МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование
Культура Средневековья
10. Культура Византии в IV - XI веках.
Тема урока: 10.1. Типы византийских
храмов и их структура — 1 урок.
- Обзор типов византийских храмов: базилика, центрический храм,
крестово-купольный храм, скальный храм.
- Развитие базилики из здания римского суда (архива).
- Основные части плана базилики:
- открытый дворик-атриум с фонтаном для
ритуального омовения;
- продольный коридор основного помещения — неф
(корабль) и его символика как Ноева Ковчега;
- появление боковых продольных нефов и поперечного
нефа (трансепта) в связи с увеличением числа молящихся;
- завершение нефов полукруглым помещением —
апсидой с полукупольным перекрытием (конха);
- символика креста и человеческой фигуры в плане
базилики.
- Проблема освещения центра базилики и решение ее с помощью
увеличения высоты центрального нефа по сравнению с боковыми нефами.
- Центрический византийский храм (круглый или восьмиугольный,
перекрытый куполом) как архитектурное наследие римской культуры.
- Первые шаги крестово-купольного храма в Византии. Его план: нефы в
виде равновеликого (греческого) креста, башенка или купол над
средокрестием.
- Увеличение пространства крестово-купольного храма за счет столпов,
поддерживающих свод. Храмы бесстолпные, двухстолпные и четырехстолпные.
- Скальные и пещерные храмы для монахов отшельников и особо строгих
монастырей.
Задания:
1. Как вы думаете, почему основным языком Византийской
империи был греческий язык?
2. К какому храму ближе базилика по своей структуре и
назначению — к греческому или египетскому? Почему?
3. Человек — мера греческого ордера. Но человек и мера
пространства христианского храма. Какова разница в отношении к человеку в
Древней Греции и в Византии и как это отношение воплотилось в архитектуре
храмов?
4. Почему древним грекам не пришло в голову строить
трансепты в своих храмах?
5. Как мог бы выглядеть христианский храм, если бы его
заставили строить древнегреческого архитектора?
Тема урока: 10.3. Иконоборчество и
теория иконописи — 2 урока.
- Политические причины иконоборчества во второй половине VIII -
начале IX века в Византии.
- Рождение в борьбе за икону и против нее стройной теории иконописи.
- Иоанн Дамаскин. Его жизнь и основной принцип творчества —
компилятивность.
- Главные доводы противников икон:
- “Бог есть дух и его никто никогда не видел”;
- заповедь Моисея: “Не делай себе кумира и
никакого изображения...”.
- Споры вокруг возможности изображения Христа как богочеловека.
- Четкое различение изображения (“отражения видимого”) и образа
(“показание скрытого”) в теории И. Дамаскина.
- Создание образов духовных сущностей так, как их видели достойные
люди, находясь в состоянии “умной молитвы”.
- Назначение иконы в православной культуре:
- икона дает созерцающему информацию, “заменяя
неграмотным книги”;
- икона — есть напоминание об изначальной духовной
чистоте и красоте человека;
- икона является лишь поводом для размышления о
духовном мире, но не конечной целью созерцания;
- икона, как и другие предметы православного
культа, наполнена “Божественной благодатью” (понимание “благодати” как
особой духовной энергии);
- икона служит поклонным образом, помогая смирить
гордыню человека.
- “Византийский стиль” иконописи — изобразительный канон
православного мировоззрения:
- ракурс фигур на иконе, в зависимости от их
духовного наполнения (наиболее важные фигуры располагаются фронтально,
отрицательные персонажи — в профиль, остальные вполоборота);
- величина фигур в зависимости от их духовного
уровня;
- треугольная композиция иконы;
- обратная перспектива как способ передачи особого
духовного пространства, которое все время раскрывается и позволяет видеть
вещи со всех сторон одновременно;
- одновременный показ событий прошлого, настоящего
и будущего как передача не времени, но вечности на иконе;
- условное изображение архитектуры, интерьеров,
пейзажа;
- особая система света на иконе, иконные источники
света (золотой фон, нимбы над головами святых и лики святых).
- Условная система цвета в иконе:
- пурпур — цвет божественного и императорского
достоинства;
- красный — цвет карающего и очищающего пламени и
цвет крови;
- белый — символ божественного света, чистоты;
- черный — символ адской пещеры, смерти;
- зеленый — цвет земли, юности и цветения;
- синий — символ духовного мира.
- Икона как предмет ритуала, молитвы, но не любования. Участие иконы
в стройной синтетической системе православного храмового действа, вместе с
пением хора, речитацией священника, светом свечей и запахом ладана.
Задания:
1. Применяется ли сейчас передача информации в рисунках?
Почему такие произведения нельзя назвать иконами?
2. Во все времена люди пытались тем или иным способом
получать духовную энергию. Всегда ли это было получением Благодати?
3. Как наша современная культура относится к гордыне?
Есть ли для нее сегодня другие названия? Почему именно для христианства так
важна борьба с этим качеством человека?
4. Используем ли мы в обыденной жизни особенности своего
внутреннего, духовного видения пространства? В каких ситуациях?
5. В каких формах культуры сегодня встречается передача
одновременного существования прошлого, настоящего и будущего?
6. Сохранилась ли сегодня христианская (иконная)
символика цвета? Где она встречается?
Тема урока: 10.5. Реформа церковной
музыки, ее жанры — 1 урок.
- Светская музыка в Византии. Страстная и импровизационная народная
музыка и строго регламентированная и пышная придворная музыка.
- Борьба православной церкви со светской музыкой двумя способами:
запрещением и созданием церковных песнопений.
- Постепенное складывание основной формы православной службы —
литургии, ядро которой составляет обряд причастия.
- Создание и канонизация системы октоиха (осмогласия). Особенности
октоиха:
- канонические мелодические обороты (ихосы,
гласы);
- группировка ихосов в восемь групп (ладов),
каждую из которых исполняли определенное время.
- Основные жанры византийской культовой музыки:
- псалмы и особая манера их исполнения —
псалмодирование, Псалтырь;
- канон как музыкально-поэтическая композиция,
исполняемая во время утренней службы;
- тропарь как короткая молитва и как праздничное
сочинение;
- стихира — композиция из псалмов и тропарей.
- Антифонное (двухорное) исполнение духовных песнопений.
- Руководитель церковного хора (каннонарх) и его помощники
(доместики).
- Появление знаковой (византийской, невменной) нотации для
напоминания характера мелодии певчим. Относительный характер невменной
нотации.
Задания:
1. Прослушайте отрывок из византийской церемониальной
музыки и древнерусский псалом. Попробуйте описать театральную сценку или
кинофрагмент, созданные по этой музыке. В каком случае вам понадобилось бы
больше актеров?
2. Как вы думаете, к какой византийской музыке (светской
или духовной) ближе современная поп-музыка и почему?
3. Подумайте, почему нужно было обязательно антифонное
(двухорное) пение в церкви? А в каких случаях сегодня мы встречаемся с подобным
способом исполнения музыки?
4. Попробуйте придумать знаки современной нелинейной
нотации, которую мог бы легко понять любой, даже музыкально неподготовленный,
человек.
