МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование


Культура Древнего мира



1. Понятие художественной культуры.

Тема урока: 1. Понятие художественной культуры — 1 урок.

Задания:

1.     Найти представителей натуры в современной городской квартире.

2.     Только ли эмоции человек выражает в искусстве? А что еще может увидеть (услышать) зритель в произведении искусства?

3.     Попробовать найти отличия художественного текста от текста научного (можно попробовать найти элементы того и другого в одном и том же тексте).

4.     Может ли помочь искусство технике? А техника искусству?

5.     Можно ли представить себе научную живопись? А техническую живопись?

6.     А как бы могла выглядеть научная скульптура?

7.     Можно ли вообще определить точные границы между материальной, интеллектуальной и художественной культурами?

2. Материальная и художественная культура
первобытного человека

Тема урока: 2.1. Наскальная живопись — 1 урок.

Задания:

1.     Почему изображения животных натуралистичны, а изображение человека схематично?

2.     Как могла появиться идея создания краски?

3.     Используем ли мы сегодня рисунки для передачи сообщений?

4.     А какими бы изображениями вы украсили бы пещеры, если бы вам пришлось в них жить?


Тема урока: 2.2. Мегалитическая архитектура — 1 урок.

Задания:

1.     Есть ли в России какие-либо камни-памятники? Связаны ли они с какими-либо языческими преданиями и обрядами?

2.     В каких произведениях художественной литературы встречаются магические круги? Какую функцию они выполняют? (См., напр. “Вий” Н. Гоголя)

3.     Попробуйте сравнить дольмен и греческий портик, дом с плоской крышей, автобусную остановку. Изменилось ли что-нибудь в этой конструкции? Чем объяснить такую “живучесть” этой конструкции? Какова она в плане?

4.     Какие два основных плана конструкций проявились в мегалитических постройках? Что могут символизировать эти фигуры в планах зданий?

3. Художественная культура Древнего мира
Культура Древнего Египта

Тема урока: 3.1. Погребальные комплексы (комплекс пирамид в Гизе) — 2 урока.

• Задания:

1.     Подумайте, есть ли у Вас самих те сущности, о которых говорили древние египтяне?

2.     Попробуйте сравнить древнеегипетские представления о загробном мире с любыми другими, известными Вам.

3.     Сравните структуру мастабы с известными Вам современными захоронениями.

4.     Подумайте, какому элементу древнеегипетского заупокойного комплекса могут соответствовать современные часовня, склеп?


Тема урока: 3.2. Храмовые комплексы — 2 урока.

Задания:

1.     Попробуйте представить свое движение по коридору (ровному, расширяющемуся, суживающемуся). В каком случае Вы будете лучше готовы к встрече с божеством?

2.     Вспомните, где в современной жизни мы сталкиваемся с коридорами? Как расположены относительно них помещения? Связано ли сегодняшнее ощущение коридора с какой-либо идеей?

3.     В чем сходство и различие (по смыслу и оформлению) современных обелисков и древнеегипетских?

4.     Представьте, что в Вашей школе решили создать храм Мудрости. На каком этаже вы бы расположили главный зал? Как устроили бы подходы к нему? Каким образом расписали бы коридоры?

Тема урока: 3.4. Развитие скульптуры в Древнем Египте — 1 урок.

Задания:

1.     Вспомните какую-либо площадь в Вашем городе, на которой есть скульптурный памятник (иногда памятниками считаются стелы, обелиски и т.д.). Попробуйте вспомнить, а как вы предпочитаете стоять на этой площади относительно памятника?

2.     Кого чаще всего можно видеть около памятников? Почему, по вашему мнению, именно там?

3.     Если бы вам предложили решать, где в школе поставить памятник вашему любимому литературному герою, то какое бы место вы предложили? Почему?

4.     Сравните свои ощущения от камня со сколотыми краями и полузасохшей глины. Из какого материала вы предпочли бы видеть скульптурный портрет любимой учительницы, диктатора?


4. Культура Междуречья

Тема урока: 4.1. Город и зиккурат — 1 урок.

Задания:

1.     Подумайте, почему у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно несоизмеримые с человеческим ростом?

2.     Какие современные сооружения таких масштабов вы знаете?

3.     Сравните описание зиккурата и стихотворение К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени...” Что мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик зиккурата?

4.     Сравнить художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия.

5.     Чем можно объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на Красной площади в Москве?

6. Культура Древней Индии

Тема урока: 6.1. Буддийские и индуистские храмы и монастыри — 1 урок.

Задания:

1.     Где вы еще встречали культовые постройки без внутреннего помещения? Есть ли общие черты в их назначении и символике?

2.     С каким типом христианского храма можно сравнить чайтью и по каким признакам?

