АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой. 
АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь. 
АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора. 
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. 
АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в. 
АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу. 
АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. 
АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания. 
АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог. 
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь. 
АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге. 
АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги. 
АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя. 
АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 
АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов. 
АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему. 
АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов. 
АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно. 
БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. 
БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием. 
БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения. 
БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы. 
БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания. 
БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам. 
БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно. 
БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях. 
ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема. 
ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения. 
ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки. 
ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение. 
ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках. 
ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками. 
ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи. 
ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя. 
ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем. 
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано. 
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям. 
ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления. 
ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. 
ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога. 
ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм. 
ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы. 
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей. 
ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей. 
ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера. 
ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. 
ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания 
ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого. 
ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении. 
ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя. 
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде. 
ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения. 
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах. 
ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы. 
ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов. 
ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя. 
ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной 
подготовки.ИНВЕКТИВА — резкое обличение. 
ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок. 
ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения. 
ИРОНИЯ — скрытая насмешка. 
КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя. 
КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку. 
КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь. 
КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или 
лиц.КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах. 
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности. 
КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. 
КОДА — заключительный, добавочный стих. 
КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой. 
КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы. 
КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения. 
КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов. 
КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием. 
КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. 
КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения. 
КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений. 
КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой. 
КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. 
ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли. 
ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ. 
ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении. 
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова. 
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники. 
МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания. 
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни. 
МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки. 
МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления. 
МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др. 
МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании. 
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение. 
МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение. 
МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев. 
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении. 
МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. 
МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе. 
МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой. 
МОТИВ — В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое. 
МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания. 
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха. 
НЕОЛОГИЗМ — новое слово. 
НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов. 
ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений. 
ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю. 
ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою. 
ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной. 
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами 
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья. 
ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом. 
ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения. 
ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала. 
ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием. 
ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. 
ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения. 
ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении. 
ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней. 
ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков. 
ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения. 
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях. 
ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности. 
ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа. 
ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено. 
ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. 
ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению. 
ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера. 
ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме. 
ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание. 
ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме 
ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в 
произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении. 
ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью. 
ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение. 
ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа. 
ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя. 
ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества. 
ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии. 
РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена. 
РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха. 
РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни. 
РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения. 
РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров. 
РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого. 
РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы. 
РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов). 
РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк. 
РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос. 
РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви. 
РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы. 
РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки. 
САРКАЗМ — язвительная насмешка. 
САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека. 
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха. 
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке. 
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. 
СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. 
СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. 
СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности. 
СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи. 
СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. 
СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки. 
СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли. 
СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений. 
СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. 
СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная 
речь.СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. 
СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер. 
СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. 
СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности. 
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного 
произведения.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением. 
ТЕМА — объект художественного отражения. 
ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения. 
ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор. 
ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества. 
ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. 
ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. 
УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе. 
УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования. 
ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. 
ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества. 
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова. 
ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. 
ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами. 
ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом 
слоге.ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни. 
ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием. 
ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием. 
ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более 
мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли. 
ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь. 
ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении. 
ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки. 
ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением. 
ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. 
ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. 
ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении. 
ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. 
ЭПИТЕТ — образное определение. 
ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах. 
ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.


КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. 
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора. 
МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных. 
ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни. 
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д. 
ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя. 
ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование. 
РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа. 
РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные. 
ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. 
ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие. 



ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. 
ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. 
ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. 
ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

назад

Hosted by uCoz