11. Культура Киевской Руси IX - XI веков.
Тема урока: 11.1. Деревянное
строительство в Древней Руси (дом, храм, поселение) — 2 урока.
- Отношение на Руси к лесу.
- Подготовка дерева для строительства: смоление на корню, рубка в
определенное время. Топор как основной инструмент русского строителя.
- Основа деревянной постройки — сруб, состоящий из скрепленных между
собой рядов бревен (венцов). Типы скрепления бревен в венце:
- в режь (с промежутками),
- в лапу (со специальными затесами на концах
бревен и без выступающих концов),
- в обло (с выступающими концами, сохраняющими
тепло в избе).
- Фундамент сруба, сложенный из больших валунов (ряж).
- Традиционные формы сруба (четверик и восьмерик), из которых составлялись
архитектурные композиции. Простой перекрытый кровлей четверик — клеть.
Простая форма дома и храма - клетская.
- Традиционная форма деревянного храма — трапезная, храм, алтарный
прируб. Часовня, отсутствие в ней алтаря и ее использование для простых
служб.
- Важность тщательного устройства кровли (верха) в лесной полосе
Руси. Устройство самцовой (безгвоздевой) кровли. Составные части каркаса
самцовой кровли и их назначение: слеги, курицы, потоки, конек, шелом
(охлупень). Традиционные покрытия кровли: солома, дранка, тес.
- Защита от дождя и снега фронтона избы или храма (причелины,
полотенца).
- Типы традиционных русский верхов:
- клетский — простая двускатная кровля;
- шатровый — в виде высокой пирамиды;
- кубоватый — в виде четырехгранной луковицы;
- бочка — двускатно покрытие с плавными
криволинейными очертаниями, завершающееся острым гребнем;
- крещатая бочка — две пересекающиеся простые
бочки.
- Русское храмовое многоглавие и покрытие криволинейных поверхностей
глав лемехом.
- Три типа внешней организации комплекса деревянных построек и их
выгода в разных климатических условиях:
- кошель — большой единый дом в несколько этажей
на несколько родственных семей;
- глаголь — хозяйственные помещения пристраиваются
сбоку от жилого (напоминают букву Г);
- брус — жилые и хозяйственные помещения выстроены
в одну линию.
- Внутренняя горизонтальная организация комплекса: крыльцо, сени,
изба четырехстенка и пятистенка с перерубом, мост, двор.
- Вертикальная организация комплекса: подклет (хозяйственный нижний
этаж), горница (жилое помещение на втором этаже), терем (девичья в
помещении над вторым этажом).
- Ограды вокруг дома: заплот (глухой забор из горизонтальных
бревен), частокол (глухой забор из вертикальных бревен), осёки (изгородь
из косо поставленных жердей), прясло (редкие горизонтальные жердины).
- Внутренняя организация жилого пространства. Изба как помещение с
печью. Восприятие избы как живого существа. Традиционная ориентация
русской избы на юг и восток. Символика входа и дверного порога как
перехода из чужого мира в свой. Печь — сакральный и хозяйственный центр
избы. Освещение русской избы (косящатые и волоковые окна, светцы,
камелек). Членение избы на четыре части (угла): передний или красный,
печной или бабий, задний. Их функциональное назначение. Потолок и пол в
избе, их сакральное значение. Украшение избы как устройство оберегов.
Задания:
1. Попробуйте описать богов, которым могло молиться
древнейшее население Руси, жившее среди лесных рек и болот?
2. Почему на Руси дома предпочитали ставить деревянные, а
храмы каменные?
3. Как вы думаете, что могло измениться в культуре, когда
начали строить каменные жилые дома?
4. Подумайте, какую из природных стихий, известных
древним (воздух, вода, огонь, земля) мог символизировать кубоватый верх
деревянной постройки? А сохранилась ли в более поздних каменных храмах эта
символика?
5. Какую из известных архитектурных форм Древнего Египта
напоминает русская колокольня? Случайно ли это совпадение?
6. Присмотритесь к дому (квартире), в котором вы сейчас
живете. Сохранились ли в нем части древнерусского дома? А какие появились новые
части?
7. Различаются ли по назначению углы вашей комнаты (или
любой комнаты в вашем доме)?
8. Украшаете ли вы свой дом? От чего зависит выбор вами
того или иного украшения?
Тема урока: 11.2. Орнамент в
художественной культуре — 1 урок.
- Первичный неолитический орнамент — переплетение нитей ткани,
вмятины и выпуклости, оставленные рукой гончара на поверхности сосуда.
- Орнамент как искусство организации вещи (орнамент ничего не
изображает, но организует, и потому нельзя относиться к нему как к
изображению и искать в нем повествование о чем-либо).
- Мотив орнамента и потеря реальности вещи в орнаменте. Орнамент как
искусство стилизации реального мира. Основные типы стилизации: по форме,
по цвету, по объему.
- Математическая правильность орнамента как попытка воплотить
идеальную структуру мира.
- Передача времени (движения) в орнаменте. Замкнутый центричный
орнамент (розетка) и ощущение целостности и статичности. Открытый орнамент
(бордюр, сеть) и впечатление подвижности, устремленности.
- Виды симметрии и впечатление, даваемое ими в орнаменте: зеркальная
симметрия — покой, осевая симметрия — вращение и возвращение,
трансляционная симметрия — поступательное движение.
- Исторические типы орнамента:
- геометрический орнамент, в основе которого лежит
плетение и узел, дающий начало буквам и орнаментальному письму (русская
вязь, арабская куфа, индийское письмо деванагари);
- звериный орнамент, который знаменует власть
человека над зверем и построен по уровням Мирового древа;
- тератологический орнамент (teras — чудовище), в
котором прихотливо соединяются геометрический и звериный орнаменты. Это
прихотливое геометрическое переплетение шей, хвостов, языков, лап
животных;
- растительный орнамент, основой которого в каждой
культуре служит особо почитаемое растение (например, крин — стилизованный
цветок лилии как источника жизни).
- Основные выразительные средства орнамента: ритм и симметрия, цвет
и фактура, экспрессия линии и подчеркивание свойств орнаментального
мотива.
Задания:
1. Встречается ли орнамент на современных зданиях? А на
предметах быта? Какое свойство нашей цивилизации, а так же личного и
общественного сознания это отражает?
2. Попробуйте придумать орнамент для выражения основных
особенностей мира любимой сказки (можно авторской) или повести.
3. Можно ли воплотить в орнаменте мир музыкального
произведения?
4. Попробуйте найти сходство между искусством орнамента и
искусством балета? Какие общие приемы они используют?
12. Раннехристианская культура
Тема урока: 12.1. Искусство катакомб
— 1 урок.
- Нелегальное существование христианства в Римской империи.
- Подземные катакомбы (от местности Катакумб) как раннехристианские
кладбища и места сбора христианской общины. Галереи и прямоугольные
помещения (кубикулы) катакомб, сохранившие следы фресок и украшенные
рельефами саркофаги.
- Преобладание верхнего или факельного освещения в катакомбах.
- Катакомбы как символическая пещера, где был погребен Христос и
откуда он воскрес.
