1. Как образуются слова?
Теоретические сведения
В современном русском языке слова образуются двумя способами – морфемным (его еще называют морфологическим, или аффиксным) и безморфемным (или безаффиксным).
Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Слово морфема имеет греческий корень морфе (форма). Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования целого ряда слов и форм. Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной, или аффиксом (аффикс – общий термин, которым называются словообразовательные морфемы – суффиксы и приставки). Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей. В разделе «Словообразование» изучаются только словообразовательные морфемы.
Как найти словообразовательную морфему? Как определить способ образования слова? Воспользуйтесь памяткой «Порядок словообразовательного разбора».
Чтобы определить, как образовалось слово, нужно:
1) найти слово, объясняющее лексическое значение данного, самое близкое ему по строению:зимний (тот, что связан с зимой); домик (маленький дом); перебежать (совершить передвижение с одного места на другое, бежать с одного места на другое);
2) выделить производящую основу (основу, на базе которой образуется новое слово; при этом помните: формообразующие морфемы не участвуют в словообразовании):
зимний зима;
домик дом;
перебежать бежать;
3) указать в разбираемом слове производящую основу, выделить в нем производную основу (основу, входящую в производное слово, то, которое произведено, образовано);
4) выделить морфему, образующую слово:
зим/н/ий зима;
дом/ик дом;
пере/бежать бежать;
5) сделать вывод о способе образования данного слова.
Материал для наблюдений
Определите, какое из слов от какого образовалось:
весна – весенний; рисовать – разрисовать; солнце – солнышко; лес – подлесок; городской – город; прочитать – читать; пригорок – гора.
Как вы догадались?
Упражнения
1. В парах слов определите, где производящая, а где производная основа. Запишите по образцу:
Вырасти, расти; трактор, тракторист; ручка, рука; дорога, придорожный; засахарить, сахар.
2. Постройте словообразовательную цепочку, обозначив производящую и производные основы:мечтатель, мечтать, мечтательность, мечтательный.
3) От какого из слов образовано данное? Выберите из двух однокоренных исходное:
Бедность (беднота, бедный), счастливчик (счастье, счастливый), трубач (трубить, труба), соломинка (солома, соломина), безвкусный (вкусный, вкус).
4) Выпишите слова, имеющие производящую основу: веточка, звездочка, булочка, ласточка, горочка, корочка.
5) Найдите производящие основы для данных слов. Запишите слова парами по образцу:
Учительница, пианистка, школьник, дошкольник, столичный, дорожный, придорожный, елка, апрельский, закричать, подружиться, опасно.
6) Найдите «четвертое лишнее»:
1) жемчужинка, смородинка, рябинка, снежинка;
2) утренник, кофейник, этюдник, бумажник;
3) намордник, наколенник, накомарник, набалдашник.
2. Приставочный способ словообразования
Материал для наблюдений
а) Возьмем глагол бежать. Подберите к нему однокоренные глаголы, обозначающие «движение внутрь», «движение наружу», «передвижение с одного места на другое». Подумайте и скажите, какая часть слова придает глаголу бежать эти значения. Назовите производящую и производные основы названных глаголов.
б) Сравните слова по лексическому значению и по составу: а) лететь, прилететь, улететь; б)ехать, приехать, уехать; в) нести, принести, унести.
Теоретические сведения
Перед нами разные слова. Они имеют свое лексическое значение. По составу различаются только приставками. Приставка при- вносит в глаголы движения значение приближения, а приставка у- – значение удаления.
Приставка – значимая морфема, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов. Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным.
Упражнения
1. Какие приставки могут образовать существительные с противоположным значением:
а) порядок, удача, успех;
б) циклон, частица, фашист;
в) атака, удар, разведка?
2. С помощью разных приставок образуйте глаголы от данных: ходить, бежать, ползти, бросить.
3. Какие пары глаголов с противоположным значением можно образовать приставочным способом от глаголов толкнуть, катить, грести?
