МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование

Культура Возрождения

17. Культура итальянского Возрождения.

Тема урока: 17.1. Развитие архитектуры итальянского Возрождения — 3 урока.

Задания:

1.     Представьте себе храм, у которого есть прочные мощные стены и храм, у которого таких стен нет. Какое ощущение вы будете испытывать при посещении этих храмов? Каким богам могут молиться в этих храмах? Символами какого мировоззрения могут они служить?

2.     В архитектуре Возрождения охотно пользовались геометрическими фигурами куба, шара (квадрата, круга). В архитектуре Средневековья — пирамиды (треугольника). Какими чертами мировоззрения этих эпох можно объяснить такое различие?

3.     Что бы вы могли сказать о характере итальянца, если бы судили о нем лишь по его дому — палаццо?

4.     Попробуйте сравнить конструктивную роль ордера в древнегреческой архитектуре и в архитектуре итальянского Возрождения.

5.     Подумайте, почему в Средневековье невозможно было рациональное упорядочивание городов, а тем более создание городов по идеальным проектам?


Тема урока: 17.2. Европейская картина. Ее особенности и построение — 2 урока.

Задания:

1.     Подумайте, будет ли отличаться картина от иконы, если на обеих изображена Богоматерь с младенцем? Чем?

2.     Попробуйте сформулировать, почему в эпоху Возрождения стал возможен отход от иконописных канонов, которыми художники руководствовались почти тысячу лет?

3.     Подумайте, что общего у картины и витража с точки зрения световых эффектов?

4.     Представьте, что вы выбираете себе зеркало. В каких ситуациях вам будет необходим его вертикальный формат, в каких — горизонтальный, а в каких – круглый? Теперь сравните, совпадают ли ваши наблюдения с сюжетами картин соответствующих форматов? Часто ли вам встречалось идеально квадратное зеркало? Почему?

5.     Известно, что иногда раму к картине выполняет искусный резчик и сама рама тогда становится произведением искусства. Подумайте, как тогда взаимодействуют рама и картина?


Тема урока: 17.3. Живопись раннего Возрождения — 2 урока.

Задания:

1.     Есть ли плакаты, рисунки на стенах вашего классного кабинета? Присмотритесь к ним! Связано ли ЋпространствоЛ такого рисунка (плаката) с пространством класса? Попробуйте придумать роспись стены вашего класса, персонажи которого не мешали бы занятиям и взаимодействовали каким-то образом с вами.

2.     Подумайте, как можно было бы с помощью росписи изменить (усилить, украсить) впечатление от различных архитектурных элементов вашего классного кабинета (входа, окон, классной доски, стыка стен с потолком и т.д.)?

3.     Если бы могла ожить роспись, в которой человеческие фигуры переплетаются с растительным орнаментом, то какие бы взаимоотношения между ними возникли? По каким законам мог бы жить такой мир?

4.     Попробуйте сравнить цикл фресок Джотто и православный иконостас. Что в них общего и чем они различаются?

5.     Постарайтесь придумать такую фресковую композицию, которая ЋвзламывалаЛ стену какого-нибудь официального кабинета, например, кабинета вашего школьного директора. Обратите внимание на размеры вашей композиции относительно стены и на ее формат.


Тема урока: 17.4. Поиски идеала в творчестве Рафаэля — 2 урока.

Задания:

1.     Попробуйте сформулировать ряд признаков, по которым вы могли бы отличить гармоничную композицию от негармоничной, например в мозаике с орнаментальным рисунком?

2.     Подумайте, в чем сходство картин Перуджино с орнаментом с точки зрения композиции?

3.     Какой символический смысл обязательно будет привноситься в сюжет картины, построенной по одной из композиционных фигур (крест, треугольник, круг овал)?

4.     В каких отношениях на картине могут находиться люди и архитектура (подавление одного другим, независимость, взаимное дополнение по смыслу или настроению, контраст по смыслу или настроению)? Подберите примеры таких взаимодействий.

