МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование


Культура Средневековья


10. Культура Византии в IV - XI веках.

Тема урока: 10.1. Типы византийских храмов и их структура — 1 урок.

Задания:

1.     Как вы думаете, почему основным языком Византийской империи был греческий язык?

2.     К какому храму ближе базилика по своей структуре и назначению — к греческому или египетскому? Почему?

3.     Человек — мера греческого ордера. Но человек и мера пространства христианского храма. Какова разница в отношении к человеку в Древней Греции и в Византии и как это отношение воплотилось в архитектуре храмов?

4.     Почему древним грекам не пришло в голову строить трансепты в своих храмах?

5.     Как мог бы выглядеть христианский храм, если бы его заставили строить древнегреческого архитектора?

Тема урока: 10.3. Иконоборчество и теория иконописи — 2 урока.

Задания:

1.     Применяется ли сейчас передача информации в рисунках? Почему такие произведения нельзя назвать иконами?

2.     Во все времена люди пытались тем или иным способом получать духовную энергию. Всегда ли это было получением Благодати?

3.     Как наша современная культура относится к гордыне? Есть ли для нее сегодня другие названия? Почему именно для христианства так важна борьба с этим качеством человека?

4.     Используем ли мы в обыденной жизни особенности своего внутреннего, духовного видения пространства? В каких ситуациях?

5.     В каких формах культуры сегодня встречается передача одновременного существования прошлого, настоящего и будущего?

6.     Сохранилась ли сегодня христианская (иконная) символика цвета? Где она встречается?

Тема урока: 10.5. Реформа церковной музыки, ее жанры — 1 урок.

Задания:

1.     Прослушайте отрывок из византийской церемониальной музыки и древнерусский псалом. Попробуйте описать театральную сценку или кинофрагмент, созданные по этой музыке. В каком случае вам понадобилось бы больше актеров?

2.     Как вы думаете, к какой византийской музыке (светской или духовной) ближе современная поп-музыка и почему?

3.     Подумайте, почему нужно было обязательно антифонное (двухорное) пение в церкви? А в каких случаях сегодня мы встречаемся с подобным способом исполнения музыки?

4.     Попробуйте придумать знаки современной нелинейной нотации, которую мог бы легко понять любой, даже музыкально неподготовленный, человек.


11. Культура Киевской Руси IX - XI веков.

Тема урока: 11.1. Деревянное строительство в Древней Руси (дом, храм, поселение) — 2 урока.

Задания:

1.     Попробуйте описать богов, которым могло молиться древнейшее население Руси, жившее среди лесных рек и болот?

2.     Почему на Руси дома предпочитали ставить деревянные, а храмы каменные?

3.     Как вы думаете, что могло измениться в культуре, когда начали строить каменные жилые дома?

4.     Подумайте, какую из природных стихий, известных древним (воздух, вода, огонь, земля) мог символизировать кубоватый верх деревянной постройки? А сохранилась ли в более поздних каменных храмах эта символика?

5.     Какую из известных архитектурных форм Древнего Египта напоминает русская колокольня? Случайно ли это совпадение?

6.     Присмотритесь к дому (квартире), в котором вы сейчас живете. Сохранились ли в нем части древнерусского дома? А какие появились новые части?

7.     Различаются ли по назначению углы вашей комнаты (или любой комнаты в вашем доме)?

8.     Украшаете ли вы свой дом? От чего зависит выбор вами того или иного украшения?

Тема урока: 11.2. Орнамент в художественной культуре — 1 урок.

Задания:

1.     Встречается ли орнамент на современных зданиях? А на предметах быта? Какое свойство нашей цивилизации, а так же личного и общественного сознания это отражает?

2.     Попробуйте придумать орнамент для выражения основных особенностей мира любимой сказки (можно авторской) или повести.

3.     Можно ли воплотить в орнаменте мир музыкального произведения?

4.     Попробуйте найти сходство между искусством орнамента и искусством балета? Какие общие приемы они используют?


12. Раннехристианская культура

Тема урока: 12.1. Искусство катакомб — 1 урок.

Задания:

1.     Раннехристианские катакомбы, кельтские подземные “дома видений”, пещерные храмы Индии и Византии, русские пещерные монастыри (печоры) — почему человек так стремится “под землю”? Что ожидает найти там?

2.     Имеют ли какое-либо отношение к нашей обыденной жизни процессы смерти и воскресения? В каких еще религиях и культурах появляется мотив смерти и воскресения? Попробуйте рассмотреть с этой точки зрения смысл сказки Г.Х. Андерсена “Оле Лукойе”.

3.     Представление человека о болезни как о страданиях души, заблудившейся на путях в мир мертвых, довольно часто встречается в древности. Кто же мог “спасать” душу человека в такой ситуации до возникновения христианства?