4. Образуйте приставочным способом имена прилагательные:веселый, вкусный, сильный.
5. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.
а) Час обеда приближался.
Топ_т по дв_ру раздался.
Входят семь бог_тырей,
Семь румяных ус_чей.б) Перед утренней зарею
Брат_я дружн_ т_лпою
Выезжают погулять,
Серых уток п_стр_лять.(А.Пушкин)
6. Подумайте и скажите: слова какой части речи чаще всего образуются приставочным способом? Почему?
7. Прочитайте текст. Подготовьте его выразительное чтение. Выпишите слова, образованные приставочным способом, произведите их словообразовательный разбор. Найдите в стихотворении глаголы, имеющие синонимичные и антонимичные приставки, укажите их.
Эй,
Спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет:
Всех,
Кого ни встретит,
Клеит!...Все скамейки
Стали клейки.
Кто присел –
Пристал к скамейке!
Не успев закончить драки,
Кот
Приклеился к собаке,
А к трамваю
В тот же миг
Прилепился грузовик.Склеил банки и бутылки,
Ложки,
Плошки,
Чашки,
Вилки,
Склеил вешалку и шляпу,
Склеил лампу и пальто,
К стулу он приклеил папу –
Не отклеить ни за что.(Б.Заходер)
8. Определите словообразовательное значение приставок:
а) доделать, дописать, доработать;
б) входить, вписать, внести;
в) неправда, непорядок, неуспех.
9. Сколько в словах приставок? Докажите верность своего ответа, построив словообразовательные цепочки.
Преподнести, недоесть, препротивный, небезуспешный.
3. Суффиксальный способ словообразования
Материал для наблюдений
Какие из данных слов обозначают предметы, а какие – лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары: барабан – барабанщик; камень – каменщик; стекло – стекольщик?
Какие из слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: мех – меховой; шерсть – шерстяной; серебро – серебряный?
Какие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары: зеленый – зеленеть; голубой – голубеть; желтый – желтеть?
Теоретические сведения
Суффикс – значимая морфема, присоединяемая к производящей основе сзади и служащая для образования новых слов и форм одного слова. Словообразование изучает только словообразовательные суффиксы, т.е. те, с помощью которых появляются новые слова. Такой способ образования слов называется суффиксальным. Формообразующие суффиксы изучает морфология (наука о частях речи). С некоторыми морфемами, образующими формы слова, вы уже встречались. Это, например, -л- – суффикс прошедшего времени глагола, -ть – суффикс неопределенной формы глагола (в некоторых учебниках -ть считается окончанием. – Ред.).
Материал для наблюдений
Сравните глаголы. Докажите, что во втором столбике – формы одного слова:
дуть – дунуть;
переписать – переписывать;дуть – дул;
переписать – переписала.
Теоретические сведения
Слова в первом столбике имеют разные лексические значения – значит, это разные слова, во втором столбике глаголы различаются лишь временем, т.е. грамматическим значением. Это формы одного слова. Способ образования слов с помощью суффиксов называетсясуффиксальным.
Упражнения
1. Отгадайте загадки. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете: почему в загадках так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
а) Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.б) Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.в) Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.г) Два брюшка, четыре ушка.
2. Прочитайте текст. Подготовьтесь писать по памяти. Определите значения суффиксов в выделенных словах.
РАПУНЫ Под
собой не чуя ног,
|
3. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста 5 слов, образованных суффиксальным способом, постройте их словообразовательную цепочку.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалеку от дома в березовом перелеске. Все кругом будто купается плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными то совсем золотистыми. А внизу под березами по траве тоже, как волны, бегут и струятся легкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве по дорожке.
Солнце и в небе и на земле.
(Г.Скребицкий)
4. Прочитайте стихотворение выразительно. Выпишите из него формы одного слова. Посоревнуйтесь, кто найдет в тексте больше слов, образованных суффиксальным способом.
В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачьей.(Б.Заходер)
5. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, что объединяет выделенные слова. Свое мнение обоснуйте.
