Рекомендации

для учителей русского языка и литературы (выбор методической темы для самообразования)

Приоритетные направления

литературного и языкового образования в школе

 

1.       Изучение художественного произведения в контексте культуры (национальной, мировой).

2.       Развитие познавательной активности учащихся средствами предметов.

3.       Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности (реферированию, моделированию, проектированию и др.).

4.       Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности.

5.       Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы.

6.       Возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, занятиях элективных курсов и во внеурочной деятельности.

7.       Использование регионального компонента в преподавании предметов.

8.       Интеграция предметов гуманитарного цикла.

9.       Освоение различных интегрированных курсов (русской словесности, стилистики, риторики и др.).

10.   Интеграция урочной и внеурочной деятельности по предметам.

11.   Преподавание русского языка и литературы в системе развивающего обучения.

12.   Проблемы дифференциации (внутренней и внешней) и индивидуализации обучения.

13.   Работа с одаренными детьми по предметам.

14.   Преподавание предметов в коррекционно-развивающих классах и классах компенсирующего обучения.

15.   Специфика работы в гимназиях и гимназических классах.

16.   Освоение предметов в разновозрастных группах сельской малочисленной школы.

17.   Профилизация обучения: преподавание предметов на базовом и профильном уровнях.

18.   Профилизация обучения: разработка авторской программы элективного курса предпрофильной подготовки (профильного обучения).

19.   Реализация деятельностного подхода в преподавании предметов.

20.   Освоение компетентностного подхода к преподаванию русского языка в школе.

21.   Ориентированность на текст как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования.

22.   Освоение учащимися литературоведческого понятийного аппарата в процессе изучения литературы в школе.

23.   Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы (занятиях элективных курсов).

24.   Филологический анализ художественного текста в системе внутрипредметных связей школьного курса литературы.

25.   Критериальный подход к оцениванию учебных достижений по русскому языку и литературе: проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ по предметам.

26.   Совершенствование форм контроля и диагностики по предметам (текущего, промежуточного, итогового).

27.   Организация эффективной методической службы в школе (районе): из опыта работы руководителя ШМО (РМО).

28.   Преемственность в преподавании предметов (между начальной и основной, основной и средней (полной) школой).

29.   Проблемы выбора, освоения и коррекции УМК по предметам.

30.   Проблемы сохранения духовного и физического здоровья учащихся на уроках родного языка и литературы.

31.   Формирование здоровьесберегающей системы преподавания, создание условий для оптимального усвоения материала учащимися и их развития.

Предложенные выше в качестве примера направления могут стать областью Вашего  исследования. Однако тему методической работы следует сформулировать самостоятельно в соответствии с теми проблемами, которые возникают в Вашей профессиональной деятельности, и теми целями, которые являются приоритетными для Вас и Ваших воспитанников.

Например, если в сложившихся социокультурных условиях для Вашего класса (школы, посёлка) насущной является задача формирования национального самосознания личности учащихся, воспитания уважения к отечественной истории и культуре, то тема исследования в рамках первого направления может звучать следующим образом: «Формирование самосознания личности в процессе изучения (освоения) художественного произведения в контексте национальной культуры».

Hosted by uCoz