МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование

Культура XX века




30. Архитектура XX века

Тема урока: 30.1. Стиль модерн (Ф. Шехтель) — 2 урока

Задания:

1.     “Польза”, “прочность” и “красота” иногда составляли заботу одного человека, а иногда распределялись между разными исполнителями. Подумайте, кто мог взять на себя ответственность за каждый из этих классических компонентов архитектурного сооружения при строительстве древнерусского храма, готического собора, итальянского палаццо, барочного дворца, классицистического особняка?

2.     Попробуйте определить, в чем модерн повторяет романтизм, и что их различает?

3.     Чем, по-вашему, понимание роли архитектуры в искусстве модерна отличается от роли архитектуры в ритуальной практике православной церкви?

4.     Как вы думаете, можно ли говорить о “тектонике” и “конструкции” в скульптуре? Если да, то возникают ли там между ними противоречия?

5.     Попробуйте сравнить пластическое оформление особняка Рябушинского (Ф. Шехтель) и росписи Кносского дворца. Как вы думаете, могли бы древние жители Крита воспринять особняк Рябушинского как “свою среду обитания”?


Тема урока: 30.2. Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, Советская архитектура) — 2 урока.

“Органическая архитектура” как стремление максимально слить здание с окружающей средой.

Задания:

1.     Попробуйте представить себе, какие структуры выделяет в окружающем его мире в качестве основных древний грек, средневековый рыцарь, придворный Людовика XIV, немецкий романтик XIX века? Появляется ли что-нибудь принципиально новое в структурах XX века?

2.     Вспомните, в каких еще культурах принципиально отсутствует тектонический образ сооружения? Можно ли назвать такую архитектуру конструктивистской?

3.     Как вы думаете, существует ли функционализм в поэзии?

4.     Попробуйте придумать архитектурные символы для Античности, готического Средневековья, классицизма, архитектуры XXI века.

5.     Какими чертами, по-вашему, должна обладать цивилизация, чтобы полностью воплотить принцип “органической архитектуры”?


32. Изобразительное искусство XX века

Тема урока: 32.1. Разнообразие в русской живописи начала века: христианская живопись, реализм, жанровая живопись, мифологическая живопись — 4 урока.

Задание:

1.     Попробуйте сформулировать, что принципиально общего в творчестве В. Серова, М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова?

2.     Присмотритесь к полотнам В. Серова. Можно ли сказать, что его творчество “близко” к академизму? А романтизму или реализму? Почему?

3.     Попробуйте обнаружить общие принципы в живописи В. Борисова-Мусатова и древнерусской иконописи.

4.     Как по-вашему, есть ли что-нибудь общее в произведениях М. Врубеля и древнегреческой трагедии?

5.     Подумайте, почему русскому живописцу К. Коровину стало “тесно” в рамках французской импрессионистической живописи? Какими чертами русского характера это обусловлено?

6.     Как вы думаете, удалось ли М. Нестерову выразить русский духовный идеал?


Тема урока: 32.2. “Мир искусства” — 1 урок.

Задания:

1.     К каким бы культурам, эпохам обратились художники “Мира искусства” сейчас, в начале XXI века?

2.     Подумайте, какой бы фрагмент вашего города (здание, площадь, улица, дворик и т.д.) мог выбрать А. Бенуа, чтобы показать совершенство форм?

3.     Что общего и в чем отличие судеб героев “галантных” полотен К. Сомова и героев известной сказки А. Толстого “Золотой ключик”? А свою судьбу вы отнесете к какой группе? Почему?

4.     Подумайте, среди представителей каких искусств XX века больше всего “последователей” М. Добужинского, воспринявших его видение мира?

5.     Попытайтесь проследить, как художники “Мира искусства” используют в своих полотнах маски. Какую роль выполняют они, например, у К. Сомова и З. Серебряковой?


Тема урока: 32.3. Скульптура С.Т. Коненкова и А.С. Голубкиной — 1 урок.

Задания:

1.     Как вы думаете, почему романтические и исторические тенденции XIX века почти не коснулись искусства скульптуры?

2.     Если импрессионизм в живописи — это, как правило, впечатление от пейзажа (сельского или городского), то импрессионизм в скульптуре – это впечатление от чего?