– Нашла о чем говорить! – заголосила Мышь, трясясь от носа до кончика хвоста. – Как будто это я завела разговор! Ненависть к кошкам у меня в роду. Они все – гордячки! Слышать о них не желаю!..
– Ну, конечно, конечно, – поспешно перебила ее Алиса, не зная, о чем бы еще поговорить. – Скажите, вы любите... э-э-э... собачек?
Мышь промолчала, и Алиса смело продолжила:
– Рядом с нами живет один славный песик. Вы много потеряли, если до сих пор с ним не познакомились. Такой, знаете, фокстерьер с блестящими глазками и курчавой шерсткой... Если бросить палочку, он ее вам принесет. Словом, всего и не припомнишь... Этот песик такой полезный, прямо незаменимый!
(По Л.Кэрроллу)
Скажите, как по-вашему, любит ли Алиса собак? Как вы догадались? А если бы Мышь попыталась описать «славного песика», живущего рядом с Алисой, что бы у нее получилось? Напишите, какие существительные она бы использовала вместо слов песик, глазки, шерстка, зубки, хвостик?
6. Выделите суффиксы. Определите их словообразовательное значение:
а) сладковатый, трусоватый, чудаковатый:
б) ворчун, хлопотун, бегун, хвастун;
в) красненький, маленький, тоненький;
г) глазищи, домище, арбузище;
д) крикнуть, толкнуть, прыгнуть.
НУЛЕВОЙ СУФФИКС
Материал для наблюдений
Определите, от каких производящих основ образовались слова: гладь, тишь, выход, перелет.
Теоретический материал
Эти существительные образовались суффиксальным способом, с помощью нулевого суффикса. Обнаружить нулевой суффикс можно, сопоставив слова одной и той же части речи, образованные от одной производящей основы. Например,
Вывод: все существительные (ход, ходьба, хождение) образованы от одной производящей основы ходи-, имеют одно лексическое значение («действие по глаголу ходить»), но выражают его с помощью разных суффиксов: нулевого, -б-, -ени(й).
Упражнения
1. От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, определите его значение: синий, удалой, сухой, глухой.
2. От существительных образуйте имена прилагательные с нулевым суффиксом: золото, свинья, будни, румяна.
3. От глаголов образуйте существительные с нулевым суффиксом:пускать, визжать, переписать, связать, лгать, встретить, защитить, обмануть, осмотреть.
4. От глаголов образуйте прилагательные с нулевым суффиксом:хворать, приезжать, проходить.
5. Из данного текста выпишите существительные с нулевым суффиксом, определите, как они образованы, каково их значение.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.(А.Пушкин)
6. Из художественного произведения, которое вы сейчас читаете, выпишите 5 предложений, в которых есть слова с нулевым суффиксом.
7. Найдите «четвертое лишнее»:
а) Бараний, крайний, верхний, стальной.
б) Краснота, забота, правота, слепота.
в) Дрожь, ложь, помощь, глушь.
г) Хлопоты, проводы, похороны, допросы.
8. Из текста выпишите существительные, имеющие значение «действие как предмет».
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испуганы пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит – содом, суматоха!
(Н.Некрасов)
4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
Материал для наблюдений
Найдите исходное слово для данных слов, обозначьте производящую и производную основы:
Выделите словообразовательные аффиксы. Сколько их?
Теоретические сведения
Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном участии приставки и суффикса в образовании производной основы.
Упражнения
1. Выделите аффиксы, установив словообразовательную соотнесенность и записав словообразовательную цепочку.
Обезжирить, засекретить, смерзнуться, изредка, подледный, приречный, околоземный, межвластье, заплечье, подснежник.
2. Различайте суффиксы! Если глагол с приставкой обез(с)- имеет значение «лишить кого-либо чего-то», в суффиксе пишите гласную и. Если глагол обозначает «самому лишиться чего-либо», то в суффиксе следует писать гласную е. Запишите, вставляя гласную суффикса.