- Переосмысление античных изобразительных мотивов в росписи катакомб
и возникновение системы иносказаний и символов:
- птицы и животные — жители христианского Рая;
- легендарный фракийский певец Орфей — библейский
царь Давид, сочиняющий и поющий псалмы;
- герой Персей — святой Георгий;
- Одиссей, устоявший перед сиренами — христианин,
стойкий перед мирскими соблазнами;
- простой пастух с ягненком на плечах — Христос;
- мотивы исцелений воспринимаются как спасение
заблудшей души;
- женщина в молитвенной позе с воздетыми руками —
душа усопшего.
- Подчеркивание в изображениях победы духа над плотью — уплощенный
силуэт, контурный рисунок, выделение лица и глаз.
Задания:
1.
Раннехристианские
катакомбы, кельтские подземные “дома видений”, пещерные храмы Индии и Византии,
русские пещерные монастыри (печоры) — почему человек так стремится “под землю”?
Что ожидает найти там?
2.
Имеют ли
какое-либо отношение к нашей обыденной жизни процессы смерти и воскресения? В
каких еще религиях и культурах появляется мотив смерти и воскресения?
Попробуйте рассмотреть с этой точки зрения смысл сказки Г.Х. Андерсена “Оле
Лукойе”.
3.
Представление
человека о болезни как о страданиях души, заблудившейся на путях в мир мертвых,
довольно часто встречается в древности. Кто же мог “спасать” душу человека в
такой ситуации до возникновения христианства?
4.
Почему, изображая
победу духа над плотью, использовали плоский силуэт и контурный рисунок?
Тема урока: 12.4. Придворная академия Карла Великого — 1 урок.
- Каролингский ренессанс — искусство эпохи правления Карла Великого.
- Ахен — столица Священной римской империи Карла Великого.
- Ахенская капелла — место молитвы императора, придворных и место
хранения реликвий. Внешний вид здания и интерьер. Попытки соединить
античные формы с крепостным видом сооружения. Мозаики капеллы: Христос на
троне в окружении двадцати четырех старцев и четырех евангелистов в виде
символизирующих их животных.
- Придворная Академия Карла Великого, созданная по образцу античной
школы — центр каролингского ренессанса. Латинский язык как официальный
язык каролингского государства и его культуры. Приглашение ко двору
иностранных ученых, поэтов и художников.
- Алкуин — руководитель придворной Академии. Изучение античной
культуры в Академии. Соединение в поэтическом творчестве Алкуина античных
форм и нового средневекового содержания. Вопросно-ответный символический
метод обучения Алкуина в Академии.
Задания:
1.
В истории
человечества многочисленные империи рождались, гибли и вновь рождались. Чем же
так притягателен для человека (в данном случае Карла Великого) образ империи?
2.
Если империя —
“Римская”, то почему там нужно устраивать ЋАкадемиюЛ по греческому образцу?
3.
Подумайте, почему
руководителя Академии пришлось приглашать из Англии? Мог ли он чему-нибудь
научить французов? Если мог, то чему?
4.
Можно ли найти
среди выдающихся людей древности мудреца, который с успехом применял бы
вопросно-ответный метод обучения, использованный Алкуином?
Тема урока: 12.7. Григорианский хорал
и светская музыка Средневековья — 1 урок.
- Принцип простоты в аскетической культовой музыке раннего
средневековья в антифоне (пении, в котором чередуется звучание двух хоров)
и респонсории (чередование хора и солиста).
- Принципиальное одноголосие музыки раннего средневековья — монодия.
- Постепенное развитие псалмодического (речитативного) пения в
мелодически свободное гимническое пение.
- Деятельность в начале VII века папы Григория I Великого, и
создание под его руководством “Григорианского антифонария” — сборника
духовных хоралов.
- Структурная канонизация псалмодии в григорианском хорале.
Выделение обязательных для всякой культовой мелодии частей: центрального
звука, на котором происходит псалмодирование (реперкусса); заключительного
звука (финалис) и начальных мелодических формул (иниция).
- Формирование понятия лада как набора звуков, характерного для
данного стиля, времени, народа, эмоционального состояния.
- Возникновение в X - XI веках буквенной и слоговой систем
обозначения звуков.
- Гвидо Аретинский и формирование современной линейной нотации.
- Сословное разделение музыки: вокальная музыка — “высокая”,
инструментальная музыка — “низкая”; духовые — инструменты знати, струнные
— инструменты простонародья.
- Музыкально-поэтическое творчество провансальских
трубадуров-рыцарей и труверов-горожан.
Немецкие мейстерзингеры и появление мензуральной нотации, упорядочивающей
ритм в музыке.
- Появление ранних форм многоголосия. Параллельные и свободные
органумы.
- Деятельность “Школы Нотр-Дам” и появление мотета.
Задания:
1.
Почему
григорианское пение должно быть обязательно мужским?
2.
Как вы думаете, в
чем различие воздействия на человека пения одноголосного и многоголосного? В
чем, с этой точки зрения, сила средневековой монодии?
3.
Вспомните псалом
“Господи, воззвах к Тебе...”. Одинаковое ли настроение передают эта молитва и
гимн “Ave Maria“? Какую атмосферу в храме создают одна и другая музыка? А чем
эти песнопения отличаются по смыслу?
4.
Подумайте, почему
ритм в музыке был упорядочен и стал точно записываться значительно позже
звуковысотной стороны мелодии?
13. Романский стиль в западноевропейской культуре.
Тема урока: 13.1. Романская
архитектура (собор и крепость) — 1 урок.
- Формирование романской архитектуры на стыке античных римских,
византийских и местных европейских традиций.
- Ощущение всех архитектурных сооружений как крепостных и
возрастание конструктивной роли стены в романской культуре. Осознание
высоты ряда каменной кладки в качестве модуля всего сооружения.
- Два типа перекрытия в романской архитектуре: деревянная балка и
каменный свод.
- Преимущество арки, позволяющей перекрыть большее пространство,
перед балкой.
- Распределение сил в каменном своде. Смысл “совместной работы” всех
камней свода.
- Крестовый свод и полукруглая арка как основные формы романского
стиля в архитектуре (“стиль полукруглой арки”).
- Феодальный замок как крепость. Использование римских лагерных
стоянок для организации пространства средневекового замка. Расположение
замка на возвышенности.
- Донжон как основное сооружение замка. Формирование донжона из
римской сторожевой башни. Поэтажная структура донжона: тюрьма, кладовая,
жилье владельца, помещение для слуг и охраны, место для дозорных.
- Неудобство жизни в донжоне и возникновение отдельно стоящего дома
феодала с обязательными кухней, залой, отапливаемыми жилыми комнатами
(caminata).
- Монастырь как отдельная форма жизни в средневековом обществе.
- Римская базилика — основа романского храма.