4.     Почему, изображая победу духа над плотью, использовали плоский силуэт и контурный рисунок?


Тема урока: 12.4. Придворная академия Карла Великого — 1 урок.

Задания:

1.     В истории человечества многочисленные империи рождались, гибли и вновь рождались. Чем же так притягателен для человека (в данном случае Карла Великого) образ империи?

2.     Если империя — “Римская”, то почему там нужно устраивать ЋАкадемиюЛ по греческому образцу?

3.     Подумайте, почему руководителя Академии пришлось приглашать из Англии? Мог ли он чему-нибудь научить французов? Если мог, то чему?

4.     Можно ли найти среди выдающихся людей древности мудреца, который с успехом применял бы вопросно-ответный метод обучения, использованный Алкуином?

Тема урока: 12.7. Григорианский хорал и светская музыка Средневековья — 1 урок.

Задания:

1.     Почему григорианское пение должно быть обязательно мужским?

2.     Как вы думаете, в чем различие воздействия на человека пения одноголосного и многоголосного? В чем, с этой точки зрения, сила средневековой монодии?

3.     Вспомните псалом “Господи, воззвах к Тебе...”. Одинаковое ли настроение передают эта молитва и гимн “Ave Maria“? Какую атмосферу в храме создают одна и другая музыка? А чем эти песнопения отличаются по смыслу?

4.     Подумайте, почему ритм в музыке был упорядочен и стал точно записываться значительно позже звуковысотной стороны мелодии?


13. Романский стиль в западноевропейской культуре.

Тема урока: 13.1. Романская архитектура (собор и крепость) — 1 урок.

Задания:

1.     Почему в Древней Греции человеку уподобляли лишь колонну храма, а в Средние века — весь храм?

2.     Что общего и в чем различие древнего жречества и средневекового монашества? Могли ли существовать монастыри в Древнем мире?

3.     Почему крепостная башня, а не зальный дворец стала для нас символом средневековья?

4.     Попробуйте сравнить образ донжона с образом человека-рыцаря.

5.     Подумайте, можно ли найти романские архитектурные формы в залах станций московского метро?

Тема урока: 13.2. Деревянная и каменная средневековая скульптура — 1 урок.

Задания:

1.     Какой вид искусства воспринимается более отстраненно: живопись или скульптура? При общении с каким видом искусства мы в большей степени воспринимаем его как зрители, а с каким — как актеры?

2.     Чем отличается состояние человека в храме со скульптурами, от состояния человека в храме с фресками и иконами?

3.     Почему темам борьбы добра и зло предпочитали посвящать скульптуры у входа в храм?

4.     Воспринимаем ли мы как-то по-особому статую, поставленную в нише?

5.     С каких точек предпочтительней рассматривать статую, поставленную в нишу? А статую-колонну? А распятие, парящее над предалтарной преградой?

Тема урока: 13.3. Католическая месса — 1 урок.

Задания:

1.     Чья музыка — композиторов Возрождения или Моцарта трогает вас больше? Как вы думаете, почему?

2.     Представьте, что вам нужно снять фрагменты фильма, в которых должны звучать мольба людей к Богу и ангельское пение. Какую музыку из прослушанных фрагментов вы бы выбрали и почему?

3.     Христианское мировоззрение четко различало в человеке три сущности: тело, душу и дух. Какие из прослушанных музыкальных фрагментов вы поставили бы в соответствие этим сущностям человека?

4.     Подумайте, мог ли какой-либо из музыкальных фрагментов выражать какую-то сущность человека в древнеегипетской культуре? Почему?

5.     Представьте, что знаменитую Lacrymosa создал не Моцарт, а древнегреческий бог Аполлон — покровитель муз. По какому случаю он мог бы это сделать?

Тема урока: 13.4. Церковный театр Средневековья (литургическая и полулитургическая драма, миракль, мистерия) — 1 урок.

Задания:

1.     Найдите общие черты в судьбах древнегреческих Деметры и Персефоны, с одной стороны, и христианских Бога-отца и Христа, с другой. Сравните на этом основании древнегреческую мистерию и христианскую литургическую драму.

2.     В чем сходство иконы с литургической драмой?

3.     Как изменилась роль алтаря в литургической драме, по сравнению с его ролью в древнегреческой трагедии?

4.     Почему в античности (греческой и римской) театр “с улицы” пришел в помещение, а в средневековье, наоборот, из здания церкви выходит на улицу?

Тема урока: 13.7. Средневековая рукописная книга — 1 урок.

Задания:

1.     Можно ли печатную книгу назвать произведением искусства? А всякая ли рукописная книга является произведением искусства?

2.     Как вы думаете, о соразмерности каких элементов книги должен заботиться ее создатель, чтобы она стала гармоничной?