Обезжир_ть (лишить жира), обеспамят_ть (лишиться памяти), обезбол_ть (лишить боли), обезлес_ть (лишиться леса), обессол_ть (лишить соли).
3. Составьте со словами предыдущего упражнения 4 предложения, выделите суффиксы.
4. Запишите в два столбика слова (образованные приставочно-суффиксальным способом – в один столбик и слова, образованные другим способом, – во второй столбик), выделите их словообразовательные морфемы.
Бессмыслица, беседа, мастеровой, непоседа, поднебесный, выходной, помирить, расстараться, заболотить присесть.
5. Найдите «четвертое лишнее»:
а) вышить, выяснить, выбелить, выявить;
б) настольный, настенный, наземный, нарядный;
в) сотрудник, собеседник, советник, соотечественник.
6. Замените сочетания слов близким по значению словом, образованным приставочно-суффиксальным способом.
а) Плясать с увлечением (от-/-ыва-); б) сделать крупным (у-/-и-); в) лишить секрета (рас-/-и-); г) находящийся над землей (над-/-н-); д) лишенный воли (без-/-н-); е) находящийся у города (при-/-н-) ж) лишенный счастья (не-/-н-); з) группа звезд (со/-и-); и) небольшая горка, бугор (при-/-ок); к) место между ребрами (меж-/-й-).
7. С помощью толкового словаря составьте свой диктант из пяти слов, аналогичный заданию из предыдущего упражнения.
8. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник!(С.Маршак)
9. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните постановку знаков препинания. Найдите примеры слов, образованных приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
Разозлилась ст_руха зима. Зап_р_шила снегом поля зав_лила сугробами леса одела д_ревья л_дяной корой и посыла_т мороз за морозом. Идут морозы один другого злее с елки на елку п_р_прыгивают да пощ_лкивают зв_рей пуга_т.
(По К.Ушинскому)
10. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, выпишите их, произведите словообразовательный разбор.
1) Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
2) К весне подросли, окрепли мишки.
3) Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает.
4) Это были шустрые и беспокойные зверьки.
5) Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
(Е.Чарушин)
11. Определите значение словообразовательных аффиксов:
а) заречный, загородный, закордонный;
б) пододеяльник, подстаканник, подфарник;
в) безвинный, бессмысленный, безгласный.
5. Основосложение
Теоретические сведения
Вы уже знаете, что слова в русском языке образуются с помощью морфем – морфемным (аффиксальным способом) и без помощи морфем – безаффиксным способом.
Вам уже известны и некоторые разновидности морфемного способа.
1) Приставочный способ – способ образования новых слов с помощью приставок:
Обратите внимание! 1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим). 2. Приставочным способом образуются слова той же части речи, что и производящие.
2) Суффиксальный способ – способ образования новых слов с помощью суффиксов:
Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. В образовании существительных участвует 1000 суффиксов, в образовании прилагательных – 50, в образовании глаголов – 20. При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.
Например:
3) Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слов с помощью аффиксов: приставки и суффикса:
4) Основосложение – способ образования новых слов путем соединения двух и более производящих основ, или слов, или их частей. Результатом основосложения являются сложные слова.
Сложение может осуществляться при помощи интерфикса (соединительной гласной). Например:
пятидневка;
лесовоз;
птицефабрика.
Сложные слова могут образовываться и оформляться по-разному:
а) составные слова (пишутся через дефис): плащ-палатка, диван-кровать, ракета-носитель;
б) слитные слова: белокаменный, древнерусский, сельскохозяйственный;
в) сложносокращенные слова (аббревиатуры): РИА, вуз, ОТК, стенгазета.
Обратите внимание! Аббревиация характерна только для имен существительных. В сложносокращенных словах между буквами точка не ставится.
Упражнения
1. Что нового вы узнали о способах словообразования? Дополните данные примеры тремя своими.
2. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите однокоренные слова, произведите их словообразовательный разбор.
Сказочка
В чистом поле, в белом поле Было все белым-бело, Потому что это поле Белым снегом замело.