- Устройство и символика романского храма:
- уподобление частей базилики (притвора, нефов и
алтаря) телу, душе и духу человека или человеческому, ангельскому и
божественному мирам;
- символическое значение пространства храма
(восточная часть храма — рай, западная — ад, северная — смерть и зло,
южная — Новый Завет);
- путь верующего от входа к алтарю — путь его души
из мрака и ада к свету и раю;
- центральное внутреннее помещение романского
храма, как и в римских катакомбах, — это пещера, в которой погребли
Христа, и из которой он воскрес;
- портал как переход из мирской жизни в духовную.
Части романского портала и его символическое оформление;
- появление на фасаде храма розы (круглого окна),
символизирующей солнце, Христа или Деву Марию.
- Резкое различие суровой внешности романского храма и его обильного
декора внутри как различие “земной юдоли” и “царства Божьего”.
Задания:
1.
Почему в Древней
Греции человеку уподобляли лишь колонну храма, а в Средние века — весь храм?
2.
Что общего и в
чем различие древнего жречества и средневекового монашества? Могли ли
существовать монастыри в Древнем мире?
3.
Почему крепостная
башня, а не зальный дворец стала для нас символом средневековья?
4.
Попробуйте
сравнить образ донжона с образом человека-рыцаря.
5.
Подумайте, можно
ли найти романские архитектурные формы в залах станций московского метро?
Тема урока: 13.2. Деревянная и
каменная средневековая скульптура — 1 урок.
- Принципиальная слитность скульптуры со стеной в романском
искусстве.
- Католическая скульптура и православная икона: сходство и различие.
- Типы скульптуры и места ее расположения в средневековом соборе:
- “Страшный суд” или “Распятие” на тимпане над входом
в храм;
- скульптуры на темы борьбы добра и зла на
капителях перспективного портала храма;
- статуи-колонны святых и пророков по сторонам
перспективного портала;
- статуи в нишах (табернаклях) в капеллах;
- украшение скульптурой предалтарной преграды;
- большое скульптурное распятие, обычно
подвешиваемое перед алтарем и составляющее центр интерьерной композиции;
- статуи реальных исторических лиц — дарителей
(донаторов), правителей, епископов, расставленные по храму или
сосредоточенные близ надгробий.
- Смешение образов языческой и христианской мифологии в романской
скульптуре. Натурализм и символизм образов.
- Раскрашивание средневековой храмовой скульптуры и частей
интерьера.
- Материалы средневекового скульптора — дерево и камень. Особенности
создания деревянной скульптуры.
Задания:
1. Какой вид искусства воспринимается более отстраненно:
живопись или скульптура? При общении с каким видом искусства мы в большей
степени воспринимаем его как зрители, а с каким — как актеры?
2. Чем отличается состояние человека в храме со скульптурами,
от состояния человека в храме с фресками и иконами?
3. Почему темам борьбы добра и зло предпочитали посвящать
скульптуры у входа в храм?
4. Воспринимаем ли мы как-то по-особому статую,
поставленную в нише?
5. С каких точек предпочтительней рассматривать статую,
поставленную в нишу? А статую-колонну? А распятие, парящее над предалтарной
преградой?
Тема урока: 13.3. Католическая месса
— 1 урок.
- Упорядочение католической службы в раннем средневековье.
- Причащение верующих как основное событие христианской службы
(католической мессы и православной литургии).
- Евангельский эпизод Тайной вечери как прототип мессы.
- Два типа песнопений мессы:
- ординарий — неизменяемая часть мессы, которая
исполняется каждый день;
- проприй — песнопения, связанные с праздничными
событиями и включающиеся между частями ординария.
- Традиционный состав ординария:
- Kyrie eleison (Господи, помилуй!) — трехчастный
гимн;
- Gloria (Слава) — хвалебное песнопение;
- Credo (Верую) — изложение символа веры (основные
положения);
- Sanctus (Свят) — гимн приготовления к причастию;
- Agnus Dei (Агнец Божий) — гимн, исполняемый во
время таинства причастия.
- Самые распространенные песнопения проприя: хвалебный гимн Alleluia
(Хвала Господу!) и мрачное песнопение Dies irae (День гнева).
- Манера исполнения мессы — пение и речитация (полуразговор).
- Особые разновидности мессы: Requiem (заупокойная месса) и Missa
brevis (короткая месса, включающая только гимны Kyrie и Gloria.
Задания:
1.
Чья музыка —
композиторов Возрождения или Моцарта трогает вас больше? Как вы думаете, почему?
2.
Представьте, что
вам нужно снять фрагменты фильма, в которых должны звучать мольба людей к Богу
и ангельское пение. Какую музыку из прослушанных фрагментов вы бы выбрали и
почему?
3.
Христианское
мировоззрение четко различало в человеке три сущности: тело, душу и дух. Какие
из прослушанных музыкальных фрагментов вы поставили бы в соответствие этим
сущностям человека?
4.
Подумайте, мог ли
какой-либо из музыкальных фрагментов выражать какую-то сущность человека в
древнеегипетской культуре? Почему?
5.
Представьте, что
знаменитую Lacrymosa создал не Моцарт, а древнегреческий бог Аполлон —
покровитель муз. По какому случаю он мог бы это сделать?
Тема урока: 13.4. Церковный театр
Средневековья (литургическая и полулитургическая драма, миракль, мистерия) — 1
урок.
- Зарождение литургической драмы в стремлении разнообразить службу
мессы.
- Насыщение свободным драматическим диалогом сцены погребения
Христа.
- Ранняя литургическая драма — “Сцена Марий, пришедших к гробу
Христа”.
- Сюжет и мораль большой литургической драмы “Девы мудрые и девы
неразумные”.
- Появление свободных театральных костюмов и бутафории в
литургических драмах Рождественского цикла.
- Расширение сценической площадки до размеров всего храма и
симультанный принцип декорации.
- Процесс появления полулитургической драмы (драмы на паперти).
Вынесение действия из храма на паперть, замена церковной латыни
разговорным национальным языком, представление драмы в ярмарочные дни.
- Выделение эпизодов с “чудесами” в отдельные пьесы и возникновение
на их основе нового жанра — миракля. “Действо о Теофиле” Рютбёфа — самый
популярный миракль XIII века.
- Устройство чудес в мираклях.
- Театрализованная часть городских празднеств в ярмарочные дни —
мистерия. Распределение эпизодов мистерии между городскими ремесленными
цехами. Исполнение мистерий.
- Площадки для исполнения мистерий: передвигающиеся повозки, кольцо
повозок, система беседок.
Задания:
1.
Найдите общие
черты в судьбах древнегреческих Деметры и Персефоны, с одной стороны, и
христианских Бога-отца и Христа, с другой. Сравните на этом основании
древнегреческую мистерию и христианскую литургическую драму.
2.
В чем сходство
иконы с литургической драмой?
3.
Как изменилась
роль алтаря в литургической драме, по сравнению с его ролью в древнегреческой
трагедии?
4.
Почему в
античности (греческой и римской) театр “с улицы” пришел в помещение, а в
средневековье, наоборот, из здания церкви выходит на улицу?
Тема урока: 13.7. Средневековая
рукописная книга — 1 урок.
- Палеография как наука, изучающая материалы, орудия и знаки письма,
применявшиеся людьми в прошлом.
- Материалы для письма в Средние века — пергамен и бумага.
