Антон Павлович Чехов
УРОК 118. «Большой, умный, ко всему внимательный человек…»1 Слово о Чехове. Личность и судьба писателя
Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живете, господа!»
Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.
Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии и творчества.
Отец — купец, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного
хора. Когда, после разорения семья уезжает в Москву, Антон остается один
в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: «
Но было
порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром;
жажда творчества;
победа над жестокостью, над собой.
Он начинает «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».
Справка о псевдонимах Чехова
Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них:
Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте — так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии, любитель переиначивать фамилии.
Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.
Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).
Подписывался: Лаэрт, Улисс.
Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.
А. П. Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине,
с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно
придется расстаться.
Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.
Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою
литературную деятельность». Он не раскаялся в выборе профессии, но за время
учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Создавая
свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды, например «История
полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях развития)
и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и… писателя. Он так
и остался в русской культуре —
В них созданы образы
Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка». «Чайка» связана с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много от Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя… Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека…». Это чеховские взгляды на роль художника.
В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу — «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка — подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин».
«Я добросовестно искренна», — говорит Авилова. «Я никогда не лгу», — пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», — скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», — скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», — Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль…» — Авилова в дневнике.
УРОК 119. «Беспринципным
писателем я никогда не был». Рассказы Чехова начала
Урок может быть проведен на материале рассказов «Не в духе» и «Цветы
запоздалые». В 1888 году Чехов пишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь
не знаю».
Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии. На уроке это можно показать при изучении рассказов, иллюстрирующих обе тенденции творчества, например «Не в духе» и «Цветы запоздалые».
Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе». В работе с текстом следует актуализировать такие аспекты:
Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним — в центре рассказа «Цветы запоздалые».
Вопросы и задания для обсуждения рассказа
Итог урока. Рассказ «Не в духе» — это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состоятельности к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня… Но не спасло солнце от мрака и… не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям — не теряйте в себе человека.
УРОК 120. «Какое
наслаждение — уважать людей!» Рассказы Чехова
На уроке рассматриваются рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья», «Душечка»
Работу над рассказами можно организовать в группах.
Вопросы и задания для обсуждения
В рассказе два мира. Мир увядающих «дворянских гнезд», праздных героев, которые обращены в прошлое, где текла праздная жизнь. В этом мире — художник. И мир земской деятельности Лидии Волчаниновой, сторонницы теории «малых дел». Она убеждена, что долг каждого — помогать народу, бороться, что «молодежь должна составить из себя сильную партию».
Художник смотрит шире своего мира. Он считает, что нужно освободить народ
от тяжелого труда, а «малые дела» только порабощают народ, примиряют его
с действительностью. Художник — сторонник физического и духовного освобождения
народа, мечтает о деятельности, но ничего не делает, пассивен. Он и за любовь
Мисюсь не боролся, не искал ее. «Мне… начинает казаться, что мы встретимся»,
но по воле
Лидия поглощена своим делом, независима. Ее кредо — «но ведь нужно же
делать
Во фразе «Мисюсь, где ты?» — тоска и героя, и автора «о неосуществленной мечте, поэзии, об утраченном счастье». По Чехову, можно уважать человека за стремление к мечте.
Вопросы и задания для обсуждения
Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть
мир, окружающий их: «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные
разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают
на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается
Вопросы и задания для обсуждения
Дымов, простой врач, выше мира пошлости. Можно уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.
Ольга Семеновна. «Она постоянно любила
Ольга Семеновна
|
|||
Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи» | Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева | Смирнин, полковой ветеринарный врач | Сын Смирнина Саша |
Полюбила | Полюбила | Нашла счастье | Привязалась |
«Мы с Ванечкой» | «Мы с Васечкой» | «Володечка» | «Сашенька» |
Вопросы и задания для обсуждения
УРОК 121. «Его врагом была пошлость»2. «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
На деревом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:
Вопросы и задания для обсуждения
«Человек в футляре»:
«Крыжовник»:
«О любви»:
Выводы урока. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.
УРОК 122. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»3Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч»
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.
Работа с текстом в первой половине урока должна привести учащихся к следующим выводам:
Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
Во второй части урока учащиеся выясняют причины деградации Старцева.