3.     Представьте себе скульптуру экспрессионистическую, конструктивистскую, абстрактную. Попробуйте описать, нарисовать, хотя бы по одному произведению в этих стилях.

4.     Мы говорим о “прорастании скульптурного образа” из ствола или корневища дерева. А может ли образ “прорасти” из мрамора или бронзы?

5.     Какой скульптурный образ вы бы создали, если бы вас попросили передать в скульптуре образ всего XX века?


Тема урока: 32.4. Постимпрессионизм (П. Сезан, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек) — 1 урок.

Задания:

1.     Можно ли натюрморты П. Сезанна “расшифровать” по правилам классического натюрморта XVIII века?

2.     Сравните героинь полотен А. Тулуз-Лотрека и таитянских картин П. Гогена. Отличается ли, увиденная вами на полотнах, жизнь на островах от парижской жизни, с точки зрения взаимодействия сущности и роли играемой человеком в обществе? Как это отражается в техниках, применяемых художниками?

3.     Можно ли считать постимпрессионистом М. Врубеля? Почему?

4.     Какие из полотен В. Серова на ваш взгляд близки к постимпрессионизму и почему?

5.     Можно ли считать И. Стравинского музыкальным двойником П. Гогена? Почему?


Тема урока: 32.5. Основные направления зарубежного модернизма в начале века (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм) — 2 урока.

Задания:

1.     С какой культурной эпохой вы сравнили бы ощущение мира и места в нем искусства в начале XX века?

2.     Как вы думаете, был в эпоху Средневековья актуален вопрос: “Что можно считать произведением искусства?” Подумайте, а можно ли так уж бесспорно считать произведением искусства средневековый собор или гобелен на его стене?

3.     Подумайте, к какому направлению архитектуры ближе всего “беспредметная живопись”?

4.     К какому, на ваш взгляд, из авангардных направлений ближе всего гравюра?

5.     Можно ли современный хард-рок считать экспрессионизмом в музыке? А с каким бы направлением в живописи XX века вы соотнесли бы рэп?

6.     С каким жанром литературы, специфическим для XX века, вы могли бы сравнить кубизм?


Тема урока: 32.6. Абстракционизм как особый способ видения мира — 1 урок.

Задания:

1.     Что, по-вашему, объединяет компьютерную графику и композиции П. Мондриана?

2.     Всякая ли компьютерная графическая картина является абстрактной?

3.     Как вы думаете, почему изображение свободно перетекающих друг в друга форм назвали “лирической абстракцией”?

4.     Есть ли, по-вашему, что-либо общее у “черной дыры” в космосе и “Черного квадрата” К. Малевича?

5.     Подумайте, является ли абстракция “изобретением” XX столетия? Если нет, то какие еще вы можете назвать примеры абстрактных композиций прошлых эпох?


Тема урока: 32.7.Сюрреализм — 1 урок.

Задания:

1.     У всех нас есть внутреннее ощущение эстетически прекрасного. Подумайте, может ли сюрреалистическая живопись быть прекрасной в классическом понимании?

2.     Как вы думаете, могут ли подсознательные образы художника иметь ценность для кого-нибудь, кроме него самого? В каких случаях?

3.     Подумайте, случайно ли появление на полотнах абстрактных сюрреалистов тех же символов (спирали, звезды), что находят на поверхности предметов в традиционных культурах? Что связывает сюрреалистов с древними художниками?

4.     Может ли, по-вашему, сюрреалистическая картина быть рационально выстроенной с четко продуманной системой смыслов?


33. Театральная культура XX века

Тема урока: 33.1. К.С. Станиславский и его система — 2 урока.

Задания:

1.     К.С. Станиславский, как и художники-сюрреалисты, “работал” с подсознательной сферой человека. В чем К. Станиславский пошел дальше сюрреалистов?

2.     Как вы думаете, можно ли использовать актерскую технику воображения для создания событий в реальном мире?

3.     Известно, что большой круг внимания на сцене держать труднее, чем маленький. А в жизни? От чего, по-вашему, зависит в жизненных ситуациях ширина круга внимания?

4.     Подумайте, есть ли в принципе какие-то элементы системы К.С. Станиславского, которые мы бы не использовали в своей обыденной жизни?