- Изготовление из пергамена дипломов (сложенных вдвое листов) и
кодексов (сшитых между собой дипломов).
- Многоразовое использование пергаменов и мастерские палимпсестов.
- Основные размеры пергаменных кодексов: in folio, in quarto, in
octavo, “мальчик с пальчик”.
- Проникновение из Аравии бумаги и технология ее изготовления.
Филигрань и водяные знаки.
- Основные орудия для письма в Средние века: стиль, перо и калам.
- Чернила для письма. Их приготовление.
- Краска для украшения рукописей. Использование золотой, серебряной
и красной краски.
- Инициал в средневековой рукописи. Формы и украшение инициала.
Дролери.
- Процесс изготовления целой рукописной книги и оформление
переплетов.
- Скриптории. Мастера-переписчики: скрипторы и нотарии. Появление
цехов.
- Искусство книжной миниатюры. Иллюминированные манускрипты.
Задания:
1. Можно ли печатную книгу назвать произведением
искусства? А всякая ли рукописная книга является произведением искусства?
2. Как вы думаете, о соразмерности каких элементов книги
должен заботиться ее создатель, чтобы она стала гармоничной?
3. Почему инициал в средневековой рукописной книге
выделяли красным, а не синим или зеленым? А как мы сегодня отмечаем начало
новой мысли в тексте? Какой вывод на основании этого можно сделать об изменении
человека?
4. Как вы думаете, зачем вставляли в рукописную книгу
дролери? Менялось ли значение буквы с дролери и без них? Используются ли в
современных книгах дролери?
5. Если “икона — это библия для неграмотных”, то зачем
нужна миниатюра в церковной книге?
14. Культура мусульманского мира.
Тема урока: 14.1. Основные
особенности мусульманской архитектуры — 1 урок.
- Глинобитная или сложенная из сырцового кирпича стена как основная
конструктивная форма мусульманской архитектуры.
- Структурная ячейка среднеазиатского города — замкнутый двор,
образованный четырьмя стенами. Укрепление углов двора башнями (гульдаста).
- Система навесов (айванов) для защиты от солнца и для притока
свежего воздуха.
- Куб, перекрытый куполом, прямые линии стен и цилиндрические башни
— основной набор для формирования различных архитектурных сооружений:
- мечеть — мусульманский храм с внутренним двором
и основным помещением (ханака), перекрытым куполом и с обязательными
минаретами. Структура традиционной мечети: михраб — культовая ниша в сене
мечети, указывающая направление молитвы (направление на Мекку); минбар —
кафедра для чтения Корана; ритуальный бассейн с проточной водой для
омовения. Торжественные, богато украшенные, соборные мечети (джами);
- медресе — религиозная школа с внутренним двором,
расположенными по его периметру айванами и ярусы келий;
- караван-сарай — постоялый двор с прямоугольным
двором, окруженным двух- или трехэтажными постройками;
- хаммам — огромные общественные бани.
- Пространство традиционного города:
- старая крепость (арк, кала) в центре, включенная
в территорию “старого города” (медина, шахристан);
- узкие ремесленные улицы (сук), перекрытые
сводами для защиты от зноя;
- торговое помещение на перекрестии главных улиц
(так).
- Ценность воды и сохранение в специальных водохранилищах, крытых
куполами (сардоба).
- Устройство общественных источников (сабиль), по преданию берущих
начало из райского источника сальсабиль. Система охлаждения интерьеров
водой, текущей по наклонной мраморной плите.
- Традиционные городские сады:
- гюлистан — сад цветов во внутреннем дворе
сооружения;
- чор-баг (четыре сада) — регулярный городской
сад, поделенный на четыре части, с бассейном или фонтаном в центре;
- баг — регулярный загородный сад, с аллеями
тополей и кипарисов, цветниками и павильонами, фонтанами и водоемами,
обнесенный невысокой узорной стеной с башнями-голубятнями по углам.
Задания:
1.
Вспомните, в
каких культурах Древнего мира применялся сырцовый кирпич? Почему именно в этих
культурах?
2.
Как вы думаете,
существуют ли сегодня в Европе минимальные структурные ячейки, из которых
состоит город?
3.
Крепостные башни
часто сооружались круглыми, чтобы не дать возможности нападавшим спрятаться. Но
почему цилиндрическими возводили минареты?
4.
Как вы думаете,
почему так легко, без особых переделок, удалось превратить храм Святой Софии в
Константинополе в мечеть?
5.
Представьте себе,
что русский Емеля вместе с печкой попадает в среднеазиатский город. Что он мог
бы “заказать” у Щуки, чтобы чувствовать себя как дома?
15. Стиль готики в западноевропейской
культуре.
Тема урока: 15.1. Средневековый город
— 1 урок.
- Готическое средневековье как время формирования западноевропейских
городов.
- Четыре способа формирования западноевропейских городов: из римских
военных поселений, вокруг феодальных поместий или монастырей, из
ремесленных поселений.
- Традиционный метод разбивки городской территории в Древнем Риме:
- две перпендикулярно пересекающиеся улицы-оси
(кардо и декуманус);
- второстепенные улицы, параллельные главным;
- разбивка строго прямоугольных кварталов между
улицами.
- Регулярная структура западноевропейских городов, сформировавшихся
на основе римских поселений.
- “Центробежная” структура города, сформировавшегося вокруг
феодального поместья или монастыря.
- Превращение древнего торга, окруженного домами ремесленников, в
рыночную площадь города.
- Борьба города за введение самоуправления и появление городской
ратуши. Башня ратуши (беффруа) как символ центра города (здесь висел
набатный колокол, размещалась городская тюрьма, хранились городские хартии
и казна).
- Доминирующее положение собора в средневековом городе. Многообразие
функций средневекового собора (культовое сооружение, крепость, место
диспутов и театральных представлений).
- Появление новых типов зданий в средневековом городе: биржа, таможня,
больница, склад и т.д.
Задания:
1.
Что в русских
городах является символическим центром?
2.
Что сейчас в
России играет роль ратуши? Как выглядят эти здания? Почему они так отличаются
от западноевропейских ратуш?
3.
Где в русских
городах вешали набатный колокол?
4.
Какая разница для
рядового горожанина, где находится набатный колокол: на ратуше, башне кремля
или звоннице местной церкви?
5.
Средневековые
города возникали по-разному. А как возникал ваш город?
6.
Можно ли сказать,
что в русском городе собор занимал доминирующее положение? Почему?
Тема урока: 15.2. Готический собор,
его конструкция и интерьер — 2 урока.
- Изменение функции городского (домского) собора и необходимость
строительстве сооружений, способных вместить практически все население
города.
- Появление в XIII веке новой конструкции собора:
- стрельчатые своды, позволяющие уменьшить распор;
- система нервюр — жестких ребер свода,
выполнявшихся из особо прочного камня, и позволявших всю нагрузку свода
на стены свести к нескольким опорам;
- отказ от массивной стены — основы романской
конструкции;
- система контрфорсов и аркбутанов для поддержания
нервюрных опор;
- замена стен между опорами красочными мозаичными
окнами — витражами.