3.     Почему инициал в средневековой рукописной книге выделяли красным, а не синим или зеленым? А как мы сегодня отмечаем начало новой мысли в тексте? Какой вывод на основании этого можно сделать об изменении человека?

4.     Как вы думаете, зачем вставляли в рукописную книгу дролери? Менялось ли значение буквы с дролери и без них? Используются ли в современных книгах дролери?

5.     Если “икона — это библия для неграмотных”, то зачем нужна миниатюра в церковной книге?

14. Культура мусульманского мира.

Тема урока: 14.1. Основные особенности мусульманской архитектуры — 1 урок.

Задания:

1.     Вспомните, в каких культурах Древнего мира применялся сырцовый кирпич? Почему именно в этих культурах?

2.     Как вы думаете, существуют ли сегодня в Европе минимальные структурные ячейки, из которых состоит город?

3.     Крепостные башни часто сооружались круглыми, чтобы не дать возможности нападавшим спрятаться. Но почему цилиндрическими возводили минареты?

4.     Как вы думаете, почему так легко, без особых переделок, удалось превратить храм Святой Софии в Константинополе в мечеть?

5.     Представьте себе, что русский Емеля вместе с печкой попадает в среднеазиатский город. Что он мог бы “заказать” у Щуки, чтобы чувствовать себя как дома?

15. Стиль готики в западноевропейской культуре.

Тема урока: 15.1. Средневековый город — 1 урок.

Задания:

1.     Что в русских городах является символическим центром?

2.     Что сейчас в России играет роль ратуши? Как выглядят эти здания? Почему они так отличаются от западноевропейских ратуш?

3.     Где в русских городах вешали набатный колокол?

4.     Какая разница для рядового горожанина, где находится набатный колокол: на ратуше, башне кремля или звоннице местной церкви?

5.     Средневековые города возникали по-разному. А как возникал ваш город?

6.     Можно ли сказать, что в русском городе собор занимал доминирующее положение? Почему?

Тема урока: 15.2. Готический собор, его конструкция и интерьер — 2 урока.

Задания:

1.     Как сегодня архитекторы решают проблему размещения в здании больших масс народа?

2.     В какой из древних культур вы уже встречали такую композицию входа в храм: две башни и узкий вход между ними? О чем может говорить такое сходство?

3.     Строятся ли сегодня здания, у которых резко различаются внешний вид и интерьер?

4.     Приходилось ли вам сталкиваться с этим явлением в быту?

5.     Зачем нужно было помещать на крыше христианского храма языческих чудовищ — химер? Встречается ли подобное в архитектуре русских храмов?

6.     Почему в православных храмах никогда не встречаются окна в виде розы?

7.     Как бы воспринял средневековый горожанин-христианин легенду о Минотавре?

8.     Как вы думаете, почему лабиринт на полу храма должен быть обязательно черно-белым?


Тема урока: 15.3. Герб в культуре Средневековья — 1 урок.

Задания:

1.     Сравните символику цвета в геральдике и в иконе. Какие цвета трактуются почти одинаково, какие близки по значению, а какие – противоположны? С каким процессом это может быть связано? Можно ли считать одну систему цвета искаженным вариантом другой системы?

2.     Какие знаки отличия используются сейчас в различных организациях и обществах? Чем они отличаются от рыцарских гербов?

3.     Почему вдруг в средневековой культуре возникает такое количество типов крестов? Разве для этих стран недостаточно было одного католического креста? О каких процессах в христианском мире может говорить этот факт?

4.     О каких качествах духовного лица может говорить наличие у него герба, ведь у него нет нужды выступать на турнире под закрытым забралом?

5.     Из какой области средневековой культуры ЋпришлиЛ в геральдику фантастические существа? Вспомните, каких фантастических существ вы встречаете в современных романах-фэнтези? Почему они до сих пор интересны людям?

Тема урока: 15.5. Светский театр Средневековья (Адам де ла Аль, фарс, соти, моралитэ) — 1 урок.

Задания:

1.     Встречались ли вам аллегорические персонажи в античной культуре? Кем они были там? Для кого такие персонажи были более реальны — для античного или средневекового человека?

2.     Сможете ли вы придумать персонажей современного моралитэ? Как они должны выглядеть?

3.     Могла ли существовать в древнегреческом театре пастораль? А может ли жанр пасторали возродиться сегодня?

4.     Попробуйте сочинить коротенькие моралитэ, фарс и пастораль на одну и ту же современную тему.

16. Русская культура XI - XV веков.

Тема урока: 16.1. Каменное зодчество Древней Руси — 2 урока.

Задания:

1.     Почему главного мастера часто называли хитрецом? Какой смысл вкладывали в это слово на Руси?

