала.

3.   Красивее, прислала, агент.

4.   Начали, родилась, йогурт.

(2 балла)

31.  В каком ряду расположены имена существительные, которые в форме множественного числа родительного падежа имеют окончание -ей?

1.   Кудри, горсти, дебаты, кавычки.

2.   Пассажиры, гусли, коренья, ножницы.

3.   Развальни, ясли, плоскогубцы, рейтузы.

4.   Грабли, будни, джунгли, поручни.

(2 балла)

32.  Исправьте ошибки в словоупотреблении

1.   В этой книге вы найдёте ответы по интересующим вас вопросам.

2.   Реакция публики по этому произведению была неоднозначной.

3.   На все вопросы своих адресатов газета отвечает незамедлительно.

4.   Ваше мнение не играет никакого значения в данной ситуации.

5.   Новое руководство фирмой решило выплатить премию сотрудникам инвестиционного отдела.

(2 балла)

33.  Напишите сочинение - рассуждение по прочитанному тексту (задание 26).

Согласны ли вы с теми мнениями, которые высказал автор.

Аргументируйте свои рассуждения (объем 150 слов).

 

Hosted by uCoz