- Каноническая композиция западного фасада готического храма,
впервые воплотившаяся в церкви Сен-Дени близ Парижа: две башни, три
портала и три горизонтальных декоративных пояса.
- Собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже как эталон для готических
мастеров. Его стройность и пропорциональность.
- Символика готического собора:
- нарочито языческое оформление внешнего вида
здания по контрасту с божественным интерьером, химеры;
- огромное центральное круглое окно (роза) как
модуль всей архитектурной композиции и как символ Небесного града
Иерусалима, разное впечатление от розы снаружи и изнутри храма;
- символическое изменение света, окрашивающегося в
различные цвета, во время прохождение сквозь витражи собора;
- богатые красно-синие гобелены в интерьере
собора;
- черно-белый лабиринт (символ запутанного
жизненного пути человека), выложенный из мрамора на полу собора.
- Малая готика. Церковь Сент-Шапель в Париже как священная часовня
для особо почитаемой реликвии — тернового венца Христа.
- Вырождение готики в XV веке. Сильное облегчение конструкции и
усиление декоративного начала. Пламенеющая готика.
- Кирпичная готика в Германии и псевдоготика XVIII - XIX веков.
Задания:
1.
Как сегодня
архитекторы решают проблему размещения в здании больших масс народа?
2.
В какой из
древних культур вы уже встречали такую композицию входа в храм: две башни и
узкий вход между ними? О чем может говорить такое сходство?
3.
Строятся ли
сегодня здания, у которых резко различаются внешний вид и интерьер?
4.
Приходилось ли
вам сталкиваться с этим явлением в быту?
5.
Зачем нужно было
помещать на крыше христианского храма языческих чудовищ — химер? Встречается ли
подобное в архитектуре русских храмов?
6.
Почему в
православных храмах никогда не встречаются окна в виде розы?
7.
Как бы воспринял
средневековый горожанин-христианин легенду о Минотавре?
8.
Как вы думаете,
почему лабиринт на полу храма должен быть обязательно черно-белым?
Тема урока: 15.3. Герб в культуре Средневековья — 1 урок.
- Назначение герба как знака отличия в рыцарской культуре.
Проявление родовых традиций и личных качеств рыцаря в гербе.
- Главные составные части герба: щит, шлем, намет, щитодержатели,
корона, девиз.
- Основные национальные формы щита: четырехугольные (испанский,
французский), треугольный (нормандский), овальный (итальянский), с
прихотливо вырезанным краем (немецкий).
- Деление щита на части и геральдические фигуры. Крест как
геральдическая фигура.
- Употребление шлема преимущественно в личном рыцарском гербе и
отсутствие его в гербах духовных лиц, в женских и городских гербах.
- Намет как полосы двуцветной ткани, спускающиеся со шлема на герб.
- Фигуры щитодержателей (животные или фантастические существа) и их
происхождение из турнирной практики.
- Короны в гербах титулованной знати.
- Шифрованные и нешифрованные девизы. Девизы — боевые кличи. Их
расположение на ленте или табличке под щитом.
- Металлы (золото и серебро) и цвета (финифти) в гербе.
Независимость цвета в гербе от национальных, исторических или религиозных
условий.
- Символика цвета в гербе:
- золотой — верховенство, величие, богатство;
- серебряный — чистота, радость и мудрость;
- белый — чистота, мир;
- пурпурный — высокородность и власть;
- красный — право, сила, мужество, любовь;
- синий — искренность, честь и верность;
- зеленый — свобода, радость, надежда;
- черный — постоянство, скромность, покой.
- Герб города. Отражение в городском гербе истории возникновения
города, происхождения его названия и основных занятий его жителей.
Задания:
1.
Сравните
символику цвета в геральдике и в иконе. Какие цвета трактуются почти одинаково,
какие близки по значению, а какие – противоположны? С каким процессом это может
быть связано? Можно ли считать одну систему цвета искаженным вариантом другой
системы?
2.
Какие знаки
отличия используются сейчас в различных организациях и обществах? Чем они
отличаются от рыцарских гербов?
3.
Почему вдруг в
средневековой культуре возникает такое количество типов крестов? Разве для этих
стран недостаточно было одного католического креста? О каких процессах в
христианском мире может говорить этот факт?
4.
О каких качествах
духовного лица может говорить наличие у него герба, ведь у него нет нужды
выступать на турнире под закрытым забралом?
5.
Из какой области
средневековой культуры ЋпришлиЛ в геральдику фантастические существа?
Вспомните, каких фантастических существ вы встречаете в современных
романах-фэнтези? Почему они до сих пор интересны людям?
Тема урока: 15.5. Светский театр
Средневековья (Адам де ла Аль, фарс, соти, моралитэ) — 1 урок.
- Истоки светского театра Средневековья в быту племен, населявших
Европу. Обрядовые календарные игры (например, “борьба Зимы и Лета” или
“майские игры”) и постепенное введение в них героической тематики (подвиги
Робин Гуда в Англии).
- Формирование в рыцарской культуре (с X века) слоя странствующих
актеров (гистрионов, буффонов, жонглеров). Их ЋцирковойЛ репертуар.
- Выделение светского спектакля из церковного действа.
- Моралитэ — аллегорическое представление на морализаторский сюжет.
Основные персонажи моралитэ: Мир и Милосердие, Правосудие и Истина, Война
и Голод, Доброта и Скупость и т.д. Аллегорические костюмы и символические
действия персонажей. Типичная сцена моралитэ — подмостки с четырьмя
колоннами, образующими три двери, два окна на втором этаже.
- Возникновение “дурацких корпораций”, пародировавших церковную
иерархию. Исполнение “дурацкими корпорациями” фарсов (лат. Farta —
начинка) — небольших комических сценок, вставлявшихся между эпизодами
священных мистерий и соти (фр. Sotie — глупость). Появление авторских
фарсовых пьес (“Адвокат Патлен” Гильома де Руа).
- “Игра о Робене и Марион” Адама де ла Аля — одна из первых
известных авторских пьес светского европейского театра. Пасторальный сюжет
пьесы. Рыцарь и пастушка как типичные персонажи пасторали. Чередование
разговорных диалогов и легких песенок в пьесе.
Задания:
1.
Встречались ли
вам аллегорические персонажи в античной культуре? Кем они были там? Для кого
такие персонажи были более реальны — для античного или средневекового человека?
2.
Сможете ли вы
придумать персонажей современного моралитэ? Как они должны выглядеть?
3.
Могла ли
существовать в древнегреческом театре пастораль? А может ли жанр пасторали
возродиться сегодня?
4.
Попробуйте
сочинить коротенькие моралитэ, фарс и пастораль на одну и ту же современную
тему.
16. Русская культура XI - XV веков.
Тема урока: 16.1. Каменное зодчество
Древней Руси — 2 урока.
- Традиция строительства жилых помещений из дерева и каменных
храмовых сооружений в Древней Руси.
- Организация строительных дружин в Древней Руси. Мастер, хитрец и
здатель.
- Глина (зъд) как основной материал зодчего. “Творение” плинфы.
Уникальный набор форм плинфы для каждого храма (сортамент храма).