2.     Вспомните, какие из древних стихий (вода, земля, воздух, огонь) участвовали в “творении” плинфы?

3.     Как вы думаете, почему древние зодчие назвали свой мерный чертеж “вавилоном”?

4.     Попробуйте придумать типовой набор плинф разной формы и размеров (сортамент), из которого можно сложить: древнеегипетскую пирамиду, простейший древнегреческий храм в антах, византийский центрический храм.

5.     Как вы думаете, почему византийский крестово-купольный храм эволюционировал на Руси в простой четверик с луковичными главами?

6.     В разных культурах архитектурными модулями служили различные части здания. Подумайте, почему зодчие отдавали предпочтение именно этим частям сооружений?

Тема урока: 16.2. Символика православного храма и система его росписей — 2 урока.

Задания:

1.     Какие русские сказки вы можете вспомнить о трех царствах? Что это за царства? Как называются? Что могут символизировать? Можно ли эти сказочные царства соотнести с частями православного храма?

2.     Если есть жертвенник, то должна быть и жертва. Кто (или что) является сегодня “жертвой” в православном храме?

3.     В какой еще средневековой культуре вы встречали кубический объем, перекрытый куполом? А в связи с чем применялись квадратные и круглые формы в Древнем мире? О чем может свидетельствовать такое сходство?

4.     В чем различие между христианскими и языческими “небесными существами”?

5.     Попробуйте найти в окружающем вас современном мире форму колокола. В чем сходство назначения всех этих предметов?

6.     Священная сила православного храма увеличивается от паперти к престолу и горнему месту. Верующий словно по ступеням поднимается к небесам. Есть ли в Древнем мире аналогия такого восхождения?


Тема урока: 16.3. Древнерусское культовое пение — 1 урок.

Задания:

1.     Различаются ли в современной культуре “игра” и “пение”, “голос” и “молчание”?

2.     Приходилось ли вам испытывать разницу между обыденным поведением и сакральным? В каких случаях?

3.     Какие из черт древнерусского богослужебного пения сохранились в современной музыкальной культуре? В каких условиях они проявляются?

Тема урока: 16.4. Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны) — 2 урока.

Задания:

1.     Существует ли сегодня для живописцев понятие особого творческого состояния? Как его сегодня называют? Чем оно отличается от подобного состояния древнерусского иконописца?

2.     Зачем иконописец наносил так много слоев красок и лаков на икону, ведь большинство из них зрителю практически незаметны?

3.     Можно ли найти в современной культуре аналогию житийной иконе?

4.     Зачем в середине житийной иконы помещали большой образ святого, ведь вся его праведная жизнь уже показана в клеймах?

5.     Подумайте, что могло обусловить характерные черты русских иконописных школ?

6.     Почему икона постепенно превращается именно в парсуну?

7.     Как вы думаете, можно ли было охранить русскую икону от обмирщения и появления в ней светских мотивов?

Список литературы
для учителя МХК
по культуре Средневековья

 

Культура Византии
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 6.
2. Гартман К.О. Стили. Часть 1. М., 2000.
3. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. РМФ, 1993.
4. Культура Византии. Вторая половина VII - XII век. М., 1989.
5. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 5.

Культура Киевской и средневековой Руси и Ближнего Востока
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 12.
2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
4. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
5. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.,1998.
6. Икона. В серии “Секреты ремесла”. М., 1993.
7. История русской архитектуры. Уч. пособие. М., 1994.
8. История русского искусства. В 3-х тт., под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т.1. М., 1991.
9. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 2.
10. Плужников В.И. Термины русского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995.
11. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1997.
12. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X – XIII вв. СПб., 1994.
13. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1999.
14. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 24.
15. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. Для учащихся. М., 1996.
16. Флоренский П.А. Иконостас. Любое издание.
17. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. Любое издание.
18. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статья 12.
19. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995.

Культура Западной Европы
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 7-9.
2. Введение в специальные исторические дисциплины. Уч. пособие. М., 1990.
3. Гартман К.О. Стили. Часть 1. М., 2000.
4. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.-Л., 1941.
5. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел “Искусство Средневековья”.
6. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 2.
7. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. гл.2.
8. Лукомский В.К. и барон Н.А. Типольт. Русская геральдика. М., 1996.
9. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. М., 1984.
10. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. Часть 1. М., 1936.
11. Немировский Е.Л. Мир книги (с древнейших времен до XX века). М., 1986.
12. Пэрриш К., Оул. Дж. Образцы музыкальных форм от григоианского хорала до БахаЛ. Л., 1975.
13. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 2.
14. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 6-8.
15. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 7-8.
16. Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 2.
17. Ястребицкая А.П. Западная Европа XI – XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

 

 

Hosted by uCoz