5.     В классической живописи конструктивный рисунок подмалевка постепенно превращается в живописную форму. Подумайте, как происходит такой же процесс в скульптуре, архитектуре, музыке?

6.     Можно ли говорить о статичной и динамичной композиции в архитектуре Возрождения?

7.     Мир художественного произведения и мир зрителя. Как происходит их взаимодействие? Часто ли мир зрителя ЋврываетсяЛ в мир произведения? А как может произведение “выйти” из своих рамок в мир зрителя?


Тема урока: 17.5. Многогранность таланта Леонардо да Винчи — 2 урока.

Задания:

1.     Сравните знаменитую улыбку “Джоконды” или “Иоанна Крестителя” с улыбками древнегреческих куросов. Представьте, что эти персонажи могут говорить с вами. Что вы бы услышали от куросов и что от персонажей Леонардо да Винчи?

2.     Какие архитектурные памятники древнейшей культуры человечества напоминают вам глыбы камня на картине Леонардо да Винчи ЋМадонна в скалахЛ? Чем это дополняет понимание смысла картины?

3.     Попробуйте рассказать о характере людей, изображенных на “карикатурах” Леонардо. Как вы думаете, что давало Леонардо-ученому изучение человеческих уродств?

4.     Представьте себе, что вы видите две похожие сцены: юноша и девушка разговаривают друг с другом. Позы их одинаковы. Но одна пара равнодушна друг к другу, а другая нет. По каким признакам вы различили бы эти ситуации? Можно ли увидеть подобные признаки в “мадоннах” Леонардо да Винчи?


Тема урока: 17.6. Скульптура итальянского Возрождения — 1 урок.

Задания:

1.     Попробуйте сравнить дерево, бронзу и мрамор по внешним признакам. Подумайте, почему дерево активно использовали скульпторы Средневековья и практически перестали использовать скульпторы Возрождения?

2.     Почему Возрождение стало активно пользоваться терракотовой скульптурой?

3.     Подумайте, для создания какого памятника лучше всего подошла бы бронза: видному партийному или политическому деятелю, народному герою, народному артисту, популярному певцу, маститому писателю? Почему?

4.     Представьте себе, что вдруг ожили статуи Гатамелаты (Донателло), Коллеони (Верроккио) и Марка Аврелия (Микеланджело) и стоящие рядом с ними дома и дворцы. Кто бы, по вашему, оказался из них начальником, а кто подчиненным? Почему?


Тема урока: 17.7. Творчество Микеланджело — 2 урока.

Задания:

1.     Подумайте, что общего у архитектуры, скульптуры, живописи и поэзии? Какими способностями должен обладать человек, чтобы одинаково талантливо работать в этих областях?

2.     Как вы думаете, откуда в ЋгармоничномЛ итальянском Возрождении такая напряженность и драматизм образов Микеланджело?

3.     Можно ли античную скульптуру назвать монументальной? Откуда у скульпторов Возрождения столь сильная тяга к монументальности?

4.     Подумайте, в какой степени архитектору, живописцу, скульптору, музыканту необходимо четкое видение будущего произведения в начале работы?

5.     Почему именно спиральные формы в скульптуре лучше всего выявляют внутренний душевный конфликт? А какова, по-вашему, символика вообще любой спирали?

6.     Представьте себе скульптора в роли знаменитого папы Карло, который вырезает Буратино из “живого материала”. Есть ли у такого материала свои “желания”, “предпочтения”, словом, своя “внутренняя жизнь”? Приходится ли мастеру ее учитывать в процессе работы?

7.     Попробуйте представить, как бы выглядела центральная площадь вашего города, если бы ее планировал и оформлял Микеланджело?

8.     Каких вы знаете поэтов (зарубежных и русских), умеющих выразить глубокую мысль и сильное чувство в кратких стихотворных строчках?