3.     Сравните храмовый комплекс Аджанты с православным храмом (под руководством учителя) по назначению, символике, структуре, взаимодействию и наличию различных видов искусств и их функции в храмовом действе.

4.     Используется ли в европейской архитектуре форма ступы? Где?


Тема урока: 6.4. Синтез искусств в Древней Индии — 1 урок.

Задания:

1.     Какие еще скульптурные каноны можно найти в истории художественной культуры?

2.     Попробуйте нарисовать цветовой и графический образ какой-либо мелодии и сравнить их рисунки. Какой из образов (в цвете или черно-белый) точнее передают мелодию?

3.     Похоже ли индийское соответствие расы и цвета на цветомузыку на дискотеке? Что общего и в чем различие? Почему?

4.     Сравните европейский классический балет с индийским танцем. По одинаковым ли законам строятся канонические позы того и другого?

5.     Есть ли у вас личные предпочтения в музыке для различных эмоциональных состояний?

7. Культура Древнего Китая

Тема урока: 7.1. Архитектура китайского дома, дворца, храма — 2 урока.

Задания:

1.     Каких еще охранителей дома вы знаете? Кто (или что) охраняет дом в русской культуре?

2.     Что общего между фахверком (слайд учителя) и китайским домом? Почему именно в этих странах становится возможным использовать этот конструктивный принцип?

3.     Уютно ли “почувствует себя” маленький домик в окружении небоскребов? Как этот эффект объяснить с точки зрения фэн-шуй?

4.     Как в русской культуре называется та отрицательная энергия, которая, по фэн-шуй, скапливается в водоемах со стоячей водой?

5.     Какому принципу фэн-шуй соответствует русское выражение “как за каменной стеной”?

6.     Где еще в художественной культуре вам встречался “колонный зал”? Как он назывался?

Тема урока: 7.2. Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего Китая — 1 урок.

Задания:

1.     В каких еще культурах место захоронения отмечают холмом (насыпью, курганом) или архитектурным сооружением большого размера? Почему необходимо возвышать места над захоронениями?

2.     В чем сходство египетских ушебти и керамического воинства Цинь Шихуана?

3.     Сравните структуру египетских и китайских погребальных комплексов. Чем объяснить наличие в них одних и тех же элементов? Выполняют ли они одну и ту же функцию?

4.     Есть ли в русской культуре священные дороги и холмы?

5.     Культура Древней Греции

8. Культура Древней Греции

Тема урока: 8.1. Дворцы Крита и их росписи — 2 урока.

Задания:

1.     Какую форму могли бы иметь сосуды с небесной символикой, если бы критяне их изготавливали?

2.     Сравните тематику росписей египетских дворцов и храмов и критских дворцов.

3.     Бык Шеду из Месопотамии и бык с критского ритона — в чем они схожи и чем различаются? Где еще в культуре древних народов вы встречали ритуального быка? Почему образ быка стал так устойчив в культуре древности?

4.     Какими силами, на ваш взгляд, овладевает критская Богиня со змеями?

5.     На Крите существовал культ священной лилии, в Древней Индии и Древнем Египте — священного лотоса. А каким мог быть священный цветок в Древней Руси?

6.     Подумайте, связаны ли священные цветы Древнего мира и Дюймовочка из знаменитой сказки Г.Х. Андерсена? Какой смысл несет этот вечный образ?


Тема урока: 8.2. Классический греческий храм, его ордерная структура — 2 урока.

Задания:

1.     Какие вы знаете здания в вашем городе, напоминающие греческий храм? Какое впечатление они на вас сегодня производят?

2.     Попробуйте найти аналогии классического греческого храма с известными вам современными храмами.

3.     Попробуйте сравнить греческий храм со зданием свое школы. Что общего и какая разница?

4.     Подумайте, какие идеи могли реализовывать архитекторы, ставя перед современными зданиями ряд колонн?


Тема урока: 8.4. Афинский акрополь — 1 урок.

Задания:

1.     Подумайте, как могло копье Афины служить маяком ночью?

2.     Попробуйте найти сходство между афинским Акрополем и крепостью вашего города (например, Кремлем).

3.     Вспомните, есть ли в вашем городе здания, вход в которые оформлен в виде пропилей.

4.     Попробуйте сравнить Афинский акрополь и Запретный город в Пекине. В чем сходство и различие?

Тема урока: 8.5. Этапы развития греческой скульптуры — 1 урок.

Задания:

1.     Сравните скульптуры “Дискобол” и “Дорифор” со скульптурной группой “Рабочий и колхозница”. Что их объединяет?

2.     Сравните произведения и эпохи, в которые они были созданы: “Гермес с младенцем Дионисом” Праксителя и “Затруднительное предложение” А. Ватто.

3.     С какими египетскими статуями можно сравнить куросы? В чем их отличие?