- Процесс закладки храма и разбивки плана с помощью мерных шнура,
прута или “княжеского пояса”. Пропорционирование храма с помощью саженей и
особых чертежей (вавилонов). Диаметр купола храма как модуль всего
сооружения.
- Ленточный фундамент каменного храма. Его необходимость во влажном
лесном климате. Устройство каменной платформы под некоторыми
древнерусскими храмами (церковь Покрова на Нерли).
- Возведение смешанной (плинфа и камень разных цветов) кладки стен.
Отдельное возведение частей храма для сохранения здания от землетрясения
(труса). Лестничные башни и лестницы в стенах храма. Укрепление стен храма
деревянными связями.
- Перекрытие храма сводами (комарами). Выкладка купола. Переход от
квадратного подкупольного пространства к круглому куполу (паруса).
Подлинные и ложные закомары. Облегчение тяжести свода с помощью пустых
сосудов, замурованных в кладку (голосников).
- Покрытие верха каменного храма свинцовыми листами, либо листами
золоченой меди (“златоверхие храмы”). Устройство пола в храме мраморных
либо керамических плиток.
- Постепенная эволюция крестовой основы храма в простую
четырехстенку, а византийского купола — в луковичное покрытие.
Задания:
1. Почему главного мастера часто называли хитрецом? Какой
смысл вкладывали в это слово на Руси?
2. Вспомните, какие из древних стихий (вода, земля,
воздух, огонь) участвовали в “творении” плинфы?
3. Как вы думаете, почему древние зодчие назвали свой
мерный чертеж “вавилоном”?
4. Попробуйте придумать типовой набор плинф разной формы
и размеров (сортамент), из которого можно сложить: древнеегипетскую пирамиду,
простейший древнегреческий храм в антах, византийский центрический храм.
5. Как вы думаете, почему византийский крестово-купольный
храм эволюционировал на Руси в простой четверик с луковичными главами?
6. В разных культурах архитектурными модулями служили
различные части здания. Подумайте, почему зодчие отдавали предпочтение именно
этим частям сооружений?
Тема урока: 16.2. Символика
православного храма и система его росписей — 2 урока.
- Структура иудейской скинии как прообраза христианских храмов. Три
части скинии: двор с жертвенником и чашей для омовения, куда входили все;
святилище — большая палатка, внутри которой располагался стол с
двенадцатью жертвенными хлебами, золотым семисвечником и кадилом, и
входить куда дозволялось лишь священникам; святое святых — отделенная
завесой часть святилища, куда мог входить лишь первосвященник один раз в
год, и где располагался Ковчег завета.
- Деление традиционного православного храма и символика его частей:
- алтарь, куда входят лишь священнослужители,
символизирует царство небесное;
- храм в православии открыт всем верующим;
- притвор храма, предназначенный для оглашенных
(готовящихся принять христианство) или провинившихся.
- Алтарь (от лат. возвышенное местоЛ) и его устройство:
- престол — особо освященный стол, на котором во
время службы символически присутствует сам Христос;
- антиминс — главный священный предмет храма,
помещающийся на престоле — освященный архиереем шелковый плат с
изображением положения Христа во гроб и с зашитой в него частицей мощей
какого-либо святого;
- горнее место — возвышенное место за престолом,
считающееся самым святым местом в алтаре, на котором ставится большой
семисвечник и запрестольный крест;
- жертвенник — стол, расположенный у северной
стены алтаря, на котором все приготовлено для основного таинства
христианской церкви — причастия (потир, дискос со звездицей и покровами,
копие и лжица);
- солея — часть алтаря перед иконостасом с амвоном
посередине для произнесения самых значительных слов во время службы и
клиросами для певчих по бокам;
- иконостас — алтарная преграда с царскими и
дьяконскими вратами. Деление иконостаса на ряды (чины): деисусный,
пророческий, апостольский, праздничный. Состав изображений деисусного
чина: Спаситель и Богоматерь справа и слева от царских врат, изображение
архангелов Михаила и Гавриила или первых дьяконов Стефана и Филиппа на
дьяконских дверях, храмовая икона справа от южной двери храма.
- Символика кубического объема храма со сферическим куполом как
соединения земли и неба. Традиционное изображение в куполе-небе Христа
Пантократора (Вседержителя) или его лика (Спас Нерукотворный).
- Изображение небесных сил, с помощью которых Господь общается с
людьми (ангел — вестник), подножием Христа на куполе или в подкупольном
барабане. Реальное изображение Престолов в виде огненных крылатых колес,
Херувимов — в виде шестикрылых ликов, Архангелов — в человеческом облике.
- Осмысление парусов свода как перехода от небес к земле и
изображение на них евангелистов в виде четырех символических животных
(тетраморф): лев — Марк, орел — Иоанн, человек или ангел — Матфей, телец —
Лука.
- Изображение церкви земной на восточной (алтарной) стене храма:
Богоматерь, восседающая на троне (либо Оранта — молящаяся с воздетыми
руками) либо Христос Вседержитель; сцена причащения Апостолов; святители
христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий
Великий, Иоанн Златоуст и др.).
- Разворачивание евангельской истории на стенах храма, начиная с
юго-восточного угла. Представление основных событий в виде иллюстраций
двенадцати основных христианских праздников.
- Изображения западной стены храма (самой дальней от алтаря):
Страшный Суд, Успение Богоматери, Тайная Вечеря.
Задания:
1. Какие русские сказки вы можете вспомнить о трех
царствах? Что это за царства? Как называются? Что могут символизировать? Можно
ли эти сказочные царства соотнести с частями православного храма?
2. Если есть жертвенник, то должна быть и жертва. Кто
(или что) является сегодня “жертвой” в православном храме?
3. В какой еще средневековой культуре вы встречали
кубический объем, перекрытый куполом? А в связи с чем применялись квадратные и
круглые формы в Древнем мире? О чем может свидетельствовать такое сходство?
4. В чем различие между христианскими и языческими
“небесными существами”?
5. Попробуйте найти в окружающем вас современном мире
форму колокола. В чем сходство назначения всех этих предметов?
6. Священная сила православного храма увеличивается от
паперти к престолу и горнему месту. Верующий словно по ступеням поднимается к
небесам. Есть ли в Древнем мире аналогия такого восхождения?
Тема урока: 16.3. Древнерусское культовое пение — 1 урок.
- Различение “игры” и “пения” в русской традиционной культуре. Игра
как почитание божеств. Пение как ритуальное “кормление” божеств.
- Противопоставление голоса и молчания в русской культуре.
Восприятие молчание как атрибута “мира иного”, “мира мертвых”. Ощущение
голосового поведения как колдовства, а поющего “в голос” — как колдуна.
- Перераспределение пения и игры на Руси после прихода христианства:
Игра — языческое, пение — богослужебное.
- Поведение обыденное (сложное по своей природе, наполненность
образами и эмоциями и естественно приводящее к игре) и поведение
сакральное (простое по природе, требующее очищения сознания, естественно
ведущее к молитве).