Тема урока: 17.8. Высокий ренессанс в Венеции — 1 урок.

Задания:

1.     Что, по-вашему, может служить символом города? Есть ли символ, воплощенный в реальных объектах, у вашего города? Если нет, то подумайте, что могло бы из реальных объектов служить таким символом?

2.     Подумайте, отличается ли колорит природы приморского города от колорита города, расположенного в глубине материка? А островного города? Какие проблемы ставят перед художником эти отличия?

3.     Как вы думаете, какая перспектива, “прямая” или “косая”, лучше соответствует гармоничному состоянию души человека?

4.     О каких процессах в обществе может свидетельствовать усиленная разработка венецианскими художниками “косой” перспективы?

5.     С какими сложностями, по-вашему, столкнется художник, решивший показать мифологические персонажи реальными людьми с их человеческими чувствами?

6.     Попробуйте представить, как может развиваться живопись после художника, соединившего в своем творчестве “точность рисунка Микеланджело с колоритом Тициана”?


Тема урока: 17. 11. Музыка Возрождения — 1 урок.

Задания:

1.     Подумайте, появилась ли принципиально новая среда бытования для живописи, архитектуры, скульптуры в эпоху Возрождения?

2.     Для понимания музыки Возрождения необходимо умение слышать каждый голос в многоголосном произведении. Какому умению это может соответствовать в изобразительном искусстве?

3.     Прослушайте “Виреле” Г. де Машо и “Баллату” Ф. Ландино. Какое из этих произведений, по-вашему, ближе к Средневековой музыке?

4.     О картинах каких известных вам художников вы можете сказать как о “многоголосных”?

5.     С какими, изученными вами, картинами можно сравнить музыку К. Жанекена?

6.     Кого из художников можно назвать “выдающимся полифонистом”?

7.     Послушайте музыку К. Джезуальдо. Если бы вы попытались в красках передать гармонии этого композитора, то какие бы вы выбрали по составу краски (акварель, пастель, масло и т.д.)? Какую из трех техник наложения краски вы бы использовали? Какие бы тона выбрали? А для “Мадригала” Палестрины?


18. Культура “Северного Возрождения” в Германии и Нидерландах.

Тема урока: 18. 1. Искусство гравюры (техника и выразительные возможности) — 1 урок.

Задания:

1.     Представьте себе, что карандашный портрет хорошо знакомого вам человека художник выполнил на листе белой бумаги, полупрозрачной кальки, желтоватом шершавом картоне, блестящей поверхности белого мрамора. Какова будет разница в вашем восприятии этих одинаковых портретов? А как изменится ваше восприятие внутреннего мира портретируемого?

2.     Какую информацию о человеке можно передать одним контуром его фигуры или лица? А если использовать графическое пятно, чтобы получить его силуэт?

3.     Как вы думаете, почему в книжной иллюстрации чаще используется графический образ, чем живописный? С какими свойствами сказанного или написанного слова так хорошо соотносятся свойства графики?

4.     Подумайте, какую информацию от заказчика может потребовать художник, выполняющий экслибрис? Попробуйте придумать экслибрис для своих личных книг. Какие свои качества вы захотите отразить в нем?

5.     В каком случае мы говорим, что линия на гравюре (или рисунке) красива? Можно ли линией или их сочетанием выразить внутренний мир человека? Как?


Тема урока: 18. 2. Творчество А. Дюрера — 1 урок.

Задания:

1.     Попробуйте сформулировать, чем отличается графический образ от живописного?

2.     Как вы думаете, помогло ли Дюреру изучение итальянской живописи в работе над гравюрами? Как?

3.     Может ли сегодня один человек изготовить книгу с начала до конца (текст, иллюстрации, изготовление самого книжного блока и т.д.)? Если да, то почему сегодня это не практикуется?

4.     Подумайте, чем еще, кроме светотени, может художник передать объем на плоскости?

