Рекомендации
для учителей
русского языка и литературы (выбор методической темы для самообразования)
Приоритетные направления
литературного и языкового образования в школе
1. Изучение художественного
произведения в контексте культуры (национальной, мировой).
2. Развитие познавательной
активности учащихся средствами предметов.
3. Система работы по обучению
различным видам исследовательской деятельности (реферированию, моделированию,
проектированию и др.).
4. Формирование мотивации к
изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности.
5. Использование диалоговых
технологий на уроках русского языка и литературы.
6. Возможности применения
информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и
литературы, занятиях элективных курсов и во внеурочной деятельности.
7. Использование регионального
компонента в преподавании предметов.
8. Интеграция предметов
гуманитарного цикла.
9. Освоение различных
интегрированных курсов (русской словесности, стилистики, риторики и др.).
10. Интеграция урочной и
внеурочной деятельности по предметам.
11. Преподавание русского языка
и литературы в системе развивающего обучения.
12. Проблемы дифференциации
(внутренней и внешней) и индивидуализации обучения.
13. Работа с одаренными детьми
по предметам.
14. Преподавание предметов в
коррекционно-развивающих классах и классах компенсирующего обучения.
15. Специфика работы в гимназиях
и гимназических классах.
16. Освоение предметов в
разновозрастных группах сельской малочисленной школы.
17. Профилизация обучения:
преподавание предметов на базовом и профильном уровнях.
18. Профилизация обучения:
разработка авторской программы элективного курса предпрофильной подготовки
(профильного обучения).
19. Реализация деятельностного подхода в преподавании предметов.
20. Освоение компетентностного
подхода к преподаванию русского языка в школе.
21. Ориентированность на текст
как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования.
22. Освоение учащимися
литературоведческого понятийного аппарата в процессе изучения литературы в
школе.
23. Формирование навыков анализа
и интерпретации художественного текста на уроках литературы (занятиях
элективных курсов).
24. Филологический анализ
художественного текста в системе внутрипредметных связей школьного курса
литературы.
25. Критериальный подход к
оцениванию учебных достижений по русскому языку и литературе: проблемы
подготовки учащихся к ЕГЭ по предметам.
26. Совершенствование форм
контроля и диагностики по предметам (текущего, промежуточного, итогового).
27. Организация эффективной
методической службы в школе (районе): из опыта работы руководителя ШМО (РМО).
28. Преемственность в
преподавании предметов (между начальной и основной, основной и средней (полной)
школой).
29. Проблемы выбора, освоения и
коррекции УМК по предметам.
30. Проблемы сохранения
духовного и физического здоровья учащихся на уроках родного языка и литературы.
31. Формирование здоровьесберегающей системы преподавания, создание условий
для оптимального усвоения материала учащимися и их развития.
Предложенные выше в качестве
примера направления могут стать областью Вашего исследования. Однако тему методической работы
следует сформулировать самостоятельно в соответствии с теми проблемами, которые
возникают в Вашей профессиональной деятельности, и теми целями, которые
являются приоритетными для Вас и Ваших воспитанников.
Например, если в сложившихся
социокультурных условиях для Вашего класса (школы,
посёлка) насущной является задача формирования национального самосознания
личности учащихся, воспитания уважения к отечественной истории и культуре, то
тема исследования в рамках первого направления может звучать следующим образом: «Формирование самосознания личности в
процессе изучения (освоения) художественного произведения в контексте
национальной культуры».