5.     Какие элементы системы Станиславского использует в своем творчестве композитор, художник, скульптор, архитектор?

6.     Попробуйте, используя систему Станиславского, представить себе общение каких-нибудь персонажей выбранной вами классицистической картины. А теперь проделайте то же самое с картиной художника-абстракциониста.


Тема урока: 33.2. Режиссерский театр В. Мейерхольда, Е. Вахтангова и А. Таирова — 1 урок.

Задания:

1.     Подумайте, можно ли выделить виды, подобные видам театра (“актерскому”, “режиссерскому”, “музыкальному”), в градостроительстве?

2.     Как вы думаете, есть ли соответствие мизансцене в музыке или архитектуре?

3.     Попробуйте сформулировать общие принципы, характерные для творчества В. Мейерхольда, Е. Вахтангова и А. Таирова и отличающие их творчество от творчества К.С. Станиславского. Можно ли на основании этого сказать, что первые три режиссера работали одинаково?

4.     Как вы думаете, чем так была привлекательна для начала XX века комедия dell’ arte? А возможно ли ее полное восстановление сегодня?


Тема урока: 33.3. “Русские сезоны” С. Дягилева и русский балет начала века — 1 урок.

Задания:

1.     Кто, на ваш взгляд, в живописи рубежа веков играл роль, подобную роли М. Петипа, М. Фокина, В. Нижинского в русском балете?

2.     Известно, что в изобразительных искусствах и литературе после классицизма следует романтизм. М. Петипа создал “русский классический балет”. Можно ли творчество М. Фокина, разбивающего каноны Петипа, назвать романтическим? Почему?

3.     Попробуйте найти общие черты в творчестве А. Блока, П. Пикассо, В. Нижинского.

4.     Попробуйте нарисовать, описать, костюм для вашей любимой эстрадной певицы (певца), сделав его так, чтобы он подчеркивал пластику актера и отражал его музыкальные предпочтения.


Тема урока: 33.5. Новые формы театрального действа (театр абсурда и хэппенинг) — 1 урок.

Задания:

1.     Подумайте, существует ли что-либо похожее на театр абсурда в живописи XX века? А в музыке?

2.     Как вы думаете, может ли существовать абсурдная архитектура?

3.     Можно ли считать европейский театр абсурда XX века наследником средневековой “культуры дураков”?

4.     Почему именно в XX веке возникла острая необходимость стереть грань между актером и зрителем в театре?

5.     Можно ли считать хэппенинг XX века современной формой массовых языческих обрядов древности?


34. Художественная культура и техника

Тема урока: 34.1. Искусство кинематографа — 2 урока.

Задания:

1.     Представьте, что вы позируете художнику для портрета и фотохудожнику для фотопортрета. В каком случае ваш внутренний мир, желаете вы этого или нет, проявится более явно? А в каком случае можно “обмануть” художника и представить ему то, чем вы, на самом деле, не являетесь?

2.     Известно, что устройство компьютера, так или иначе, повторяет устройство человеческого мозга. А какие процессы, происходящие в человеческом организме, воспроизводит работа кинокамеры? А монтажного стола?

3.     При восприятии житийной иконы с клеймами мы имеем возможность видеть одновременно и образ святого и ключевые эпизоды его жизни. А можно ли с помощью искусства кино добиться такого же эффекта восприятия? Если да, то какие бы приемы вы использовали?

4.     Представьте себе, что вы снимаете фильм о взаимоотношении голосов в полифоническом произведении. Какие вы бы предложили декорации и костюмы для персонажей?

5.     Как вы думаете, какое из средств художественной выразительности музыкального искусства соответствует свету в киноискусстве?

6.     Известно, что в мультипликации часто используют бытовые вещи в качестве персонажей. Попробуйте мысленно разобрать афинский Парфенон на части, наделить эти части характером и выстроить на их взаимоотношениях фильм. О чем у вас получится произведение?

7.     А теперь попробуйте представить известный вам кинофильм в виде архитектурного сооружения. Опишите (или нарисуйте) его.


35. Музыкальная культура XX века

Тема урока: 35.1. Поиски в русской музыке рубежа веков — 4 урока.