5.     Как передает художник-график свет и тьму на гравюре? А как это делают в своих произведениях живописец, скульптор, архитектор, композитор, поэт?

6.     Рассмотрите внимательно графические листы “Мастерских гравюр”. Какие символы, кроме разобранных в классе, вы можете найти на этих листах? Помогают ли они понять смысл гравюр?


Тема урока: 18.3. Протестантский хорал и нидерландские полифонисты — 1 урок.

Задания:

1.     Часто об архитектуре говорят как о “застывшей музыке”. Как, по-вашему, используется в архитектуре принцип имитации? Что там имитируется и какими способами?

2.     Что, по-вашему, в архитектуре является ЋтекстомЛ, а что музыкой?

3.     Подумайте, какая из музыкальных культур Возрождения по эмоциональному восприятию ближе к русской музыке — итальянская или нидерландская?

4.     Представьте себе, что папа Григорий I Великий, официально узаконивший григорианский хорал как музыкальное выражение католического мировоззрения, чудесным образом перенесся в XVI век и услышал протестантский хорал. Какие выводы об изменении христианского мировоззрения он мог бы сделать?


Тема урока: 18. 5. Протестантский настольный алтарь, его мастера. П. Брейгель Старший — 1 урок.

Задания:

1.     Попробуйте сформулировать правила, по которым северные мастера отбирали сюжеты для закрытых и открытых створок алтаря.

2.     Как вы думаете, почему в “Гентском алтаре” у ног Бога-отца стоит корона? Чья это может быть корона, и что такое ее положение символизирует?

3.     Подумайте, почему у итальянских художников даже в самых драматических полотнах нет такой экспрессии, как у М. Грюневальда или И. Босха? Чем отличается эмоциональное восприятие евангельских сюжетов у итальянских художников и северных мастеров?

4.     Есть ли, по-вашему, что-либо общее у М. Грюневальда и И. Босха в их отношении к людям и к устройству мира?

5.     Внимательно рассмотрите картину П. Брейгеля “Слепые”. Какие выводы о разнице взглядов на человека и его земной путь можно сделать из живописи П. Брейгеля и итальянских художиков?


19. Возрождение в Испании.

Тема урока: 19. 1. Мавританская культура — 1 урок.

Задания:

1.     Подумайте, можно ли, в принципе, говорить о существовании “чистых” национальных стилей, или все они являются результатом взаимодействия нескольких культур?

2.     Попробуйте представить себе, что в русской культуре сильно превалирует архитектура. Как в таком случае могла бы выглядеть русская дворянская усадьба?

3.     Как вы думаете, почему так много типов арок в мавританской архитектуре? Почему итальянским архитекторам эпохи Возрождения не пришла в голову мысль сконструировать множество типов арок и из их сочетания создавать архитектурные композиции?

4.     Вспомните, в каком из известных вам архитектурных стилей большая часть декоративного эффекта строится на сочетании арок?

5.     Почему именно в Испании рождается своеобразный “сталактитовый свод”?


20. Английское Возрождение.

Тема урока: 20. 1. Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир) — 1 урок.

Задания:

1.     Подумайте, а было ли в России что-то похожее на моралитэ?

2.     В каком веке в русском театре могли возникнуть такие персонажи, как “Гражданский порядок” или “Узурпация”?

3.     Известно, что во времена Шекспира в одном Лондоне было около двухсот театров и театриков, в то время как в Париже — только один. С чем может быть связано такое сильное различие?

4.     В первой половине XVI века при дворе Генриха VIII любили разыгрывать “античный” репертуар, либо пьесы на сюжеты “Артуровского цикла”. Что общего между этими двумя направлениями?

5.     Подумайте, откуда может брать свое начало такой стиль театрального исполнения, при котором игра и декорации предельно условны, а костюмы необычайно дороги и тщательно выполнены?