И стоял в том белом поле
Потолок был белый-белый, И в
белейшем в мире зале Был
он черен, словно ворон,
|
3. Установите словообразовательную мотивированность и представьте словообразовательное гнездо:
а) тихий, тишина, тишь, тихонький, тихонечко, затихнуть, притихнуть, тихонько;
б) море, морской, взморье, по-морскому, моряк, приморский, приморье;
в) цена, ценить, ценный, оценить, прицениться, бесценок, бесценный, ценно, бесценно, обесценить, обесцениться.
4. Проведите наблюдения и скажите, какой принцип положен в основу деления слов на группы:
а) вуз, ГУМ, ВИА, ТЮЗ;
б) МГУ, ЭВМ, АЭС;
в) луноход, пешеход, тяжеловоз, пятиклассник;
г) юннат, Буммаш, собкор;
д) летчик-космонавт, школа-интернат, платье-костюм, диван-кровать.
5. Прочитайте вслух сложносокращенные слова. Расшифруйте их. Подберите к ним прилагательные и запишите получившиеся словосочетания:
КВН, ЭВМ, ТЮЗ, вуз, универмаг, хоздоговор, спецкурс, стенгазета, завуч.
6. Запишите слова, графически обозначая условия выбора соединительной гласной: небосвод, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, долгожитель, огнетушитель, землетрясение, станкостроение.
7. Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Составьте с любыми записанными словами предложения по схемам:
[ ], [ ]. [ ], (когда) [ ], и [ ].
Вода, падать; ловить, рыба; копать, земля; строить, самолеты; газ, проводить; лед, колоть; общий, жить; атом, ходить; буря, ломать; путь, шествовать; луна, ходить; земля, проходить; вода, проводить; дерево, обрабатывать; нефть, перерабатывать.
8. Запишите слова в два столбика: сложные слова и остальные. Графически объясните написание пропущенных букв.
Пчел_вод, закр_питель, обозр_ватель, лес_воз, уч_тчик, книг_печатание, язык_вед, глаз_мер, сч_тчик, добр_душный, пол_защитный, оч_видец, пар_ход.
9. Подберите и запишите по 2–3 сложных слова, в составе которых были бы корни: -вар-, -вед-, -воз-, вод-, -кол-, -коп-, -лов-, -мер-, -мет-, -ход-, -нос-.
10. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Запишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните сложные слова.
Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были совсем маленькие: не то котята, не то щенки.
Отдали Прасковье Ивановне потому что ее муж, опытный зверолов, отыскал берлогу.
Принесли медвежат в избу сунули под лавку, на тулуп. Тут и тепло и не дует.
Добросердечная Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки теплого молочка налила и тряпками заткнула.
Вот и лежат мишки с бутылками спят посасывают молоко причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали а потом и по избе стали ползать ковылять кататься.
Благополучно растут мишки.
(По Е.Чарушину)
11. Найдите в тексте сложные слова, объясните их написание. Прочитав текст два раза, запишите его по памяти.
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.
Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дышит тихий пожар.
(По К.Паустовскому)
Упражнения для закрепления и обобщения темы
«Способы словообразования»
1. Распределите слова по группам в зависимости от способа словообразования.
Приставить, подпись, сталевар, прибрежный, булочная, ракетчик, стенгазета, подрасти, искатель, подоконник, пригорок, больной, военный, выход, придорожный, военная (тайна).
2. От данных существительных образуйте суффиксальным способом прилагательные.
Интерес, учеба, гигант, стихия, магистраль.
3. От имен прилагательных образуйте существительные со значением качества, свойства. Какие суффиксы вы для этого использовали?
а) Плавучий, свежий, живучий, неуклюжий;
б) белый, дешевый, кривой, желтый;
в) упрямый, безумный, коварный, богатый;
г) пестрый, острый, тесный, высокий;
д) толстый, тихий, глубокий, высокий.