Задания:

1.     Как вы думаете, можно ли говорить о Ћполифоничности мышленияЛ русских художников и архитекторов рубежа веков и в каком смысле?

2.     Познакомьтесь с Вступлением к поэме “Возмездие” А. Блока. Подумайте, в творчестве кого из композиторов XIX века ярче всего проявилось блоковское ощущение уходящего столетия? А в творчестве каких композиторов рубежа веков — ощущение Блока от надвигающегося столетия?

3.     Как вы думаете, имеет ли цветомузыка современных дискотек какое-либо отношение к идеям А. Скрябина?

4.     Подумайте, что могло объединять И. Стравинского с художниками “Мира искусства” в совместной работе в антрепризе С. Дягилева?


Тема урока: 35.2. Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева — 2 урока.

Задания:

1.     Попробуйте представить живописное полотно, в котором автор стремится избежать романтического выражения и символического отражения действительности. Опишите его.

2.     Перечислите жизненные ситуации, в которых вам хотелось бы не говорить, а петь. А в каких ситуациях “уместнее” будет звучать речитатив?

3.     Попробуйте предложить свою систему записи (не нотную) прозаической речи, стихотворной речи, пения.

4.     Известно, что часто делают видеозапись выдающихся балетов. Можно ли в этом случае утверждать, что с экрана звучит киномузыка?

5.     Внимательно прослушайте эпизод “Монтекки и Капулети” из балета С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Какой эпизод из русской истории XX века эта музыка могла бы, по-вашему, характеризовать?


Тема урока: 35.3. Творчество Д. Шостаковича — 2 урока.

Задания:

1.     Попробуйте предложить список музыкальных “стилистических знаков эпохи” для античности, барокко, классицизма.

2.     Как вы думаете, почему именно жанр симфонии так хорошо подходит для выражения крупных социальных конфликтов XX века?

3.     Какие вы знаете произведения мирового искусства, в которых выражена идея борьбы против тирании?

4.     Подумайте, можно ли передать трагическое мироощущение в архитектурном сооружении? Если да, то как оно будет выглядеть?

5.     Представьте, что вам “заказали” юмористическое музыкальное произведение. Какие выразительные средства для создания смешного образа вы бы выбрали?


Тема урока: 35.4. Массовая музыкальная культура XX века — 1 урок.

Задания:

1.     Какие формы массовой культуры предыдущих эпох вы можете вспомнить?

2.     Подумайте, что могло заменять “мыльную оперу” массовому населению Европы от Средневековья до XIX века?

3.     Подумайте, чем творчество русских “бардов” 60-х годов отличается от творчества средневековых трубадуров?

4.     С какой формой массового развлечения в Средние века можно сравнить современный рок-концерт? Что в них общего?

5.     Попробуйте проанализировать творчество любимой вами эстрадной группы (или отдельного артиста) с точки зрения отличительных черт массовой культуры.


Тема урока: 35.5. Джаз, его стили и направления — 1 урок.

Задания:

1.     Попробуйте найти черты сходства джаза и мавританской архитектуры.

2.     Подумайте, какие стороны душевной жизни человека лучше выражает джаз, а какие — классическая музыка?

3.     Каким формам театрального искусства можно поставить в соответствие “новоорлеанский” джазовый стиль, а каким — “чикагский”?

4.     Попробуйте найти общие принципы построения рекламы и “суинга”.

5.     Попробуйте проследить взаимодействие культур, сравнивая регтайм и традиционную африканскую музыку.


Тема урока: 35.6. Творчество композиторов “нововенской школы” и обновление классического музыкального языка — 1 урок.

Задания:

1.     Найдите в архитектуре XX века “аналоги” атональной музыки. Удалось ли архитекторам отказаться от иерархичности в конструкции?

2.     Попробуйте найти в искусствах XX века (изобразительном искусстве, театре, литературе, танце и т.д.) ретроспекции техник и приемов Средних веков и Возрождения.

3.     Композиторы “нововенской школы” пытались найти универсальные законы музыкального искусства. Подумайте, существуют ли такие законы в принципе? Попробуйте доказать свое мнение.

4.     Сравните любой отрывок из произведения композиторов “нововенской школы” с любым отрывком из мотета позднего Средневековья. Что воспринимается вами легче? Почему? О каких особенностях массового сознания свидетельствуют ваши наблюдения?