Итоговые вопросы и задания
Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки — это
честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только
студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как
и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни
Вывод. Это
УРОК 123. «Скверно вы живете, господа!» Урок внеклассного чтения. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и рассказ В. М. Шукшина «Шире шаг, маэстро!»
Рассказ Шукшина можно изучить, сопоставляя его с «Ионычем» Чехова. Между этими рассказами около семидесяти лет. Главная идея рассказа Чехова — показать духовную деградацию человека, а у Шукшина?
Итоговые вопросы урока
Выводы. Проблема духовного оскудения — вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч — Солодовников — кто дальше?
УРОК 124. «Чехов до сих пор не понят как следует»4. Особенности драматургии Чехова
Нельзя изучать пьесы Чехова, не зная особенностей его драматургической манеры. Поэтому разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно предварить уроком о специфике его драматургии. Современная Чехову публика не приняла многих его пьес. Почему? Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора — отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова «О вреде табака».
1886 год
|
1903 год
|
Герой — Маркел Иванович Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей, желающий их пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене. Он стремится казаться ученым. Лекция «О вреде чаизма и кофеизма для организма». Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: «Съешь эти блины сам, Маркеша». Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении лекции приступ астмы. В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более он смешон. Он — добрый болтун. Здесь — только «верхний слой» | Герой — Иван Иванович Нюхин, муж своей жены: в старом
поношенном фраке. Ключевая фраза его речи — «Мне решительно все равно».
Он говорит о себе: «Я решительно не профессор и чужд ученых степеней».
Лекция «О вреде некоторых насекомых» («У нас даже в рояле клопы»). При
чтении лекции — «подмигиваю правым глазом». Отношения с женой: у нее |
Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему:
«Остановиться
УРОКИ
После пьесы «Три сестры», в
«Ему чудилось, — вспоминает Станиславский, — раскрытое окно, с веткой белых
цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем,
а потом ни c того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось,
что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается
за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные
В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно от какой причины».
14 октября готовую пьесу отправили в Москву.
Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.
Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические.
Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.
Вопрос на выявление восприятия: как определить жанр пьесы: комедия, драма, трагикомедия?
а) Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).
б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…» (К. С. Станиславский).
в) Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».
Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
Работу с классом по выявлению особенностей жанра можно провести по вопроса:
3. Конфликт и проблематика пьесы.
Вопросы и задания для обсуждения
Нужно организовать в классе наблюдение за героями, которые объединяются в несколько общественных групп.
Вопросы и задания для наблюдений
Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах.
Внешнем (событийном), хотя в нем тоже не один план (например, любит Аню, плачет
о погибшем сыне, но оставляет
Выводы. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.
Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах… И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают». Последний монолог Фирса, где две линии — «жизнь прошла» и «недотепа», — это и о хозяевах.
Яша — слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к родине).
Вопросы и задания для обсуждения
Выводы. Смысл образа Лопахина — показ новых «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.
Вопросы и задания для обсуждения
Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня — это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.
УРОК 127. «Куда же несешься ты, Русь?»5 Сад как символ в комедии «Вишневый сад»
Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии — судьба вишневого сада, с ним связано все.
Вопросы и задания для наблюдений
Выводы. Сад — это символ родины, ее прошлого и будущего. Прошлое — это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее — это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже изображен майский сад.
УРОК 128. «Безнадежный вздох сострадания к людям». Своеобразие чеховского стиля
Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».
Урок может быть проведен в форме практикума до выявлению характерных особенностей чеховского стиля. В указанных учителем рассказах (или в одном рассказе) необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.
Особенности стиля
1. В основе рассказа — определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место |
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату |
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения |
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя. Объективность повествования |
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей |
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль |
7. Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера |
8. Большая роль детали |
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности |
10. Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия |
11. Говорящие фамилии |
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно |
13. Малая форма и глубокое содержание |
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера |
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог |
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда |
17. Триединство: место, время, действие |
18. Зримость |
Урок может быть проведен и по одному рассказу, например, «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть.
УРОКИ
Уроки внеклассного чтения можно посвятить обсуждению
УРОКИ