4.     Сравните фотографию какого-либо спортсмена во время его выступления и скульптуру “Дискобол” Мирона. Где вы можете легче почувствовать внутреннее состояние спортсмена? Почему? Попробуйте и в том и в другом случае угадать следующее движение спортсмена.

5.     Если бы вы сейчас должны были проинструктировать скульптора, создающего статую идеального юноши, то какие указания вы бы ему дали? Сравните созданный вами мысленный образ с “Гермесом с Дионисом” Праксителя? Есть ли сходство и в чем их различия?

Тема урока: 8.7. Греческая керамика и ее роспись — 1 урок.

Задания:

1.     Есть ли в современном быту разделение сосудов по назначению? Осталось ли что-нибудь от древней системы?

2.     Что сейчас утеряно в восприятии сосудов? Какие новые формы сосудов появились, чем это можно объяснить?

3.     К чему ближе греческие и критские росписи керамики — к графике или живописи? Почему?

4.     Какие мотивы сейчас используют для украшения керамики? А какие будут использовать в XXII веке?

Тема урока: 8.8. Древнегреческий театр — 1 урок.

Задания:

1.     Подумайте, какую форму принимает сегодня древний “культ Диониса”?

2.     Кого в наше время можно назвать “служителями Аполлона”?

3.     Напоминает ли вам чем-нибудь устройство древнегреческого театра современные театральные площадки?

4.     Какие ритуалы существуют в современном мире (в стране, городе, в вашей школе)? Как они связаны с театральным действом?

9. Культура Древнего Рима

Тема урока: 9.1. Особенности древнеримской архитектуры — 1 урок.

Задания:

1.     Сравните цирки древнеримский и современный по форме и назначению.

2.     Какому древнеримскому сооружению больше соответствует современный цирк?

3.     В каких сооружениях сегодня можно встретить коробовый свод?

4.     Что изменилось в Тосканском ордере по сравнению с греческими ордерами? Как, по вашему мнению, мог бы выглядеть Московский ордер, Парижский, Пекинский, Нью-Йоркский?

Тема урока: 9.2. Древнеримская скульптура — 1 урок.

Задания:

1.     Каким древнеримским скульптурам, на ваш взгляд, соответствуют кубические статуи древних египтян?

2.     Скульптуры греческой классики и скульптуры “августовского классицизма” — один и тот же смысл вкладывали в них творцы?

3.     В каком из стилей римской скульптуры вы хотели бы видеть выполненным ваш собственный портрет?

4.     Из какого материала вы хотели бы видеть скульптурный портрет родителей, младшего брата или сестры, любимого и не любимого учителя, директора школы?


Список литературы
для учителя предмета
“ Мировая Художественная культура”
по разделам “Первобытная культура”
и “Культура Древнего мира”

Культура первобытного человека
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
Леви-Брюль К. Первобытное мышление. Л., 1930.
Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л., 1991.
Календарь в культуре народов мира. Сборник статей. М., 1993.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство (в серии “Малая история искусств”). М., 1973.
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
Авдеев А.Д. Происхождение театра. М.-Л., 1989.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.


Древний Восток
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1987.
Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 1.
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
История Древнего Востока, под ред В.И. Кузищина. М., 1988.
Афанасьева В.К. и др. Искусство Древнего Востока (в серии “Малая история искусств”). М., 1976.
Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах, т. 1. М., 1970.
Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987, гл. 1-3.
Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 1-4.
Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1998.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.
Целлар К. Архитектура страны фараонов: жилище живых, усопщих и богов. М., 1990.
Черняк В.З. Уроки старых мастеров. М., 1986.
Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М., 1979.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958.
Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. М., 1988.
История культуры Древней Индии. Тексты. Сост. А.А. Вигасин. М., 1990.
Сокровища искусств стран Азии и Африки. Сборник статей. М., 1975, вып. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.


Античность
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1987.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1991, вып.1.
Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 1.
Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах, т. 2. М., 1970.
Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987, гл. 1-3.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 1-5.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. М., 1995.
Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 1-4.
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел 1.
Ривкин Б.И. Античное искусство (в серии “Малая история искусств”). М., 1972.
Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 1.
Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. М., 1992.
Кругликова И.Т. Античная археология. М., 1984.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков М., 1994.
Нейхардт А.А., Шипова И.А. Семь чудес древней Ойкумены. М., 1990.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.
Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. М., 1970.Щербаков В. Все об атлантиде. М., 1990.
Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970.
Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.
Культура Древнего Рима в 2-х томах, под ред. Е.С. Голубцова. М., 1985.
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
Кочетов В.А. Римский бетон: (Из истории строительства и строительной техники Древнего Рима). М., 1991.
Мокульский С.С. История западноевропейского театра. М., 1936, часть 1, отдел 1.
Варнеке Б.В. История античного театра. М.-Л., 1940.
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. стр. 5-17.
Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1961.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.

 

 

Hosted by uCoz