5.     Подумайте, в каком виде искусства XX века, кроме музыки, активно разрабатывается принцип серийности?


Тема урока: 35.7. Национальные композиторские школы XX века — 3 урока.

Задания:

1.     Как вы думаете, что в народном костюме является аналогом национальных интонаций, ритмов, тембров и манер исполнения в музыке?

2.     Есть ли общие черты в формировании джаза и национальных композиторских школ? А в чем их разница?

3.     Можно ли говорить о национальных школах в архитектуре, живописи, театре, балете в XX веке и в каком смысле?

4.     Внимательно прослушайте отрывок из произведения К. Орфа “Кармина Бурана”. Как вы думаете, удалось ли композитору передать средневековое восприятие мира, или это лишь мнение человека XX века о Средневековье? Ответ обоснуйте.

5.     Попробуйте представить, что американец пытается составить представление о русском народе по произведению “Метель” Г. Свиридова. Какие русские национальные черты он явно отметит, а какие явно упустит?


Тема урока: 35.8. Современные системы профессионального музыкального языка (алеаторика, коллаж, сонористика, конкретная и электронная музыка) — 2 урока.

Задания:

1.     Алеаторика и живописный сюрреализм. Что у них общего?

2.     Какие техники живописи XX века аналогичны конкретной музыке? О каких процессах в европейском искусстве это свидетельствует?

3.     Что, по-вашему, может соответствовать “звуку” и “шуму” в театральном искусстве? Допустимы ли “шумы” в спектакле?

4.     Попробуйте представить себе систему взаимоотношения людей как музыкальное произведение. Какую форму человеческих взаимоотношений можно сравнить с кластерами?

5.     Как вам кажется, живописный и музыкальный пуантилизм в одинаковой степени отличаются от соответствующих классических техник с точки зрения создания произведения искусства? А сточки зрения его восприятия?


Список литературы
для учителя МХК
по культуре XX века

1. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. М., 1978.
2. Аленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство X - начала XX века. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. М., 1989.
3. Асенин С. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. М., 1995.
4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М. 1983.
5. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М., 1987.
6. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В. История рок-музыки. Минск, 1997.
7. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
8. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
9. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века. М., 1990.
10. Гартман К.О. Стили. М., 2000.
11. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Спб., 1994.
12. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1984.
13. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.
14. Дэй Кр. Места, где обитает душа. М., 1994.
15. Ёдике, Ю. История современной архитектуры. М., 1972.
16. Живопись 1920 - 1930-х годов в Государственном русском музее. Каталог. М., 1989.
17. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983.
18. Ильина Т.В. История искусств: отечественное искусство. М., 2000.
19. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. Сост. М.В. Алпатов и Н.Н. Ростовцев. М., 1961.
20. История русской архитектуры. Учебн. Пособие для вузов. СПб., 1994.
21. История зарубежной музыки. Вып. 6. Спб., 1999.
22. Каменский А.А. Анна Голубкина. М., 1990.
23. Карп П. Младшая муза. М., 1997.
24. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.
25. Ле Корбюзье. Модулор. М., 1976.
26. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976.
27. Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. М., 1993.
28. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л., 1963.
29. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971.
30. Кречмар Г. История оперы. Л., 1925.
31. Кулаков В.А. Клод Моне. М., 1989.
32. Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры. Обнинск, 1997.
33. Мартен М. Язык кино. М., 1959.
34. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
35. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк. М., 1993.
36. Паршин С. Мир искусства. М., 1993.
37. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994.
38. Пистон У. Оркестровка. М., 1990.
39. Поплавский В.С. Архитектурно-строительный словарь. М., 1993.
40. Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.
41. Пятьсот мастеров зарубежной классики. Энциклопедия. М.-СПб., 1995.
42. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. Составители Н.Н. Ростовцев и др. М., 1989.
43. Сарабьянов А.Д. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М., 1992.
44. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1990.
45. Синий всадник. Альманах. М., 1996.
46. Слонимский Ю. Мастера балета. М., 1937.
47. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 9-10.
48. Станислвский К.С. работа актера над собой. Любое издание.
49. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
50. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 2.
51. Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. М., 1997.

 

Hosted by uCoz