6.     Как вы думаете, были ли английские хроники про Ричарда III “средневековыми” для Шекспира?


Тема урока: 20. 2. Музыка английского Возрождения (Г. Пёрселл) — 1 урок.

Задания:

1.     Попробуйте представить русскую историческую песню про Стеньку Разина, исполняемую с танцами. Получилось? А почему в Англии про английского исторического героя такое исполнение было традиционным?

2.     Рождество и святки — праздники календарно очень близкие друг другу. Должны ли, по-вашему, различаться тексты рождественских и святочных песен? А музыка?

3.     Попробуйте сравнить английский round и русский хоровод. Если вы встанете в центр круга, то будет ли ваше восприятие того и другого одинаково?

4.     Что, по-вашему, общего у вёрджинала с современным синтезатором? В чем преимущества и недостатки того и другого?

5.     Как вы думаете, почему именно в Англии эпохи Возрождения жанр “маски” достигает наивысшего расцвета?

6.     Чем так близка известная комедия В. Шекспира “Сон в летнюю ночь” сердцу английского музыканта, что к ней обращаются на протяжении всей истории английской музыки от Г. Пёрселла до Б. Бриттена?


21. Русская культура в XVI - XVII веках.

Тема урока: 21. 1. Расцвет в русском каменном зодчестве (шатровые и столпные храмы, палаты, русское узорочье) — 2 урока.

Задания:

1.     Централизация государства оказала сильное влияние на формы архитектуры. А какое влияние она оказала на живописные формы? Изменилось ли что-нибудь в живописи с возникновением централизованной Московской Руси?

2.     Подумайте, что из русского деревянного строительства не могло быть перенесено в каменное зодчество?

3.     Сравните крепостные башни и столпные храмы. Разве храм и крепость чем-то похожи, что допускают одни и те же архитектурные формы? Если похожи, то чем (по смыслу, по назначению)?

4.     Небесный Иерусалим пребывает на небесах. Легендарный русский город Китеж ушел под воду. Какую разницу можно увидеть в этих образах, порожденных различными культурами? Чем, судя по этим образам, отличаются эти культуры друг от друга? Что в них общего? К какому образу, по-вашему, ближе реальный Покровский собор?

5.     Вспомните, что конкретно перешло в русскую архитектуру из западноевропейского барокко? Почему из множества черт архитектуры западноевропейского барокко в русское искусство перешли именно эти черты?


Список литературы
для учителя МХК
по культуре Возрождения

1. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. М., 1936.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 9, 13.
3. Бех Н.И. и др. Мир художественного литья: История технологии. М., 1997.
4. Боттичелли. Сборник, сост. О. Сугробова. М., 1993.
5. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
6. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
7. Гартман К.О. Стили. Часть 2, глава “Стиль Ренессанса”. М., 2000.
8. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., 1994.
9. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М., 1960.
10. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Гл.3. М., 1984.
11. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.
12. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.
13. Джевилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. М., 1998.
14. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел “Искусство Возрождения”.
15. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.
16. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 3.
17. Леонардо до Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. М.-Л., 1935, 1995.
18. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.
19. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. Раздел “Эпоха Возрождения”.
20. Материалы и техники рисунка. Под. ред. В.А. Королева. М., 1984.
21. Муратов П.П. Образы Италии. Любое издание.
22. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994.
23. Поплавский В.С. Архитектурно-строительный словарь. М., 1993.
24. Прилуцкая Т.И. Живопись итальянского Возрождения. М., 1995.
25. Пэрриш К., Оул. Дж. Образцы музыкальных форм от григоианского хорала до Баха. Л., 1975.
26. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., 1994.
27. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., 1986.
28. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. Составители Н.Н. Ростовцев и др. М., 1989.
29. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 3.
30. Санти Бруно. Леонардо да Винчи. М., “Слово”, 1998.
31. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 9-10.
32. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 9-10.

 

Hosted by uCoz