- Основные черты древнерусского богослужебного пения:
- пение не музыкальная, но аскетическая
дисциплина;
- осуществление единства правильной жизни и пения;
- восприятие собственного тела как инструмента для
достижения определенного духовного состояния;
- определенная нотация (крюковая, знаменная) для
передачи особенностей такого пения-состояния.
- Три уровня православной молитвы: “возведение ума на небо”,
“сосредоточение ума в сердце” (Иисусова молитва) и “сведение ума в сердце”
(“умная молитва”, воздействующая на события мира). Оценка богослужебного
пения с точки зрения соответствия уровню молитвы. Особые условия “умной
молитвы” — послушание и соборность, и отражение их в традиционном
православном пении.
- Понятие “строки” как основы слияния молитвенного текста, мелодии и
психического состояния певцов. Система осмогласия и включение в синтез
певческой “строки” определенного календарного времени и определенной
ритуальной ситуации.
Задания:
1.
Различаются ли в
современной культуре “игра” и “пение”, “голос” и “молчание”?
2.
Приходилось ли
вам испытывать разницу между обыденным поведением и сакральным? В каких
случаях?
3.
Какие из черт
древнерусского богослужебного пения сохранились в современной музыкальной
культуре? В каких условиях они проявляются?
Тема урока: 16.4. Развитие русской
иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны) — 2 урока.
- Труд русского иконописца как аскетическая практика.
- Последовательность работы над иконописным образом (слои иконы):
- основа — деревянная доска (или несколько
сплоченных досок), оклеенная тканью (паволокой) от растрескивания;
- грунт — слой левкаса (греч. ЋбелыйЛ, мел с
животным клеем) для выравнивания поверхности;
- красочный слой. Особенности яичной темперы:
прозрачность тонких слоев краски и невозможность исправлений.
- Последовательность нанесения красочного слоя:
- прорисовка (или перевод) рисунка на слой
левкаса;
- роскрышь — нанесение тонкого слоя основной
краски на одинаково окрашенные поверхности по всему полю иконы и особая
забота о ликах на изображении (санкирь, вохрение, оживки и румяна);
- пробеливание — постепенное высветление выпуклых
деталей изображения;
- нанесение затинков (приплесков) — затемнение
невысветленных мест в изображении;
- защитный слой из олифы или масляного лака;
- оклад из металлов (золота, серебра, меди),
тканей с шитьем или резного дерева, закрывающий все иконное поле, кроме
ликов и рук.
- Основные сюжеты и русской иконописи: сцены из ветхозаветной и
евангельской истории, сцены из жизни христианских подвижников.
- Основные персонажи русской иконописи: Богоматерь, Христос, Иоанн
Предтеча, апостолы, праотцы, святые. Житийная икона – иконописная
композиция, повествующая о жизни святого, на которой его образ окружен житийными
клеймами.
Основные иконографические типы (изводы) русской иконописи:
- Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) —
поясной образ Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке.
Их головы повернуты к зрителю. Правая рука благословляет молящегося, в
левой Христос держит свернутый свиток;
- Богоматерь Елеуса (Умиление) — поясной образ,
символизирующий материнскую любовь и единение с Христом. Голова
Богоматери наклонена, Христос прижимается к ее щеке;
- Богоматерь Оранта (Молительница) — образ
Богоматери, молящейся за всех христиан, с молитвенно воздетыми руками;
- Богоматерь Панагия (Всесвятая) — на груди
Богоматери Оранты изображен в круге славы младенец Христос;
- Христос Пантократор (Вседержитель) — образ
Христа, правой рукой благословляющий верующих, и держащий в левой руке
Евангелие;
- Спас в силах (Спас на престоле) — образ Христа в
одеждах византийского императора или архиерея;
- Спас Нерукотворный — образ лика Христа,
запечатленный, согласно старинному преданию, на полотенце (убрусе).
- Русские иконописные школы:
- влияние византийской торжественности во фресках
и мозаиках Киевской школы (X - XIII века);
- строгость образов в иконах Новгородской и
Псковской школ (XII - XIV века);
- мягкость письма в иконах Владимиро-Суздальской
школы (XIII - XIV века);
- изысканность линии и гармония цвета в иконах
Московской школы (XIV - XV века).
- Русская икона XVI - XVII веков. Появление светских мотивов.
Превращение иконы в парсуну.
Задания:
1.
Существует ли
сегодня для живописцев понятие особого творческого состояния? Как его сегодня
называют? Чем оно отличается от подобного состояния древнерусского иконописца?
2.
Зачем иконописец
наносил так много слоев красок и лаков на икону, ведь большинство из них
зрителю практически незаметны?
3.
Можно ли найти в
современной культуре аналогию житийной иконе?
4.
Зачем в середине
житийной иконы помещали большой образ святого, ведь вся его праведная жизнь уже
показана в клеймах?
5.
Подумайте, что
могло обусловить характерные черты русских иконописных школ?
6.
Почему икона
постепенно превращается именно в парсуну?
7.
Как вы думаете,
можно ли было охранить русскую икону от обмирщения и появления в ней светских
мотивов?
Список
литературы
для учителя МХК
по культуре Средневековья
Культура Византии
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983
гл. 6.
2. Гартман К.О. Стили. Часть 1.
М., 2000.
3. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или
изображения. РМФ, 1993.
4. Культура Византии. Вторая половина VII - XII век. М., 1989.
5. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 5.
Культура Киевской и средневековой
Руси и Ближнего Востока
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983
гл. 12.
2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
4. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический
словарь. М., 1997.
5. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа.
М.,1998.
6. Икона. В серии “Секреты ремесла”. М., 1993.
7. История русской архитектуры. Уч. пособие. М., 1994.
8. История русского искусства. В 3-х тт., под ред. М.М. Раковой и И.В.
Рязанцева. Т.1. М., 1991.
9. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 2.
10. Плужников В.И. Термины русского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий.
М., 1995.
11. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1997.
12. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X – XIII вв. СПб.,
1994.
13. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1999.
14. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 24.
15. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. Для
учащихся. М., 1996.
16. Флоренский П.А. Иконостас. Любое издание.
17. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. Любое издание.
18. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой
культуры. М., 1997, кн. 1, статья 12.
19. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995.
Культура Западной Европы
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983
гл. 7-9.
2. Введение в специальные исторические дисциплины. Уч. пособие. М., 1990.
3. Гартман К.О. Стили. Часть 1.
М., 2000.
4. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от
возникновения до 1789 года. М.-Л., 1941.
5. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел
“Искусство Средневековья”.
6. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 2.
7. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986.
гл.2.
8. Лукомский В.К. и барон Н.А. Типольт. Русская геральдика. М., 1996.
9. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в
советских собраниях. М., 1984.
10. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. Часть 1. М., 1936.
11. Немировский Е.Л. Мир книги (с древнейших времен до XX века). М., 1986.
12. Пэрриш К., Оул. Дж. Образцы музыкальных форм от григоианского хорала до
БахаЛ. Л., 1975.
13. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 2.
14. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 6-8.
15. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой
культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 7-8.
16. Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 2.
17. Ястребицкая А.П. Западная Европа XI – XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М.,
1978.