4. От глаголов образуйте названия человека (лица по действию). Запишите полученные слова, сгруппировав их в зависимости от суффиксов.
Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.
Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, косить, печь, налетать, погонять, читать.
5. К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.
Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть.
6. Запишите названия профессий ваших родителей. Подумайте, как они образованы. Произведите словообразовательный разбор записанных слов.
7. Проанализируйте примеры и скажите, как меняется значение слова при изменении словообразовательной морфемы.
Старик, старец; глухость, глухота; изгнать, выгнать; сломать, изломать; войти, выйти; включить, выключить; юнец, юноша.
8. Образуйте слова приставочным способом от глаголов и прилагательных: ходить, лететь, рисовать; большой, прекрасный.
У кого получилось больше слов?
9. С помощью каких суффиксов можно от данных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи? Запишите полученные слова.
Красный, соленый, слабый.
Костюм, скрипка, голубь.
Кто нашел больше суффиксов?
10. Объясните лексическое значение данных слов, укажите производящую и производную основы, выделите словообразовательную морфему, определите способ словообразования.
Контрнаступление, пришкольный, обновить, ширь, миллионер, освоить, разгрузить, повсюду, ахать.
Определите, от каких частей речи образованы слова.
11. Определите строение, способ образования, лексическое значение существительных.
Писец, писарь, писака, писатель, переписчик, подписчик, писательница, летописец, баснописец, бытописатель.
12. Скажите, одна или разные морфемы выделены в словах:
лимончик, разносчик; книжка, покраска; багровый, резиновый; соавтор, сохранить; присесть, прибить.
13. От одной или разных производящих основ образовались слова? Докажите правильность своего утверждения.
Расписание, расписка; подмосковный, московский; пуск, запуск; домишко, домик, домище; соломенный, соломинка, соломка.
14. Спишите текст. Объясните, как образованы названия жуков.
Жук-скакун
Славные имена у жучишек: точильщики, пилильщики, бомбардиры, усачи, долгоносики, карапузики. Или вот это: скакун полевой! Скакун так скакун: ты ладошкой его, а он – хоп! И подскочил. И в траве затерялся: попробуй разгляди зеленого на зеленом! Лучше не ищи, только зря глаза проглядишь.
(Н.Сладков)
15. Озаглавьте текст, спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, образованные с помощью конфиксов.
Ударила первая капля дождя – начались соревнования. Соревновались трое: гриб под_синовик, гриб подб_резовик, гриб м_ховик. Первым выжимал вес подб_резовик. Он поднял листик б_резы и улитку. Вторым номером был гриб под_синовик. Он выж_л три листка осины, шесть хв_инок и с_сновую шишку. М_ховик был третьим. Он ра_з_дорился, ра_хвастался. Ра_двинул шляпкой мох, подлез под суч_к и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал! Только шляпку свою ра_давил.
(Н.Сладков)
16. От каких слов образованы имена существительные старушка, тетушка, игрушка, хохотушка, болтушка, кумушка?
17. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.
Ни листочка ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
(О.Высотская)
18. Подберите к данным словам по 3–4 слова, образованных тем же способом.
Железнодорожный, подстаканник, безразмерный, насыпь, вечнозеленый, чернеть, ТОО.
19. Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
давний ... недавно;
теннис ... теннисистка;
велосипед ... велосипедистка;
привлекать ... ... привлекательность;
разделить ... разделительный.
20. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с нулевым суффиксом. Скажите, от каких глаголов и прилагательных они образованы.
1. Зелень проб_валась через с_лому и сено прошлого года. 2. Треск льдинок под моими ногами был далеко слышен птицам. 3. Вокруг ра_стилалась необ_ятная ширь. 4. Я услыш_л легкий с г_лубиным гульканьем взлет птицы. 5. До самого заката спорили на пойм_ три дятла. Давно уже подошло время прилета птиц. 6. Пр_должает_ся суш_ великая. 7. Непр_ходимую глуш_ предст_вляет собой этот лес летом и осен_ю.