План
анализа стихотворения
*Текст переведено с украинского, поэтому 100% точность орфографии моего русского
языка не гарантирую;( *
Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
Сюжет:
есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
без сюжета: образы чувств (...).
Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном,
переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через
конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в
котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением
синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль
высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких
фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких
фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское "Я".
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм,
сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное
стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня,
сонет и т.д.
План
анализа прозы
История создания.
Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
ДЛ (действующие лица);
события.
Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению
конфликта;
завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
развитие действия;
кульминация;
развязка;
эпилог.
Композиция:
последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов,
эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов),
разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое
отступление;
способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний
монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика,
повествователя, персонажей;
придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность
(уникальность) персонажей.
Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный
опыт, характер, общая культура обуславливают:
выбор темы и ее раскрытие;
разработку любимых жанровых форм;
язык;
использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения"
пункты 3 b, c, d, e).
Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический,
магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка
"Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм,
неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к
разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун),
авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа
потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него
сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они
лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный
финал, лаконичность. Виды:
новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава
Рюноскэ;
повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в
столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой
промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много
действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей,
широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке
эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы
бытия;
морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира
внешнего;
исторический - о событиях прошлого;
философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной
картины мира;
роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества
("Сто лет одиночества" Маркеса);
роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной
семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные
приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто
охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории,
важный для судьбы народа/государства (обязательно!).